Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер

Алоха, Гавайи! Часть V. Вайкики

Алоха, Гавайи! Часть VI. Фототур по острову Оаху

Алоха, Гавайи! Часть VII. Заключительная

Гавайи — место где много-много военных. Здесь базы различных войск США. Когда самолет идет на посадку, можно полюбоваться военными самолетами, над которыми вы будете пролетать. Сидя на пляже Вайкики, вы можете наблюдать за тренировочными вылетами военных самолетов. Гуляя по Гонолулу, вы будете часто встречать военных — от солдат до офицеров. И даже в своем отеле вы будете жить с военными — многие квартируют в номерах отелей, рано утром выезжая на службу, а поздно-поздно вечером возвращаясь обратно. В экскурсиях по острову Оаху мы частенько проезжали через военные городки: аккуратные, идеально чистые и словно выстроенные на парад. Да, военных баз на Гавайях очень много! Кроме того, на Оаху находится крупнейший госпиталь для поправки здоровья военнослужащих, пострадавших в горячих точках. Находится он в красивейшем месте, среди гор, и с видом на океан с одной стороны и джунгли — с другой. Военные в Америке — элита! Им живется лучше всех, если не брать в расчет тот момент, что платят за все эти блага они своей собственной жизнью…

Перл Харбор — стоянка боевых кораблей ВМФ США. Место красивейшее, как и все на Оаху. Совершенно мирное и спокойное. И вместе с тем, очень печальное. Отбросив современные реалии, я должна признать, что мемориал цепляет за душу и наводит на грустные мысли. Ехала туда я со странными чувствами. Ну чем меня, внучку бравых дедов, прошедших всю войну и вернувшихся победителями, можно было удивить, думалось мне. Я училась в школе в те времена, когда про войну помнили, когда живы были ветераны, когда подвиг народа не умалялся и не замалчивался. Одна только блокада Ленинграда или Брестская крепость чего стоят! Куда там Перл Харбору! Но подвиг есть подвиг. И иногда героями становятся даже без особых геройств…

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

История Перл Харбора — это история о том, как один очень умный японский адмирал обыграл самоуверенную американскую армию. Дело было так…

Все началось как всегда с того, что Америку обидели. На этот раз Япония. Дело закрутилось вокруг нефти. Американцы хотели. Японцы не давали. Американцы встали в позу. Японцы пообещали разнести к чертям весь Перл Харбор. Американцы гордо вскинули голову и не поверили. А зря… Японцы совершенно честно их предупредили о своей атаке, не уточнив время визита. Американцы проигнорировали.

Всю операцию в условиях строжайщей секретности разработал и осуществил японский командующий флота Исороку Ямамото. 26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Нагумо, по приказу Ямамото, покинуло базу на Курильских островах и отправилось к Перл Харбору.

6 авианосцев с 441 самолетом на борту, истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики невидимыми и неслышимыми шли к американским берегам.

Надо признать, что когда японский флот был на подходе к Гавайям, что-то неладное было замечено очень простенькими и совсем несовершенными радарами того времени. И доложено наверх. «Верх» подумал и передал сообщение еще выше. Ну и так далее. И пока срочная депеша неторопливо путешествовала по инстанциям, японцы подошли к гавайским берегам.

Утром 7 декабря 1941 года самолеты японских авианосцев нанесли удар по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в бухте Перл Харбор. Этого не ждал никто…

Атака длилась всего два часа. Американская база была уничтожена.

Пытаясь нанести максимальный урон противнику, японцы атаковали двумя волнами. Корабли погибали там, где они стояли в бухте на якорях. Сейчас там памятные буйки с именами погибших кораблей.

Но больше всего досталось первому — «Аризоне». Линкор взорвался с первого удара. Полные баки не оставили ни малейшего шанса на спасение команде. Через 9 минут «Аризона» пошла ко дну, забирая с собой весь экипаж — больше 1000 человек. Спаслись единицы.

Кроме «Аризоны» было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Еще несколько кораблей получили серьезные повреждения. Уничтожены 188 самолетов и еще 159 сильно повреждены. Погибло почти 3000 человек, среди них и мирные жители. Перл Харбор превратился в пылающий ад…

В результате этой атаки Япония смогла без помех захватить большую часть Юго-Восточной Азии практически за полгода. А Америка вступила во Вторую Мировую войну.

Символично и то, что акт о капитуляции Японии и окончании Второй Мировой войны был подписан на крейсере «Миссури», что сейчас стоит рядом с местом, где лежит на дне «Аризона». Произошло это 2 сентября 1945 года…

Сам мемориал состоит из двух частей — наземная, где музей, в котором есть макеты японских авианосцев, самолетов, портреты Ямамото и японских адмиралов. Там показывают фильм, рассказывающий об этих трагических событиях, есть выставка личных вещей и документов.

Здесь же стоит столб, на котором схематично изображено кто как и откуда летел. Японские туристы, которых в Перл Харборе очень много, с любопытством разглядывают стрелку на столбе, с надписью Токио…

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

На входе вас встретит якорь с погибшей «Аризоны». Все как положено — мемориалные таблички, объясняющие что и как, особая тишина, присущая всем мемориалам и невесомая печаль, разлитая в воздухе.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Прежде чем отправляться в музей, нужно осмотреть сугубо военную часть мемориала. Для желающих есть возможность полюбопытствовать на подводную лодку, одну из самых первых в США.

Выставлены и образцы вооружения.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Поскольку Перл Харбор и сейчас используется как база ВМФ США, можно посмотреть на стоящие на якорях корабли.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Ну и конечно же, памятник тому событию. Есть макет острова Оаху, с помеченными точками атак японцев.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Есть и таблички с именами тех, кто в тот роковой день был в Перл Харборе.

С этого места виден памятник «Аризоне»

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

и военная часть экспозиции.

Музей Перл Харбор.

Очень небольшой, но насыщенный экспонатами. Все что касается кораблей и самолетов — естественно это макеты. Но очень достоверные и точные, и дающие возможность получить полное представление о том, с чем шла японская армия к американским берегам.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

В кинозале показывают коротенький фильм, понятное дело несколько приукрашивающий действия американских военных.

Самое интересное — макет погибшей «Аризоны» и расположенного над ней памятника. Можно увидеть все то, что спрятано под водой бухты.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

После этого, постояв в очереди, все отправляются смотреть мемориал корабля «Аризона».

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Кораблики отправляются каждые 15 минут, расстояние до «Аризоны» невелико. На мемориал нельзя брать больших сумок и рюкзаков, фотоаппараты без кофров — все можно сдать в камеру хранения, за деньги разумеется. Или приехать налегке. В самом мемориале говорить нужно тихонько, двигаться не задерживая всех остальных, и весь осмотр займет от силы 15–20 минут.

Подъезжая к мемориалу вы увидите памятные знаки на месте пострадавших кораблей. Поставлены они в тех местах, где и стояли сами корабли. К слову сказать, корабли были восстановлены и еще успели повоевать. Кроме «Аризоны».

«Аризона» лежит на дне. Там, где она и утонула. Со всем экипажем. Срезана была лишь выступающая из воды часть. Все остальное осталось таким, как и было в тот день. Вода над кораблем в масляных пятнах. Есть грустная легенда, что это «Аризона» плачет по своему погибшему экипажу. И будут видеть люди слезы «Аризоны», пока не умрет последний из выживших матросов корабля. А осталось их всего семеро…

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

В прозрачной воде залива хорошо видны контуры корабля и место это невероятно грустное. Здесь не думаешь о том американцы это были или еще кто. Мне почему-то думалось о жестокости и бесчеловечности всех войн на свете, о хрупкости человеческой жизни, о мире и его непрочности, и о том, что уроки истории проходят мимо сознания людей и совершенно ничему нас не учат…

Собственно мемориал — это огромная мраморная плита, на которой выбиты имена тех, кто служил на «Аризоне». Самое трагическое, на мой взгляд то, что встречается очень много одинаковых фамилий. В те времена родственники служили на одном корабле, чтобы не разлучаться. Так и погибли сразу отцы, сыновья, братья… И матери многих и многих детей потеряли сразу всех своих сыновей. А кто-то остался совсем один, потеряв и детей, и мужа, и отца… После атаки на Перл Харбор был издан приказ, запрещающий родственникам служить на одном корабле. Действует он и по сей день.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Сбоку от основной плиты стоят две поменьше. Здесь тоже имена тех, кто пережил эту атаку, выжил в страшной войне и умер гораздо позже, от старости и немощей. Все ветераны с «Аризоны» завещают хоронить себя рядом с боевыми товарищами и их прах развеевают над «Аризоной», а имена высекают на плите. Осталось в живых совсем немного — всего семь…

С мемориала можно полюбоваться «Миссури», на котором и был подписан акт капитуляции.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

На «Миссури» можно побывать за отдельную плату и посмотреть его изнутри. Но меня это как-то не очень интересовало, поэтому на «Миссури» мы не пошли.

Покидают мемориал точно так же как и прибывают на него — на кораблике. Уезжая, бросаешь еще один взгляд на это печальное место и невольно вздыхаешь, вспоминая всех, чьи жизни забрала та страшная война…

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Каждый день в Перл Харбор приходят ветераны, служившие здесь в те дни. Все очень старенькие, но бодрые и позитивные. Они охотно общаются с туристами, раздают свои автографы, подписывают на память книги и улыбаются всем очень искренне.

Алоха, Гавайи! Часть IV. Перл Харбор

Один из них, как оказалось, хорошо знает Россию, много раз бывал в Москве и Петербурге, активно дружит с нашими ветеранами и очень гордится тем, что воевал вместе с русскими. Услышав русскую речь, он очень оживился и даже пытался что-то говорить на нашем языке. В общем, мы с дедулей устроили минутку русско-американской дружбы, с радостными восклицаниями, разговорами о России и обнимашками на прощанье. И я очень искренне пожелала боевому дедуле долгой-долгой и мирной-мирной жизни. И дед мне ответитл:" Будет мир — будем жить!»…