Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была вчера 10:37

Петропавловск-Камчатский — Россия Июнь 2010

(18.06.2010 г.) Невероятно! Сбылось! Конный поход по Камчатке, подводящий итог 10-летней истории моих путешествий в седле! Поход — сказка, поход — мечта! Годами созревающий в наших горячих головах, как хорошо выдержанное вино. Девять месяцев переписки с принимающей стороной, сбор команды, проработка персонального маршрута, и… вот я сижу в аэропорту Шереметьево в недавно открытом новехоньком терминале D в ожидании друзей и не верю своему счастью!

Прибыли. (19.06.2010 г., утро)

Восемь часов лёту, 8 часовых поясов и ночь промчалась незаметно. Из-за легкого душевного трепета и предвкушения приключений сон был беспокойный и кратковременный. Аэропорт Елизово встретил нас в 9 утра ярким солнцем. Авачинский вулкан на фоне безоблачного неба величаво возвышался над летным полем. Встреча в «стране дикого лосося» была теплой и радушной! Елена, представитель турфирмы, уже стояла среди встречающих и радостно размахивала маленькой меховой лошадкой! В связи с тем, что программа экскурсий была расписана по часам, мы лихо закинули тяжеленные рюкзаки на крышу микроавтобуса, и собирались было отъезжать, но не тут-то было! Багаж Иры с Лешей не выдали. Вероятность того, что его могли оставить в Москве, была высока. Перспектива сложнейшего конного похода без личных вещей и палатки удручала. Полчаса нервотрепки, и, о чудо, контейнер с багажом нашелся. Его просто как-то сразу в самолете не заметили)). Бывает!

Аэропорт Елизово в Петропавловске-Камчатском

Пережив легкий стресс, мы загрузились в микроавтобус и помчались в гостиницу. В разгар лета за окошком была ранняя весна. Мелькала молодая ярко-зеленая листва, недавно появившаяся из почек, поляны, усеянные желтыми одуванчиками. На всем пути к Петропавловску-Камчатскому нас сопровождали снежные вершины сопок. Елена наперечет рассказывала о каждом из вулканов, истории их возникновения, сыпала различными вулканологическими терминами, еще непривычными для нашего уха. Незаметно въехали в Петропавловск-Камчатский.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке
Вид на Петропавловск-Камчатский с Авачинской бухты.

Город-порт протянулся вдоль Авачинской бухты на многие километры. Разместились в небольшой уютной одноэтажной гостинице, находящейся в тихом переулке исторического центра. И без промедления отправились к причалу, где нас уже ждал капитан катера, готовый предложить увлекательную морскую прогулку по Авачинской бухте с полным погружением в природный мир Камчатки.

Дары Авачинской бухты. (19.06.2010 г., день)

Шумно загудел мотор и вот мы уже мчимся навстречу туманам, окутавшим подножия скал на горизонте. Постепенно из тумана проступает скала «Три брата» — символ Петропавловска-Камчатского. Её силуэты еле различимы. По мере отдаления от берега качка становится все более ощутимой, погода портится. Полтора часа проходят в борьбе со стихией, сном и попытках договориться с вестибулярным аппаратом и вот — первая стоянка: бухта Скальная.

Бухта Скальная.

Бросаем якорь, закидываем удочки и любуемся сказочным видом природы. Клева нет. Ревностно посматриваем на соседний катерок, где с завидной регулярностью мужички вытягивают рыбку, оглашая каждую удачную поклевку громкими победоносными криками. «Ничего…, будет и на нашей улице праздник!», на время оставляем это безнадежное мероприятие и отправляемся на моторной лодке осматривать скальные гроты с их обитателями.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

Птичьи базары пестрят от гнездящегося на них видового и количественного состава птиц. Здесь и тихоокеанские чайки, и черные чистики, с громким криком кружащие над отвесными скалами, и пузатенькие белогрудые кайры, гнездящиеся в невероятной тесноте на узких скальных карнизах и уступах, и белощекие с массивным рыжим клювом топорки, с интересом разглядывающие туристов.

После любования скальными галереями к нам на катерок пожаловал… водолаз, очевидно закончивший «работу» на соседнем катере. И тут-то экзотика ПОПЁРЛА. С морских глубин были выловлены целая куча морских ежей, ламинарии и камчатского краба. Со знанием дела водолаз мастерски вскрывал ежа и угощал нас богатой йодом икрой. Закусив это экзотическое блюдо кусочком ламинарии, мы с нетерпением ждали приготовления крабов. Кок на катере была просто кудесница, из всего живого, что мы ей предлагали, она с легкостью готовила вкуснейшие блюда. Гастрономический экстаз продолжился ухой из свежевыловленной рыбки — ленка, а из позже пойманных двух камбал получились отменные суши!!!!

Путевые заметки о путешествии по Камчатке
Бутербродик на легкий перекус)))
Богатая йодом икра морских ежей.
Путевые заметки о путешествии по Камчатке

На обратном пути нашей шестичасовой морской прогулки кое-кто даже увидел морских котиков, то здесь то там изредка высовывающих из воды свои любопытные мордочки. Попеременно проваливаясь в сон после 48 часового бодрствования с момента посадки в самолет в Москве, уставшие, но довольные исследователи Камчатского края вернулись в Петропавловск-Камчатский, чтобы завтра с новыми силами совершить 500 км заброску в самый центр Камчатского полуострова — с. Эссо.

Долгая дорога в Эссо (20.06.2010 г.)

Автобус в Эссо от автовокзала Петропавловска-Камчатского отправлялся в девять утра. Поэтому, с трудом справившись с ранним подъемом и позавтракав наспех в узбекской столовой, мы с боем погрузились в рейсовый автобус. Багажное отделение было до отказа забито коммерческим грузом, поэтому пришлось к всеобщему недовольству пассажиров, разместить огромные туристические рюкзаки и тяжелые багажные сумки в салоне автобуса. При выезде из города дорога закончилась: асфальт сменился пыльной грунтовой дорогой, и вот в такой тряске нам предстояло провести 11 часов. Пейзажи за окошком пробегали достаточно однообразные. Ничего хоть сколько-нибудь привлекающего внимание за исключением речушки под названием Ипукик. Поэтому решено было отдаться в объятия Морфея. Пробуждались изредка: только на немногочисленных стоянках, где подвыпившие бабульки, продавая пирожки, во всю глотку горланили: «БРРРР-усника, гоЛЛЛЛЛубика». К вечеру прибыли в Эссо.

Гостевой дом «У Александра» представлял собой добротно построенное деревянное двухэтажное строение с просторной прихожей, кухней и прекрасными комнатами для отдыха. Карты района на стене, семейные фото, рисунки, всевозможные поделки — все здесь передавало атмосферу семейного уюта и гостеприимства. Вечером нас ожидал плотный ужин и знакомство с нашими проводниками: опытным оленеводом Геной и Максимом, хозяином лошадей, добрым, не по годам серьезным и ответственным молодым человеком. Поход предстоял трудный, поэтому Максим, проводя инструктаж и технику безопасности, говорил строго по существу, без тени иронии. Разрядить обстановку решено было ночным купанием в большом термальном бассейне, находящемся в центре села, с необыкновенно теплой водой с видом на ночное небо и заснеженные вершины вулканов. Фантастика!

В ожидании коней. (21.06.2010 г.)

10:00 утра. К указанному времени по-армейски встали, позавтракали, собрали мешки и в ожидании лошадей уселись на крылечке дома. Желание вскочить на коня и отправиться в продолжительный конный поход по Камчатке было так велико, что на месте просто не сиделось. Бессчетное количество раз я выходила на дорогу, вглядывалась в даль, прислушивалась к тишине, не слышно ли цоканья копыт и оповещающего о приближении лошадей лая собак. Ан-нет!!! Максим с лошадьми задерживался. Время тянулось нескончаемо долго. Казалось, прошла целая вечность, прежде чем из-за кустарника появился табунок низкорослых, откормленных, на коротких крепких ножках с пышными гривами лошадок. Вот они, эти симпатяги, с которыми за 11 дней конного похода нам предстоит слиться в единое целое, прочувствовать все трудности маршрута и капризы погоды. С первого взгляда я определила «свою лошадь»: серый с черными пятнами вокруг глаз и носа (за что получил доморощенную кличку «Сиамчик»), зеброидностью на ногах и с черным ремнем на спине, выделяющийся из толпы конёк, внимательно смотрящий по сторонам с гордой кличкой Казбек! И я не прогадала, это оказался один из личных коней проводника, с ярко выраженными лидерскими качествами, на весь поход иерархически определивший свое место во главе смены.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

К моменту выхода на маршрут оказалось, что многим туристам недостает седушек на седле. Максиму пришлось оббежать деревню в поисках старых телогреек, курток, дабы не допустить средневековых пыток: восемь часов в сутки езды на одном ленчике! Наконец необходимая подстилка на седло была найдена и, погрузив свои вещи во вьюки, мы вышли на маршрут. Наш путь пролегал по зеленой долине, между двух хребтов, поросших кедрачом и лиственными деревьями. Многократно приходилось форсировать полноводную от таяния ледников реку Быстрая. В походе нас сопровождал Смелый, четырехгодовалый охотничий пес проводника, немного диковатый и похожий на лису. Как же отважно он каждый раз бросался в воду и относимый течением на приличное расстояние усердно переплывал бурную речку.

Форсирование реки

В отличие от прошлых походов, каждый день на полпути мы вставали на стоянку и готовили обед с разведением костра, расседлыванием лошадей и выгоном их на непродолжительный выпас. Отрадно было за лошадок, которые могли полноценно передохнуть на маршруте. Вечер первого дня завершился наступлением эвенского Нового года!!!!

«Дорова (эвенс.-здравствуйте), Киряк Петрович!» (22.06.2010 г., утро)

Утро выдалось солнечное и ясное. С первых дней дисциплинируем себя ранним подъемом и дежурством по кухне. Бесхитростно позавтракав и поседлав коней, отправляемся в путь. Геннадий, наш проводник, надеется на встречу с табуном, кочующим в этом районе. Уж очень ему хочется повидаться со старыми знакомыми одноклассниками-оленеводами, обменяться новостями, да и нам показать северных оленей, познакомить с бытом и культурой кочевого народа. Переживает, что вероятность встречи мала: за ночь табун мог откочевать на приличное расстояние. К полудню солнце припекает все сильнее. Нас немного размаривает. И вот, о чудо! Вдалеке, среди зеленой травы показалось бурое пятно пасущихся оленей, разлившееся по поляне, и слабый дымок из юрты. «За мной ребята!» — пришпорил коня Гена и радостно припустил в заданном направлении. Лошади искусно переступая по высоким травянистым кочкам, поддавшись табунному инстинкту, ринулись за ним через всю поляну. Как только ноги остались целы?!

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

Вид 1,5 тыс. стада оленей с ветвистыми, как будто велюровыми рогами, настолько поразил нас, что в табуне решено было провести не менее трех часов. Наблюдать за стадом можно бесконечно: спасаясь от жары и докучающего овода олени постоянно находятся в движении, перемещаясь по кругу по часовой стрелке, что создает несколько гипнотический эффект. Мы расчехлили фотоаппараты и понеслась…Вскоре нас пригласили в юрту познакомиться с почетным оленеводом района: Киряком Петровичем и его семьей. Пригласив присесть у костра, хозяйка юрты угостила нас свежими румяными лепешками и супом из оленины.

Юрта оленеводов
Путевые заметки о путешествии по Камчатке
Портрет с коренным жителем Камчатки - оленеводом Валерой!

Завели разговоры о житье-бытье. Старики рассказали про свое хозяйство, как тяжело приходится оленям летом в жару, про борьбу с инфекционными болезнями животных, про верования и местные обычаи, заготовку мяса и пр. Сетовали, что молодежь нынче старается остаться в городе, некому передавать свой опыт, развивать традиционный промысел. После задушевного разговора нам продемонстрировали отлов двух оленей из стада с целью кастрации и подрезания пантов. А затем предложили попробовать жареные на костре панты. «Особенно полезны для мужчин» — с хитрым прищуром сообщил нам оленевод. Сделав памятные фото, обогатившись эвенской поговоркой «Кто прямо ходит — тот дома не ночует» и, поблагодарив хозяев за гостеприимство, мы поседлали своих лошадей и двинулись в путь, увозя с собой увесистый кусок оленины, подаренный в подарок. Ох, и вкусна же была шурпа из оленя на ужин!

Неожиданная встреча с косолапым, или подарок Уралу на день рождения! (22.06.2010 г., вечер)

Камчатка преподнесла нам сюрприз на второй день конного похода. Евгений, находившийся в конце смены, вдруг совершенно спокойным, не вызывающим тревогу голосом произнес: «Вижу медведя. Бежит к нам». Полное осознание сказанного произошло, когда из-за пригорка поджавши хвост, выбежал наш пес Смелый, ведя прямо на нас догоняющего его медведя. Наша многочисленная группа оказалась для зверя полной неожиданностью. Мишка в растерянности остановился метров за 150 и, решив оценить степень опасности, встал на задние лапы, чем вызвал всеобщий восторг!!! Удивительно, но при встрече со зверем как такового страха не было (ведь с нами Максим с ружжишком, да и много нас. Вот если б в одиночку, тогда….), просто некоторое оцепенение. Так вот наш мишка, не долго думая, после того, как Максим присвистнул, решил свернуть с дороги в ближайший кедрач прочь от толпы. Вот, когда мы ошарашенные увиденным вспомнили про свои фотоаппараты, осталось снимать только уносящийся в темпе галопа бурый медвежий зад.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке
Мишка от нас убегает...Хорошо не мы от него)))

Вообще, поездка была «урожайной» на встречу с медведями, начиная от осиротевших, обреченных на гибель, двухгодовалых медвежат, с интересом выходящих на дорогу к проезжающему мимо рейсовому автобусу, «матухи», уводящей от конной группы своего медвежонка, заканчивая большим и грузным 600-килограммовым медведем, (Слава Богу!) мирно пасущемся на приличном расстоянии. Осознание опасности и трепет перед «хозяином Камчатки» овладели мной только после рассказов наших проводников-очевидцев о том, как приходилось им выдерживать имитацию нападения, так называемую психологическую атаку, «матухи», защищающей своё потомство. Или историю гибели в 2003 г. знаменитого натуралиста-исследователя, научного сотрудника Кроноцкого биосферного заповедника, Виталия Николаенко, прожившего тридцать лет среди медведей. По его исследованиям снят документальный фильм о Добрыне, написана книга «Камчатский медведь», отснят многочисленный фотоматериал. Кому, как ни ему не знать повадок медведей. Охота за редким кадром и погубила исследователя. Он шел по следу зверя, готового лечь в берлогу. Но медведь, коварно обманул своего преследователя: заманив в ольховые заросли, обошел исследователя и набросился сзади…

Здесь был МЕДВЕД

Великолепный Ичинский (23.06.2010 г.)

Утром позавтракав, неспешно поседлав коней, вышли на маршрут. Если б знать, что это последний солнечный и ясный денёк похода! И сегодня нам выпадет редкий шанс увидеть во всем великолепии один из 30-ти действующих на Камчатке вулканов — Ичинский вулкан, высотой 3 621 м. Дорога шла по пересеченной местности с многочисленными спусками-подъемами, переправами через речки. Большие расстояния преодолевали по долинам. И вот, заросли кедрача расступились, словно театральный занавес, и показался ОН. Окутанный легкой дымкой, в белоснежной снеговой шапке, сверкающей на солнце Ичинский вулкан. «Остановись мгновение» крутилось в голове. Казалось, можно было бы часами любоваться этой картинкой. Но, памятуя о резко континентальном климате здешних мест и переменчивой погоде, мы поспешили запечатлеть картинку на фотокамеры.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

На обед расположились на небольшой уютной поляне между двух холмов, украшенных желтыми цветами рододендронов. На ночевку решено было встать на предгорных лугах с высокой сочной травой, чтобы наши лошадки вволю попаслись на пастбищах перед тяжелым перевалом. В то время как мы затеяли готовку ужина, Максим ушел разведать состояния снежников на перевале. Уж стало смеркаться, а его все нет и нет. Беспокойство в лагере нарастало, и Гена даже произвел выстрел из ружья, подав Максиму условный знак. Вот уже и отужинали, а проводника все нет и нет. Вернулся Максим почти затемно и принес с собой огорчительную новость. На самом сложном перевале снежник не растаял, велик риск несчастного случая и потери лошадей. Так что нам было настоятельно рекомендовано изменение маршрута нашего похода. Замкнуть кольцо вокруг Ичинского не получится, но зато можно в округе столько всего интересного посмотреть, водопады, скрытые в горах, порыбачить на озере Рыбном, да и без экстрима нас обещали не оставить. Так что, немного поколебавшись, мы согласились на эту авантюру!

Водопад и другие водные процедуры! (24.06.2010 г.)

Сегодня в Небесной канцелярии явно лимит на солнечную погоду был исчерпан. Напоследок нам досталось солнечные утро и двухчасовой переход до места обеденного перекуса. Тем более, что дорога была полна всевозможных препятствий. Глубокие узкие речки, на которых мы оттачивали мастерство конкурного прыжка. Кое-где реки были завалены крупными валунами, и тогда нам приходилось спешиваться и переводить лошадок в поводу через быстрое течение мутной серой воды. В низинах рек красовались длинные снежные языки, на которых просто невозможно было не сфотографироваться. А вездесущий кедрач так спутался, что чтобы добраться до места перекуса Максиму даже пришлось орудовать топором, прорубая нам дорогу. «Почаюем?!" слышен голос Гены: значит прибыли. Сбросив вьюки, амуницию и отпустив лошадей на вольный выпас, утоляем голод бутербродами с чаем и взбираемся медвежьими тропами к водопаду. Он спрятан в узком горном ущелье и чтобы увидеть 25-метровый водопад во всей красе, приходится снимать обувь и шлепать по ледяной воде по колено до «смотровой площадки» — каменных уступов. Мощные потоки воды разбиваются на тысячи мельчайших капель, завораживают и погружают в легкий транс. Кто-то блаженно греется на солнышке, кто-то углубляется в медитацию, а Дарья на фоне водопада исполняет свой непревзойденный восточный танец. И кажется, что время остановилось…

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

Но проводники дают команду собираться в дорогу. Путь наш лежит на Дальний кордон. За четыре часа перехода по равнинам, поросшим стлаником, погода портится, накрапывает легкая морось переходящая в продолжительный дождь и мы, промокшие насквозь, едем с одним только желанием: увидеть крышу охотничьего домика — место сегодняшней ночевки и…БАНЮ, располагающуюся на территории кордона. Настроение поднимается не только при виде избушки с печкой и теплой сухой комнаткой, в которой можно расположиться на ночлег, но и шуточной таблички с адресом строения «Ичинский бульвар, д.2.».

После того, как печка разгорелась, в доме стало шумно и тепло. Дежурные по кухне (то есть, собственно, я) готовили ужин, Урал растапливал баньку, Валера, именинник и по совместительству заслуженный бармен похода, разливал горячительное по стопарикам, а Дарья готовила праздничный торт а-ля «Муравейник». Вечер закончился под душевные поздравления Валеры в свете маленькой свечки-таблетки и праздничного застолья с последующей банькой (по желанию)!

Примечание: Рецепт походного торта: измельчить и смешать сухое печенье/палочки, орехи (грецкий, миндаль), сухофрукты (курага, чернослив). Все это замешать в смешанных в равных частях шоколадной пасте и сгущенном молоке. Придать форму конуса. Украсить курагой и орешками.

Азартная рыбалка на гольцА! (25.06.2010 г.)

Такое впечатление, что дождь не прекращался со вчерашнего дня. За окном туман окутал сопки, мокрые лошади свесив головы, неподвижно стояли за рекой. На зов шустрых дежурных (Оксаны и Жени), которые уже приготовили наваристую рисовую кашу (наш ответ пластиковой картошке!!!), мы без особой охоты выбрались из теплых спальников. Развешанные вещи просушились. Поэтому хоть седловка коней и проходила под дождем, как-то не ухудшала нам настроение. Сегодня предстояло порыбачить и все с нетерпением ждали этого заветного часа. А легкая морось сулила хороший клёв.

Два с половиной часа на лошади и мы у озера Рыбного (прямо скажем, название многообещающее). Окруженное невысокими сопками оно представляло собой водную гладь в виде блюдца. Урал достал целую коробку снастей и свой мегаспиннинг, у меня же был припасен крючок-«якорёк» с блесной. Максим из ближайшего кустарника достал припасенную с прошлого раза обтесанную ветку метра полтора с намотанной на нее леской. Смастерив из подручного материала мне довольно добротную удочку, и объяснив технику лова, ребята оставили нас с Уралом на озере. Началась воистину спортивная рыбалка.

У Урала рыбалка пошла! Одну за одной, мне на зависть, он вытягивал рыбешек. Пришлось сменить место: глубины для моего крючка, болтающегося на недлинной леске, явно не хватало. Кроме того, я изменила и технику лова: закидывала крючок только в места расходящихся кругов и приманивала рыбу к берегу! И случилось чудо, у меня клюнуло не-по-детски! Вытянув достаточно крупного гольца, я издала радостный крик, на который сбежались все ребята, включая Урала. Хоть рыбка была и не совсем большая, но качественно отличалась от ранее пойманного. А дальше мы вошли в раж. Балансируя на подтопленном камушке, я на радость публике азартно закидывала удочку десятки, а может даже и сотни раз. Урал же с недоумением поглядывая на свой спиннинг, пытаясь перебить рекорд «палочно-веточной» рыбалки. В итоге, за отведенное нам время, мы с Уралом наловили столько рыбы, что вечером порадовали ребят вкусной ухой. Ближе к ночи поднялся настоящий ветрило. Засыпали под завывания ветра и богатые впечатления сегодняшнего дня.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке
Ловись рыбка большая и маленькая...

Прикосновение к дикой природе земли Камчатской. (26.06.2010 г.)

Чтобы по-настоящему проникнуться флорой и фауной земли Камчатской, вдохнуть в себя высокогорный воздух, насыщенный ароматами цветущего багульника и смолянистым запахом кедрача, увидеть с головокружительной высоты змейки речушек, уходящие в бесконечность, и ощутить холодное дыхание снежников — надо ненадолго оставить коней и не торопясь подняться пешком на сопки. Что мы и сделали, подкрепившись за завтраком шайбой нежной с кисельком, кулинарным шедевром Иры с Лешей. На высоте 1500 метров нашему виду открылся необыкновенной красоты водопад, этакая ванна Афродиты. Тяжелый поток светло-бирюзовой воды с шумом обрушивается в неглубокую впадину, заполненную водой.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

Поднимаемся все выше. Нога утопает в мягком ковре мха и лишайника. Шаги кажутся совершенно невесомыми. Слышен свист евражек (камчатских сусликов). На крутом подъеме, выбившись из сил, припадаем к ягодному стланику и лакомимся прошлогодней голубикой.

С высоты птичьего полета в буровато-рыжих тонах открывается панорама вулканического хребта и следующий, не уступающий по своей красоте водопад. Чуть выше идем уже по снегу на высоту 2000 м. Природа здесь уже скупа на ботаническое разнообразие, но все же, объективы фотокамер улавливают невидимую красоту мшистого ковра. На обратной дороге мы устраиваем фотоохоту на тарбагана (большого камчатского сурка), всю дорогу сопровождающего нас пронзительным отрывистым свистом.

Путевые заметки о путешествии по Камчатке

Послеобеденный конный переход проходит под дождем. Пытаемся отвлечь себя от непогоды различными наблюдениями. Например, как ловко куропатки уводят от гнезда нашего Смелого, притворяясь подранками. Самец с самкой работают слаженной командой, вводя глупого пса в заблуждение, и только отведя его на значительное расстояние от гнезда, разлетаются в разные стороны. На ночевку останавливаемся на месте стоянки оленеводов. Из оставленных ими жердей и нашего полиэтилена мастерим юрту, в которой устраиваем кухню и сушку.

Окончание истории здесь...https://www.tourister.ru/responses/id_10348

В отчете и прилагаемом фотоальбоме использованы личные фото и любезно предоставленные фото друзей-однопоходников.