Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Кордоба — Испания Август 2014

Вот мы и в Кордове (исп. Córdoba), блистательной столице Кордовского халифата, достигшего своего рассвета в середине X века. Город был основан финикийцами, затем захвачен римлянами, далее вандалами, Византией, вестготами, арабами. В 1236 г. город отошел под власть Кастилии. Такая бурная история определила облик города, он полон воспоминаний и следов различных эпох.

В Кордову мы добирались автобусом из Гранады. Билет стоит 15 евро/чел., время в пути составляет около 2 часов. Также из Гранады можно добраться поездом. Автовокзал и ж/д вокзал расположены напротив друг другу недалеко от центра города. Пешеходная прогулка до центра города занимает около 15–20 мин. Первое, чем нас встретил город — это невыносимая жара. Читая в различных отзывах о летней жаре в Кордове, я мысленно усмехался и считал себя привыкшим ко всему)) Но это действительно было нечто. Днем на улице невозможно находиться и делать этого не стоит. Поэтому приехав в Кордову около 18.00, мы спокойно разместились в отеле, отдохнули, поужинали и легли спать, даже не выходя в город) Встав с первыми лучами солнца, отлично выспавшись, мы отправились осматривать город. Погода ранним утром была просто прекрасная. Наверное это лучшее время для осмотра города летом. От отеля мы направились по направлению к мосту (Puente de Miraflores) через Гвадалквивир. Уж очень хотелось зайти в город через римский мост, как это делали посетители Кордовы начиная с древних времен.

Гвадалквивир оказался неожиданно широкой рекой. Никак не ожидали увидеть такую в Испании.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Вид на римский мост с моста Puente de Miraflores.

И вот он, римский мост в город! Построенный римлянами в I  в. н. э., реконструированный маврами в VIII в. и затем после реконкисты, он сохранил в себе монументальность и надежность римской инженерии.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

С моста можно увидеть колесо арабской мельницы Альболафия, которая досталяла воду во дворец эмира. Первоначальное колесо было разобрано в XV в. по приказу Изабеллы, затем несколько раз перестраивалось и приобрело современный облик после 1993 г.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Пройдя по мосту мы подходим к центральным воротам в Кордову — Puerta del Puente. Ворота были возведены на месте древнеримских в 1571 г.

Практически сразу за воротами можно увидеть без сомнения главную достопримечательность Кордовы и всей мавританской Испании — Кордовскую соборную мечеть. В Средние века являлась второй по величине мечетью. Мечеть построена в 784 году на месте более старого здания мечети по приказу основателя династии кордовских Омейядов Абд ар-Рахмана I.

Здание колоссальное! Трудно представить какое впечатление производила мечеть на паломников того времени, если и сейчас люди замирают в восхищении глядя на эти расписные стены.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Внешнюю стену Мечети венчает прекрасный минарет постройки X в. Считается, что этот минарет явился прототипом для создания башни Хиральда в Севилье.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Пройдя через внешние Ворота Прощения (Puerta del Perdon) можно попасть в апельсиновый сад (Patio de los Naranjos) и далее в само здание храма через пальмовые ворота (Puerta de las Palmas).

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Внутреннее убранство мечети поражает воображение — в какую сторону ни посмотри, создается ощущение бесконечных туннелей из красно-белых арок, поддерживающих свод. На одной половине зала специальными светильниками создается полумрак, такой, который царил в этом священном месте во времена владычества арабов. Воображение сразу рисует картины сотен паломников лежащих ниц в проходах между колоннами и возносящих молитвы своему Богу. Да, энергетика внутри потрясающая! Особенно если прийти к открытию, когда внутри нет толп туристов.

Время работы мечети (пн.-сб. 10.00–19.00, вс. 8.30–11.30, 15.00–19.00). Цена билета составляет 8 евро/чел. Ограничений по одежде не заметили, хотя сами оделись подобающе. Если честно, хотя мы и не являемся истово верующими людьми, немного раздражали девушки пришедшие в мечеть (а также в католический храм внутри) в коротких шортах и топах. И вообще за время пребывания в Испании мы не заметили той строгости к внешнему виду людей, посещаюх храмы, которой ожидали.

«Это действительно потрясающее место! Охвативший меня восторг ещё долгое время не отпускал. Именно о таких вещах с гордостью рассказывают:„О да! Я там был!“ Будучи закоренелой атеисткой, я закуталась в платок, стараясь прикрыть абсолютно все оголенные части тела, дабы не осквернить своим внешним видом такую величественную святыню.»

Внутри мечети расположен уникальный по своей сути католический собор. Этот собор начали строить с намерением очиститься от мусульманского наследия в 1523 году по разрешению короля Испании Карла V. Однако спустя несколько лет, когда король приехал посмотреть на строящийся собор он воскликнул: «Здесь построили то, что могли построить где угодно, но разрушили при этом то, чего нет больше нигде!».

На стыке двух религий

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

В сокровищнице Мескиты собрана коллекция предметов христианского культа, из которой самое видное место занимает огромная дарохранительница начала XVI в. Сделанное из золота и серебра немецкими мастерами двухметровое произведение искусства используется в шествии по улице города в Пасху.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

Еще одним местом, которое мы успели посетить стал Алькасар Христианских королей. Замок в современном виде появился в начале XIV века, после перестройки арабской крепости и стал королевской резиденцией. С XV по начало XIX века в замке располагалась Святейшая Инквизиция. Именно в этом замке в 1492 г. принимали Колумба, который представил свой план путешествия в Индию.

Время работы: пн.-сб. 8.30–14.30, вс 9.30–14.30. Цена билета 4 евро.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

С башен Алькасара открывается замечательный вид на город и реку. По садам замка также стоит прогуляться, тенистые аллеи и фонтаны создают неповторимую атмосферу оазиса в этом засушливом месте. В садах расположена знаменитая скульптурная композиция, на которой изображены Католические короли, принимающие Колумба.

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

В общем и целом Алькасар Кордовы заслуживает времени на посещение, однако после Альгамбры и Алькасабы в Малаге, смотрится не так ярко.

И закончили мы свой маршрут по городу пройдя через еврейский квартал Худерия к площади Plaza de las Tendillas, самой оживленной площади Кордовы, на которой установлен памятник испанскому полководцу Гонсало Фернандесу де Кордова, прозванного в народе «Великим капитаном».

Испания с Севера на Юг. Часть 4. Кордова

И затем к остову римского храма I в. (кстати на удивление неплохо смотрится).

Анализируя сейчас поездку, я бы посоветовал оставить на Кордову 2 дня. 1 дня нам хватило исключительно на осмотр основных достопримечательностей города с учетом дневной жары. Множество интересных вещей осталось неувиденным, что впрочем дает стимул вернуться в этот, без сомнения, прекрасный город. Отдельно хочеться упомянуть о кухне Кордовы. Здесь можно отведать знаменитый Rabo del Toro (бычий хвост) — пожалуй, самое вкусное блюдо, съеденное нами в Испании)) Всем советую попробовать! Из сувениров Кордовы хочеться отметить прекрасную керамику ручной работы и украшения из серебра и золота по довольно приемлимым ценам.

И вперед, из пылающей Кордовы в Севилью, родину Кармен и Дона Жуана (как оказалось не менее жаркую).