Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 9:41

Стамбул — Турция Июль 2014

Честно говоря, от Стамбула я не ждала ничего особенного. Еще с 90-х был жив стереотип о не слишком-то почетном звании «главного города челноков и торгашей». Моей свекрови Стамбул показался интересным, но слишком шумным и суетливым, когда, находясь в плотной людской толпе, больше обращаешь внимание на сохранность кошелька, чем на достопримечательности.

Подруга, наоборот, отзывалась о Стамбуле исключительно в превосходных степенях. Она влюблена в этот пестрый, яркий и несомненно романтичный город с его улочками, мостами, кораблями и особой приметой — террасами на крыше домов, откуда можно любоваться морем. И как не влюбиться в Стамбул в самый волнующий, прекрасный период, когда цветут тюльпаны, а в воздухе разлита сама любовь?

Сколько людей, столько и мнений. Единственная возможность составить свое — это наконец побывать в том месте, о котором так много слышал. На этот счет есть другая народная мудрость. Да-да, я о том, что лучше один раз увидеть…

Только Париж можно увидеть и умереть. И еще Рим, с которым связано истинное происхождение этой фразы. Стамбул недостаточно увидеть, чтобы умереть. В переносном смысле, конечно же. Умереть от восторга видеть всю красоту, гармонию и совершенство того, что создано руками человека.

Так вот, Стамбул недостаточно познать только зрением — главным из пяти человеческих чувств. Нужно попытаться услышать биение его сердца у египетского обелиска и немецкого фонтана на площади Султанахмет, по которой после рождения Христа, но до принятия христианства с грохотом проносились колесницы и проливалась кровь гладиаторов. Насладиться кофе по-турецки на террасе невзрачного ресторанчика с шикарным видом на Сулеймание и Золотой рог и попробовать самый вкусный в жизни рахат-лукум в кондитерской со 150-летней историей. Вдохнуть тонкий аромат роз в его дворцах и парках или сморщить нос от вони протухшей рыбы где-то на набережной Босфора. Погрузить ступни в мягкий ворс ковра в мечети и ощутить подушечкой пальцев, как шершава поверхность колонн, которые видели восход и закат Византии.

Мое мнение после личного пребывания в Стамбуле таково, что это один из тех городов, к которым невозможно применить дихотомичное «нравится / не нравится». Вернее, разум не в состоянии принять однозначное решение. А вот чувства…

Впечатления, которые дарит Стамбул, противоречивы. Иногда это был восторг. Иногда недоумение. Иногда непонимание. И грусть заглядывала в гости — далеко не все благополучно в этом многомиллионном мегаполисе (третьем по численности населения в Европе), принимающем и поглощающем, как гигантский плавильный котел, и беженцев, и авантюристов, и откровенных бродяг.

Чего не вызывает Стамбул, так это скуку и равнодушие. Возможно, дело в том, что мы побывали в нем летом, когда теплая и солнечная погода располагает к прогулкам, а грустить у окошка в гостинице просто нет времени.

Нужно быть готовым к тому, что Стамбул, который, хоть и находится частично в Европе, все же больше тяготеет к Азии. И не только масштабами своей азиатской части, разрастающейся десятками улиц и сотнями домов все дальше на восток, образуя «Новый город».

Европейские города играют по правилам. Стамбул никаким правилам не подчиняется, и оттого кажется, что в нем больше хаоса, чем порядка. Зато в Стамбуле точно не будет скучно — он для этого слишком яркий, чересчур громкий и пестрый, как лоскутный ковер.

И еще Стамбул — редкий город, в котором жизнь во всех ее проявлениях идет своим чередом где-то рядом с достопримечательностями, покрытыми пылью веков. Избитая фраза «место, где сплелась история и современность» в Стамбуле действительно имеет смысл.

Дети купаются в фонтане. На заднем плане - Голубая мечеть

Здесь встречаются традиции исламской культуры, в которой принято, чтобы женщина ходила в закрытой ожежде, с восточной тягой ко всему яркому, броскому, золотому. Мне всегда казалось, что в этом есть некое противоречие: у турок и других восточных народов энергия бьет через край, и вместе с тем религия четко регламентирует их жизнь.

Хотя если бы не было религии, предписывающий скромную одежду у женщин, неизвестно, к чему бы привела чрезмерная страстность мужчин. Так что все вполне закономерно.

От тех, кто бывал в Стамбуле, я слышала, что это город с европейской ментальностью и высоким уровнем толерантности (наша экскурсовод рассказывала, что в Стамбуле просто огромное количество трансвеститов и транссексуалов, и живут они компактно в одном из районов). Женщины же здесь одеваются так, как хотят. Многие спокойно ходят в мини-юбках и с декольте, которому позавидуют героини сериала «Великолепный век».

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Но таких на улицах Стамбула лично я практически не встречала. Куда больше было женщин в «правильной» мусульманской одежде, скрывающей перси и другие части тела от излишне любопытных взглядов.

Новая мечеть

Несмотря на свои противоречия, Стамбул мне показался живым и настоящим даже в Султанахмете, главной туристической точке притяжения, где, казалось бы, местных быть почти не должно — только туристы, которым и интересны все эти древности.

На фоне мечетей, дворцов и фонтанов, некоторые из которых застали еще времена византийских императоров, жители города занимаются своими обычными повседневными делами — отдыхают в тени раскидистых деревьев и пальм, едят все вместе, словно одна большая семья, после заката, как и следует мусульманам в священный месяц Рамадан, делятся новостями. Живут, одним словом.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Тут же под этими же деревьями проходят митинги и демонстрации, звучат какие-то призывы и лозунги, агитируют за кандидатов в президенты (мы попали как раз на время перед первыми в Турции выборами президента страны).

Для нас зрелище еще более необычное, чем совместный прием пищи сотен людей. Не помню, видела ли хоть раз, чтобы подобное происходило под стенами Кремля.

Не скажу, что мне город понравился в той же степени, что и моей подруге, но я нашла, в чем его преимущество. В разнообразии! Редко где хочется побывать несколько раз. В Стамбул, огромный по площади мегаполис, насыщенный достопримечательностями и предлагающий множество развлечений — от шопинга до самых модных и дорогих ночных клубов, можно спокойно возвращаться и возвращаться и постоянно находить что-то новое для себя.

Возвращаться — это не значит проводить неделю или даже несколько дней. Многие маршруты в другие города Турции, а также другие страны проходят через Стамбул. Время транзита легко подобрать так, чтобы успеть посетить что-то новое и интересное.

Аэропорт Стамбула Ататюрк

Пять дней, которые мы провели в Стамбуле, можно назвать весьма продолжительным транзитом, потому что основной целью была Болгария. Удобно и просто совместить Стамбул с отдыхом на черноморском побережье Болгарии. Между двумя странами существует интенсивное автобусное сообщение. Весьма комфортабельные автобусы ходят часто, а путь занимает около 6–7 часов.

Многие так и поступают — авиабилеты в болгарский Бургас стоят дорого, а если лететь из Стамбула, то можно и сэкономить, и заодно посмотреть один из самых колоритных городов мира.

Для меня и моих родителей, уже имеющих за плечами определенный опыт самостоятельных путешествий, это было не только первое посещение Стамбула, но и первое посещение Турции вообще. Поэтому все, что другие наши соотечественники видели и к чему привыкли на турецких курортах, вызывало у нас любопытство, удивление и интерес.

Сладкая карамель - друг детей и враг зубов

Но лично я рада, что знакомство с Турцией началось не в Анталии или Кемере. Честно говоря, меня и калачом, то есть симитом не заманишь в эти штампованные курортные места, где главное развлечение — позагорать у бассейна, отъесться на олл-инклюзиве, а кое-для кого и пуститься во все тяжкие.

Жизнь так коротка, ее явно не хватит, чтобы посетить все действительно уникальные места (да в той же Турции — Каппадокия, Паммкуале)!

Стамбул, на мой взгляд, к таким уникальным местам с полным правом можно отнести. Я вполне могла бы себе представить, что никогда не побываю в Цюрихе, Мюнхене или даже Флоренции. Но столько путешествовать по миру и не быть в Стамбуле! Это стало бы непростительным упущением из разряда тех, о которых жалеешь на смертном одре.

Кладбище знатных особ у мечети Сулеймание

Как я уже писала выше, преимущество Стамбула — в разнообразии. Раскрывается оно в полной мере тогда, когда не только осматриваешь достопримечательности, но и замечаешь яркие детали и особенности. Когда с проторенных туристических тропок сворачиваешь на боковые улочки, чтобы увидеть действительно что-то уникальное и интересное. Когда заходишь перекусить не в дорогой ресторан для туристов, а в невзрачную на вид забегаловку, где едят одни местные, и с удивлением обнаружить, что там и дешевле, и вкуснее.

Лестница в районе порта Кабаташ

Что можно увидеть в Стамбуле за 5 дней

Пять дней в Стамбуле, на мой взгляд, вполне достаточно для первого знакомства. Мы знали, что, скорее всего, когда-нибудь еще раз побываем в этом городе, поэтому не ставили цели посмотреть непременно все. Передвигались спокойно, в своем темпе. Разгар жары старались переждать в гостинице, где благодаря кондиционеру царила приятная прохлада.

Как и все туристы, которые впервые приезжают в Стамбул, в качестве района проживания мы выбрали Султанахмет, где сосредоточены основные исторические достопримечательности. Это позволяло откладывать посещение некоторых из них «на потом», если, например, очередь казалась слишком большой или было закрыто в связи с молитвой.

Остановились в отеле Esans, занимающем особняк 19 века и декорированном в традиционном османском стиле. Стамбул расположен на холмах, поэтому важно, чтобы отель не находился совсем уж в низине — слишком тяжело будет постоянно опускаться и подниматься.

Мы приехали вечером в субботу, и первым делом отправились к Голубой мечети и Айе-Софии, до которых от нашего отеля было буквально рукой подать. В лишнем представлении эти две достопримечательности не нуждаются. Они находятся друг напротив друг друга и составляют очень гармоничный ансамбль.

Монохромная, цвета стали с легким оттенком голубого Голубая мечеть (гораздо менее известная, как мечеть Ахмеда I, который опозорился тем, что не лично жертвовал на строительство мечети, а брал деньги из казны). Мечеть эта действующая, и с ее 6 минаретов до сих пор раздаются призывы к молитве.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Число минаретов очень важно — чем их больше, тем мечеть значимее. Мечеть с четырьмя минаретами могли строить только правящие султаны. Поэтому шесть минаретов Голубой мечети долго служили источником споров — только в главном храме всех мусульман в Мекке могло быть такое количество минаретов. Даже для султана строительство шести минаретов было слишком дерзким поступком, тем более для такого никудышного, каким был Ахмед I. В итоге нашли изящный выход и достроили еще один, седьмой минарет, для главной мечети в Мекке.

На этой фотографии четко видно все шесть минаретов. Удивительно, но это вид из окна второго этажа совершенно обычной закусочной, где мой отец наконец-то попробовал турецкую шаурму, о чем уже давно мечтал. Кстати, по его словам, в России шаурма вкуснее.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Увидеть самую знаменитую мечеть Стамбула хотелось не только снаружи, но и изнутри. Мы несколько раз приходили не вовремя, когда мечеть закрывается для неверующих за полчаса до и за полчаса после молитвы. В итоге я посмотрела в интернете часы молитв, и уже в последний день мы в ней все-таки побывали.

Пришли в 9 утра. Несмотря на раннее время, у входа уже скопилась очередь (для туристов сбоку устроен отдельный вход). Обязательно проверяют степень открытости одежды и заставляют, если это необходимо, накинуть платок и надеть юбку — все это раздается бесплатно у входа. Также нужно снять обувь и взять ее с собой в полиэтиленовом мешке.

Внутри деревянными барьерами отделено небольшое пространство для туристов. Жаль, что нельзя подойти ближе и рассмотреть интересующие детали.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Что лично мне больше всего нравится в мечетях, так это купола. Их размеры поражают. Невольно задираешь голову ввысь, чтобы полюбоваться искусной росписью или просто постоять с открытым ртом, дивясь действительно грандиозными размерами куполов.

Купола Голубой мечети
Голубая мечеть славится своей отделкой голубыми изразцами из Измира

Напротив действующей Голубой мечети — мечеть недействующая. Бывшая христианская церковь и главный храм Константинополя, в наши дни превращен в музей Айя-София. Между ними разбит очень красивый и ухоженный парк Султанахмет, в центре которого фонтан, а сбоку — здание хамама, построенного по приказу Хюррем Султан (той самой Роксоланы).

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Глядя на Айю-Софию, становится понятно, где турки-османы черпали вдохновение для своих мечетей.

На территории музея есть несколько мавзолеев султанов (среди них нет Сулеймана Великолепного, его мавзолей находится на территории мечети Сулеймание), вход в них бесплатный.

А вот в сам музей, или храм, каким он был еще во времени Византии, вход платный. Цены кусаются (в этом плане Стамбул нельзя назвать доступным городом), поэтому если планируете посещение большого количества музеев, то лучше приобрести музейную карту, которая позволяет посещать эти музеи бесплатно и проходить вне основной очереди.

Мы эту карту не приобретали, но и были только в Айе-Софии, дворце Топкапы (и гареме, который оплачивается отдельно) и цистерне Базилика, не включенной в музейную карту. По моим подсчетам, мы потратили столько же, сколько стоит трехдневная музейная карта — 85 лир, так что даже в нашем случае разумнее было приобрести карту, потому что и во дворец, и в Айю-Софию уже к 10 утра скапливаются очереди.

У кого-то читала, что Айя-София изнутри невзрачна и неинтересна. Категорически не соглашусь с этим мнением. В Айе-Софии причудливо переплелись архитектурные и художественные элементы двух мировых религий. Где еще можно увидеть мозаики с изображением Христа и цитаты из Корана, михраб, указывающий на Мекку, и матерь Божью, благословляющую с небесной высоты?

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Особенно мне запомнились какой-то невероятной красоты и филигранности ажурные колонны.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Если все мечети изнутри выглядят немного одинаково, то Айя-София — кладезь уникальности. Так как это музей, а не действующая мечеть, все пространство доступно для туристов, и девушкам необязательно надевать закрытую одежду и покрывать голову.

Кроме того, достоин внимания внутренний двор, где можно посмотреть на элементы византийской архитектуры в непосредственной близости.

Розы во дворе музея Айя-София

В Википедии есть упоминание о движении, цель которого — вернуть храм христианам. Но, мне кажется, это лишено смысла. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Некогда могущественная Византия, перед которой померк даже Рим, сначала скукожилась до размеров Константинополя, а потом и его не удержала — в том числе потому, что западные христианские государства не спешили прийти на помощь. Победу заслуженно одержали турки. Да, они сделали из Святой Софии мечеть, но ведь не разрушили же храм! Пусть и не в лучшем состоянии, но фрески и мозаики все же сохранились под слоем штукатурки.

Может, я и не права, но пусть Айя-София остается музеем, который послужит напоминанием, что империи редко кончают хорошо, а также реальной демонстрацией того, что все религии тесно между собой связаны, и традиции одной могут использоваться в другой и наоборот.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

В первый день пребывания в Стамбуле мы были поражены тем количеством людей, которые находились на небольшом пятачке исторического центра. Даже на газонах яблоку негде было упасть — многие располагались на них целыми семьями, расстелив скатерти и приготовив еду, как на загородном пикнике. Но никто не ел, все просто общались и явно чего-то ждали.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Сначала мы связали количество людей с тем, что день был выходным. Но затем, спросив у служителя Голубой мечети, узнали, что истинная причина — священный месяц Рамадан, когда каждый мусульманин должен поститься до захода солнца и только после захода и вечерней молитвы может поесть.

Он посоветовал нам сходить в туристический центр при мечети, где показывали фильм для иностранцев о Рамадане, его смысле и значении. Я зашла и узнала, что после захода солнца в туристическом центре еще и бесплатно кормят, таким образом приобщая туристов к общему действу.

Но мы не стали ждать в туристическом центре, а расположились на скамейках напротив Голубой мечети — вот где на самом деле можно было прочувствовать масштабы праздника.

Если в христианстве пост — это индивидуальное занятие, то в исламе пост объединяет людей: они вместе постятся и вместе едят в разрешенное время. Только когда муэдзин возвестил об окончании поста, из пакетов достали еду и напитки (в исламе пост предусматривает даже ограничение в питье).

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

В первый же день мы также прошлись по ярмарке рядом с площадью Султанахмет (бывший Ипподром, где стоит египетский обелиск и фонтан, подаренный немецким императором). Не знаю, правильно ли я обозначила это место как «ярмарка»: на прилавках деревянных шале были выставлены товары ручной работы, дорогие шкатулки, одежда, подносы и кувшины.

Все это выглядело красиво и по-восточному ярко, но с утилитарной точки зрения эти вещи бесполезны. Такие сувениры потом годами пылятся на антресолях, потому что хозяева так и не смогли найти им применение или вписать в интерьер.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

А вот прилавки с едой не могли не привлечь внимание — как своим аппетитным видом, так и креативным подходом к оформлению.

Вообще Стамбул — это город, где еда неотъемлемая часть пейзажа во всех смыслах слова, потому что палатки и тележки с уличной едой здесь встречаются на каждом шагу. Здесь любят поесть вкусно, много и сытно, не особо заморачиваясь по поводу калорий и лишних килограммов. Если поедете в Стамбул, то лучше сразу забыть о диетах и со спокойной совестью устроить праздник живота. Я уже писала выше, что для понимания Стамбула недостаточно только зрения. Очень важны и другие органы чувств, и, пожалуй, язык (вкус) занимает не последнее место в этой пятерке.

Кстати, на улицах вы вряд ли увидите полных людей — при всей любви турок к еде. И это одна из загадок этого жизнерадостного, активного и энергичного народа.

В Стамбуле кукурузу не варят, а жарят. Поэтому ее труднее прожевать, и люди, не в состоянии съесть все зернышки, выбрасывают почти не тронутый початок. Зато птицы от такой щедрости, конечно, в восторге

Жареные каштаны можно увидеть на улочках Европы, особенно они популярны во Франции. Никак не ожидала увидеть старых знакомцев в Стамбуле. Кому-то они нравятся, а кто-то от одного их запаха кривит нос.

Угощение на любителя, скажем прямо.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

На ярмарке у площади Султанахмет особенно рекомендую шале, принадлежащее кондитерской «Хафиз Мустафа». Это одна из старейших кондитерских в Стамбуле, которая основана в 1864 году и до сих пор считается чемпионом по самым вкусным восточным лакомствам.

За себя могу сказать, что рахат-лукум от «Хафиза Мустафы» действительно самый вкусный, что я пробовала в своей жизни. Мы покупали лукум в супермаркете и в специализированном магазине, и до этого, конечно, каждый из нас ел лукум. Но именно в «Хафизе Мустафа» он самый натуральный — другого слова не подобрать — и не приторно сладкий. Еще очень вкусная карамель и жевательный мармелад.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Если уж зашла речь о еде, то первый день в Стамбуле, совпавший с годовщиной свадьбы моих родителей (которые вместе уже 31 год), мы решили отметить в одном из ресторанов неподалеку от остановки трамвая Султанхмет. Там такая оживленная улица, которая идет вдоль рельсов. Мы завернули в одну из улочек, чтобы хоть немного отдохнуть от толпы и суеты.

На этой улочке очень много ресторанов со столиками прямо на тротуаре — на парижский манер.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Для украшения многих из них используются фонарики и лампы из цветного стекла, что выглядит очень романтично, придает уют и восточный колорит.

Мы заказали микс из шашлыка. Этой порции на троих хватило и даже с избытком — доесть все (даже с учетом папы) мы физически не смогли.

Из шашлыка понравился только куриный. Остальное (особенно из баранины) показалось слишком специфичным на вкус.

Стамбул великолепный. Пять дней погружения в восточную сказку

Но нас расстроил не шашлык, а счет, который нам принесли. В восточных странах надо держать ухо востро, потому что «легкий обман» туристов считается там вполне допустимым. Во-первых, насчитали порцию как «тройную», хотя мы не просили об увеличении стандартной порции. Во-вторых, присовокупили 10% на чай. Как потом объяснила экскурсовод, которая провела для нас экскурсию «Великолепный век», нужно было устроить скандал — мы имели право не платить эти 10%.

Дело не в деньгах, а в отношении. Больше мы на ту улочку не сворачивали. Зато нашли отличное место, где еда была вкусной, а счет был предсказуем в соответствии с меню с точностью до лиры. И вот там-то совершенно добровольно мы оставляли чаевые.