Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 7:13
Европа!!!

Второе свидание с Голландией

Утрехт, Гаага, Киндердейк, Гауда, Делфт, Харлем + 6 городов — Нидерланды Август 2014

Дорогим моим подружкам посвящается

Я уже давно подозреваю, что по каким-то неведомым мне причинам покровитель путешественников определенно ко мне благоволит и помогает в осуществлении моих трэвел-планов. Иначе, судьба не подарила бы мне столько подруг, живущих в разных уголках земного шара и с радостью принимающих меня у себя. Так, в разное время я побывала в гостях у своих дорогих подружек в США, Франции, Болгарии, а теперь к этому списку прибавилась еще и Голландия. Моя близкая институтская подруга Наташа давно живёт в Гааге, куда уже много лет зазывала меня в гости. Но почему-то всё как-то не складывалось, что-то другое перебивало и мешало, но в этом году я твёрдо решила — всё, летом из Москвы обязательно еду. Сказано — сделано, и вот в начале августа Наташкин муж Слава уже встречает меня в аэропорту Схипхолл и везёт к себе домой в Гаагу, где меня ждёт тёплый, дружеский приём. Что может быть лучше, чем жить в чужой стране у своих близких друзей, которые тебе и помогут, и подскажут, и дадут ценные наводки и советы. Всё это я и получила сполна в доме моей подруги.

Второе свидание с Голландией
Терраса в квартире моей подруги, где я провела много приятных моментов в её компании.

И в дополнение к этому немалые сэкономленные средства и душевное спокойствие — ведь я была начисто лишена стресса, когда в голове постоянно щелкает счетчик, отсчитывая сколько евро в день потрачено на гостиницу. Предвижу, предвижу скептические ухмылки в свой адрес. «Да она же попросту любительница халявы!», скажут некоторые и будут совершенно, тотально, абсолютно неправы. Нет, друзья, это не халява и не алчное стремление к экономии, а вполне взаимообразный процесс, отношения, которые складывались годами, еще с юности, когда участницы этих отношений прошли через немало бед и проблем, помогая и поддерживая друг друга, в результате чего их связка сделалась крепкой и на всю жизнь. Вот поэтому я и говорю всегда «Мои друзья — моё богатство». Может, и избито, зато верно и точно.

Так вот, в Гааге я провела две чудесных недели в уютном доме моей подруги, исколесила всю Голландию на поездах, съездила в соседнюю Бельгию и Люксембург, и даже в немецкий Аахен, куда Наташа свозила меня на один день на машине. Это был мой второй визит в эту страну, лет пятнадцать назад я ездила в групповой тур по Голландии и Бельгии, но как водится, в таких поездках ничего толком не увидела, всё бегом-бегом, наскоро, поверхностно. С тех самых пор я всё мечтала вернуться сюда самостоятельно, чтобы спокойно посмотреть эту маленькую страну и получить от неё удовольствие. Да еще и Бельгию с Люксембургом захватить. Что смогла осуществить только сейчас, но ведь лучше поздно, чем никогда, не правда ли?

Про транспорт

Голландия оказалась очень удобной страной для самостоятельных путешественников. Судите сами, расстояния между городами смешные, 15–20 минут на поезде, и ты уже в другом городе, а через 40–50 минут — на другом конце страны. С билетами вообще никаких заморочек — приобретаешь пластиковую карточку OV-chipcard, кладешь на неё деньги и ездишь в своё удовольствие на всех видах транспорта в любом городе страны. Надо только не забывать прикладывать карточку к автомату при выезде на вокзале и снова прикладывать её к автомату по приезду. Также и в трамваях-автобусах. Таким образом, ты не привязан к расписанию поездов, просто садишься с этой карточкой на любой удобный тебе поезд и едешь, куда хочешь. Кондуктор же сверяет карточку со своей машинкой, и все дела. На редкость удобная, логичная и разумная система.

Очень понравились голландские автобусы — приходят и отходят точно по расписанию, всегда есть свободные места, водители очень любезные, всегда всё подскажут-объяснят. Прямо под окнами квартиры моей подруги была остановка автобуса, куда каждое утро я выходила в удобное для меня время, и автобус подходил минута в минуту по расписанию. К концу моего пребывания все водители уже знали меня в лицо и любезно здоровались со мной. 15 минут на автобусе, и я уже на центральном вокзале, откуда могла ехать куда захочу. На все разъезды по стране, включая поезда, автобусы, трамваи за две недели я потратила примерно 150 евро.

Человеческий фактор

Этот момент очень порадовал. Голландцы в основной своей массе простые такие ребята, приветливые, открытые, очень позитивные. Всегда и везде ответят на вопросы, подскажут, объяснят. Какой контраст с французами, не раз их там вспоминала и сравнивала по следам своей недавней поездки во Францию. Отношение к русским, откровенно говоря, удивило, готовилась я морально к худшему, ведь моя поездка совпала с печальными событиями, когда был сбит индонезийский Боинг, среди пассажиров которого было много голландцев. И когда меня где-нибудь спрашивали, откуда я, в моей голове нет-нет, да и мелькала трусливая мысль сказать, что я из Чили. Но в последний момент, отбросив сомнения, всё же говорила правду: «Я из России». И никто, ни один человек, начиная от старенького соседа в доме и заканчивая водителями автобуса, не выказывал мне какого-то негатива или агрессии. Напротив, люди улыбались, радостно восклицая — «О, Россия, хорошо!» Как все-таки приятно, что они там в Европе всё понимаю и умеют делать разграничения, в смысле, кто есть кто и к обычным людям из России не испытывают неприязни.

Простота характеров голландцев сказывается и на их внешнем виде. Одеваются они в основной своей массе просто, но добротно и качественно.

Второе свидание с Голландией

Молодежь, как и везде в Европе, одета безобразно и безвкусно, старшее поколение уделяет внешнему виду гораздо больше внимания. Минимализм в использовании косметики у голландок очень бросается в глаза. И еще рост, особенно у мужчин, все они почти Гулливеры.

Поголовно вся страна от мала до велика ездит на велосипедах.

Второе свидание с Голландией
Национальный музей Рейксмюзеум, где находится "Ночной дозор" Рембрандта.

И хотя все об этом факте знают, но все равно порой было удивительно видеть на велосипедах, скажем, монашек или совсем уж божьих одуванчиков. Как говорит моя подруга, они там с рождения садятся на велосипед и слезают с него только перед самой смертью.

О некоторых особенностях голландского менталитета и образа жизни поведала мне моя подруга, которая живёт в Голландии уже больше 20 лет и знает об их жизни не понаслышке. Среди голландцев приняты браки с серьезной разницей в возрасте, когда жена на несколько лет старше мужа. Это для них норма. Доминирующая роль женщины также характерна для голландских семей. Уход за детьми у них на равных, распределение домашних дел и обязанностей — тоже. Что ж, весьма похвальное явление.

Экономность, прагматизм, сдержанность и пунктуальность являются главными чертами голландцев. А вот путешественники они никакие. Самое большее, на что способен средний голландец это снять апартаменты где-нибудь в Испании и валяться там все время у бассейна, потягивая сангрию. По сравнению с итальянцами, немцами или даже испанцами путешествуют они мало и неохотно.

Про питание

В Голландии можно питаться очень и очень недорого. Конечно, если не ходить по ресторанам, а отдавать предпочтение уличной еде, которая там очень вкусная.

Второе свидание с Голландией
Уличные киоски, где задешево продают вкуснющую малосольную селедочку.

На первом месте стоит, конечно же, селёдка — малосольная, свежайшая, нежнейшая, посыпанная мелким лучком. Просто объедение! Подцепишь её за хвост и сразу в рот, именно так следует есть селёдку по-голландски.

Второе свидание с Голландией

Называется она харинг и в уличных киосках стоит от 3 до 4 евро за порцию. На втором месте в моём личном гастрономическом списке стоит кибблинг — кусочки рыбы в кляре, обжаренные в масле. Откровенно говоря, настоящая бомба из калорий, но когда целый день ходишь, то можно себе позволить для восполнения энергозатрат. Копчёный угорь и семга тоже очень вкусные и по вполне приемлемым ценам, но как-то я ими особо не увлекалась. Голландские блины это нечто фантастическое.

Голландские блины с сыром больше напоминают пиццу. Очень вкусно и сытно. Осилить это блюдо я так и не смогла.

Больше, правда, они похожи на пиццу — и по размерам, и по начинке. Осилить до конца голландский блин я так и не смогла. Еще понравился местный омлет с картошкой, ветчиной и овощами. Жутко вкусное и сытное блюдо. Всё это блюда голландской народной кухни, которые обязательно стоит там попробовать.

Поскольку я жила в Гааге, то моя подруга свозила меня в соседний курортный городок Схевенинген у Северного моря,

Второе свидание с Голландией
Прогулка вдоль пляжа Схевенингена после ужина в ресторане.
где угощала в народных ресторанчиках, куда ходят местные. Вкусно, сытно, относительно недорого, приятная атмосфера, в общем, в таких заведениях получаешь все тридцать три удовольствия. Очень и очень рекомендую. Кроме традиционной селёдки очень хорош густой суп из морепродуктов и устрицы.

Про погоду

Погода в Голландии штука весьма и весьма капризная, её не угадаешь, да и меняется она на протяжении дня не один раз. Одеваться поэтому лучше всего слоями, исходя из ежеминутной опасности дождя, скидывая одежду по мере улучшения погоды. В начале августа лето в Голландии уже кончилось. Оно продлилось всего две недели с середины июля, когда там было по-настоящему тепло и сухо. В августе же температура редко поднималась выше 15 градусов и дождь шёл практически каждый день, в общем, куртка, зонтик и бейсболка — самое то для этой страны даже летом.

Мои маршруты

В этот раз свои маршруты по стране я строила с упором на маленькую провинциальную Голландию. Хотелось насладиться пасторальными открыточными пейзажами с мельницами, коровками и овечками, побывать в типичных рыбацких деревнях, увидеть жизнь и быт обычных голландцев. Побывав в самых разных уголках Голландии, не перестаю удивляться её контрастности и невиданному разнообразию. И действительно, в этой малюсенькой стране чего только нет! И деревни, и мельницы, и цветочные поля, и замки, и злачные кварталы красных фонарей, причем не только в Амстердаме, и типичная голландская архитектура, и ультрасовременные здания как в Роттердаме и Зандаме. Неслыханное разнообразие на такой миниатюрной территории. Огромный плюс для туристов.

Свои поездки я, как правило, компоновала, чтобы за один день посетить сразу два, а то и три места. Из больших городов включила в свою программу только Амстердам (один полный день) и Роттердам. Амстердам я просто вспоминала и освежала, из нового открыв для себя необычный мост Питон, мимо которого просто не могла пройти, добавив этот эффектный экземпляр в свою персональную коллекцию мостов.

Второе свидание с Голландией
А вот и оранжевый Pythonbrug, Мост Питон. Это змеевидный стальной мост, окрашенный в красный цвет и выполненный в более чем оригинальном стиле. Мост не является историческим, так как был спроектирован и выполнен известной голландской строительной компанией в 2001 году. Его задача заключается в том, что он соединяет полуостров Споренбург с островом Борнео. Трамвай номер 26 идет к мосту от вокзала – ехать 8 мин и 3 остановки. Потом идти пешком к мосту около 20 минут. по улице J.F. Van Hengelstraat.

Музей Ван Гога, прогулка на лодочке по каналам, погружение в прошлое в Бегейнхофе и просто хаотичные бродилки и любование городом сделали мой день в Амстердаме.

Второй по величине город Голландии Роттердам, признаться, удивил. Очень нетипичный по голландским меркам город с новаторскими архитектурными решениями.

Второе свидание с Голландией
Знаменитые кубические дома - визитная карточка Роттердама.

Главные его must-see — кубические дома, мост Эразма и башня Евромаст, откуда отрываются красивые панорамные виды на порт и гавань.

Мне кажется, очень стоит увидеть такой необычный современный город Голландии, хотя бы ради понимания многоликости и контрастности этой маленькой страны. Вот только с погодой в тот день мне не повезло. Дождь и туман здорово подпортили знакомство с Роттердамом. А любителям традиционной Голландии будет интересно совершить отсюда экскурсию в местечко Киндердейк и полюбоваться ветряными мельницами.

Второе свидание с Голландией

Сделать это совсем просто — прогулочные кораблики отправляются от набережной с флагами между двумя мостами. За 15 евро и четыре часа Вы увидите край ветряных мельниц и полюбуетесь панорамами Роттердама с воды. Вся информация по Киндердейку здесь www.rebus-info.nl

Наверное, все слышали про знаменитые сырные ярмарки Алкмара, Эдама и Гауды. По принципу территориальной близости мой выбор пал на Гауду, где по четвергам с 10 до 12 проходят сырные ярмарки. Это даже не ярмарка, а популярный голландский аттракцион, во время которого торговцы и покупатели, все как на подбор фактурные персонажи, яростно торгуются, хлопают друг друга по рукам, подбрасывают сырные головки в воздух, после чего грузят круги сыра на повозки и везут в весовую палату.

Второе свидание с Голландией
Веселые гаудские девушки щедро раздают зрителям вкусный сыр.

Приятно, что к тому же всех зрителей угощают вкуснейшим сыром. Настоящее театрализованное представление, яркое и где-то балаганное. Да и кроме сырной ярмарки здесь много всяких интересных мест — Ратуша, Весовая Палата, церковь Святого Иоаннна, уютные дворики и живописные узенькие домики.

Второе свидание с Голландией

Гауда совсем малюсенькая, поэтому её я совместила с Делфтом. Этот голландский городок тоже маленький и совершенно очаровательный. А как удобно он скомпанован — все главные достопримечательности сосредоточены вокруг площади Маркт, поэтому осматривать Делфт просто и приятно.

Живописные каналы Дельфта.

Новый и Старый соборы определяют профиль этого городочка. Очень стоит подняться на смотровую площадку Нового собора, хотя сделать это совсем непросто. Ноги после такого восхождения будут гарантированно болеть, но прекрасные виды компенсируют весь дискомфорт от взбирания вверх по узенькой лестнице.

Второе свидание с Голландией
Можно подняться на колокольню Новой церкви (хоть это и нелегко) и полюбоваться сверху видами на Дельфт.

А вообще, самое приятное это просто побродить по этому чарующему городу, полюбоваться его каналами и красивыми домиками. Объединив в тот день Гауду с Делфтом я получила большое удовольствие. Да и с погодой в тот день повезло.

Гаагу я смотрела сразу же по приезду. И хотя моя подруга все жаловалась на скучную однообразную жизнь в этом городе, мне все равно город понравился. Гаага, по-голландски Den Haag — город, безусловно, официозный, ведь здесь расположены резиденция правительства, парламента и королевского двора. Но прежде всего, Гаага известна тем, что здесь находится Дворец мира, в котором заседает Международный суд ООН.

Второе свидание с Голландией
Главный символ Гааги - Дворец мира построен в стиле неоренессанс в период с 1907 по 1913 год. В настоящее время здание служит местом заседания Международного трибунала, резиденцией Гаагской Академии Международного Права, а также в нем расположена большая библиотеки международного права.

И вместе с тем Гаага очень спокойная и тихая, какая-то чинная. В городе множество не только типичных для Голландии зданий 17 века в стиле ренессанс, но также и барочных, классических зданий 18 века, да и ар-нуво тоже встречаются вперемежку с ультра современными строениями. Любителям архитектуры в Гааге определенно есть, что посмотреть.

Второе свидание с Голландией
В городе очень много красивых особняков самых разных архитектурных стилей.

И еще в Гааге находится совершенно потрясающий музей Маурицхейс.

Второе свидание с Голландией
Музей Маурицхейс. Здесь расположена Королевская художественная галерея.

Это один из лучших художественных музеев Голландии с уникальной коллекцией шедевров фламандских и голландских мастеров 17 века. Главная жемчужина коллекции — Девушка с жемчужной сережкой кисти Яна Вермеера. Очень стоит заглянуть, я лично получила большое удовольствие от посещения этого музея.

Следуя правилу объединять и компоновать всё и вся в один из дней я совместила Лейден и Харлем — славную парочку традиционных голландских городков. Оба городка типично голландские, традиционные и в то же время очень разные.

Лейден — такой старинный университетский город, очень поэтичный и одухотворенный.

Пасторали Лейдена

Даже стены домов здесь поэтичны в прямом смысле слова. На них приведены цитаты из мировой классической литературы, причём на языке оригинала. Вот такая милая изюминка есть в этом красивом городе. А еще здесь есть ветряные мельницы, и живописные каналы, и череда очаровательных мостиков, самый эффектный из которых крытый торговый мост Корнбург. Это ли не атрибуты типичного голландского антуража? А с крепости Бурхт открываются чудесные виды на черепичные крыши города, и весь Лейден лежит как на ладони.

Харлем — тоже очень старинный и очень голландский город. Дух старины здесь просто витает в воздухе.

Второе свидание с Голландией
Вид на готическую церковь Святого Баво на Гроте-Маркт.

Достаточно пройтись по необыкновенно красивой Гроте-Маркт и прилегающим к ней улочкам или заглянуть в Музей Франса Халса на самой узкой и самой живописной улочке города или зайти в Собор Святого Бавона и подивиться роскошному органу. Случайно забрела там в квартал красных фонарей, удивило, что расположен он прямо у стен церкви. Чудеса, да и только!

Кстати, одноименный район Нью-Йорка имеет к голландскому Харлему самое прямое отношение. Ведь американский Гарлем был создан голландскими переселенцами, которые и заселили этот район Нью-Йорка.

Да, и между Лейденом и Харлемом простираются самые красивые цветочные поля Южной Голландии. Моя подруга свозила меня туда напоследок, и мы даже смогли застать кое-где остатки былой цветочной роскоши.

Второе свидание с Голландией
Представляю, какая там красота в апреле—мае!

Объединив в один из дней Зандам, Волендам и остров Маркен, я пожалуй, слегка перемудрила с маршрутом, но всё равно всё успела, хотя из Зандама пришлось добираться до Волендама на автобусе, что долго и муторно. В Зандам ехала в первую очередь ради домика Петра, а оказалось, что там очень необычный квартал ультра-современной голландской архитектуры.

Второе свидание с Голландией
Этот необычный отель Иннтел появился здесь в 2010 году. Он как конструктор собран из множества фасадов маленьких домиков. Интересный образчик современной архитектуры Нидерландов, вдохновленный добрыми старыми традициями Голландии.

Вообще же, Зандам — типичный городок доброй старой Голландии с зелёными деревянными домиками, тихими узкими улочками. Даже больше на деревню смахивает местами. Для русского человека он интересен тем, что здесь побывал Пётр Первый, прибывший сюда в своё время инкогнито, чтобы обучаться корабельному делу. Домик, где он останавливался на постой сегодня превращен в музей русского царя и спрятан внутри большого здания.

Внутри маленькая экспозиция, воссоздающая быт той эпохи. А на главной площади стоит памятник Петру Первому, который подарил городу Николай Второй. В общем, очень знаковое место, которое русскому человеку обязательно следует почтить своим присутствием.

Про Волендам, наверное, все знают. В прошлом обычная рыбацкая деревня на берегу залива Маркермер, а сегодня модный туристический аттракцион Волендам привлекает великое множество туристов, и от этого теряет часть своего очарования и аутентичности.

Набережная Волендама.

Но стоит отойти чуть вглубь деревни и затеряться в переулках, как видишь её подлинное спокойное лицо. Из плюсов — возможность сфотографироваться в национальном голландском костюме, отведать малосольной свежайшей селедочки и сплавать на кораблике на остров Маркен. Всю эту программу я успешно выполнила и осталась весьма и весьма довольна всем увиденным.

Второе свидание с Голландией
Ну и я тоже не удержалась от соблазна.

Пасторали с ухоженными овечками в окрестностях Волендами также порадовали.

Второе свидание с Голландией
Пасторали с овечками по дороге из Волендама в Амстердам ( в районе Моникендама).

Если уж Вы добрались до Волендама, то очень стоит посетить и соседний остров Маркен. Всего полчаса на кораблике и Вы окажетесь в совершенно иной обстановке, где нет таких толп, как в Волендаме, всё попроще, поскромнее, пореалистичнее.

Есть музеи деревенского старинного быта, живописная маленькая гавань и просто красивые деревенские домики, в которых живут своей жизнью простые голландцы, за которой так интересно подсматривать.

По логике вещей я объединила Утрехт с посещением замка Де Хаар. И правда, они легко совмещаются, хотя здесь есть некоторые тонкости в логистике. Если до Утрехта можно доехать на поезде вообще без проблем, то чтобы добраться из Утрехта до замка придётся немного поскакать. Итак, сначала едем на электричке до станции Vleuten, оттуда садимся на автобус номер 127 и едем до остановки Haarzuilens, откуда идём до замка пешком еще минут 15. В общем, довольно муторно, хотя и вполне выполнимо. Обратно, соответственно, таким же образом.

Утрехт меня очаровал сразу и бесповоротно. Красивейший старейший город, в пейзаже которого доминирует Домский собор с Башней. Поразило невероятное множество изящных особняков, двухъярусные каналы с террасами, компактный средневековый центр и самое главное, безлюдность на улицах города.

Народу там по сравнению с Амстердамом в разы меньше, что согласитесь, в наши дни является огромным плюсом. Причём совершенно непонятно почему, город ведь очень красивый и фотогеничный. В общем, не пожалела, что поехала, получила большое эстетическое удовольствие.

Ну, а замок-Де Хаар (Kasteel De Haar) это вообще песня. Это самый большой замок Голландии с башнями, турелями, рвами и висячими мостиками. Стоит он на воде, что только добавляет ему эффектности и выразительности.

Отражения в воде играют и преломляются, создавая неповторимую волшебную атмосферу. Романтическая часовня и красивый парк дополняют пейзажи замка. Билет в замок стоит 14 евро с посещением внутренних покоев замка, 4 евро — без посещения, только по территории парка. Одно большое, НО — попасть в замок можно только в составе организованной экскурсии исключительно на голландском языке. Фотографировать внутри замка строго запрещено, по этой причине внутрь я не пошла, а ограничилась прогулкой вокруг замка. В любом случае, очень рекомендую к посещению этот замок. Для меня он стал приятной неожиданностью, ехала туда больше из любопытства, чтобы иметь общее представление о голландских замках, ни на что такое, особо не рассчитывая, а увидела настоящее чудо.

На этом мои маршруты по Голландии закончились, но кроме того я совершила трёхдневный вояж по Бельгии и Люксембургу, но это уже, как говорится, совсем другая отдельная история.