Главная » Россия » Ямало-Ненецкий автономный округ » Салехард » Достопримечательности » Заброшенная железная дорога Чум — Салехард — Игарка

Заброшенная железная дорога Чум — Салехард — Игарка

0 0

Заброшенная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», которую еще называют «Мертвой дорогой» — памятник нашей истории, растянувшийся на сотни километров вдоль Полярного круга. Решение о строительстве железной дороги было принято советским руководством в 1949 году. Ее строили заключенные ГУЛУГа с 1947 — 1953 год под завесой полной секретности.

Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Трасса должна была пересечь множество крупных рек. Через Обь переправа осуществлялась летом — тяжелыми паромами, зимой — по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся. После войны возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны — в Игарку — и строить железную дорогу «Чум — Салехард — Игарка» длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей.

Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с заключенными. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. От Салехарда до Игарки было намечено 134 раздельных пункта — на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо. Часто целые составы грунта уходили в болото, как в прорву, а уже построенные насыпи и выемки оползали и требовали постоянной подсыпки. К 1953 году — году смерти Сталина — силами заключенных было построено более 900 километров одноколейной железной дороги. На этом моменте строительство было спешно свернуто и началась спешная эвакуации людей с опальной трассы. Великая стройка, забравшая жизни более 300 000 человек, окончилась провалом.

В течение нескольких последующих лет незначительная часть имущества была вывезена, на некоторых участках, примыкающих к Оби и Енисею сняты рельсы. Многое из оборудования, мебели, одежды так и не удалось вывезти. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей.

Фоторепортаж заброшенной железная дороги Чум — Салехард — Игарка

Полезная информация

Официальный сайт http://www.doroga501.ru
! Нашли неточность? Сообщите нам.

Фотографии

Добавить фотографии 800_600_fixedwidth.jpg efeg.jpg hbfgcv.jpg k,m.jpg kjhg.jpg ngvbv.jpg nvbcvf.jpg sdg.jpg vb c.jpg +1
фото

Фотографии и отзывы туристов

Отзывов пока не поступало, добавить отзыв.

Видео

Видео еще нет, добавить видео.

   

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.