Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Тракай — Литва Октябрь 2014

В Тракай, наверное, попадают многие из тех, кто приехал в Вильнюс. Удобное транспортное сообщение — полчаса на маршрутке-экспресс или на электричке из Вильнюса. Прибываешь прямо на автовокзал, а оттуда — минут 30–40 по прямой улице к замку. Честно говоря — мы поленились, поэтому аж за 5 лит поехали на такси, которое стояло прямо на автостанции. Водитель Анатолиус (который нам рассказал, что прибавив к любому имени окончание -ас или -ус становишься литовцем) нам рассказал куда идти, что купить, где поесть. И еще так, походя предложил — если вечером буду нужен — зайдите в центральный ресторан, у девчонок есть мой телефон — я за вами приеду.

Вообще, городок со смешным названием Тракай — как я уже рассказывала в альбоме, был когда-то столицей Великого Княжества Литовского. И большое спасибо Альберту (albygan) за ценнейшую историческую информацию о ВКЛ. Кто бы мог подумать, что этот городок был когда-то столицей… Типичные деревенские домики. Вроде деревня, хотя и весьма не типичная для Литвы. Есть там караимская улица, куда нужно отправляться, чтобы отведать кибинаев — такие национальные пирожки с мясом…

Итак, прибываем на центральную площадь — и конечно всё начинается с сувенирных рядов.

Место, где отдыхаешь душой

В тридорога))) Буквально пару шагов — и замираешь от восторга…. Озеро Гальве….Утки-лебеди…

Тишина и спокойствие…

Место, где отдыхаешь душой

Итак, озеро Гальве. С ним связана одна красивая, но очень длинная легенда. Самым красивым местом на берегу озера была усадьба магната Одынца. Единственный наследник поместья, Марциан, был " юношей бледным с взором горящим». Верующий, начитанный, но ни плавать ни скакать на лошади не умел. Всё книжки читал. У него была зазноба — панна Мария, но его она особо не замечала, а кокетничала со всеми подряд. Как-то на вечеринке он так и не решился пригласить Марию на танец, потом полночи не спал, был в душевных терзаниях, а утром ему захотелось поплавать по зеркальной поверхности озера. Увидел лодку, влез и поплыл к одному из островов. Но, не заметил, что в лодке была вода. Парень был весь в мечтаниях и грёзах, потом очухался, решил заткнуть течь рубахой, отломил еще кусок доски.

Место, где отдыхаешь душой

Ну понятно, что вода стала прибывать. И тут он вспомнил, что когда-то давно слышал рассказ о святом Яне Непомуцене, который нередко помогает тонущим людям. Став на колени, Марциан стал горячо молиться, прося святого Яна Непомуцена спасти ему жизнь, совершить чудо и не наказывать так жестоко за легкомысленную любовь, в пылу он обещал святому отблагодарить его за спасение, увековечив имя святого Яна Непомуцена в памяти города Тракая. Потом у него случилась амнезия, а потом он очнулся на огромном бревне с ветками, которое видимо случайно оказалось невдалеке от лодки. Обхватив бревно ногами, он стал руками грести к берегу. На побережье находилась крестьянская усадьба, крестьяне приготовили ему горячий отвар из трав и переодели в сухую одежду. В тот же вечер семья Одынцов вместе со слугами обратились с молитвой к святому Яну Непомуцену, благодаря его за сотворенное чудо. А в домашней часовне Одынца повесили образ святого. На следующий день пришло письмо от Марии. В письме она приглашала Марциана на светский вечер и рассчитывала, что он будет ее кавалером. Однако, юноша лишь улыбнулся, разорвав письмо, велел запрягать лошадей для поездки в Тракай. В городе он обратился к воеводе с просьбой разрешить ему построить на свои средства часовню на Ратушной площади в знак благодарности святому Яну Непомуцену за чудесное спасение. Вот так то! Потом слуга научил его плавать и ездить верхом. В центре Ратушной площади в Тракае установили столб с четырех угольной часовней на ней, в которую поместили статую святого Яна Непомуцена. Обряд освящения стал праздником для города и его окрестностей, а святой Ян Непомуцен был объявлен покровителем Тракая — города озер.

Марциан так и не женился, а Мария вышла замуж за отставного офицера…. Так к чему это я? Вообще я хотела рассказать почему озеро называется Гальве — но как всегда отвлеклась на легенду))). После третьего раздела Речи Посполитой Тракайская земля вошла в состав России. Сторонники новой государственной идеологии разрушили часовню, а статую святого Яна Непомуцена бросили в воды озера Гальве. Тракайцы мягко говоря возмутились. И вот одним зимним утром сына начальника полиции нашли мертвым у самого берега напротив замка. Женщины в городе шептались, что парень был активным участником разрушения часовни, что он своими руками бросил статую в озеро. А на следующий день вдруг посреди осени внезапно антициклон и озеро полностью затянулось льдом.

Место, где отдыхаешь душой

Так родилась легенда об озере Гальве. В ней говорится, что озеро не замерзает и не вскрывается до тех пор, пока кто-нибудь не утонет, т. е. пока озеро не получит голову. Потому оно и называется «Гальве» — голова. Кстати власти хотели расчистить Ратушную площадь от развалин часовни, но так и не нашли желающих выполнить эту работу, а уж потом часовню отреставрировали и поместили в ней новую статую святого Яна Непомуцена.

Полюбовавшись озером мы пошли в замок — его я подробно показывала и многое рассказывала. Вернулись на остров, кстати вот статуя Витаутаса выпили кофе в очень приличном заведении — убей не помню названия.

Место, где отдыхаешь душой

и решили совершить водную прогулку. Было несколько вариантов: можно было взять катамаран, лодку с веслами — но крутить и грести никто не хотел — хоть это было очень дешево))) Что-то окло 10 лит (150 р), можно было дождаться туристического катера — там около 50 мест. А можно было арендовать яхту — что мы и сделали)

За полтора часа катания 100 лит. А за 200 евро можно арендовать вот что.

Место, где отдыхаешь душой

Так вот яхту мы арендовали вместе с капитаном, который рассказал о тех местах, мимо которых мы проплывали, об исторических событиях, разворачивавшихся здесь в средние века,

Место, где отдыхаешь душой

о людях, которые населяли эти земли.

Вот он наш капитан — Левиус (по нашему Лев).

Место, где отдыхаешь душой

Он рассказал, например, об усадьбе и парке Ужутракис. Местность с таким названием была известна еще с 14 века. В те времена ее называли «остров Альгирдаса», и она находилась под владычеством татарских феодалов.

А пятью веками позже ее купил граф Тышкявичюс и построил здесь белоснежный дворец в стиле неоренесанса, который до сих пор привлекает внимание всех, проплывающих мимо. Говорят, что этот дворец окружает самый большой и оригинальный парк в Литве. Правда, посетить его нам не удалось. В планах нашего вояжа причалить к Ужутракису не было.

Место, где отдыхаешь душой

От нашего же капитана мы узнали кто такие караимы. Караимы — совершенно уникальный народ. По религии они близки к евреям (к иудаизму), а этнически они скорее татары. Некоторые считают караимизм самостоятельной авраамической (то есть, берущей свое начало от Торы и Ветхого завета) религией. Ревностное соблюдение вековых традиций своего народа (в частности, традиция заключать браки исключительно со своими единоверцами) с одной стороны позволили сохранить караимскую культуру до наших дней практически в неизменном виде, с другой стороны — способствуют тому, что караимская община потихоньку вымирает. В мире их всего около 20 тысяч, тем не менее, за свою полуторатысячелетнюю историю они умудрились ни с кем не смешаться и сохранить себя как нация. Небольшая караимская община живёт в Тракае. Откуда же Караимы появились в Литве? Благодаря все тому же Великому князю Витаутасу, который в конце XIV века привез из Крыма около 400 караимских семей и поселил их в Тракае. Поначалу караимы были привезены как рабы, однако очень быстро смогли завоевать доверие Великого князя — именно из караимов состояла княжеская личная охрана и именно они охраняли замок. Караимы, не занятые на военной службе, занимались земледелием и ремеслами. Наш таксист Анатолиус рассказал нам про интереснейшую традицию — караимы строят дома таким образом, чтобы на улицу выходило ровно 3 «мистических» окна — одно Богу, второе — князю, третье — жителям дома.

Место, где отдыхаешь душой

Караимская кенасса внутри очень похожа на синагогу, а вот снаружи выглядит довольно необычно. Фото из интернета — у меня не получилось.

Место, где отдыхаешь душой

Вообще, катаясь на яхте фотографировать можно бесконечно — просто темнеет быстро. Виды замка, Тракая озера, природы…

Ну и друг-друга тоже)

Место, где отдыхаешь душой

В самом конце путешествия мы ужинали в очаровательном месте «Маркизас». А с нами вместе ужинал кот. Классный такой) Запрыгнул на свободный стул, слушал о чем мы говорим, поддакивал, вернее подмяукивал), ел рыбу из моей тарелки.)))

А потом мы решили вернуться в Вильнюс. Ага! Не тут то было. Топать час до автостанции по ТАКОЙ

Место, где отдыхаешь душой
темноте — удовольствие ниже среднего… Но, впрочем, эту историю я рассказывала в самом первом отзыве после возвращения из Литвы.

Итак, день подошел к концу, мы благополучно вернулись с Вильнюс, в наш чудесный отель — а в следующий раз я расскажу и про сам город Вильно — с такой удивительной и неоднозначной историей. И конечно же с новыми легендами!