Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Тампере — Финляндия Июль 2014

Я загораю под северным солнцем
Что в небе сверкает натертым червонцем!
Уютно устроившись с книжкой в руке
Летаю меж сосен в седом гамаке!

Яичный желток на сапфировом глянце
Сквозь листья сливается в огненном танце!
Качаюсь и знаю, так было всегда,
Под северным солнцем не сгорю никогда!

Бог создал человека, чтобы он любовался природой!

июль 2014, Финляндия

Начался третий день нашего отдыха на озере Пюхяярви, что рядом с курортным городком Лемпяяля, в Финляндии.

Я загораю под северным солнцем

Проснулся около четырех часов от воплей и криков чаек. Раннее утро задалось не приветливым, даже хмурым. Однако, с восходом солнца все изменилось — просветлело, вода заискрилась словно обсыпаная алмазной крошкой.

Я загораю под северным солнцем

А вот, вставать рано очень полезно, так как узнаешь много нового. Например, у утки с утятами, которую мы прикармливали каждый вечер, оказалось зеркальное отражение в виде второй утки с таким же набором утят! Кого мы кормили и считали своей теперь не понятно. Обе утиных семьи очень наглючие. Не обращая внимания, что я занимаюсь рыбной ловлей, они обсыпали меня со всех сторон, как горох, непрерывно при этом крякая. Хватали леску и блесну, а одна утка совсем обнаглела и ущипнула меня за ногу!

Я загораю под северным солнцем

Рыжий хозяйский кот притащил землеройку и играл с ней. Я хотел у него ее отобрать, но он успел уже придушить…хищник что-же!

Пюхяярви (Pyhäjärvi) — дословно переводится как «Святое озеро»

Я загораю под северным солнцем

Скажу сразу, что район озера Пюхяярви мое самое любимое место в Финляндии. Совершенно случайно приехав сюда впервые лет 8 назад я был окончательно покорен красотой этого северного края и вдруг, неожиданно для самого себя, полюбил одинокий, размеренный отдых возле тихого озера, спрятавшегося среди многолетних сосен и окутанного плотными утренними туманами, когда тишину прерывают только редкие крики журавлей вдали и всплеск рыбы.

«…
Как все вокруг меня пленяет чудно взор!
Там необъятными водами
Слилося море с небесами;
Тут с каменной горы к нему дремучий бор
Сошел тяжелыми стопами,
Сошел — и смотрится в зерцале гладких нод!
Уж поздно, день погас: но ясен неба спол,
На скалы финские без мрака ночь нисходит,
И только что себе в убор
Алмазных звезд ненужный хор
На небосклон она выводит!»

Баратынский Е.А., 1820

Чем же так хорош отдых на озере Пюхяярви и чем оно отличается от других финских озер?
Во-первых рыбалкой. Тоже мне удивил, скажете вы — в Финляндии везде рыбалка! И это правда. Но здесь именно тот случай, когда практически без труда можно выловить рыбку из пруда!
Озеро невероятно зарыблено. Мелководья в Лемпяяля и Весилахти — самые лучшие щучьи места озера Пюхяярви, а район Райясалми и течение Нокианвирта — хорошие места для ловли крупного окуня и судака.
Отрадно, что, кроме этого, рыбка разнообразная — карась, плотва, подлещики, лещи и это вносит некоторое разнообразие в рыбалку.
Ловить можно на любую приманку и любой снастью — без улова не останетесь.
Я, например, пробовал ловить удочкой на мягкую клюкву и все равно клев был!
Ну и ловить рыбу может любой, даже кто раньше никогда удочку в руках не держал!
Еще одна причина выбрать для рыбалки озеро Пюхяярви — быстрые речные пороги рядом с озером. Пороги Siuronkoski в Нокиа и пороги Tammerkoski в Тампере. Здесь можно поймать форель, сига, жереха, хариуса и лосося.
На Siuronkoskiи Tammerkoski действуют основные финские правила для порогов: разрешенный улов рыб лососевых пород не более трех в день; ловля может производиться только на искусственные приманки; ловить нужно в специально обозначенных районах и необходима отдельная лицензия.
Купить лицензию на порогие Tammerkoski можно в автомате у ресторана в парке Koskipuisto или в R-kioski в том же районе парка.
На Siuronkoski лицензии приобрести можно рядом с порогами в магазине Siuronkukkajakemikalia и в баре SiuronKoskibaari.
На порогах финны ловят в нахлыст, но можно и на блесну.

фото инета

Во -вторых, Пюхяярви находится в окружении интересных крупных городов, таких, как Тампере и Хамеллинна, а также множества мелких городков и селений. Мне, как городскому жителю, просто жизненно необходимо иногда вдохнуть выхлопных газов или потолкаться в толпе.
Тампере вполне для этого подойдет. Этот город я вообще считаю самым интересным в Финляндии.
В Тампере насчитывается более 20 музеев: Музей бокса, Музей минералов, Художественный музей имени Сары Хильден с коллекцией современного искусства, Музей хоккея, Художественный музей Тампере с коллекцией современного финского искусства, Музей-аптека, замечательный музей Муммилааско (Долина мумми-троллей), Музей кукол и костюмов «Хатанпяя-картано», автомобильный музей «Мобилия», музей «Рабочий квартал Амури», музей Тейско, Центральный музей рабочих Финляндии, музейный центр «Ваприйкки» с десятками экспозиций, а также и три центра искусства и фотографии.
Одна из главных достопримечательностей города — развлекательный парк Сяркянниеми с более чем 30 аттракционам, планетарием, зоопарком, дельфинариумом, аквариумом «Эден».
Кроме этого, россыпь небольших курортных городков вдоль озера, но не менее любопытных, позволяет разнообразить свой отдых прогулками пешеходными или велосипедными маршрутами и знакомством с их достопримечательностями и историей края.
Рядом тихая Лемпяяля.

Я загораю под северным солнцем

Первые письменные упоминания о поселении людей в этом месте относятся к 1430 году. Это тихое и спокойное место, с большим количеством пешеходных маршрутов по живописным, лесным окрестностям. В свое время интеллигенция города Тампере ища уединения и вдохновения для творчества присмотрела эти красивые места на перешейке между необыкновенно красивыми озерами Ванаявеси и Пюхяярви и стали строить красивые дачи, некоторые из которых сохранились до наших дней. Многие финские художники и писатели жили здесь и создавали свои произведения. Например, очень любимый финнами писатель Юрье Кокко долгое время жил в Лемпяяля и даже похоронен на местном кладбище.
Но особенно местные жители гордятся своими цветоводами, которые посредством долгих настойчивых проб и ошибок вывели из диких первозданных растений культурные семейства таких цветов, как фиалки, незабудки, горные эдельвейсы и тюльпаны.

Я загораю под северным солнцем

Как в Петербурге я люблю гулять в Репино, так в Финляндии меня тянет в Лемпяяля.
В-третьих, ВАЖНО!, здесь на озере нет комаров. Вернее они есть. Когда нарождаются новые комары в ушах просто стоит комариный вой! Но ведь не кусают и их практически не видно. Я подозреваю, что хозяева пользуются электроникой для отпугивания кровососов от коттеджей!

Я уж не буду говорить о том, насколько ярко здесь можно лицезреть признаки всех четырех времен года: зимой — сияние снегов, летом — незабываемые белые ночи и необычайно яркая золотая осень. И конечно, чистый воздух, природа скандинавских краскок, зеленые леса, лебединые стаи, спокойствие…

Итак, пошел третий день нашего отдыха на озере Пюхяярви.

Коттедж мы заказывали в последний момент и выбора у нас не было, поэтому пока все отрицательные стороны не стали для нас неожиданностью — домик N9 самый крайний и окнами выходит на тихую заводь, поросшую кувшинками и камышом, как в пруду. Купаться поэтому не очень хочется, хотя погода стоит вполне себе жаркая, около 26С. Хотя вчера мне уже пришлось купаться — нырял за блесной, попавшей в зацеп. Блесна дорогая, душила жаба.

Я загораю под северным солнцем

Чудесный день! Тепло, не облачка. Какая невероятная красота вокруг! Какое лето! Все вокруг цветет и пахнет!

Я загораю под северным солнцем

Где-то далеко стреляют из орудий…тренируются, блин, финны.
На озере тихо. Я ленюсь и не ловлю с лодки, а с мостков, карасей.

Я загораю под северным солнцем

Давно уже не видел эту красивую рыбку!
Мы же завтра едем на джаз-фестиваль в Пори! Фестиваль Pori Jazz — один из старейших в Европе больших джазовых фестивалей open-air, проводимых в городе Пори.
Но это завтра, а сегодня среда и есть возможность посетить ипподром Teivo Racetrack, в Тампере.

Я загораю под северным солнцем

Очень интересно и азартно. Жаль, что в Петербурге такого нет.

Ипподром Teivo находится в районе третьего шоссе, приблизительно в 10 км от центра Тампере на северо-запад. Вот написал, но думаю, что таких координат будет мало. Сам еле нашел!
На ипподроме есть открытые трибуны, а также закрытые помещения со стеклянной стеной, где также установлены кресла, работают ресторан и кассы тотализатора
Установлены мониторы, которые показывают участников забега. Перед трибунами, за финишной прямой, установлено огромное электронное табло с результатами заездов.
С некоторых пор для того чтобы играть на тотализаторе уже не обязательно владеть финским языком. В информационном пункте есть инструкции на русском (правда куцая) и программки забегов, но уже на финском.
В программке указывается необходимая информация (разобраться сложно, но можно): суммарный выигрыш лошади, ее родословная, лучшие результаты, результаты последних 5 стартов, количество побед и выступлений в текущем году и что-то еще. Участников заезда обычно от 10 до 16.
Существуют несколько вариантов ставок. Кто играет впервые, то лучше выбирать Voittaja и Sija. Комбинированные варианты более сложные. Ну это понятно!
Ставки делаются очень просто (как оказалось!): на бланке, а на ипподроме они лежат повсюду, необходимо зачеркнуть соответствующие квадратики с номером заезда и номером лошади. Игровой купон оплачивается до начала заезда.
Я сам не играл, так как был не подготовлен и пока разбирался на ходу и смотрел заезды — соревнования закончились. Следующий раз обязательно буду играть. Да, до конца не разобрался, но по-моему нужен паспорт!
На ипподроме можно приобрести снаряжение для верховой езды и другие сопутствующие товары (можно просто плеточку кожаную купить). Все очень качественное.
А если играть не хочется, то можно просто «лошадок посмотреть». А это тоже интересно!

Я загораю под северным солнцем

Там что, будете у нас на озере Пюхяярви…и не говорите, что лучше вы к нам!

О зимнем отдыхе на озере Пюхяярви можно почитать здесь