Турист NatalyA (NatalyA)
была 17 мая 2019 12:00

Ярославль — Россия Июнь 2007

Часть 1 здесь.

Опять идём по чудесной прогулочной аллее — почти лесной дорожке, обрамлённой высоченными ухоженными деревьями. Судя по двум картам, эта аллея называется почему-то либо Площадью Челюскинцев, либо Демидовским сквером. Кроме нас в этом зелёном оазисе прогуливаются родители с ребятишками, на лавочках сидят ярославцы с газетами — полное ощущение отдыха и расслабленности, даже не верится, что это — центр! Где-то за деревьями шуршат и мелькают, конечно, машины, но и сбоку, и впереди, и дальше везде кучерявится зелёная зона. Это так приятно, москвичам трудно понять, что вот так запросто можно погулять с ребёнком по центру, посмотреть, наиграться, набегаться, отдохнуть, посидеть. Определенно — мне нравится Ярославль. Я скучаю по таким городам. Самое интересное, что на этой аллее мы увидели два потрясающих памятника, не указанных ни в одном путеводителе!

Ярославль – город, Славящий Солнце, часть 2

Первый скрывался за деревьями. Тёмный и строгий. Надпись: «Жертвам белогвардейского террора в Ярославле. 1918 год». Ну, надо же, считай, что это памятник Борису Савинкову — потомственному дворянину, члену Временного правительства, создателю Добровольческой белой армии на Дону, лидеру левых эсеров, организовавшему «Союз защиты родины и свободы» и поднявшему три антикрасных мятежа в Ярославле, Рыбинске и Муроме! Здесь, мятеж поддержали белые офицеры, интеллигенция, монахи местного монастыря. Как же этот провокационный памятник уцелел при Советской власти?

Идём дальше, и аллея выводит нас к потрясающе высокой стелле, которую венчает двуглавый орёл — герб Российской империи (и Российской Федерации) и которая сделана из металла с бронзовым оттенком и патиной. На этом монументальном памятнике написано, что его реконструировали на деньги спонсоров и поставили на прежнее место в 2002 г. На другой табличке надпись: «Памяти Павла Григорьевича Демидова от благодарных ярославцев».

Кто же такой Павел Демидов, и что он сделал для Ярославля? Этот человек — обеспеченный представитель четвертого поколения российских горнозаводчиков Демидовых, ученый-натуралист, статский советник. Он получил блестящее образование, дружил со многими известными европейскими учёными, путешествовал, и мог всю жизнь ни в чём себе не отказывать. Но этот благороднейший человек, сам постоянно работая на научном поприще, хотел дать возможность работать на том же поприще и другим. По этой причине он выбрал предметом своей благотворительной деятельности — народное просвещение. Написал письмо императору (1803 г.): «С давнишних пор помышлял я уделить часть от избытков имущества своего на какое-нибудь человеколюбивое заведение… Имею смелость просить Ваше Величество, дабы … повелено было назначенную в Ярославле гимназию возвысить в такое училище, которое бы имело одинаковую степень с университетом и все преимущества оного …». Своё письменное желание он поддержал материально: на учреждение и содержание высшего учебного заведения пожертвовал 100 тыс. рублей и ~3тыс. душ крепостных. В прошении высказывалось и пожелание, чтобы упомянутая денежная сумма составляла вечный капитал училища, и оно пользовалось его процентами, употребляя средства не иначе, как на содержание неимущих ярославских дворян.

На эти средства в 1805 г. было открыто Ярославское училище высших наук — ныне Демидовский юридический лицей, на проценты с капитала содержались беднейшие студенты, а достойнейшие командировались в лучшие заграничные университеты. Но это ещё не всё. Московскому университету Демидов пожертвовал свою библиотеку, многочисленные редчайшие коллекции, кабинет натуральной истории и многое другое.

Ярославль – город, Славящий Солнце, часть 2
Поэтому в Ярославле в 1829 г. в благодарность за добрые дела ему поставили памятник — «бронзовую колонну, вышиною в 17 аршин, с бронзовой сферой и вызолоченным парящим на ней орлом, на гранитном пьедестале». В 1918 (наверное) про «добрые дела» Демидова забыли и памятник скинули. Кстати, в МГУ в университетском музее есть его портрет, а в актовом зале мраморная доска с его именем.

Вот так. Честно говоря, потрясает и вызывает уважение многое — мало того, что современные ярославцы собрали просто огромные, видимо, деньги на восстановление, мало того, что таким образом почтили память Демидова, так ведь и чтобы установить такой величины и мощи памятник требуется поддержка, одобрение и понимание властей.

Идём дальше, выходим к площади с Вечным огнём, понятное дело с обязательной свадьбой и проходим мимо отличной спортивной площадки и теннисного корта. Вообще такие вещи нас сильно удивляют — отличного качества покрытие, отремонтированная, не пафосная, в тихом зелёном месте, да что там говорить — в самом центре! — спортивная площадка, это также отличительный знак города, как и детская. Постоянно встречаются, почти на каждом шагу. Везёт ярославцам. Виват губернатору!

Мы держим курс по направлению к набережной. Она совсем недалеко, мы уже её почти видим. Сворачиваем к ней у очень красивого старинного дома, судя по классическому стилю белых колонн, бывшему богатому дворянскому особняку (опять нет ни в одном путеводителе) и тут путь к ажурной балюстраде нам преграждает майский жук. Глянцевый рогач неспешно переползает тротуар и находится уже практически в середине пути. Весь его смешной и ностальгически детский вид говорит, что «куда, мол, торопитесь, подождите, дайте сначала я переползу, потом пройдёте». Но я не выдерживаю, поднимаю жука, любуюсь J, в общем, впадаю в детство. Муж, кстати, тоже, поскольку он резко озабачивается судьбой этого бедного симпатичного насекомого и предлагает перенести его в кусты, «чтобы никто не наступил». Так и делаем. Относим его в густой клевер, но жук крайне, крайне недоволен. Почти чувствуется, как он жужжит себе под нос: «до чего надоели эти заботливые парочки, пятый раз пытаюсь сегодня переползти на ту сторону и вечно кто-то закидывает обратно». J (Вообще наш маршрут можно проследить по карте города — так интереснее читать J).

Когда мы подошли к набережной, то вдвоём онемели. Я — увидела впереди какую-то потрясающую кораблеобразную пристань, которая до боли напоминала «Ласточку» из «Жестокого романса». До сих пор не знаю, так ли это, или видение у меня было, но, судя по карте, здесь в этом месте помечена гостиница-корабль «Волжская жемчужина». Поскольку Ярославль город театральный, то вполне возможно, что этот корабль-пристань тоже актёр и снимался у Рязанова, почему нет? Пока я восхищённо любовалась «Ласточкой»-«Жемчужиной», то муж тоже не менее восторженно наслаждался видом грандиозной рыбалки. Мы стали зрителями каких-то рыбацких соревнований — все бетонные откосы набережной были равномерно усеяны одинаково экипированными рыбаками. В руках каждый участник держал просто таки гигантскую телескопическую удочку, похожую больше на шест для прыжков высоту. На ветру развевались пронзительно зелёные флаги с надписью «Fish Profi»/«Рыбные профессионалы». Вся горизонтальная набережная была заставлена припаркованными машинами, в основном джипами, с какими-то объёмными пластмассовыми контейнерами на багажнике. Глядя на эту картину, мы сразу стало ясно, что за стадо слонов топало за стеной нашего номера в гостинице в 6 утра. Точно, это были рыбные участники, я даже запомнила эти навьюченные джипы на тёмной парковке перед отелем, которые утром с неё исчезли.

Ярославль – город, Славящий Солнце, часть 2
Мужа было не оторвать от этого зрелища. Он уселся на каменный парапет и превратился в статую Родена. Через полчаса я занервничала, минут через сорок пыталась приводить робкие аргументы, что мол, пора с этим заканчивать, впереди ещё весь Ярославль, через час я уже в ярости бегала по набережной в поисках какой-нибудь тяжёлой палочки, как более внушительного аргумента. В общем, спас нашу культурную программу налетевший прохладный речной ветер. Воспользовавшись зябким поёживанием второй половины, я вцепилась бульдожьей хваткой и потащила его прочь. По-моему, он даже этого манёвра и не заметил, поскольку шёл как ребёнок в детский садик, вроде послушно, но с головой развёрнутой на 180? в сторону рыбных состязаний, бормоча под нос, что «эх, кто ж подсёчку так делает, тут блесна нужна, а не поплавок».

Мы идём на Стрелку! Это уникальная природная достопримечательность Ярославля. Стрелка — это плоский и длинный кусочек берега, коса, напоминающая язык. С левой стороны — течёт река Волга, с правой стороны его огибает и соединяется с Волгой тонкая извилистая лента реки Которосли. Стрелка — сильное место, и очень похоже, что здесь Ярославль озорно показывает свой длинный язык то ли невидимым Варягам, то ли Грекам, которые здесь проплывали.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия