Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 9:41

Франция эпохи королей. Блуа — любимый замок Людовика XII и место сбора войск Жанны д'Арк

Блуа — Франция Июнь 2012

Еще будучи школьницей, я была заочно влюблена во Францию. Ну кому может не нравиться Франция, спросите вы. От этой страны без ума буквально все (уберем в сторону современные проблемы, связанные с миграцией, преступностью и врожденной заносчивостью французов).

У меня же на то были объективные причины.

Во-первых, я учила французский язык. К сожалению, занятия так и не привели к сколько-нибудь значимым результатам, зато в моем сознании хорошо отпечаталась карта Парижа с центром на острове Сите. Я слушала французские песенки и читала сказки Шарля Перро в оригинале, но мечтала о том, чтобы сказать пару самых простых фраз настоящему носителю языка, которого судьба вряд ли занесла бы в наш далекий маленький северный городок.

Во-вторых, я, как и многие девочки в 90-х, фанатела от серии французских фильмов, где главной героиней была роскошная рыжеволосая женщина, постоянно оказывающаяся заложницей своей красоты. «Анжелика и король», «Анжелика — маркиза ангелов», «Неукротимая Анжелика» звучит как божественная музыка, как мечта домохозяйки о жизни, полной страсти и безумных авантюр. Разве кто-то не представлял себя на месте Анжелики — прекрасной, гордой, отвергающей любовь самого Короля-солнце? Так к желанию посетить Францию и Париж прибавилось желание посетить самую знаменитую королевскую резиденцию в мире — Версаль, где находился двор Людовика XIV и, разумеется, его фаворитки.

В-третьих, из домашней библиотеки до дыр были зачитаны все книги, связанные с Францией и ее историей. Толчком послужил случайно найденный сборник рассказов Жюльетты Бенцони «Любовь и корона», посвященный историям любви, предательств, интриг и измен коронованных особ, их любовников и любовниц, начиная от Меровингов и заканчивая последним королем из орлеанского дома Бурбонов.

Место действия нескольких рассказов — замки в долине реки Луара, где жили французские короли из династии Валуа, скрываясь от Столетней войны и феодальных разногласий с 14 по 16 вв., а также их фаворитки (чего стоит самая знаменитая из них — «охотница» Диана де Пуатье, которой, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, удалось поймать в свои сети Генриха II и достичь большего влияния и могущества, чем королева).

Так возникло еще одно желание — непременно увидеть своими глазами роскошные шато, ставшие частью истории Франции эпохи королей.

Геральдическая лилия (флер-де-ли) - знак французских королей. Брусчатка в Блуа

Мои мечты о Франции, Париже, Фонтенбло и Версале последовательно претворялись в жизнь. В июне 2012 года настала очередь долины Луары, тем более, что в то время я особенно была увлечена творчеством Оноре де Бальзака, который не только родился на берегах Луары в городе Тур, но и перенес место действия многих своих произведений в эту живописную область Франции.

Открытый годовой шенген «жег» паспорт, и я решила осуществить свою мечту о Луаре спустя всего два месяца после последней поездки в Европу — в весеннюю Прагу. Меня не останавливало даже то, что муж не мог поехать вместе со мной из-за работы. Я сама могла вырваться всего на пять дней, включая два выходных, но мысль о том, что этот год может пройти без моей любимой Франции, была невыносимой!

Церковь Святого Николая, Блуа

Пусть всего лишь пять дней, пусть самый дешевый билет с ночной пересадкой в Праге, пусть невозможность разделить с кем-то впечатления в одиночной поездке…. Пусть! Главное, что я лечу во Францию, буду дышать воздухом Парижа, любоваться пейзажами в долине Великой реки, которые вдохновляли великих писателей, архитекторов и художников, восхищаться замками, чей облик создавался в эпоху французского Возрождения и пить местное вино из винодельческого района Турень.

Я купила самый дешевый билет «Чешских авиалиний» в Париж с пересадкой в Праге. Пересадка «туда» была кошмарной: в Прагу я прилетела около полуночи, а вылет в Париж — только в 7 утра. Ну сколько раз твердили миру — не стоит брать билеты с длинной ночной пересадкой, если переночевать негде, кроме как в аэропорту! Авторитетно заявляю, что аэропорт Праги Рузине не предназначен для ночевки — он маленький и холодный из-за постоянно работающего кондиционера, сиденья жесткие, ночью закрыто абсолютно все и практически безлюдно, как в фильме по роману Стивена Кинга «Лангольеры».

Грело меня той ночью только одно: скоро я увижу Париж, а еще через пару часов — Блуа, один из «королевских» городов в долине Луары.

Все тяготы пути до Парижа позади. Я прилетела по расписанию в Орли, на поездах RER и метро добралась до вокзала Аустерлитц, откуда отправляются поезда в южном направлении, в том числе и в Блуа.

Билет на поезд купила заранее — на сайте французских железных дорог sncf.com, цена (на 2012 год) — 26,5 евро. Время в пути до Блуа — менее 1,5 часов, поэтому многие туристы едут в долину Луары из Парижа на день, уезжая утром и приезжая вечером. Мне же предстояло провести в Блуа две ночи, затем одну ночь в другом «королевском» городе — Амбуазе, а затем вернуться в Париж.

Возкал Аустерлитц, открытый в 1840 году

Около двух часов дня я наконец приехала в долину Луары и город, в котором находится самый крупный из луарских замков и резиденция королей — Блуа.

Блуа — городок небольшой, всего 40 000 жителей, и расстояния здесь маленькие. От вокзала Блуа до центра города можно дойти пешком, что я и сделала.

На две ночи был забронирован номер в двухвездочном отеле La Renaissance, занимающем здание 18 в. Номера в отеле рассчитаны на путешественников, не слишком-то требовательных к комфорту и чистоте, но меня в целом все удовлетворяло, так как отель удобно расположен в непосредственной близости как от замка, так и от вокзала, рядом с которым находится остановка автобусов, курсирующих по маршруту между замками Луары.

Несмотря на усталость и желание выспаться после ночной пересадки в Праге, я все же отправилась гулять по Блуа, который понравился мне буквально с первого взгляда…

Именно таким я и представляла себе тихий провинциальный город в самом сердце Франции. Грифельные покатые крыши, ажурные балкончики, аккуратные клумбы… И практически полное отсутствие людей!

Кто бы мог подумать, но во времена королей жизнь здесь бурлила, подогреваемая интригами и убийствами. В наши дни Блуа не имеет никакого политического значения, зато поток туристов в город не иссякает, потому что именно отсюда чаще всего начинаются экскурсии по долине Луары. Другое дело, что туристы в Блуа не задерживаются, предпочитая сразу отправляться к замкам.

Мне кажется, что Блуа все же заслуживает того, чтобы на него выделили пару часов даже в плотной экскурсионной программе. В городке нет ощущения «путешествия в Средневековье» с его сверхузкими улочками и домами с толстыми стенами и узкими окнами, как в крепости. Основная застройка относится к более позднему времени, но зато она сохранилась до наших дней в великолепном состоянии. Такое ощущение, что над городом не довлеет груз веков, и все выглядит ухоженным и по-французски очаровательным.

Вид на Блуа со стороны Королевского замка. Над городом возвышается колокольня кафедрального собора Святого Людовика

Прогулку по Блуа рекомендую начать с сада Jardin des Lices (Сад лилий) на площади Виктора Гюго, что напротив королевского замка Блуа. Отсюда открывается самый растиражированный вид на королевский замок, а, точнее, на крыло Франциска I — перестроенную в 16 в. часть дворца с лоджиями в стиле итальянского Возрождения.

Королевский замок в Блуа — крупнейший из замков в долине Луары, единственный, имеющий на французском языке приставку «королевский» (Royal), строился и перестраивался в течение нескольких веков, поэтому разные его части относят к разным архитектурным стилям — готика, классика, ренессанс.

Наиболее известным человеком, жившим и даже родившимся в стенах замка, является король Людовик XII из орлеанской ветви династии Валуа. Он обожал Блуа, где родился и вырос, поэтому перенес свою резиденцию в родовое гнездо.

Во время царствования Людовика XII замок преобразился, постепенно превращаясь из средневековой крепости в настоящий королевский дворец, который должен был удовлетворять все потребности монарха в комфорте (Людовик предпочитал жить в Блуа в зимние месяцы), а также быть достаточно вместительным и изящным для приема иностранных делегаций, дипломатический миссий и проведения празднеств, включая свадьбы особ королевских кровей.

Над главным входом в замок установлена статуя Людовика XII.

Еще один король, с чьим именем связано строительство в замке Блуа — вышеупомянутый Франциск I, племянник Людовика XII, женившийся на его дочери Клод и ставший родоначальником ангулемской ветви Валуа. Правление Франциска I запомнилось не по военным или экономическим успехам, а благодаря тому, что он смог оценить достижения итальянского Возрождения и способствовал трансферу этих достижений на французскую землю.

Франциск благоволил ученым, поэтам, художникам и архитекторам и активно привлекал иностранных мастеров во Францию, включая самого Леонардо да Винчи. Правление Франциска I ознаменовано расцветом французской культуры. Началась эпоха французского Возрождения, плоды которого мы можем видеть сегодня в том числе в долине Луары.

Крыло Франциска I в. замке Блуа было построено по просьбе жены короля королевы Клод и под вдохновением итальянских дворцов. Удивительно, что это крыло строилось всего на 15 лет позже крыла Людовика XII, но сильно отличается от него в архитектурном плане. Так в одном дворце соединились два стиля — поздняя готика и Ренессанс.

Среди других королей, бывавших в замке Блуа, но уже не вносивших столь кардинальных изменений в его облик, — Генрих II, Генрих III и Генрих IV из рода Бурбонов. Людовик XIII и Анна Австрийская останавливались в замке на непродолжительное время. Среди Валуа только Людовик XII обожал Блуа, другие короли из рода Валуа относились к замку гораздо прохладнее. Бурбоны и вовсе не благоволили замку, предпочитая Фонтенбло и Версаль.

Блуа не стал излюбленной резиденцией королей, зато известен тем, что служил чем-то вроде тюрьмы для высокопоставленных особ. Здесь свои последние дни провела Екатерина Медичи, жена Генриха II, отдавшего власть над своим сердцем и заодно государством своей любовнице Диане де Пуатье.

Всесильная Екатерина, как истинная итальянка, знавшая толк в ядах, власти и любви (она смирила гордость и нашла общий язык с любовницей мужа!), бывшая «серым кардиналом» при собственных сыновьях, большинство из которых пережила, была удалена от двора и государственных дел. Трагедия состоит в том, что, несмотря на все усилия Екатерины, на ее детях династия Валуа и пресеклась.

Комната Екатерины Медичи в замке Блуа. Фото: Интернет

Еще одна выдающаяся женщина, которая почтила своим присутствием замок Блуа, — Жанна д’Арк, национальная героиня Франции. Жанна прибыла в Блуа в конце апреля 1429 года, чтобы собрать войска, получить благословение епископа Реймса в церкви Сен-Совер (не сохранившейся до наших дней) и двинуться на Орлеан, оккупированный английскими войсками. Как мы знаем, задуманное ей удалось — англичане отступили, а дофин Карл короновался в Реймском соборе.

Екатерина Медичи — не единственная, кто жил под домашним арестом в замке Блуа. Хитрая и властная Мария Медичи, жена Генриха IV и мать Людовика XIII, прожила в замке 2 года, удаленная от двора собственным сыном, как и ее родственница Екатерина.

Сын Марии Медичи Гастон Орлеанский, постоянно плел интриги против короля и старшего брата в одном лице — Людовика XIII, поэтому также был отправлен под домашний арест в замок Блуа, который получил в собственность в составе графства Блуа.

Пребывание Гастона Орлеанского в замке отмечено строительством еще одного крыла, совершенно не похожего на те, что были построены при Людовике XII и Франциске I.

Из-за этого замок не выглядит цельным сооружением, как другие замки в долине Луары, зато служит наглядным пособием для всех, кто изучает архитектурные стили и хочет понять разницу между ними.

Ренессансное крыло Франциска I и крыло Гастона Орлеанского, построенное в 17 в.

Не помню уже по какой причине (может, из-за недостатка времени, может, желания), но замок Блуа я не стала посещать, осмотрев его только с внешней стороны.

Поэтому вернемся обратно в сад, где мы начали прогулку. Из сада открывается вид на одну из церквей Блуа — церковь Святого Викентия, построенную в 17 в. при финансовой поддержке вышеупомянутого Гастона Орлеанского и его дочери Анны де Монпансье, известной как «великая мадемуазель».

Сам сад также заслуживает внимания. Путешествие по королевским резиденциям без королевских лилий было бы неполным.

Сады — важная неотъемлемая часть резиденций французских королей.

Садово-парковое искусство, которому благоволили короли, во Франции получило качественное развитие. Появилось отдельное направление — регулярный «французский» сад с геометрически правильно подстриженными деревьями и кустарниками и симметричностью композиции.

Сразу за садом, к югу от замка находится старая часть города, где сохранился колорит средневековых улочек и зданий.

Обратите внимание на церковь Святого Николая — типичную представительницу готической архитектуры.

Достопримечательность, которая находится прямо рядом с замком Блуа на замковой площади, — единственный в Европе музей магии. Музей назван в честь уроженца Блуа Жана-Эжена Робера-Удена (Houdin), известного фокусника и иллюзиониста, прозванного отцом современной магии. Фамилию Удена позаимствовал другой известный иллюзионист — Гарри Гуддини.

В музее выставлены экспонаты, связанные с созданием оптических иллюзий, проводятся мастер-классы по обману волшебству и демонстрации простейших фокусов для детей, но самое интересное — это представление на самом доме. Каждый час из окон появляются голова, хвост и лапы золотого дракона, который является стражем магического музея.

Музей, как и сам замок, я тоже не стала посещать, прочитав отзывы, что внутри нет ничего интересного. Если судьба меня вновь занесет в Блуа, эти два пробела я обязательно ликвидирую.

Моя прогулка продолжается на улице Дени Папена (физика, родившегося в Блуа), идущей параллельно Луаре вверх, к кафедральному собору Святого Людовика. Эта часть города застроена более современными домами, улицы шире, а народу больше.

Рекомендую свернуть на улицу Комерс для покупки сувениров, шопинга и посещения брассери (кофеен и бистро), где можно перекусить и выпить кофе с каким-нибудь французским лакомством (лично я без ума от макарун).

Местами дома в Блуа в его более современной части напоминают Париж, только Париж в уменьшенном масштабе, с поправкой на провинцию, которую парижане всегда презирали, хотя в провинции и воздух был чище, и расходы скромнее.

Особенно запомнилась улица Трех ключей, где установлен памятник, наглядно демонстрирующий, собственно, название улицы. В одном из ресторанчиков на этой колоритной улице я и пообедала.

Нельзя сказать, что Блуа — это только уменьшенная копия Парижа. Гуляя по его улочкам, я встречала очаровательные дома (даже несмотря на такие признаки современности, как провода и антенны) и действительно милые тихие уголки, где чувствуется дух старой доброй Франции.

Есть в Блуа и фахверковые дома с их средневековым колоритом и узнаваемым внешним видом. Легко представить, как на фоне таких домиков разворачивались события романов Александра Дюма, посылавшего своих самых знаменитых персонажей — мушкетеров и их отпрысков в различные города и замки Франции.

Невозможно пропустить, гуляя по Блуа, кафедральный собор Святого Людовика, который находится в самом центре города на одноименной площади. Церковь представляет собой смешение стилей поздней готики и классицизма и интересна органом, подаренным Людовиком XIV, витражами (разрушенными во время Второй мировой войны и восстановленными уже в наше время) и мощами Святого Соллениса, епископа Шартра.

За собором находится небольшой сад и нечто вроде смотровой площадки, с которой открывается панорамный вид на город, раскинувшийся на оба берега Луары.

Здесь же установлен конный памятник Жанне д’Арк. Орлеанская дева собрала в Блуа армию и повела ее в бой против захватчиков-англичан.

И, конечно, прогулка по Блуа была бы неполной без Луары — истинной души города.

Вдоль Луары идет автомобильная дорога и пешеходный тротуар, но нельзя сказать, что набережная как-то по особенному оформлена. Земля возле самой реки выглядит немного «дикой» и неухоженной.

Поэтому лучше прогуляться не по набережной, а по мосту через Луару. Их в Блуа несколько, но самый известный и красивый — мост, построенный в 18 в. королевским архитектором Жаком-Анжем Габриэлем.

Вид на церковь Святого Николая и королевский замок

Вид на Кафедральный собор Святого Людовика

Дома на правом берегу Луары

Переночевав в гостинице в Блуа, наутро я проснулась бодрой и наконец отдохнувшей после тяжелой пересадки в Праге. Весь следующий день я посвятила посещению трех замков в долине Луары — Шамбор, Шеверни и Борегар, но это уже другая история.

Замки Луары. Королевская роскошь французской провинции

Наследие и последний приют Леонардо да Винчи в "долине королей"

Чего хотят женщины, или Франция, "долина любви"