Турист Татьяна Лаврова (Lavrova)
Татьяна Лаврова
была 10 августа 2022 11:41

Берлин — Германия Сентябрь 2014

Велосипедов в Берлине едва ли не больше, чем в Амстердаме, европейской велосипедной столице. В большинстве берлинских парков и на некоторых улицах проложены велосипедные дорожки — чем ближе к городской границе, тем их больше. Однако в центре города, где расположено большинство исторических памятников, я, будучи велосипедистом не слишком опытным, передвигаться на велосипеде не рискую — приходится регулярно выезжать на проезжую часть, а ехать рядом с неповоротливыми рычащими грузовиками, везущими стройматериалы на одну из многочисленных городских строек, мне психологически некомфортно. Хотя многие, надо сказать, спокойно едут, и ничего. Живы:-)

Велосипедный рай начинается на окраинах Берлина и за городской границей. Во-первых, на месте прохождения Берлинской стены сегодня проходит велосипедный маршрут протяженностью около 150 км. Участок маршрута по центральным районам Берлина, включающий три сохранившихся отрезка Берлинской стены, с моей точки зрения, больше подходит для исследования пешком. А вот участки по наружной границе бывшего Западного Берлина идеальны для велопрогулок: здесь проложена неширокая полоса асфальта, с одной ее стороны — жилые кварталы, где окна домов в свое время выходили прямо на стену, с другой — бывшая «полоса безопасности», она же «полоса смерти», ныне вполне безобидная полоса зеленых насаждений.

Сразу за городской границей Берлина начинается другая федеральная земля — Бранденбург. В отличие от названия немецкой столицы, значение которого так и не удалось расшифровать (народную версию, возводящую название «Берлин» к немецкому слову Bär (медведь), опустим как беспочвенную, хотя и красивую), значение топонима «Бранденбург» вполне себе реконструируется и означает «бранный бор». В смысле, лес, в котором сражались. Бранденбург — бранный бор: созвучие здесь налицо, и, конечно, созвучие это не случайно. До колонизации так называемых новых немецких земель в XI–XIII веках здесь жили язычники-славяне, давшие географическим ориентирам свои имена, прочно «прилипшие» к ним по сей день. К именам этим относятся и Берлин, и Потсдам, и вышеупомянутый Бранденбург, и великое множество названий населенных пунктов поменьше в окрестностях немецкой столицы, кончающихся на -ин и -ов, в том числе знаменитые Зееловские высоты (ЗеелОВ!). Впрочем, мы отвлеклись.

Так вот, к вопросу о велосипедах. Дальние и ближние окрестности Берлина — озера, смешанные леса, пологие холмы, небольшие аккуратные поселки с церквями из разнокалиберных гранитных валунов, липовые аллеи, яблони и сливы по обочинам дорог, старинные городки с настоящими средневековыми замками и, конечно, живописнейшие дворцы и парки Потсдама — великолепно приспособлены для велосипедного туризма. Веломаршруты практически не пересекаются с автомагистралями и шоссе, вы едете по тихим грунтовым и утоптанным лесным дорогам, встречные велосипедисты — местные и приезжие — приветливо машут руками (не забудьте помахать в ответ!), и единственная неприятность, которая может с вами случиться, — торчащий из земли корень и, как следствие, спущенная цепь. Но это, как известно, дело поправимое.

Агентство по туризму федеральной земли Бранденбург разрабатывает велосипедные маршруты, выпускает бесплатные рекламные брошюры и карты к ним, маркирует трассы так, что даже начинающий велосипедист в моем лице пока ни разу не заплутал, и, наконец, открывает в различных точках Бранденбурга пункты велопроката. Немаловажная деталь: можно взять велосипед в одном пункте проката, а сдать его в другом, для прогулки необязательно выбирать кольцевой маршрут. Это делает велопрогулки по окрестностям Берлина удобными и приятными и для семей с детьми, и для людей, редко седлающих «стального коня». Велоприцепы, детские велосипеды и велокресла также можно взять напрокат — правда, желательно заранее выяснить их наличие по телефону.

Мой любимый велосипедный маршрут — от городка Бад-Бельциг до замка Рабенштайн. В регионе Флеминг, где пролегает этот маршрут, замков вообще много — Айзенхартд, Рабенштайн, которые я сейчас покажу, а также Визенбург и Цизар, но на велосипеде я туда еще не ездила. Флеминг расположен в часе езды от Берлина на юго-запад, пригородные электрички ходят туда каждый час, предварительно собирая пассажиров на всех крупных транспортных узлах города. На вокзале Бад-Бельцига работает пункт велопроката, детские велосипеды и шлемы здесь тоже выдают. В пяти минутах езды от вокзала — первая достопримечательность, замок Айзенхардт, массивный, вросший в землю, с толстыми стенами и бойницами. Во дворе замка — развалины замковой часовни и крепостной донжон высотой 24 метра, самое высокое здание городка. На него можно залезть и обозреть городскую панораму с пестрыми крышами. В надвратном корпусе замка открыт маленький краеведческий музей, в котором всего с миру по нитке и немножко про Наполеона (недалеко от Бад-Бельцига имело место одно из сражений в ходе наполеоновских войн, правда, не слишком значительное), а еще маленькая же библиотека, небольшой отель и ресторан. В ресторане очень вкусно кормят, а по вечерам зажигают камин.

Берлин и его окрестности на велосипеде: поездка в Бад-Бельциг

Дальше вы огибаете замок, проезжаете по мосту через неглубокую речушку, названия которой я не знаю, и жмете на педали в направлении замка Рабенштайн (это примерно 17 км) — полями и перелесками, через низменности, где на дороге даже летом не просыхают лужи, вдоль зарослей крапивы и ежевики. По краям полей и возле поселков в массовом порядке растут яблони, груши, сливы и всякие полудикие, но очень живописные штуки типа калины и рябины. Плоды с них никто не собирает, их можно и нужно рвать (конечно, если они придутся вам по вкусу). В какую бы сторону от Бад-Бельцига вы не поехали, такие полудикие посадки вам обязательно попадутся, и это придает прогулке дополнительную прелесть — после двух часов на велосипеде, особенно с непривычки, очень хочется есть.

Почтовая карета по старинному образцу, встреченная в городке Нимегк:

По прибытии в городок Рабен мы — не без облегчения, что не нужно пилить на велосипеде назад — сдали велосипеды в информационный центр заповедника (регион Флеминг имеет статус заповедника), полазали на большой детской площадке через дорогу и потопали в Рабенштайн. Замок Рабенштайн — самая, пожалуй, известная из местных средневековых построек. Он стоит на холме высотой примерно 150 м в лесочке. Дорога в замок:

Входные ворота и донжон:

Помимо средневекового антуража Рабенштайн известен еще одним фактом — рядом с ним находится соколятня, где раз в день проводится демонстрация хищных птиц с полетами и элементами охоты. Там же рассказывают кучу всего интересного, правда, только по-немецки. Соколы, орланы, грифы, филины и прочие обитатели соколятни летают, охотятся, кричат и вообще ведут себя чрезвычайно непринужденно — при нас гриф попытался склевать с земли чьи-то развязавшиеся шнурки, решив, что это кто-то живой. Человеческих жертв не было. А недавно в соколятне появилась парочка воронят — чтобы наконец-то оправдать название соседнего замка: «Рабенштайн» по-немецки означает «вороний камень».

Благодарю Михаэля Фессера за предоставленные фотографии!