Валунная дамба

0 0

Упоминания о самых первых скотных дворах, появившихся на острове. Большая Муксалма, встречаются только с XVI века. Такое позднее развитие скотоводства было связано с запретом разведения скота возле стен монастыря. После снятия данного запрета наблюдалось активное развитие скотных дворов вплоть до самого Соловецкого Сидения, которое состоялось с 1668 по 1676 года. После этих событий абсолютно все хозяйственные отделения монастыря пришли в упадок.

Период нового расцвета на острове Муксалма начинается в первой половине XIX века. Численность монастыря постепенно начиналась увеличиваться, а рассчитывать приходилось только на собственные ресурсы острова. Без поддержки материка оставалось надеяться только на свои силы.

Старая дорога тех времён брала своё начало от стен монастыря и двигалась в сторону востока Большого Соловецкого острова, пока не достигала южного берега Долгой губы. В этом месте послушники доставляли различные товары и людей на ближайший остров через небольшой и узкий пролив, который называли Железные врата. Данный пролив представляет собой большую опасность, а скорость течения иногда достигает свыше 5 узлов.

Поэтому первоочерёдной задачей было наладить надёжную и безопасную переправу через этот пролив, чтобы иметь возможность вести совместное хозяйство с соседним островом. Второй задачей было решение вопроса о запасе зимнего корма для животных и возможность перегона скота на соседний остров. Собственных пастбищ на Муксалме практически не было, так как остров почти полностью был заболочен.

Чтобы решить данные проблемы, послушники монастыря начали возведение дамб в 20-х годах XIX века. Самая первая дамба смогла соединить Большую и Малую Муксалму, что дало возможность заготавливать ресурсы для постройки каменной переправы над Железными воротами.

Данное строительство происходило в 1859–1865 годах во время управления монастырём архимандритом Порфирием. Возведением данного сооружения руководил Ф. И. Соснин, который был обычным крестьянином. Позже он принял постриг и получил имя Феоктист. На постройку дамбы ушло шесть лет упорного труда монахов монастыря, трудников и почти 400 наёмных рабочих.

Каменная дамба имеет вид валунной насыпи, которая извилисто движется по отмелям опасного пролива. Валуны в этом сооружении не скрепляли раствором, а только стянули их по краям стяжками из металла. В середины дамбы камни держатся исключительно под действием своего собственного веса. Сооружение получилось длиной чуть более километра, 6-метровой шириной и высотой в 4 м. Чтобы избежать размыва камней, часть Железных ворот оставили нетронутой, а через неё натянули подвесной деревянный мост. В 1890 году на его месте возвели 3 арки из камней. Они уберегают дамбу от размыва своей формой волнореза, а также небольшими выкладками, которые работают как молы.

Полезная информация

Адрес Валунной дамбы пролив Южные Железные Ворота, Приморский район на карте
Официальный сайт http://my-solovki.ru

Как добраться до Валунной дамбы

Лодкав составе экскурсий
! Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели рядом с Валунной дамбой

Отзывы туристов

Отзывов пока не поступало, добавить отзыв.

Видео

Видео еще нет, добавить видео.

   

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.