Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 14 апреля 14:43

Лондон — Великобритания Июль 2009

Этот отчет — мое признание в любви. Артуру Конан-Дойлю, открывшего мне в далеком детстве детективный жанр, после чего я перечитала кучу детективов, являющихся мировой классикой. Шерлоку Холмсу, чей детективный гений заставил меня развивать наблюдательность, внимательность и прочие весьма полезные качества (курение трубки и кокаин как-то меня не впечатлили в детстве и сознание не сдвинули в неправильную сторону). Доктору Ватсону, чей литературный талант вызывал у меня зависть и заставил написать немало детективных сюжетцев, к великому удовольствию всего класса (величайшие шедевры, выходящие из-под моего пера ушли в народ и больше не вернулись). С тех самых ранне-школьных лет я упрямо считаю Холмса лучшим детективом, а Конан-Дойля — лучшим писателем. Совершенно не стесняюсь признаться, что «Собака Баскервилей» — любимейшая книга, причем уже много-много лет, равно как и фильм, с нашим Холмсом-Ливановым. И тут я совершенно согласна с Ее Величеством Королевой Английской — наш Холмс самый настоящий!

Когда в нашей семье родилась идея путешествия в Лондон, и муж с дочерью с жаром и спорами стали решать какие музеи-дворцы-парки-достопримечательности мы должны посмотреть в обязательном порядке, я знала одно — в музей Шерлока Холмса мы идем строго обязательно и смотрим его, пока я не насмотрюсь в свое полное удовольствие! Ну, а поскольку все мировые столицы мы осваиваем сами, без гидов и групп, то самый первый день в Лондоне начался именно с этого музея…

Конан-Дойль поселил своего детектива на Бейкер-стрит, 221в. И жил он там с 1881 по 1904 год. В те времена такого адреса в Лондоне не существовало вообще, позже Бейкер-стрит продлили и этот номер стал принадлежать зданию строительного общества Abbey National. И письма на Бейкер-стрит стали приходить в строительное общество. Писем с просьбой о помощи в расследовании было так много, что компании пришлось ввести должность секретаря для обработки корреспонденции, поступающей к Шерлоку Холмсу. Так продолжалось очень много лет…

В 1990 году открылся официальный музей Шерлока Холмса.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Находится он на Бейкер-стрит, 221в, неподалеку от одноименной станции метро, примерно на полпути от пересечения Бейкер-стрит с Мэрилебон-роуд к Ридженс-парку.

Располагается музей в старинном доме, из четырех этажей, 1815 года постройки. Дом внесен в список зданий Ее Величества и представляет архитектурную и историческую ценность второго класса.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

На доме прикреплена «Синяя табличка», устанавливаемая на домах, в которых жили исторические личности.

На первом этаже музея есть сувенирный магазин. Но знающие люди покупают сувениры в магазине возле станции метро, где ассортимент не намного меньше, а цены умеренные. Этот факт я проверила лично. Сувенирный магазин в музее посмотреть тоже интересно, особенно впечатляет обилие фотографий Ливанова. Их там так много, что возникает вопрос — чей же это музей?

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Есть на первом этаже и маленькая передняя, в которой приходилось ютиться посетителям детектива.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Второй этаж — гостиная с окнами на Бейкер-стрит. Именно там камин и кресла, сидя в которых Холмс подводил итоги своих расследований и называл имя главного злодея недогадливым читателям. Сейчас там сидит «почти Ватсон», склонный непринужденно поболтать о том-о сем со всеми желающими и не отказывающий в совместном фото на память.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Есть даже монограмма королевы Виктории, которую Холмс изобразил на стене над камином пулями, расследуя обряд в доме Менсгрейвов.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Вообще, по своей сути, это скорее музей лондонского доходного дома конца 19 века. В нем собраны самые настоящие и соответствующие эпохе предметы быта — мебелировка комнат, планировка дома, посуда, ванные комнаты, чемоданы, каминные украшения и прочие милые вещицы, что украшали самые обычные лондонские дома тех времен. И именно это меня увлекло необычайно!

Узкая лестница, круто поднимающаяся вверх, страшно скрипящая от каждого шага и перила, помнящие касания ладоней бог знает скольких людей!

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Сложенные на чердаке чемоданы, пра-пра-пра наших современных «самсонайтов», такие старые и такие интересные именно этой своей стариной — где они побывали за свою долгую жизнь? Нынешние чемоданы так долго не живут…

Ванная комната, с милейшими удобствами в чудный цветочек! В общем-то вполне современная конструкция, надо признать.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

В отличие от этой, совсем уж старинной и никак не вписывающейся в современные интерьеры!

Камины, чудесные английские камины, про которые Эркюль Пуаро говорил, что от них горят подошвы ваших туфель, но замерзают затылки.

У каминов я застряла надолго, раглядывая начищенные до блеска предметы, о предназначении которых я даже не догадывалась. Сколько времени несчастные горничные проводили на коленях, начищая до медного блеска всю эту красоту! В те времена в справочнике английских врачей существовала болезнь «Воспаление коленной чашечки», которой болели исключительно горничные, много часов начищавшие медные каминные приборы и натиравшие ступени узких лестниц мастикой из пчелиного воска и лимона. Сейчас мало кто знает про эту болезнь и современные переводчики, переводя произведения тех времен, заменяют непонятную болезнь более понятной «Родильной горячкой».

В комнате доктора Ватсона (на третьем этаже, окно во двор) собраны предметы, необходимые врачу той эпохи — докторский саквояж, с которым он ходил к своим больным, деревянный стетоскоп, такой старый и такой потертый, что сразу понятно, что им прослушивали не одного больного, стараясь поставить точный диагноз! На полке Ватсона стоят томики «Ланцета» — популярного среди врачей Лондона журнала, в котором печатаются медицинские новости и научные статьи. Насколько я знаю, «Ланцет» существует и по сей день. Во время учебы в институте мы переводили горы научных статей из «Ланцета» на английской кафедре, и с тех пор этот журнал стал мне как родной…

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Ватсон мне симпатичен. Неизменный спутник Холмса, не такой наблюдательный и не такой талантливый, он помогал детективу во всех его расследованиях. А между тем был Ватсон очень хорошим доктором, военным врачом и ветераном афганской кампании, истинным джентльменом и настоящим англичанином и ничего, кроме симпатии вызывать не может.

Комната Шерлока Холмса самая популярная в музее (второй этаж, окно во двор, смежная с гостиной). Здесь собраны предметы, которыми пользовался Холмс на протяжении всех рассказов. Здесь есть его неизменная скрипка и трубка, охотничий хлыст, турецкая туфля с табаком, письма, пришпиленные ножом к каминной полке, химическая лаборатория, армейский револьвер Ватсона и многое-многое другое!

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Есть комната миссис Хадсон (третий этаж, окно на улицу). Очень маленькая, очень уютная и очень женская. Ей достались очень непростые постояльцы, ставшие старушке почти родными и скрасившие ее преклонные годы невероятными и удивительными событиями.

Четвертый этаж дома во времена Холмса и Ватсона использовали для хозяйственных целей — там хранились вещи, вышедшие их обихода и те, которыми редко пользовались. Сейчас там маленький музей восковых фигур, которые воспроизводят сценки из рассказов о Шерлоке Холмсе. Не берусь судить о правдоподобии фигур и соответствии их нарядов той эпохе, но узнать из какого они рассказа, можно вполне.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Здесь же расположен чулан и туалет, куда тоже можно заглянуть и посмотреть, как оно было в те времена.

В утешение тем, кто считает, что на музей Шерлока Холмса жалко тратить время, могу лишь сказать, что сам музей невелик, осмотреть его можно достаточно быстро, а с той эпохой он познакомит очень даже неплохо. Ну и конечно, детям там побывать просто интересно. Мой юный племянник, предпочитающий скучным книгам интересный планшет с играми, и то знаком с личностью великого детектива и позавидовал мне, узнав, что я побывала на той самой Бейкер-стрит!

Уходя из музеея, можно оставить свою запись в книге посетителей (на четвертом этаже). И я должна отметить, что записи там на совершенно разных языках и совсем мало русских отзывов. Да и в тот день, когда мы были в музее, наших соотечественников мы не встретили. Ну и прикрепить свою визитку к доске тоже можно, там много всяких разных визиток и рассмативать их тоже интересно, надо сказать.

Уходя из музея, сфотографируйтесь на память с полисменом у входа — он очень доброжелательный, улыбчивый и у него просто обалденный галстук с лупой — ну как тут пройдешь мимо!

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Музей открыт ежедневно, с 9.30 до 18.00 (но время работы все же уточните, мало ли…). Фотосъемка разрешена, причем бесплатно. Вход в музей платный.

Возле музея Холмса расположен музей Восковых фигур мадам Тюссо. Если вы любите побродить среди великих и знаменитых-то вам туда. Побывав в нескольких странах в музеях Восковых фигур, я должна признать, что лондонский — самый лучший.

Но мы пошли по следам Шерлока Холмса.

Паб «Шерлок Холмс».

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Находится паб невдалеке от Трафальгарской площади и вокзала Чарринг-Кросс, Вестминстер, Нортумберленд-стрит, 10–11.

Открыт был в 1957 году, в здании, где раньше была та самая гостиница «Нортумберленд», упоминавшаяся в повести «Собака Баскервилей». Именно здесь останавливался сэр Генри Баскервиль, перед своим отъездом в родовое поместье.

В одной из комнат второго этажа размещена музейная гостиная, собранная для выставки "Мир Шерлока Холмса" в рамках Британского фестиваля в 1951 году. Владельцы паба выкупили эту гостиную и теперь каждый посетитель может полюбоваться этим экспонатом. Одно плохо - гостиная отделена стеклянной стеной, что сказывается на качестве фото. Зато подняться и посмотреть-сфотографировать можно совершенно бесплатно.

Лондон. Мистер Шерлок Холмс, эсквайр...

Еда в пабе обычная, цены тоже. Знай я в те времена, что буду писать отчет, непременно сфотографировала бы и меню, и блюда!

Лондон - город незабываемый, невероятный, удивительный и неповторимый! И вернуться в него, конечно же, хочется. Не знаю, когда это будет, но будет точно. Слишком многое осталось недосмотренным, а в какие-то места хочется вернуться еще раз.

Если я что-то упустила или запамятовала, наша София меня поправит - лучшего знатока Лондона и всего английского я пока не знаю. Сонечке заранее спасибо!

Будете в Лондоне - не пожалейте потраченного времени и загляните в гости к мистеру Шерлоку Холмсу, великому детективу, проживающего все там же, на Бейкер-стрит...