Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Рускеала, Сортавала — Россия Сентябрь 2014

За окном уже был сентябрь. И мне безумно хотелось приключений. В мыслях витали картины осенней природы, карельские озёра, романтичные закаты. Такое настроение побудило нас совершить двухдневную автомобильную поездку на север Ладоги.

В нашем распоряжении было всего два дня, и уложить в них нужно было не только дорогу из Санкт-Петербурга и обратно, но и посещение мест «must to see». Программу строили с весьма длинным списком таких обязательных мест, но в итоге успелось далеко не всё. К тому же старались не делать остановок в некоторых интересных точках, где ранее уже бывали. Это позволило сэкономить драгоценное время. Но при желании по пути вполне можно было остановиться ещё и у Рускеальской Кирхи, приозерской крепости Карела.

Выехали из Санкт-Петербурга довольно рано. Без остановок добрались до Приозерска. После Приозерска около 20 километров ехали по пыльной неасфальтированной дороге. Если бы не она, то времени на маршрут ушло бы гораздо меньше. Ползти со скоростью 30–40 километров в час в облаке пыли удовольствия практически не доставляет.

Проехали Сортавалу с короткой остановкой на заправке, и уже через минут 30 были на парковке у мраморного карьера. Вся дорога заняла 4 часа.

Вход на территорию горного парка «Рускеала» платный. Билет стоил 150 рублей. Касса расположена в деревянной избушке и выглядит весьма представительно. При покупке билета тебе вручают липкую ленту, которая надевается на руку и является пропуском в музей. Благодаря этой же ленте охрана с лёгкостью вычисляет «зайцев», проникших на территорию окольными путями.

Ранее мы уже были на карьере зимой. Хочу отметить, что осенью вы получите намного больше впечатлений от увиденного. От сине-голубой воды карьера очень сложно отвести взгляд. Прямо-таки околдовывает.

Маленькое путешествие на север Ладоги

В глубину этого омута уходят срезы гранитных берегов карьера. Именно здесь добывали гранит для колонн Исакиевского собора, да и для многих других тоже.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Вдоль обрыва на определённом растоянии стоят ограничительные перила, которые хоть как-то сдерживают жаждущих заглянуть в пропасть. Правда, это не всегда помогает, ведь соблазн велик.

Для туристов разработан маршрут по всей территории. Гуляя по специальным дорожкам, можно осмотреть самые интересный места. Ведь сам карьер — это далеко не единственная здесь достопримечательность.

Пройдя чуть дальше можно увидеть Рускеальский провал. Образовался он в момент добычи гранита, когда рабочие наткнулись на меловую породу. Излюбленное место для дайверов.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Итальянский карьер. Здесь хорошо видны разные виды гранитных пород в срезе. Рисунки разнообразны.

Далее был живописный вид на озеро Светлое.

Гуляя по заповеднику, мы высматривали себе место для ночёвки. Как раз на противоположном берегу озера была отличная полянка для стоянки, да и на карте она была обознчена, как палаточный лагерь. Однако подогнать туда машину было нельзя, поэтому вариант этот отпал.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Штольня. Заглянуть в эту глубокую скважину можно не только сверху, но и пройтись по мостику внутри. Скрип качающегося над пропастью металлического листа незабываем. Особенно, когда в пропасть срывается очередной камушек, а несколькими секундами позже слышится «бултых».

Маленькое путешествие на север Ладоги

А вот такие каменные пирамиды можно увидеть в горном парке почти везде. Посетители оставляют такие необычные приветы. Честно говоря, не знаю, что они означают. На Байкале подобные пирамидки — это домики духов, некий ритуал почтения духов.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Ещё одно важное преимущество посещения карьера в тёплый сезон — это возможность прокатиться по сине-голубой воде на лодочке. Этим мы и занялись в конце прогулки.

Небольшая лодочная станция.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Самое интересное в такой водной прогулке — это возможность заплыть в узкие пещеры, которые образуются в скосах гранитных стен карьера.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Ещё раз взглянув на это красивейшее место, двигаемся дальше.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Дело близится к вечеру. И нашей основной задачей становится поиск места для ночёвки. Хоть сентябрьские ночи уже и не такие тёплые, но было огромное желание переночевать в палатке на свежем воздухе. По пути ничего особо подходящего не попадалось: лес, лес, заболоченные берега озёр и снова лес, лес.

Возвращаясь обратно в Сортавалу, решили свернуть на лесную дорогу в надежде, что она нас куда-нибудь да приведёт. И действительно — привела! Мы очутились на чудной полянке, где явно ранее уже кто-то останавливался. Полянка располагалась недалеко от озера.

Разбили лагерь. Приготовили на газовой гарелке ужин, вскипятили чай.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Дождались сумерек и легли спать. Признаюсь честно, ночью я тысячу раз ругала себя за эту идею ночёвки в палатке. Было очень холодно! Не спасал ни надувной матрас, ни спальный мешок (который обещал выдерживать лёгкий минус), ни двое штанов и ни трое свитеров с курткой. Говоря вкратце, я не выспалась. А ведь на улице было довольно тепло!

Утро нас встретило туманом. Наше озеро как в сказке покрылось белыми облаками, которые медленно плыли над его гладкой поверхностью.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Разобрав лагерь двинулись в сторону нашей следующей точки — водопад Белые Мосты (Юканкоски). На дорогу до отворота к водопаду ушло минут 40. Здесь стоит табличка с информацией о водопаде. Далее идёт грунтовая, но вполне приличная лесная дорога до самого водопада, километров 6. Мы доехали не до самого конца, оставив машину и пройдя около двух километров пешком.

Это был понедельник, поэтому у водопада не было ни одной живой души. Уже издалека становится слышен гул падающей бурлящей воды. И вот он! Высота водопада порядка 20 метров. Красиво.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Выходим к верхней точке водопада.

Вниз ведёт полуразвалившаяся, но пока ещё вполне сносная лесенка.

Спустились и, перепрыгивая по камням, перебрались на другой берег. Если проявить отвагу, то можно ещё и вскарабкаться по скользким камням наверх.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Если зайти чуть вглубь лесочка на противоположной стороне, то можно обнаружить ещё один водопад, не уступающий по высоте первому.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Насладившись водной стихией, вернулись к машине. Нам навстречу всё-таки проехали несколько машин с жаждущими увидеть Белые Столбы.

Далее наш путь лежал обратно в сторону Сортавалы. Не могу не сказать, что автомобильная дорога на этом участке пролегает через очень живописные места. Едешь вдоль Ладоги (залива Кирьявалахти) вдоль горных скалистых обрывов. Видны срезы горной породы, сквозь которую прорубали эту дорогу. По пути проезжаешь через небольшие деревеньки и селения с трудновыговариваемыми карельскими (или финскими) названиями (Леппясилта, Импилахти, Рауталахти). Эти деревеньки на меня произвели огромное впечатление: такие уютные, тихие, чистые. Домики в них небольшие, но ухоженные. Остались постройки ещё тех времён, когда эта территория принадлежала Финляндии.

Небольшой привал решили сделать на огромном камне, вдающемся в залив Кирьявалахти. Видно его прямо с дороги. И удержаться от остановки практически невозможно.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Под шум волн приготовили обед и двинулись дальше.

Следующая 5-ти минутная остановка была сделана у домика аптекаря. Сейчас это дом творчества композиторов, а раньше здесь жил финский аптекарь Яскелайнен. Это здание было его летней дачей. Окна выходят прямо на залив, а с другой стороны вверх поднимается скалистая гора, заросшая лесом.

Маленькое путешествие на север Ладоги

И вот ещё одна точка, о которой я вычитала в интернете: городище Паасо. Расположено оно незадолго до въезда в Сортавалу на высокой возвышенности. У подножия расположились домики и дачные участки, поэтому подход к горе находится не сразу. Но жители этих самых домиков дружелюбно дали нам подсказку, придерживая грозно лающего на нежданных гостей Бобика. Чтобы взобраться на гору (а местами она представляет собой скалистую отвесную стену), нужно пройти по тоненькой серпантиновидной тропинке, которая медленно взбирается всё выше и выше. Да и к тому же в камнях любят обосновываться змеи. Одна из них удирала от нас во всю прыть (или мы от неё удирали,.. уже не помню точно).

И вот мы на самом верху. Признаков никакого древнего городища мы конечно же не обнаружили. Хитрые археологи всё попрятали и закопали.

Но источники тем не менее утверждают, что городище здесь было и вполне успешно развивалось. А почему бы и нет! Отличное на мой взгляд место для жизни. Да и вид на окрестности здесь захватывает дух.

Маленькое путешествие на север Ладоги

В XIII веке поселение было практически полностью разрушено, предполагается, что это было сделано шведами.

Немного разочарованные тем, что не нашли доказательств жизни в городище Паасо, спустились вниз и поехали уже прямиком в Сортавалу.

Времени у нас было не так много, солнце медленно садилось. И тем не менее кое-что в Сортавале мы рассмотреть успели.

Архитектура города очень разнообразна. Здесь собрана целая коллекция построек разных эпох. Много финских зданий.

Деревянные домики.

Церковь Николая Чудотворца.

Здание Объединенного банка Северных Стран.

Здание пожарного депо.

Дом купца Сийтонена.

Здание банка Финляндии.

Здание ресторана «Ладога».

«Шприц».

Церковь Иоанна Богослова.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Здание управления православной церкви Финляндии.

Отдельно стоит сказать о набережной Сортавалы. Отсюда в сезон отправляются катера и метеоры до Валаама.

Маленькое путешествие на север Ладоги

Вот такая полузатопленная, но вполне пригодная для использования пристань меня особенно впечатлила.

Гуляя по вечернему городу, пытались отыскать карельские слоёные булочки, о которых я вычитала на одном из форумов. Но не обнаружив их, купили несколько видов печенья местного производства. Слопав печенье, запивая горячим чаем из термоса, двинулись в сторону Санкт-Петербурга. Ночь застала нас в дороге как раз в тот самый момент, когда мы въехали в пылевое облако предприозерской дороги. Одним словом, было весело!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия