Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 15:12

Стамбул — Турция Июль 2014

Стамбул занимает такое уникальное географическое положение, что ему самой судьбой уготована роль крупного мирового центра торговли, где можно купить практически все, что душе угодно. В особенности же Стамбул знаменит своими изделиями из кожи и меха, а словосочетание «турецкое золото» заставляет сердца соотечественников сжиматься в сладком предвкушении огромного выбора золотых украшений по смешным ценам.

Репутация «города-рынка» долгое время, да и сейчас, порой заслоняет историческое и культурное богатство Стамбула. Многие приезжают сюда только чтобы «прибарахлиться», а посещение достопримечательностей идет как бы в нагрузку. Так ли уж оправдана слава Стамбула как рая для шоппинга и стоит ли тратить время на посещение его многочисленных рынков и торговых центров?

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Мы с родителями, отправляясь на 5 дней в Стамбул, тоже ставили определенные шоппинг-цели, правда, они были вторичны по отношению непосредственно к экскурсионно-познавательной программе — все-таки впервые ехали в Стамбул и в Турцию вообще.

Перед поездкой я проконсультировалась у подруг по поводу шоппинга в Стамбуле и посмотрела выпуск «Орла и решки», посвященный этому самому колоритному турецкому городу. Ведущему Андрею Беднякову не повезло — пришлось гулять по полным разнообразными соблазнами улицам всего со 100 долларами в кармане. На одной из улиц его в свою лавку заманил ушлый продавец ковров, приговаривавший «Ти толко посмотришь, друг, покупать ни нада!».

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Продавец так активно нахваливал свой товар и красочно расписывал его достоинства, что бедняга Бедняков не устоял перед напором аргументов и потратил на совершенно ненужный ему ковер 49 долларов из своего крайне ограниченного бюджета. Оставшихся денег на ночевку ни в одном хостеле не хватило, и в итоге «известный украинский ведущий» спал на лавочке в парке, укрываясь тем самым злополучным ковром. Позже выяснилось, что ковер не стоил и половины потраченных денег и был вовсе не таким уникальным и натуральным, как его расписывал продавец.

Понятно, что, скорее всего, ситуация, в которой оказался Бедняков по собственной глупости, — лишь постановка для привлечения внимания телезрителей. Но она настолько яркая и в принципе не такая уж и далекая от реальности (кому из нас не пытались впарить золото, чаи, косметику, одежду сомнительного качества в восточных странах?), что муж, напутствуя меня перед поездкой Стамбул, все время повторял: «Главное — ковер только не покупай!».

То есть не останься без штанов, милая, и без средств на кредитной карте:)

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Общие впечатления от Стамбула и его жителей я подробно описала в этом отзыве. Здесь же мне хотелось бы сделать основной акцент на шоппинге в Стамбуле, потому что без него представление о городе не было бы полным.

Почему? Во-первых, потому что в любом случае ни один турист в Стамбуле при всем желании не сможет оказаться вне шоппинг-зоны. Повсюду на стамбульских улицах идет активная уличная торговля, чуть ли не на каждом углу найдется колоритная лавочка или мини-рынок, а количество торговых центров просто не поддается подсчету.

Во-вторых, торговля — это неотъемлемая часть истории Стамбула. Со времен греческого Византия Босфор являлся стратегической торговой артерией. Именно через Царьград, как называли на Руси Константинополь, пролегал путь «из варяг в греки» и один из маршрутов «великого шелкового пути». Здесь вели активную торговлю и плели интриги генуэзские и венецианские купцы (первые построили знаменитую Галатскую башню), существовали целые кварталы ремесленников, строились роскошные дворцы знати и самые красивые и большие на тот период времени христианские храмы, в том числе затмевающая всех остальных Святая София.

Звучит слишком громко, но именно рынок сделал Стамбул Стамбулом (вспомним историю появления Гранд-базара) — не в плане названия, конечно, а в плане наращивания экономической мощи и накопления богатств. Стамбул стал привлекательным местом для шоппинга и обмена товарами между Азией и Европой.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Слово «шоппинг» в те доайфонные и догугловские времена еще, конечно, не существовало. Сейчас оно стало вполне привычным для нас, и только разнятся мнения по поводу того, как писать этот англицизм по-русски. Я сама пишу по-разному-то шоППинг, то шоПинг. Английское shopping пишется с двумя p, и логично предположить, что и русское слово-калька должно писаться с таким же количеством букв «п». «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова фиксирует вариант «шоппинг» — по примеру заимствованных слов с устоявшимся написанием: «баннер», «оперетта», «контроллер» и т. д.

Однако в большинстве других словарей это слово пишется с одной п — «шопинг». Объясняется тем, что «шоп» — корень (и есть такое слово в русском языке — шоп), а «инг» — суффикс, то есть в удовении п необходимости нет. В современном русском языке слова-кальки теряют удвоенные согласные и получается «блогер», «спамер», «рэпер». И «шопинг».

«Шоппинг» или «шопинг» — не так уж и важно. Главное, чтобы-то, что подразумевает под собой это слово, приносило удовольствие и результат в виде нужных и не очень покупок:)

Небольшой рынок у стен музея Айя-София

Гранд-базар

Пожалуй, почти каждый отчет о шоппинге в Стамбуле начинается с Гранд-базара (Grand Bazaar, по-турецки Kapalıçarşı, что значит «крытый базар»), как театр начинается с вешалки.

На фото — центральные ворота (всего их 18) в Гранд-базар со стороны мечети Нуруосмание, построенной в стиле османского барроко и очень любимой местными жителями. Над входом надпись: «Бог милует того, кто посвящает себя торговле».

Вход в Гранд-базар

«Внутри находятся 61 улица, 4400 лавок, 2195 ателье, 18 фонтанов, 12 мечетей, 12 складов, одна школа, одна баня, несколько кафе и пунктов обмена валюты. Есть даже кладбище». Описание Гранд-базара на сайте «Тонкости туризма» было бы некорректно сравнивать с классическим перечислением психотропных веществ из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», но, на мой взгляд, они похожи своим завораживающим действием на читателя, прямо указывая на размах описываемых явлений и намекая на те удовольствия, которые под ними подразумеваются.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Грандиозное описание Гранд-базара не могло не распалить воображение по части того, что можно на нем купить. Когда я обратилась за советом к подруге, которая не единожды бывала в Стамбуле, она рекомендовала зайти туда чисто из любопытства — посмотреть на самый большой и старый крытый рынок в мире и прогуляться мимо колоритных восточных лавок и магазинов.

Внутри Гранд-базар действительно поражает как своими размерами, так и красотой — насколько слово «красота» можно вообще применить по отношению к рынку. Он нереально большой — мы прогулялись насквозь, даже не пытаясь зайти в его боковые улочки просто потому, что на это не было времени. И даже на нашем укороченном и усеченном маршруте был шанс заблудиться и потерять друг друга-то один остановится у заинтересовавшей его витрины, то вторая заглянет в лавку и пропадет:)

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

От разнообразия того, что продается на Гранд-базаре, разбегаются глаза, но даже сувениры покупать стоит с опаской — слишком дорого, и, скорее всего, вы переплатите.

Гранд-базар в наши дни исключительно развлечение для туристов. На них же рассчитан ассортимент представленных товаров, а цены значительно завышены. Даже традиционный восточный торг не всегда помогает сбить цену до адекватной величины — и то, это только в том случае, если вы любите и умеете торговаться, а не ощущаете, что грабите честного человека, называя продавцу меньшую сумму.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Тем не менее, без Гранд-базара представление о Стамбуле было бы неполным, и нам с родителями удалось дважды за 5 дней побывать под его крышей.

В первый раз мы оказались на Гранд-Базаре в рамках экскурсии «Великолепный век», во второй раз гуляли сами в надежде купить кое-что из одежды и найти интересные сувениры.

Гранд-базар был построен завоевателем Константинополя султаном Мехмедом II в. 1455 году. Константинополь был столицей некогда великой Византийской империи, слава о его роскоши и могуществе гремела на весь мир. Султан и предположить не мог, что в городской казне и императорском дворце не найдет и сотой доли тех богатств, на которые рассчитывал. Константинополь оказался городом-банкротом, Детройтом Средневековья, где от былого великолепия и сытой жизни не осталось и следа.

Султан, завоевав Константинополь, по сути спас его от обветшания и дальнейшей деградации — он приказал построить рынок в самом сердце старого города, где первоначально обосновались торговцы тканями. Торговля оживила деловую активность в городе, способствовала привлечению денег в разоренную городскую казну.

В наши дни на Гранд-базаре продаются не только ткани, но вообще практически все, что могло бы заинтересовать туристов — золотые украшения, кожаные куртки, турецкие сладости, сумки, обувь, одежда, включая подделки под бренды, традиционные сувениры.

Честно говоря, гуляя по Гранд-базару, я чувствовала себя не очень комфортно: возможно, потому, что мне не по нраву настойчивость, с которой продавцы заманивают клиентов в свои лавки. При этом качество и ассортимент представленных товаров не соответствовали называемым ценам.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Экскурсовод подтвердила слова подруги — на Гранд-базаре действительно дорого. За пределами его стен тоже тянутся торговые ряды, хоть и оформленные попроще, но стартовые цены на них ниже, и сторговаться можно выгоднее.

Итог шоппинга на Гранд-базаре: один-единственный сувенир — лампа в восточном стиле из цветного стекла (такими украшена половина ресторанов и отелей Стамбула). Уже на улице в одной из лавок вне Гранд-базара мы нашли интересный и дешевый сувенир в виде подвески из слонов. Продавец увидел купленную нами лампу, спросил, за сколько мы ее купили и сказал, что мы переплатили как минимум в полтора раз да еще и не за самое качественное исполнение.

Торговые ряды за пределами стен Гранд-базара

На мой взгляд, более интересные сувениры можно найти в небольших магазинчиках в Султанахмете, где продаются в том числе изделия ручной работы, качественно исполненные, с необычными и красивыми паттернами. Но и цены кусаются еще сильнее, чем на Гранд-базаре.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

И еще в Султанахмете, наверное, найдется с десяток небольших магазинов, торгующих коврами самых разных размеров и расцветок. Изготовление ковров в Турции — это традиционное ремесло, известное с древних времен, поэтому более «турецкого» сувенира не сыскать. Говорят, турецкие ковры хоть и уступают в красоте персидским (иранским), но зато они прочнее и плотнее за счет техники «двойных узелков». Продавцы, демонстрируя плотность ковра, кидают в его центр кинжал — и кинжал, конечно, не наносит полотну никаких повреждений.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Но ковры такого качества вряд ли можно купить в качестве сувенира — цена ни них соответствующая. Для туристов есть варианты попроще, и именно под таким псевдотурецким ковром спал на лавочке в парке Андрей Бедняков:)

Второй по величине после Гранд-базара крытый рынок Стамбула — Египетский базар, или рынок специй. Он находится рядом с Новой мечетью и был построен позже Гранд-базара на 2 века. Специализация Египетского базара — специи, деликатесы, сладости, сухофрукты, в общем, все, чем так славится Азия в гастрономическом смысле.

Мы побывали рядом с рынком также в рамках экскурсии «Великолепный век» — здесь она завершалась. Дело в том, что Египетский базар неразрывно связан с историей Новой мечети и создавался, собственно, для того, чтобы финансировать ее строительство.

Новая мечеть построена в эпоху, которая логически последовала за временем султана Сулеймана и Роксоланы — эпоху реальной власти валиде-султан, или матери султана, в то время как сам султан, как правило, слабовольный, склонный к злоупотреблению алкоголем (да-да, такое было возможно в мусульманской стране!) устранялся от управления. В это время женщины гарема стремились стать не просто хюррем-султан (женой султана), а родить наследника престола и еще парочку принцев в качестве «запасных вариантов», таким образов получив более весомый и престижный статус валиде-султан (матери султана). Валиде-султан не гнушались никакими методами сохранения своей власти, вплоть до убийства собственных сыновей, если те оказывались чересчур строптивыми и стремились к самостоятельности.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Заходить в здание Египетского базара мы не стали, так как специи как таковые нас не интересовали. Экскурсовод также посоветовала покупать их за пределами рынка, в лавочках на соседних улицах, где цены дешевле.

Зато рядом с рынком обнаружился необычный памятник популярной турецкой уличной еде — два торговца с подносом, заваленным симитами (турецкими калачами с кунжутом).

Рынок подделок у Галатского моста

Раз уж речь зашла о Новой мечети, то нельзя не упомянуть о рынке подделок, который начинается напротив Новой мечети у Галатского моста. Не знаю, работает ли этот рынок днем, но вечером, часов около 8, шла довольно активная торговля.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Галатский мост было бы преступлением исключить из пешей прогулки по Стамбулу, ведь именно там можно чуть лучше узнать о городе и его жителях за пределами наводненного туристами имперского Султанахмета с его величественными мечетями и дворцами.

Кстати, я только под конец нашей поездки начала более-менее различать стамбульские мосты понимать, какой из них в каком районе и части города. Так вот, Галатский мост соединяет берега залива Золотой рог — исторический район Султанахмет и район банков, гостиниц и офисов коммерческих компаний Каракой. То есть географически это европейская часть Стамбула.

Современный Галатский мост построен в 1994 году и имеет два этажа. На втором этаже располагаются рестораны с видом на бухту Золотой рог

Пусть Галатский мост и не так красив, как изящные les pontes de Paris, и не может похвастать древностью камней и построек, как Ponte Vecchio во Флоренции, зато над проектом моста размышлял сам Леонардо да Винчи. Проект, как и все, что принадлежит гению да Винчи, оказался слишком амбициозен для своего времени — султан выбрал более консервативный вариант. Это не мешает современному Галатскому мосту, которому в этом году исполнилось 20 лет, стать излюбленным местом не только туристов, но и местных жителей. Последнее очень важно, потому что характеризует достопримечательность как важную часть «организма» города.

Яркая примета Галатского моста в Стамбуле — рыбаки с удочками, словно на какой-нибудь деревенской речке. Улов их, правда, невелик — в ведерках плавали какие-то тощие и мелкие рыбешки. Наверное, нужно действительно любить рыбалку, чтобы стоять на Галатском мосту по несколько часов и в итоге довольствоваться какой-то мелочью, без всякой надежды на «крупную дичь» :)

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Галатский мост интересен не только потому, что на нем можно увидеть рыбаков (кстати, они еще стоят на камнях на берегу Босфора в Султанахмете).

Это еще и очень романтичное место, где можно в обнимку со второй половинкой наблюдать закат, обсыпающий фирменной позолотой воды залива.

Вид на Каракой и Галатскую башню

По обе стороны от моста можно попробовать еще один знаменитый турецкий фаст-фуд — балык экмек. Представляет собой незатейливый рыбный сэндвич — две половинки булки, между ними жареная рыба и овощи, добавляют также специи по вкусу. В итоге получается остренько и довольно сытно. Мы с родителями, пробыв целый день на Принцевых островах, поужинали турецким сэндвичем, которого оказалось достаточно, чтобы не чувствовать голода до отхода ко сну.

Многие туристы только ради этого незатейливого кушанья и приходят к Галатскому мосту. Некоторые, попробовав, плюются — большей гадости в жизни не ели. На самом деле вкус у рыбного сэндвича несколько специфический, но в целом неплохой. Рекомендую все-таки рискнуть и попробовать, взяв половину порции.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Меня удивило то, что балык экмек — очень популярная еда у местных. Причем довольно много народа было в самом что ни на есть туристическом месте — у Галатского моста с видом на Султанахмет. Не знаю почему, но именно балык экмек, съеденный прямо на улице на радужном пластмассовом стульчике и под аккомпанемент чаек, оказался самой вкусной и запоминающейся едой за все время пребывания в Стамбуле.

Обязательно к балык экмеку возьмите стаканчик чаю. Не знаю, как именно турки его готовит, но получается восхитительно — в меру крепкий, ароматный, бодрящий. Вкуснее даже в Китае не пила.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Что касается рынка подделок, то он начинается у Галатского моста, со стороны Новой мечети. Здесь нет торговых рядов — весь товар разложен прямо на земле. В основном продается одежда, обувь, сувениры. По качеству — «ширпотреб», но и цены соответствующие. Торговаться можно и нужно

Ярмарка у площади Султанахмет

Возле площади Султанахмет (так было, по крайней мере, во время нашего посещения) находится нечто вроде ярмарки — несколько десятков деревянных шале, в которых продают традиционные турецкие товары — от мусульманской каллиграфии до турок для приготовления кофе по-турецки.

К ценам мы не примерялись, но ассортимент ничуть не уступал Гранд-базару и, пожалуй, был интереснее.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Кроме того, на ярмарке мы попробовали вкуснейший щербет по рецепту времен Османской империи от знаменитой кондитерской «Хафиз Мустафа». «Хафиз Мустафа» делают, на мой взгляд, лучший рахат-лукум.

Торговый центр «Джевахир»

Количество торговых центров в Стамбуле огромно, но, конечно, ни один из них не расположен в историческом районе Султанахмет. Когда мы проконсультировались у экскурсовода на предмет наиболее достойных и близких к Султанахмету торговых центров, она посоветовала «Джевахир» в европейской части города, в районе Шишли.

Из-за ограниченности по времени добрались до «Джевахира» из Султанахмета на такси (хотя можно было и на метро с пересадками), благо услуги такси в Стамубле приемлемы по ценам и прозрачны по оплате.

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

Торговый центр Cevahir (Джевахир) до недавнего времени был одним из крупнейших в Европе. Не скажу, что его размеры или красота оформления поразили нас — сейчас в Москве, по-моему, есть не меньше.

Не поразил «Джевахир», к сожалению, и выбором брендов. Стандартный набор магазинов в среднем и ниже среднего ценовом сегментах — «Зара», Манго», «Беннетон». Однако из торгового центра мы все же не вернулись с пустыми руками. На втором этаже «Джевахира» расположены магазины турецких марок, самая приятная из которых по соотношению цена/качество — LC Waikiki. Вот где мы действительно «оторвались» — накупили целую гору вещей, в том числе подарки нашим мужчинам (папе, который не ездил с нами на шоппинг, и моему мужу), племянникам и другим родственникам на общую сумму в 12 000 рублей.

На этом же втором этаже есть магазины и других интересных турецких марок, а на нулевом — магазин, где была распродажа полотенец и других вещей для ванной и кухни. Никогда бы не подумала, что повезу из-за границы не золото и шубы, а банальные полотенца. Но это так! Турецкие полотенца по качеству оказались просто сказкой, а по цене — за эти деньги у нас порой не купишь и носового платка.

Уезжая из Стамбула, я везла с собой чемодан, одна сторона которого была полностью набита полотенцами разных размеров и расцветок:)

Стамбул великолепный. Главное - не купить ковер!

В целом шоппинг в «Джевахире» можно назвать удовлетворительным и в любом случае более приятным и менее стрессовым, чем на рынке с его необходимостью торговаться. Время мы с мамой точно не потратили зря, хотя ожидали и большего.

Вывод по шоппингу в Стамбуле

Из пяти дней в городе, в котором оказываешься впервые, трудно выкроить время на полноценный и полномасштабный шоппинг с посещением всех достойных рынков и торговых центров. Например, мы не посетили знаменитый район Лалели и не прогулялись по улице Истикляль (кстати, подруга рекомендовала именно эту улицу в качестве места, где можно купить интересные и недорогие сувениры).

Все же кое-какой опыт мы получили и не уехали с пустыми чемоданами из Стамбула.

1) Гранд-базар — место для туристов, и делать на нем совершенно нечего

2) В плане шоппинга все-таки интереснее Китай. Выбор больше, цены меньше, подделки лучше:)

3) Манеры турецких продавцов с их панибратством и навязчивостью несколько напрягают. В итоге уходишь, так ничего и не купив, еще и раздраженным-то ли от самого себя, то ли от утомительного торга

4) Нужно внимательнее присмотреться к чисто турецким брендам и в следующий раз посетить торговый центр покрупнее.