Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Петропавловск-Камчатский — Россия Июнь 2010

Начало здесь https://www.tourister.ru/responses/id_10286

Седьмой день похода. Сюрпризы перевала (27.06.2010 г.)

Сегодня с утра устроили себе праздник жизни — первый раз за весь маршрут выспались. Встали в 11 утра, свернули палатки, разобрали юрту, поседлали лошадей и, под ставший уже традиционным звучный клич Урала: «по кОням!», выдвинулись в путь. Сначала лошадки хлюпали копытами по заболоченной местности, выбирая узкие тропинки между кочек. Затем ландшафт сменился пустынными просторами с россыпью больших камней, сплошь поросших мхами и лишайниками. Былинные виды, живые иллюстрации полотен Васнецова. Речные переправы преодолевали спешившись.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

После набора высоты до 1670 метров туман сгустился, погода испортилась, пошла морось с мелким градом. С капюшона капало на покрасневшие от холода и погрубевшие в походе руки. На сопках начали встречаться первые снежники. Преодолев непроглядную пелену, мы уперлись в… тупик — белоснежный крутой подъем, уходящий вверх. Кое-где «с отрицательной кривизной», как подметил Леша. Очередной раз спешились и начали экстрим-подъем в резиновых сапогах по скользкому мокрому снегу. Под тяжестью нагруженных поклажей лошадей наст осыпался и лошади проваливались в снег по скакательные суставы.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

С вершины спускались чуть веселее. Постепенно туман рассеялся и появилось необыкновенно красивое ледниковое озеро, окаймленное тонкой корочкой льда. Его холод и темная глубина завораживали.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

На одной из подходящих полян у озера, побеспокоив евражек (сусликов) и зайцев, разбили лагерь. На ужин приняли строго регламентированную дозу «палёного» Дагестанского коньяка и провели вечер в тщетной попытке высушить у костра вымокшие вещи.

Опасный спуск (28.06.2010 г.)

Второй день экстрима. Впереди снова перевал. Подняться вверх в поводу не составило труда, а вот спуск оказался крутоват. К тому же спускались по ручью, поэтому во многих местах встречалась размытая скользкая глина и мокрые камни. Резиновые сапоги то и дело скользили по снежникам, копыта лошадей проваливались в пустоты. Выносливости лошадок приходилось только удивляться. А какие они вытворяли прыжки с камня на камень через широко разлившийся ручей!

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

В конце спуска видна долина с густой зеленой травой и лиственным лесом. Шагом проходим сквозь рощу каменной березы Эрмана — эндемика Камчатки. Это невысокое с множеством искривленных ветвей дерево лишь отдаленно напоминает березу нашей полосы. Вдоль реки поднимаемся вверх и на стоянке оленеводов останавливаемся на ночевку. Чтобы установить конструкцию юрты из обтесанных ветвей, оставленных на стоянке, Урал взваливает себе на плечи проводника Геннадия и они с успехом справляются с поставленной задачей.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Дорога домой (29.06.2010 г.)

Вот и повернули к дому. До с. Эссо всего три дня ходу на лошадях (по 6–7 часов). Двойственное чувство: с одной стороны, неумолимая грусть, что завершается наш эпохальный конный поход, с другой — жутко соскучились по цивилизации, тянет к душу, мягкой перине, СУХОЙ одежде! А пока вылезаем из палаток в полном тумане. Большинство серых лошадей просто слились с белоснежной пеленой тумана, темные лошадки проглядываются на холмистой поверхности сопок неясными пятнами. Ждем пока рассеется. Седлаем лошадей и в путь.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Два часа пробираемся вдоль реки Быстрой сквозь бесконечный кустарник, ветки елей и ольхи. Из зарослей кедрача попадаем в совершенно другую картинку: мелкая серая галька, светлый редкий лес с камышами. Так и кажется, что из-за дерева сейчас выйдет лесная фея. Пахнет рекой, а вскоре появляется и она. «Голдавич» по-эвенски, что значит «Каменистая». Форсируем реку. На песке видны копытца лося с лосёнком. Недалеко встаем на стоянку.

«Лошадка-а-а» (30.06.2010 г.)

Все тот же норштейновский сюжет. Утром туман, поиск лошадей. Седловка и выход на маршрут. Нет, мы не идем, а просто ломимся домой, на базу, к цивилизации…Идем вроде бы и шагом, но быстрым темпом, рассекая кусты, раздвигая руками ветки кедрача. Березы тонкими хворостинами хлещут по лицу, стоит зазеваться и можно остаться в плотно сплетенной паутине веток деревьев.
В этот день случилась целая череда казусных происшествий: у Даши чуть не утонул фотоаппарат, Урал был сбит ветками из седла, чуть-чуть не забыли на стоянке ружьё Максима, а у Ксюши оборвалась палатка на вьючной лошади, что вызвало бурю эмоций у последней и отчаянное родео. Под вечер выглянуло давно невиданное нами солнце и начал докучать комар.

Необыкновенные приключения в Эссо или «Ночь в музее»! (01.07.2010 г.)

Дождь. Сегодня мы прощаемся со своими верными гривастыми спутниками. Оттого грустно уже с утра. Хочется на прощание сделать лошадкам что-то особенно приятное и Даша с Валерой угощают наших трудяг остатками соли. Промокший до нитки человек с любовью делиться лакомством с мокрой лошадью под проливным дождем. Трогательная картина. Замотав, как есть, все мокрое, и погрузив этот ком одежды в мокрые вьюки, идем уже по знакомому пути вдоль реки Быстрой на базу. Срезаем значительную часть пути по глубоким оврагам. Слышен лай собак, лошади, немного одичавшие от цивилизации, шарахаются в стороны от проезжающих машин. Прибыли!!!!!!!! Александр уже ждет нас с распростертыми объятиями. За конями тут же пришли ребята. Только и успели мы снять свои вьюки, лошадей тут же связали между собой караванчиком и повели восвояси. Все попрощались с лошадками по-разному, кто молча, кто повис на шее, кто по-мужски добрым хлопком по крупу. Одно скажу, трудно было сдержать слезу в этот трогательный момент.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

А вечеом нас ждала занимательная экскурсия в…этнографическом музее. Оказывается, дочка нашего Гены работает там экскурсоводом и она любезно согласилась нас принять и в 23:00 провести экскурсию по музею. Много всего интересного мы узнали о быте и культуре коренных жителей Камчатки, населяющих полуостров еще до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. Экспозиция была посвящена малочисленной народности — эвенам, расселенным на территории Быстринского и Тигильского районов. Предки эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим поголовьем оленей и под влиянием коряков занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме этого практиковалось рыболовство, охота, ездовое собаководство, из ремесел — кузнечество. Для передвижения использовали оленей. С большим любопытством рассмотрели амуницию на ездового оленя и выслушали рассказ об управлении и маневренности ездового оленя.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, эвены носили не «глухую», а распашную одежду. Нам с Дашей предоставилась возможность сфотографироваться в искусно расшитой бисером женской одежде из оленей шкуры. После посещения древнего деревянного жилища эвенов, напоминающего огромную параболическую антенну, мы направились в сувенирные лавки. Накупив всевозможных сувениров с изображением духов Камчатки — ворона Кутха и охранителя семейного очага Пеликена, а также литературы, дисков и книг, с чувством выполненного долга уже далеко за полночь отправились искупнуться в бассейне с термальной водой.

«Есть ли жизнь на Марсе?» (02.07.2010 г.)

Ох, предупреждала нас Елена, что с такой плотной программой как у нас, будет тяжело!!!! Но как еще охватить максимум впечатлений при минимуме времени, отведенного на поездку. Четыре часа сна и снова в дорогу. Ранний подъем был обусловлен отправляющимся из Эссо в 6:00 утра рейсовым автобусом на Петропавловск-Камчатский. Но наш путь лежал в поселок Лазо и далее в долину Мертвого леса, лавовых шлаков, конусов с ночевкой на сейсмологической станции. Дорожные приключения начались с того момента, когда через два часа пути рейсовый автобус остановился и нас в полусонном бреду и еще не пришедших в себя от ночных похождений на глазах у удивленных пассажиров пересадили в огромный ЗИЛ (вахтовку). Трясло на неровной лесной дороге прилично. Впереди нас ждала паромная переправа через реку Камчатка, интересная беседа в кабине водителя, форсирование реки на автомобиле и заготовка дров на одной из стоянок.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Около пяти часов тряски по узкой дороге в густом сосново-лиственничном лесу и мы въезжаем в район БТТИ (Большого трещинного Толбачинского извержения 1975 г.). Ландшафт резко меняется, как по мановению волшебной палочки, становится значительно светлее из-за редких деревьев. Землисто-глинистое дорожное покрытие вдруг сменяется черным лавовым шлаком. Еще несколько десятков метров и за стеклом машины мелькают фантастические неземные пейзажи: бесконечные равнины лавового шлака, засыпавшего на несколько метров когда-то бескрайний лес, небольшие сопки, изредка украшенные кустиками с яркой молодой листвой, и торчащие из шлака безжизненные выгоревшие скрюченные на ветру скелеты деревьев. Хочется тут же оказаться участником этого жутковатого фильма и мы просим водителя ненадолго остановиться. Взобравшись во время остановки на самую высокую сопку ощущаем душевный трепет от открывшейся панорамы.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Внеземное ощущение не покидает. И чем ближе мы приближаемся к сопкам толбачинской группы вулканов, тем все явнее и сильнее оно укрепляется. Мертвый лес сменяется бескрайней шлаковой пустыней, средь которой как чудо природы встречаются островки небесно-голубых незабудочников.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Просто преступление находиться в машине. Отпускаем водителя и идем в район конуса Звезда пешком. Елена предупреждает о возможной опасности: травмирования ног в результате их попадания в шлаковые пустоты. Но, слава Богу все обходится! Конус Звезда привлек интересными замысловатыми формами застывшей лавы, словно поработал талантливый скульптор. Поразила лава канатного типа, пещера в жерле древнего вулкана.

Заночевать было решено на Ленинградской станции. Громким писком приветствовал нас «хозяин» станции — евражка и выбежал из кухни поздороваться толстый хомячок. Прогулявшись под вечер по округе и полюбовавшись лунными монохромными пейзажами, мы расположились в избушке на дощатых кроватях на ночь. При свете фонариков было тепло и уютно, как-то по-домашнему. Подвернулась под руки недавно приобретенная Уралом в сувенирном магазине книжка Кречетова В.И. «Воспоминания камчадалов и старожилов Камчатки. Век двадцатый». До слез посмеялись над народным фольклором:

Девки в озере купались, я на камушке сидел,

Девки что-то показали, и я с камушка слетел.

Но уморительней всего показалась частушка Михайлова Павла Ксенофонтовича в духе белого стиха:

Трубочка на диво,
Давай курить табак.
Память командира
Осталась трубка МНЕ.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

«Толбачик, открой личико!» (03.07.2010 г.)

Рано утром буквально подпрыгнули на деревянных настилах от зазывного крика Елены «Вставайте, Толбачик открылся!» И действительно в солнечных лучах с легкой утренней дымке высились величественные острый и плоский конусы Толбачика.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Но любоваться ими пришлось не долго, буквально на глазах вершину затягивала облачность. Пока окончательно не испортилась погода, решено было наспех перекусить и бодрым шагом подняться выше, чтобы увидеть вершину чуть ближе. Но не тут-то было. Туман спустился очень быстро и подъем, к сожалению, не дал своих результатов. Пытались даже подшаманить, но вулкан остался равнодушен к нашим мольбам, лишь на миг показав нам кончик снежной макушки в проносящейся облачности. Пятнадцатиминутное ожидание не принесло никаких результатов.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Расстроенные мы вернулись на базу, отобедали, закинули рюкзаки в машину и отправились в с. Лазо. Но по пути нас ждал сюрприз: отличная солнечная погода и конус Горшкова с Третьей сопкой. У подножия конуса находилась внушительных размеров вулканическая бомба!

Недолгое восхождение и мы на самой вершине. Как маги и волшебники, поглубже закопав в шлак заранее заготовленные палки, мы стали ждать. Несколько минут спустя они затлели, а через минут десять воспламенились, что вызвало неописуемый восторг! Однако, находится здесь долго нельзя, почти под самыми ногами идут бурные химические процессы и выделяется ядовитый едкий газ. Поэтому довольно в быстром темпе, мы поспешили перейти на безобидную Третью сопку. Вот где было время нагуляться по окружности кальдеры вулкана. Гладкий, как яйцо, красновато-рыжий кратер был похож на огромное глиняное блюдо. На его вершине словно палитра художника пестрили яркими красками россыпи цветного лавового шлака.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Елена рассказала, что до сих пор в этих местах открывают новые, ранее не изученные, химические соединения. Набив полные карманы куртки цветных крупиц, мы приступили к двухсотметровому спуску по крутому краю сопки, проваливаясь в шлак «лунной походной».

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

По-моему, мы уже стали немного инопланетянами! Вечером, на базе в Лазо, мы душевно завершили день литературным вечером!

Show must go on! Или сногшибательное файер-шоу в бассейне! (04.07.2010 г.)

Переночевав на базе отдыха в Лазо, мы в обратном порядке целый день возвращались в Петропавловск-Камчатский: на ЗиЛе до паромной переправы, далее переправа через реку Камчатка, затем два часа тряски по ухабам до остановки рейсового автобуса и 8 часов до Петропавловска-Камчатского в полусонном состоянии. В предвкушении базы отдыха на термальных источниках мы не заметили, как пролетело время. Светик с радостью нас встретила, выслушав наперебой излагаемые нами впечатления от увиденного. В последний момент выяснилось, что планируемая нами база отдыха в с. Паратунка оказалась занята и нам предложили явно неравнозначную замену — гостевой дом, с виду напоминающий двухэтажную хибару с импровизированным термальным бассейном, выстланным белой пленкой. Вид жилища наводил тоску и с твердой уверенностью назавтра покинуть это место, чтобы не омрачить воспоминания о поездке, мы отправились на рыбалку. А после сытного ужина пельмешками пришла в голову мысль отметить окончание похода файер-шоу в бассейне (ну надо же было как-то использовать фальшфайер, который прошел с нами весь поход и был заготовлен на случай неожиданной встречи с агрессивным медведем). Как только стемнело, мы лихо забрались в бассейн и Леха уверенным движением дернул за шнурок. Ярко-красный огонь вырвался из трубки и озарил наши восторженные лица. Это было незабываемое веселье!!! С большим трудом потом мы оттирали осевшую на нас копоть, а хозяйка — бассейн от черных разводов, после эксперимента «горит ли сигнальный огонь под водой?!" Вот такие мы шкоды!

Непокорный Горелый и «долина гейзеров»! (05.07.2010 г.)
Наш последний день отдыха на Камчатке. С утра идет легкая морось. Сегодня подъем на вулкан Горелый и экскурсия на геотермальную станцию. Рано утром за нами заехал позитивного рыжего цвета УРАЛ. Дружно закинув рюкзаки, мы с комфортом разместились в машине и отправились в дорогу.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Погодные условия не радовали. Лил дождь, за окном хмуро и зябко. В какой-то момент мы поняли, что едем по узкому снежному коридору с высотой стенок метра в три. Еще немного и мы у цели. Светик, сопровождавшая нас, осталась готовить обед, а мы с проводником полезли по сыпухе вверх. Предстоял подьем с перепадом высоты в 600 метров. Сильный ветер, холод, морось и туман предвещали полный бесперспективняк подъема для панорамных видов. Поэтому, сколько было сил, мы упорно поднимались вверх. Ноги ватные от напряжения, внутри весь мокрый от усиленной физической работы и количества теплой одежды, снаружи несколько слоев мокрые от бесконечной сырости и мороси. Вообщем, по обоюдному согласию в какой-то момент мы решили повернуть обратно, подбодрив себя бутылочкой шампанского, припасенной Уралом! Каким же вкусным и волшебным показался горячий борщ, когда мы мокрые и закоченевшие вернулись в машину! А дальше турфирма приготовила для нас сюрприз: поездку на геотермальную станцию — «Долину гейзеров в миниатюре». После недолгих влиятельных переговоров Светланы с охранниками на КПП, нас все ж таки пропустили на территорию режимного объекта. Тут и там из труб под давлением вырывался пар, испаряло кислотное озеро насыщенного ярко-бирюзового цвета. 10 минут пешком и мы покидаем «заводскую» территорию и попадаем в дикую природу. В небольшом ущелье из-под земли под диким давлением вырываются струи пара. Желто-зеленая глина под ногами того и гляди обвалится в кипящую жидкость, проглядывающую в ее отверстиях. Ощущение хождения по дну большого котла не покидает. К любопытству подмешивается чувство страха и небезопасности. Но увиденное настолько поражает воображение, что оказывает завораживающий эффект и не отпускает еще долго!

Окончание. (06.07.2010 г.)

Сегодня утром разлетаемся по домам. Так невозможно грустно расставаться с этим уникальным местом — Камчатским краем, где величественные конусы вулканов, кальдеры, пустыни, напоминающие лунные пейзажи, придают этим местам одновременно облик и прекрасный, и грозный и притягательный. Этот край настолько удивителен и разнообразен, что каждый человек, увидевший его впервые, запомнит Камчатку по-своему, не так как остальные!

Путевые заметки о путешествии по Камчатке (БТТИ, Северный прорыв)

Особенную благодарность выражаем Елене и Светлане — представителям туристической фирмы «Балуй» (в настоящий момент «Камчатка — Этно») за высокий профессионализм, душевность и творческий подход при организации этот непростого и динамичного тура!!!

В отчете представлены собственные фотографии и фотоматериалы, любезно предоставленные друзьями-однопоходниками.