Соловецкий монастырь

0 0
2 туриста были здесь

Монастырь ведёт свою летопись от первой трети XV столетия, а его грандиозные каменные постройки относятся ко времени игуменства будущего митрополита Московского Филиппа (Колычёва). Скиты, церкиви и часовни, поклонные кресты Спасо-Преображенского мужского монастыря расположены на четырёх больших островах Соловецкого Беломорского архипелага — Большом, Анзерском, Большой Муксалма и Заяцком. Монастырь числится в церковных реестрах как ставропигиальный, иначе говоря, находящийся под непосредственным управлением Патриарха РПЦ.

Здания монастыря размещены на Большом Соловецком острове (главный архитектурный ансамбль примыкает вплотную к бухте Благополучия) и трёх других крупных островах архипелага.

Зодчий Трифон окружил обитель высокими (от восьми до одиннадцати метров) каменными стенами. Пять прясел (прямых участков стены) общей протяжённостью 1084 м, укреплены восемью мощными башнями, имеют семь ворот с разных сторон крепости. Все укрепления были отстроены здесь за одно десятилетие, начиная с 1584 г. Размеры валунов, из которых выполнена кладка, достигают 5 м в диаметре. Про непосредственно крепость, окружающую монастырь, ее башни и другие составляющие у нас есть отдельное описание.

Среди землевладений допетровской Руси обитель располагала одним из значительнейших наделов. С 1669 г. на протяжении семи лет монахи обители благодаря крепости неприступных стен держали осаду против посланных «тишайшим» царём Алексеем Михайловичем войск. Причиной вооружённого противостояния послужило активное сопротивление братии непродуманным изменениям в церковных древнерусских уложениях, на которых настаивал патриарх Никона.

Советский период отмечен мрачным лагерным наследием. Именно здесь, на Соловках, была построена первая в СССР репрессивная система СЛОН (расшифровывается как Соловецкий лагерь особого назначения). Братские корпуса и храмы приходили в запустение, варварски разрушались.

Восстановление Соловков в качестве центра духовной иноческой жизни произошло на закате СССР. Монахи и послушники вновь начали обживать монастырь 25 октября 1990 года.

Архитектурные памятники, в том числе и храмовые постройки Соловецкого монастыря, переданные РПЦ, сохраняют своё музейное значение. В 1992 году по решению ЮНЕСКО Музей-заповедник был причислен к списку охраняемых объектов Всемирного наследия.

Тремя годами позже непреходящая культурно-историческая значимость Соловецкого архитектурно-природного комплекса была отмечена включением в Государственный свод ценнейших объектов культурного наследия РФ.

Церковные здания, монастырские сооружения, многие из которых объединены крытыми переходами, соседствуют с жилыми корпусами и хозяйственными постройками. Особое значение имеют сохранившиеся до наших дней в первозданном виде:

  • наиболее ранний по времени постройки Успенский собор (возведён за 5 лет, начиная с 1552 г.), трёхглавый,
    с вместительной братской трапезной (475 кв.м.), палатами келаря;
  • пятиглавый двухстолпный Преображенский собор, строительство которого началось в 1558 г. и продолжалось 8 лет;
  • Благовещенская Церковь (строилась с 1596 по 1601 годы),
  • белокаменные палаты (1615 года постройки),
  • мельничный комплекс начала XVII века,
  • высокая стройная колокольня екатерининского времени,
  • храм святителя Николая Мирликийского (первая треть XIX века),
  • церковь Святой Живоначальной Троицы, построенная в середине XIX века.

Наиболее известный из игуменов обители Филипп (в миру Фёдор Колычёв) отстроил оба собора как фортификационные оплоты приграничного форпоста Руси. Они имеют аскетичный суровый облик, сходный с архитектурой крепостных сооружений. Толщина пирамидальных, немного сужающихся кверху стен Переображенского собора достигает в нижней части 5 м. Такое фундаментальное их обустройство призвано было обеспечить рикошет пушечных ядер при обстреле неприятелем. Угловые приделы храма внешним видом мало отличаются от башен военной крепости.

Внутренняя архитектура собора имеет неповторимые особенности: верхние, опирающиеся на сводчатое основание, приделы соединены галереями и увенчаны угловыми главами. Историк архитектуры М. А. Ильин предполагает имевшее некогда место шатровое завершение и относит весь комплекс к «башенно-шатровым» сооружениям» времён Иоанна Грозного. Специалист-искусствовед А. Л. Баталов считает, что в плане собора Преображения Господня воплощена любимая царём Иоанном идея объединённых под единым кровом многих престолов, ярко проявившаяся при строительстве собора Василия Блаженного у стен московского Кремля.

История Соловецкого монастыря

Начало обители положено в 1436 году двумя иноками Зосимой и Германом. На крупных островах архипелага, принадлежавших вечевой Новгородской республике, и ранее проживали пришлые монахи, так, тот же Соловецкий подвигоположник Герман и спутник его Савватий поселились здесь семью годами ранее, в 1429 году.

Монастырь пребывал долгое время под омофором архиепископа Новгорода Великого, а в марте 1682 года отошёл к новоучреждённой епархии с центром в Холмогорах.

В 1548 году монастырской братией был избран в игумены инок Филипп (Колычёв), позже он был утверждён в настоятельской должности и новгородским владыкой Феодосием. С этого момента начинается время процветания прежде скромной обители.

Жертвования самого государя, иных состоятельных благотворителей, московских вельмож помогли отстроить два главных собора, в честь двунадесятых церковных праздников, празднуемых в августе месяце — Успения Богородицы и Преображения Господня. В последнем были упокоены обретенные мощи монастырских подвигоположников, святых Зосимы и Савватия. Государь пожаловал обители право беспошлинно торговать солью, что значительно упрочило её финансовое положение. Хозяйственный талант настоятеля способствовал масштабной промышленной деятельности. Были вырыты каналы между внутренними озёрами острова, на них поставили мельницы. Росло число хозяйственных построек, увеличивался арсенал хозяйственного инвентаря. Монастырь распространял не только своё духовное, культурное, но и ремесленно-практическое влияние на жизнь северного Поморья. Росло количество варниц для производства соли, был основан новый для Корельского края оружейный завод, занимавшийся производством железа.

Праведная жизнь настоятеля Филиппа возвысила его в глазах Иоанна Грозного. Эта слава приблизила расставание с обителью: по царскому вызову игумен отбыл в Москву, чтобы занять вдовствующую митрополичью кафедру.

Здесь же, в Анзерском Свято-Троицком скиту обители, в тридцатилетнем возрасте принял монашеский постриг виновник будущий церковной смуты и раскола патриарх Никон. Старец скита, впоследствии прославленный Церковью как преподобный Елеазар Анзерский, назначил монаху послушание — совершение чередных церковных служб, а также ведение хозяйственной части. В 1639 между иноком и старцем произошёл конфликт, и нераскаявшийся Никон удалился из скита в Кожеозерскую обитель. Реформы богослужебных книг и русских церковных обычаев, затеянные по наущению «тишайшего» царя патриархом Никоном, монастырский собор назвал ересью. Так называемое Соловецкое сидение, когда непокорные монахи были осаждены правительственными войсками, продолжалось с 1668 долгих семь лет, и только ценой измены одного из осаждаемых крепостные двери были открыты, братия подверглась беспощадному избиению. Почти все насельники были умерщвлены. В Синодальный период (1765) монастырь получает статус ставропигиального. Продолжается развитее ремёсел: солеварения, кузнечного дела, разведения рыбы, пушного промысла, овощеводства. Игумен Иринарх, правивший с 1613 по 1626 годы, привёл хозяйство в состояние наивысшего расцвета. Равно как в Кеми (вспомним «Кемску волость»), здесь стоял приграничный гарнизон, укреплённый собственными пушками. Такой арсенал был отнюдь не лишним: шведы совершали безуспешные военные походы в направлении Соловецкого архипелага трижды, сперва в 1571 году, затем, после тщательной подготовки, спустя 11 и ещё через 19 лет. Надо сказать, что только в последнем случае, в 1611 году, захватчиков встречали надёжные крепостные стены в сегодняшнем их виде, первые два нашествия были отбиты храбростью и мужеством защитников архипелага. В 1854 году прочность Соловецких стен испробовали надменные бритты. Паровые фрегаты под флагом британской короны «Бриск» и «Миранда», каждый из которых имел на борту 60 мощных орудий, в течении девяти часов продолжали беспрерывный обстрел монастырских укреплений и построек, однако не приведшую к образованию заметных выбоин в мощных крепостных стенах. Приблизиться вплотную к обители, чтобы продолжить расстрел в упор, незадачливые англосаксы побоялись, видя опасно изрезанный рельеф дна отделявшей корабли от монастыря бухты Благополучия. Продолжить движение, имея в тылу не уничтоженный шквальным огнём артиллерии неприятельский форпост, британские тактики попросту не могли. В итоге монастырь с относительно небольшим гарнизоном обратил вспять столь гордо начинавшееся вторжение англичан в северные русские земли. Само монашеское население к XVII веку насчитывало до 350 иноков, здесь же проживало вдвое больше послушников и монастырских крестьян. Пётр I, посетив Соловки, повелел приписать к обители несколько меньших монастырей, в том числе подмосковную Краснохолмскую пустынь. Не только военное, но и просветительское значение монастыря было неоспоримым. Имелась здесь богатая библиотека, а к XX «электрическому» веку прогрессивные монахи отстроили собственную гидроэлектростанцию.

Тёмные страницы истории Соловецких застенков отнюдь не были впервые написаны сталинским режимом, церковная и даже политическая тюрьма существовала здесь с XVI до самого начала XX века. Камеры были расположены в крепостных башнях и внутри стен, каждая имела узкое оконце высотой 1 м, по форме представляла собой тесный усечённый конус 3×2×2 м. Со времён Грозного только до 1883 года эти застенки прошли более пятисот узников. Здесь находились в заключении сподвижник Петра I, руководитель Тайной канцелярии П. А. Толстой; русский дипломат князь В. Л. Долгоруков; кошевой атаман, ратовавший за старые обычаи Запорожской Сечи, П. И. Калнышевский; ссыльный декабрист Ф. П. Шаховской и сочувствовавшие восстанию на Сенатской петербургские студенты. Последние «светские» узники покинули местные казематов в 1883 году, однако караул, в ожидании новых «поступлений» продолжал несение службы до 1886 года. Тюрьма перестала существовать как место заключения политических оппонентов правительства, но практика заточения церковных отступников на Соловках продолжалась.

По приказу ревностного «борца с контрреволюцией» (позже, в 30-е годы также расстрелянного в ходе массовых репрессий), основателя советских концлагерей М. С. Кедрова, в 1920 году обитель была бесповоротно ликвидирована, произошла государственная реквизиция всех сколько-нибудь значимых культурных ценностей, отняты были и монастырские продовольственные запасов. На «освободившейся» территории организовали концентрационный лагерь со штатом конвойных в 350 человек (больше, по-видимому, не могли вместить относительно комфортабельные братские корпуса). Первоначально сосланные сюда заключенные выполняли принудительные работы, режим был относительно свободным. Реорганизация закрытой Соловецкой зоны в 1923 году в лагерь особого назначения для политических заключённых (СЛОН)сопровождалась ужесточением порядка содержания. В 1937 расстрельном году на месте лагеря была образована ещё более жестокая в плане обращения с узниками тюрьма (СТОН), просуществовавшая два года.

Три последних года Великой Отечественной войны в монастырских корпусах располагалась Соловецкая школа юнг.

Музей-заповедник на главном острове архипелага начинает свою историю в 1967 году. Позже в его наименование включается уточнение, охватывающее весь комплекс памятников архипелага: «историко-архитектурный и природный», соответственно новому значению происходит его управленческая реорганизация.

Действующий церковный приход, настоятелем которого стал иеромонах Германа (Чеботарь) создаётся здесь на исходе года тысячелетия крещения Руси. Через полгода освящается поновленная часовня во имя святителя Филиппа. В 1990 году решением Синода от 25 октября было благословлено возрождение иноческой жизни монастыря под патронатом Патриарха. Тою же осенью возрождённая обитель приняла первых насельников.

Архимандрит Иосиф(Братищев)управляет обителью с конца зимы 1992 года. Летом того же года, начиная с праздника Переображения Господня, в три дня совершается перенесение мощей Соловецких подвигоположников, Зосимы, Германа и Савватия из Петербурга на место монашеского служения. Торжества и праздничные богослужения прошли при участии Святейшего Патриарха Алексия II. С этого времени ежегодно в день 22 августа по новому стилю Церковь постановила праздновать «в числах» непереходящий Собор Соловецких святых.

Полезная информация

Адрес Соловецкого монастыря Архангельская область, п. Соловецкий на карте
Телефон + 7 (8183590) 298
Режим работыЕжедневно с 5:00-22:00
Официальный сайт http://solovki-monastyr.ru
emailsolovki-news@ya.ru

Как добраться до Соловецкого монастыря

Лодкапристань "Набережная бухты Благополучия"
! Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели рядом с Соловецким монастырем

Видео

Видео еще нет, добавить видео.

   

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.