Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Кочабамба — Боливия Октябрь 2013

Кочабамба это один из трёх мегаполисов Боливии, его население уже перевалило за миллион человек, а с пригородами — за 1,7 милиона. И среди всей тройки он самый центральный, единственный в зоне боливийских гор и долин. В то время как экономический мотор страны, г. Санта-Крус представляет собой супер-ядро притяжения в восточной половине страны, местности низких равнин, а агломерация Ла-Пас — Эль-Алто доминирует на высотном западном плоскогорье, Кочабамба — это главный центр самой интересной и самой живописной части Боливии, где горные хребты разной высоты скрывают множество небольших плодородных долин. Это малоизвестная туристам Боливия, хранящая традиционный уклад экономики основанной на сельском хозяйстве, процветающая и чуть ли не самодостаточная.

Окунуться в атмосферу такого экологически корректного общества может быть главной изюминкой путешествия по региону, а поможет в этом главный узел логистики в центре страны — Кочабамба, дающий ключи к своим аутентичным окрестностям. Но и сам по себе город очень занимательный, не случайно он так богат громкими титулами.

Приведу их в оригинале и с примерным переводом:

«El Granero de Bolivia» — «Зерновая житница Боливии»
«Ciudad jardín de Bolivia» — «Город-сад Боливии»
«Capital Gastronómica de Bolivia» — «Гастрономическая столица Боливии»
«Corazón de Bolivia» — «Сердце Боливии»
«Corazón de la Madre Tierra» — «Сердце Матери-Земли»
«Ciudad de la Eterna Primavera» — «Город Вечной Весны»

Как можно понять, климат там очень гуманный, а еда обильная и разнообразная. Но это всё же не желудок, а именно сердце Боливии, город настолько симпатичный, что путник запросто может оставить там и часть своего сердца. А потом долго мурлыкать вариации на тему Ю.Визбора, типа: «я сердце оставил в Андских горах, теперь бессердечный хожу по равнине…"

Красивые горы действительно окружают долину в которой расположился этот город-сад, некоторые пики даже отблёскивают своими снежными вершинами. А основная часть городских кварталов находится на высотах около 2570 метров, что и объясняет такой благоприятный климат боливийского сердца: среднегодовая температура +17 С, сезонные колебания небольшие, изобилие солнечных дней, но при этом никаких засух.

Основан город испанскими колонизаторами в 1571 году, и уже тогда была заложена чёткая планировка городских кварталов: квадратами 100 на 100 метров даже в самом его центре. А самый главный из таких кварталов это центральная площадь, с которой и начнём знакомство с Кочабамбой. В самой середине площади стоит La Columna de los Héroes с бронзовым кондором. Вокруг этого несравненного ориентира можно полюбопытствовать стендами для печатных самоизданий, там же собираются и небольшие группы любителй политических дискуссий. Но основная часть квадрата занята зелёными насаждениями, насыщенными всевозможными украшениями и уголками для отдыха. На широких периметральных улицах нередки и массовые манифестации граждан отстаивающих свои права, чаще экономические. Но всё это происходит относительно тихо-мирно, не нарушая сложившегося уклада жизни и традиционного времяпровождения завсегдатаев.

Практически все здания окружающие площадь по периметру сейчас уже стали исторической ценностью, они образуют очень гармоничный ансамбль, равных которому мне не встретилось во всей Боливии. Как и полагается, Кафедральный собор Кочабамба тоже здесь — он находится на юго-восточном углу этой площади. Catedral Metropolitana de San Sebastián впечатляет своими размерами и строгим стилем. Он бы построен в XVIII-м веке, на месте временных храмов XV-го и XVI-го веков.

А по диагонали от собора, на северо-западном углу этой Пл. 14-го Сентября, можно найти ещё одну церковь — Ордена Иисуса (TEMPLO DE LA COMPAÑÍA DE JESÚS, 1730). Город Кочабамба на удивление богат религиозной архитектурой, в основном XVII–XVIII веков, знакомству с ней можно посвятить день или два, и пешеходный маршрут нужно для этого прокладывать соответствующим образом. Но даже и в короткой общеобзорной прогулке приметим ещё несколько таких сооружений.

В первую очередь это храм Ордена Доминиканцев (TEMPLO DE SANTO DOMINGO, 1612), который находится на Av. Ayacucho — главном осевом проспекте центра в направлении север-юг. Этот проспект проходит всего в одном квартале западнее центральной площади, и ведёт к главному автовокзалу города (1 км южнее). Поэтому мимо храма Санто-Доминго не пройти практически невозможно, а на знакомство с ним стоит выделить некоторое время. Двинемся теперь по поперечному проспекту — Av. Heroínas (восток-запад, всего в одном квартале севернее центральной площади). Несколько других старинных церквей можно встретить с обеих сторон от него, в пределах 1–2 кварталов. И хотя бы ради одной из них нужно сделать небольшой крюк. А потом выделить ещё пару часов за посещение всего комплекса Св. Терезы, эта церковь принадлежит действующему конвенту, часть которого стала уже музеем.

Построены они в 1767—1792 гг., и почти все сохранилось в оригинале, включая внутреннее убранство, отделку, мебель, реликвии… При этом конвент продолжает работать, в нём сейчас остается только 7 монахинь. История и правила работы этого заведения очень занимательны, а виды с крыши совершенно неповторимы.

Окрестные кварталы Конвента Св. Терезы тоже очень привлекательны, они наполнены каким-то своим особым шармом. После этой небольшой культурной программы можно продолжить путь на восток по тому же проспекту Героинь, до единственного в Кочабамбе объекта «must see» с точки зрения популярных туристических изданий остаётся около полутора километров.

Прогулка очень приятная, а ближайшие к горе Конкордия зелёные кварталы прямо-таки источают благополучие. Самая большая в мире статуя Христа (на этот титул есть и другие претенденты) возвышается над городом, ее пъедестал находится на 265 метров выше уровня этих улиц. Подняться можно по ступенькам (их около тысячи), или по петляющей по склонам автодороге, приводящей к большой парковке со свободный доступом. Но для пеших странников инетерснее будет воспользоваться современной канатной дорогой с тройками небольших кабинок. Тариф туда-обратно всего B$ 8, т. е. около 40 руб.

Вот мы уже и наверху. Сначала отдадим должное самой статуе.

Она не только велика, но и достаточно выразительна.

А теперь уже неспешно осмотримся вокруг. Город у наших ног обширный, но не бесконечный. Зелени много, не только парков и садов, но и простые ряды больших цветущих деревьев вдоль широких улиц.

Самый приветливый из боливийских мегаполисов

Просматриваются главные автомагистрали, в том числе и Национальное шоссе № 4, огибающее центральную часть Кочабамбы с севера. На восток оно уходит в направлении Санта-Крус (откуда уже тянется по равнине к границе с Бразилией). А на запад поднимается на плоское высокогорье и заканчивается в Ла-Пас, но до того от него ответвляются пути в Оруру и южнее. Виден и аэропорт Кочабамбы, располагающий двумя перпендикулярными ВПП. Большая лагуна на южной окраине города, на пути к «высокой долине» — Valle Alto. И много-много других зрительных деталей, уже знакомых по нашим прежним прогулкам в городе, или зовущих к исследованиям новых и новых его уголков… Значит, пора спускаться, и уже из окна кабинки канатной дороги присмотреться к ближайшим окрестностям.

Севернее Конкордии зовут Ботанический Сад и Парк Реколета, туда ведут широкие зелёные проспекты и целые цепочки более узких парков.

Самый приветливый из боливийских мегаполисов

А южнее тоже есть несколько больших зелёных оазисов, но самые большие из них принадлежат учебным учреждениям.

Мне было очень приятно вернуться к центру городу именно по этим кварталам, заполнявшимся к вечеру гимназистами и студентами. А днём на улицах города, как и повсеместно в этой стране, внимание привлекали стайки нарядно одетых младших школьников. Нужно сказать, что эта атмосфера постоянного «праздника знаний» в Боливии просто замечательна. Учебных заведений и учащейся молодёжи так много, и обстановку они создают такую торжественно-радостную, что запоминается надолго. Вдогонку к университетской теме, самый большой парк у подножия конкордии это территория Университета Сан-Симон (Universidad Mayor de San Simón). И менно этот университет содержит самый интересный из музеев Кочабамбы, Археологический, вероятно, лучший в своём жанре во всей Боливии. Но находится он не в основном Кампусе, а в самом центре города, куда мы сейчас и возвращаемся:

Площадь 14-го Сентября в эти часы ещё более привлекательна и многолюдна:

Самый приветливый из боливийских мегаполисов

Моё первое знакомство в Кочабамбой остоялось в рамках маршрута сфокусированного на трёх Памятниках ЮНЕСКО — Самаипата, Потоси, Сукре и другое — 10 дней по Боливии, в котором этот город был важным связующим звеном (пункт Е на карте, 4-е из 8-ми мест ночлега). А по итогам путешествия оказался самым больших сюрпризом, ведь если от Потоси и Сукре и так ожидалось многое, то «Кочу» доступные мне источники информации практически игнорировали. На этот раз провёл в Городе Вечной Весны всего лишь около суток, плюс ещё почти столько же в соседних буколических городках типа Знакомство с городом-ярмаркой. И уверен что ещё вернусь сюда по ходу одного из новых боливийских или трансболивийских маршрутов, и вдоволь поброжу по его пока не открытым мною уголкам. А пока прощаюсь с Кочабамбой, глядя из окна двухэтажного автобуса на широкие улицы его западных окраин. Город не перестаёт удивлять. Даже на круговых развязках этой магистрали увидел десятки оригинальных скульптурных групп сделанных из самых разных материалов. Вот небольшой салат только из того, что попало в кадр моей камеры:

Комфортабельный дорожный корабль компании TRANS AZUL увозит меня в Оруро, но это уже другая история…