Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Казань — Россия Декабрь 2012

Цель поездки — Казань.

Дата поездки — 30.12.2012 — 03.01.2013.

Бюджет поездки — примерно 19350 руб. (на двоих).

Скажите, чем для вас является встреча Нового года? Наверняка для многих это традиционный набор штампов: елка, мандарины, пресловутый оливье, шампанское, икра, речь президента, концерт с пафосными звездами, бенгальские огни, звон бокалов и привычный круг родни или друзей. И так из года в год. Не надоело?

Я и раньше не испытывала особого восторга от семейных торжеств, считая их некой скучной и обязательной повинностью. Действительно позитивное впечатление оставила лишь встреча Нового года-2012, когда мы сразу после боя курантов вышли на улицу и познакомились с двумя парами москвичей, решивших вот так экстремально встретить праздник в чужом городе. Тогда получилось весело и небанально. Плюсуйте к этому мой юбилей, когда мы с мужем нагло удрали ото всех в теплые объятия осеннего Адлера. И скажу честно, без повторяющихся из года в год пожеланий, банальных тостов и открыток «с цветуечками» тот День рождения был лучшим в моей жизни.

Идея сбежать хоть куда-нибудь на Новый год преследовала нас давно. И хотя первоначально мы планировали поездку в совсем другой город на посленовогоднюю неделю, вдруг внезапно решили: а почему бы и нет? Давно пора ломать стереотипы!

И до, и после поездки многие недоумевали: почему, собственно, Казань? Признаюсь, вопрос этих многих меня саму вводил в изумление. Вообще-то, на минуточку, Казань называют третьей столицей России, это город-миллионник, причем, с тысячелетней историей, юбилейные торжества по случаю круглой даты происходили немногим раньше, чем в нашем Ярославле, центр республики Татарстан, «жемчужина Поволжья»… Еще ее «брал царь Иоанн Грозный» — это-то уж должно быть известно приверженцам догмы «Новый год — семейный праздник». По моему мнению, где-где, а в Казани обязательно должен побывать каждый русский человек, интересующийся родной историей и культурой, ну хотя бы минимум образованный.

Казань стояла в планах давно. А выкристаллизовалась спонтанно и внезапно. И я рада, что этот волшебный город предстал перед нами в новогоднем убранстве, по-восточному сказочным, краем мифического Зиланта, красивой зимней Казанью.

Используемые информационные ресурсы: Википедия, www.gokazan.ru, www.kazan-kremlin.ru (официальный сайт Казанского Кремля), www.raifa.ru (официальный сайт Раифского монастыря), www.sviyajsk.ru (официальный сайт Свияжска), www.sviyazhsk.info (интересное о Свияжске), www.kazan.eparhia.ru, www.sobory.ru и www.temples.ru (святыни Казани и окрестностей).

СОБИРАЕМСЯ В КАЗАНЬ

Спонтанно спланированные поездки, конечно, хороши. Но только если от ж/д или автовокзала вашего города регулярно и часто отправляется транспорт до необходимой вам точки. Кстати, спонтанной я бы назвала и новогоднюю поездку, запланированную всего лишь недели за три до желаемой даты, ибо способность забронировать тур на праздники за такое короткое время можно вполне приравнять к геройству.

Конечно, в день возникновения мысли о новогоднем бегстве идеи фонтанировали через край. Так, первоначально мы хотели рвануть в любимый Адлер или в Анапу. Но, видимо, желающих испить шампанского под пальмой и под шум прибоя было предостаточно, и билетов, кроме как в дорогущие купе, уже не было. Наученные горьким уроком (я ведь давно мечтаю встретить Новый год на Черноморском побережье!), в следующем году решили покупать места в плацкарте сразу по приезду из Адлера, то есть уже в ноябре.

Дальше начали рассматривать предложения турагентств. Санкт-Петербург и Минск в расчет не брали, так как там мы уже были, а хотелось чего-то нового. Абхазия и Крым — заманчиво, но банально дорого, к тому же, почти во всех заявленных в экскурсионной программе местах мы успели отметиться. Итак, методом исключения остался тур в Казань, который мне, впрочем, приглянулся изначально. Но, как водится, нужно было, чтобы муж, как любой другой доминирующий мужчина, осмыслил идею жены и выдал ее за свою. Мне оставалось лишь, округлив глаза, восторгаться его гениальностью: «О! Казань? Отличный план, милый! Значит, едем в Казань!».

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

Но опять же, пока собирались, выяснилось, что в главной туристической фирме города «Яроблтур» остался лишь один билет. А нас-то двое! Добросовестно обзвонила несколько других агентств. Ответ: «Осталось одно место». Ну, все ясно, перестраховщики чертовы, на себя не надеются, собирают автобус вскладчину. Не сдается восточное ханство — и все тут.

Ну, идем мы, значит, по улице Свободы, возвращаясь вечером с работы. Я отчаянно строю планы, что вот возьму обнаглею и, гордо послав начальство, укачу на юга аж 28 декабря! Хотя и понимаю, что фиг меня куда отпустят, не важно, что у меня пяток заработанных дней и полноценная неделя, оставшаяся от отпуска. Предновогодняя неделя у нас самая горячая, а в последний рабочий день, когда все шампусик с утра бухают, наш отдел до вечера пашет. Тут мы останавливаемся у дверей, где соседствуют пресловутый «Яроблтур» и фирма «Клуб путешественников — Ярославль» (мы, кстати, с ними ездили в Рыбинск на шлюзы, очень понравилось!). Читаем рекламу и, не веря своей удаче, поднимаемся в офис. Оказывается, они тоже организуют поездку в Казань, просто информацию на сайте выложили только сегодня, поэтому желающих мало.

В турфирме нас с радостью встретили, все быстро оформили. На новогодний тур в Казань даже была скидка. По сравнению с «Яроблтур» были существенные преимущества: рублей на 500 дешевле, включены обеды и экскурсия в Свияжск, а так программа — почти аналогичная, и отель такой же крутой. Кроме того, у нас были накоплены бонусы за прошлое путешествие, а это очередная скидка. Еще одна приятная неожиданность — маленькая группа (нас было человек 25). Плюсы очевидны: половина свободных мест в автобусе (удобный и комфортный «Неоплан»), отсутствие толпы. Мы даже все как-то сблизились к концу путешествия, многие мило общались. А недавно в магазине встретили попутчика по туру, были приятно удивлены.

В общем, с учетом скидок и бонусов заплатили за путевки 15750 руб. за двоих. Тур «Казань: новый год по-восточному» на 5 дней: из них 2 ночи (с 30 на 31 декабря 2012 года и со 2 на 3 января 2013 года) — в дороге; 3 дня и 2 ночи в Казани. По программе: завтраки в отеле, обеды в кафе города и Свияжске, обзорная экскурсия по Казани с посещением Кремля; 1 января — Свияжск, 2 января — Раифский монастырь. От новогоднего банкета в пафосном ресторане гостиницы, чуть ли не равного по стоимости путевке, мы, конечно же, отказались. Уж не знаю, что там можно было съесть и выпить на 6 тысяч?!

Оговорюсь, ехали мы в депрессивно-ужасном настроении, слишком плохую весть преподнес нам уходящий год. Было абсолютно не до веселья и восторгов. Я даже предложила мужу сдать путевки, но он решил, что уехать все-таки лучше, надо хоть как-то отвлечься. Самое странное, у нас это получилось. На какие-то мгновения я почти забывала о несчастье, я даже улыбалась, мне было хорошо, очень хорошо и весело. На эти несколько дней Казань превратилась для нас в настоящую отдушину. Если честно, не особенно люблю организованные экскурсии. Но тут просто не к чему придраться. Посему (абсолютно не в качестве рекламы) хочется высказать большое человеческое спасибо турфирме и ее сотрудникам за хорошо и качественно проделанную работу.

ГОРОД — КОТЕЛ, ГОРОД — ЛОГОВО ДРАКОНА

Как я уже упоминала, Казань — город с тысячелетней историей. Следовательно, и былей, и мифов в его биографии должно быть предостаточно. Очень коротко, для общего развития и дабы не утомлять ваши нежные мозги, расскажу об основных событиях в жизни Казани и легендах, связанных с городом (ну очень люблю я всякие сказочки, простите, не в силах отказать себе в этом желании).

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

Начнем с названия. Казань. Звучит красиво и гордо, вроде даже как женское имя. Но одновременно тут же вспоминается наш юг, открытые кафе, бойкие черноглазые тетушки, перемешивающие в котлах ароматный рис. В Витязево в какое-то лето мы очень уж любили брать на обед огромную пластиковую тарелку плова с чебуреком, было вкусно! Так вот что напоминает название Казань — казан, котел, в котором варят плов тюркские народы.

В действительности же существует немало легенд, объясняющих появление данного топонима. Однако большинство из них, так или иначе, связано с казаном. Например, сказочная версия о том, что некий колдун посоветовал булгарам построить город на месте, «где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой». Нужное место было найдено на берегу озера с интригующим названием Кабан. Кто-то склонен более прозаично связывать название города с ландшафтом местности, напоминающей котел. Ведь изначально крепость строили для защиты границ Булгарского ханства «на высоком холме, окружённом с трёх сторон болотами, а с четвёртой — рекой». Наша экскурсовод рассказала версию о так называемом «золотом котле», согласно которой «Алтынбек, старший сын булгарского хана Габдуллы, как-то решил разбить стоянку на берегу неизвестной реки. Он послал слугу за водой с золотым котлом. Из-за того, что берег был крутой, и зачерпывать воду было неудобно, слуга уронил котёл в воду. Этот случай и дал название реке Казанке, а впоследствии и городу на её берегу».

По официальной версии Казань была основана более 1000 лет назад, как форпост на северных границах Волжской Булгарии. Хотя, как и в случае с Ярославлем, эта дата усиленно оспаривается, не удивлюсь, если историками-москвичами, ну как же, какие-то татары обскакали саму столицу, ведь всем должно быть понятно, что Москва была всегда, еще со времен сотворения мира xD. Посему датой основания Казани называют, например, 1370 год. Но местные власти с размахом отпраздновали в 2005 году юбилей своего города, поставив точку во всех спорах, дескать, «именинников не судят, им подарки дарят».

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

В 1438 году после захвата золотоордынским ханом Улу-Мухамеддом булгарская крепость превратилась в столицу Казанского ханства. Татаро-монголы присоединили эту территорию к землям Золотой Орды. Интересно, что «в русских летописях Казань начинает упоминаться с XIV — XV веков, когда началась чеканка собственных монет с указанием места чеканки — „Булгар аль-Джадид“, то есть Новый Булгар».

Так как эти земли населяли тюркские народы, отпечаток восточного колорита был наложен на все, что связано с Казанью. Это и легенда о захороненном в илистом озере Кабан золотом кладе, и трагическая история ханской царицы Сююмбике, которая предпочла гибель позорному покорению русскому царю-завоевателю. Восточные люди — гордые, смелые, в их жилах течет горячая кровь, а фантазия не знает границ. Не только парчой и драгоценными каменьями украшают они свою жизнь, но и заселяют сказочными персонажами.

Например, существует еще одна замечательная легенда, повествующая о том, почему на гербе Казани поселился мифический дракон: «В давние времена на месте Казани жило множество змей. Татарский колдун с помощью магических заклинаний уничтожил всех змей. И только змеиный царь Зилант спасся и улетел на гору Джилантау. Но и оттуда он не давал покоя жителям. Лишь после того как волшебник Хаким одолел Зиланта, люди смогли спокойно жить в городе». По другой версии горожане изгнали змея из гнезда, подпалив его, Зилант улетел на другую гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в горной пещере. Поговаривают, что и по сей день Зилант кружит над городом, пьет воду из озера Кабан, иногда ныряет на его илистое дно, утягивая за собою неосторожных купающихся. Иное поверье наоборот приписывает змею положительные функции: охрана границ, сбор урожая, покровительство во всех делах. Вообще же Зилант — «в татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона (аждахи) или змея». О его существовании говорит и название горы — Залантова, и наименование православного монастыря.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

Правдивы ли легенды или это выдумка, а огнедышащий зверь и по сей день смотрит на нас со щита. Хотя стилизованное изображение напоминает больше Василиска. С другой стороны, вполне обосновано, что чешуйчатый крылатый змей на куриных ногах должен был нагонять ужас на врагов Казанского ханства, дескать, смотрите, неприятели, какая опасная тварь нас защищает. Не случайно изначально изображение Зиланта было отличительным знаком печати казанского хана. Правда, вид дракона не остановил русского царя Иоанна Грозного, желающего захватить как можно больше земель.

Видимо, лакомым куском была Казань для Московского княжества, и в 1552 году войска сурового российского царя жестоко и внезапно захватили город, разрушили его, а местное население переселили в топи да болота за озером Кабан (в настоящее время там сохранилась историческая Старо-Татарская слобода).

Насильственно войдя в состав Российской империи, Казань стала превращаться в рядовой город. В 1556 году началось строительство Кремля, вокруг которого формировались ремесленные слободы. Лишь в Старо-татарской слободе бережно хранили и почитали законы своих предков, донеся свою веру и культуру до наших дней. Правда, это было нелегко, гонения на татар не прекращались, мечети уничтожали, а людей насильственно крестили.

Императрица-путешественница Екатерина II наряду с другими городами посетила и Казань. Это событие произошло в 1767 году и ознаменовалось снятием запретов на строительство новых мечетей и изданием исторического указа «О терпимости всех вероисповеданий». Карета императрицы была дарована горожанам, позднее заняла место в музее, а ее копия служит антуражем для фотосессий на улице Баумана. В 1782 году все той же Екатериной II был утвержден герб города, а годом позже — его генеральный план.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

Герб Казани. «Исторический герб Казани — «Змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое». Современное описание герба: «В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой. Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции» (с сайта: www.geraldika.ru).

ЗАВТРАК В КАФЕ «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!»

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, д.55в. Телефоны: (843) 236-97-86, 8-937-777-59-89.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 1

Ночь в дороге прошла вполне нормально, делали 3 санитарные остановки. Утром уже въезжали в Казань. Город встретил нас высотными домами современного района, из окна автобуса увидели новую церковь и маленькую деревянную мечеть. В 8.30 автобус остановился у какого-то памятника. Позже нам пояснили, что это скульптура татарского художника Бакыя Урманче.

А мы последовали по заснеженной дорожке к симпатичному домику под красной черепичной крышей. Это было кафе с позитивным и актуальным на сегодняшний момент названием «Счастье есть!». Полусонной толпой поднялись на второй этаж. Кафе оказалось стильным и уютным, минималистический и изящный интерьер, столики, комфортные диванчики, стулья. Подали салат из крабовых палочек, аппетитные булочки, 2 блинчика со сгущенкой, сладкую рисовую кашу с кусочками ананаса, чай. Все в меру вкусно, очень сладко и сытно, более чем обильно для завтрака. Даже объелись! Вполне можно посоветовать для перекуса.