1 турист уже
был в этом месте

Музейное пространство «Полторы комнаты» (Санкт-Петербургский литературный музей Иосифа Бродского)

Музеи 20 ноября 2023
Санкт-Петербург: полезная информация
Режим работы
Понедельник-Пятница 14:00-20:00.
Суббота-Воскресенье 11:00-21:00.
Стоимость билета
Самостоятельное посещение — 400 руб, экскурсия — от 800 руб.
Телефон (запись на экскурсию)
+7 (812) 958 28 28
Официальный сайт
https://brodsky.online
Адрес музея «Полторы комнаты»
Короленко, 14, Санкт-Петербург, 191028смотреть на карте

Музей «Полторы комнаты» — так названа мемориальная квартира в Санкт-Петербурге, на Литейном проспекте, 24. Её нелегкая судьба затянулась на два десятилетия, точно также и жизнь самого знаменитого жильца — поэта, переводчика и публициста Иосифа Александровича Бродского. Именно здесь он жил с родителями ещё подростком, и отсюда он отправился в своё последнее путешествие — уже мигрантом в США, навсегда лишившись советского гражданства, и никогда не вернувшись в родной город.

Музейное пространство «Полторы комнаты» (Санкт-Петербургский литературный музей Иосифа Бродского)
 

История

В 1995-м писателю было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, и, буквально через год возникла идея о создании мемориального музея. Вопрос о месте даже не возникал — это изначально должен был стать бывший доходный дом Мурузи, роскошные апартаменты которого после Октябрьской революции национализировали и превратили в коммунальные квартиры. Именно в одну из таких квартир и въехала семья Бродских — отец Александр Иванович, мать Мария Моисеевна и юный Иосиф, тогда ещё старшеклассник простой ленинградской школы.

Некогда «княжеские» интерьеры квартиры в советскую бытность стали нарочито скромными. Глава семьи, бывший военный фотокорреспондент, вынужден был отгородить себе угол в доме шкафами, чтобы сделать лабораторию для проявки снимков. Его примеру последовал и будущий поэт, только его «полторы комнаты» закрывали стеллажи, забитые книгами. Во многом, именно жизнь в коммуналке и сформировала характер литератора, множество знаменитых образов родились именно здесь — в обветшалых стенах со следами дорогой дореволюционной лепнины.

Переломом стал 1964-й год, когда молодого Бродского ждал первый арест по статье «за тунеядство» и высылка в Архангельскую область на принудительные работы. С этого момента эмиграция стала для него лишь вопросом времени, хотя в родную квартиру он возвращался постоянно, не забывая о родителях, но к 1972-му всем стало понятно — родителей изгнанный поэт больше никогда не увидит, как и дорогой сердцу Питер.

Первые попытки увековечить имя Бродского в родном городе не увенчались успехом. Многочисленные письма властям до 1998-го года оставались без ответа, и только с приходом губернатора Валентины Матвиенко нашлись спонсоры, готовые помочь музейному фонду с приобретением помещения, но и тут начались проблемы. Часть квартиры успела выкупить соседка, отказавшаяся продавать долю ни за какие деньги, именно на её стороне оказалась парадная лестница и балкон с видом на музей Ахматовой, которая помогала поэту «выбиться в люди».

Опасения вызывало и аварийное состояние потолочных перекрытий. Отремонтировать их удалось только в 2014-м на средства добровольных пожертвований, а спустя год, состоялось торжественное открытие музея, но всего на один день. В постоянный режим работы культурный центр перейти так и не смог — по бумагам квартира остаётся жилой площадью, в которой нельзя открывать никакие общественные организации.

Чтобы спасти хотя бы часть экспонатов от возможной гибели в аварийном доме, их перевезли в ахматовский музей, создав в нём отдельную витрину, посвящённую «Американскому кабинету». С 2017-го года «Полторы комнаты» окончательно превратили в культурно-образовательный центр с непостоянным графиком работы. Здесь читают лекции ведущие искусствоведы Петербурга, проводятся камерные концерты и поэтические вечера.

Автор - Владимир Свердлов
 

Экспозиция

По изначальной задумке музей должен был отразить жизнь поэта — от юных лет к молодости, до зрелости и изгнания. Пока что оформились только несколько залов, отчасти — из-за того, что парадная лестница недоступна для экспонирования, и гостям приходится заходить со стороны двора. Отсюда они попадают на типичную коммунальную кухню, которую нарочито заставили бюстами современников Бродского, изготовленными разными мастерами.

Единственным завершённым залом была фотолаборатория отца. Пропитанная символизмом инсталляция представляла собой неаккуратную чугунную ванну, заполненную водой, на дне которой разбросаны, будто только что проявленные архивные снимки. Кто-то из поклонников дополнил арт-объект красным пластиковым экраном, символом непростых отношений власти и поэта, который, к слову, никогда не позиционировал себя борцом с режимом.

Гораздо сложнее обстоят дела с личными вещами — хранить их в помещении с плесенью на стенах не представляется возможным, поэтому пока что всё заменят тематические инсталляции. Чтобы возродить дух времени, ищется мебель хрущёвской поры, радиоприёмники, бытовая техника и посуда. Как только залы приведут в порядок, в них откроется кинолекторий, где начнут показывать редчайшие архивные кадры.

На сегодняшний день все мероприятия в музее Иосифа Бродского проходят в камерном формате. Из соображений безопасности, в каждой комнате может быть не более 15 человек одновременно, исключение — гостиная, где и проводятся литературные вечера в классическом формате питерских квартирников и лекции, посвящённые искусству. В планах руководства — большой музейный комплекс с проходимостью до 450 посетителей ежедневно, для этого ведутся все необходимые работы.

Музейное пространство «Полторы комнаты» (Санкт-Петербургский литературный музей Иосифа Бродского)
 

Интересные факты

Само название «Полторы комнаты» взято из прозаического эссе Бродского, который он написал в 1985-м году на английском языке для американского читателя. По сути текст является автобиографическими зарисовками о детских годах, юности и той обстановке, в которой приходилось жить семье советских интеллигентов. Произведение дважды экранизировалось — первый раз в виде символичного мультфильма про кота-писателя, второй — как игровая лента с ведущими российскими актёрами, такими как Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих и Вениамин Смехов.

Дом Мурузи на Литейном проспекте прослыл «литературным особняком» задолго до рождения Иосифа Бродского. В конце XIX века сюда заехали Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, прожив в своей квартире почти 23 года. Немногим позже поэт Николай Гумилёв снял соседние апартаменты для заседаний Петроградского Дома Поэтов, где в разное время выступали Александр Блок, Осип Мандельштам и Валерий Брюсов.

Близкий друг Бродского, искусствовед Михаил Мильчик, является счастливым обладателем мемориальных фотографий интерьера той самой квартиры. Он сделал несколько серий снимков — сразу после отъезда поэта и годами позже, пока были живы его родители. Именно по этим фото и будет воссоздаваться выставочное пространство, чтобы отдать дать памяти тому месту, которое воспитало будущего талантливого литератора.

Восстанавливалась квартира буквально всем миром — настолько ужасным было состояние стен на момент «однодневного открытия». Чтобы как-то смягчить обстановку, молодые петербургские художники закрыли стены недорогими деревянными панелями и расписали их стилизованными портретами Бродского, строчками из самых знаменитых его стихотворений, а интерьер украсили чудом сохранившимися советскими объявлениями, вывесками и табличками.

Музейное пространство «Полторы комнаты» (Санкт-Петербургский литературный музей Иосифа Бродского)
 

Как добраться до музея «Полторы Комнаты» в Санкт-Петербурге

Достопримечательность находится неподалёку от станции метро «Чернышевская». Из центра зала нужно будет выйти налево, повернуть до Кирочной улицы, потом направо, и идти, никуда не сворачивая, до пересечения с Литейным проспектом. Там повернуть налево, и, оставаясь на чётной стороне, дойти до дома № 24. Путь займёт не больше 10 минут, и около 750 метров. Приехать на наземном транспорте ещё проще — прямо перед парадным входом будет автобусная и троллейбусная остановка «улица Пестеля».

С таксистами проблем возникнуть не должно — в Северной столице хорошо развиты диспетчерские службы Яндекса, Maxim и популярного мобильного приложения Uber. Машины по ним лучше заказывать заранее — район Литейного — известная территория километровых пробок и частых аварий. С уличными водителями связываться не советуют — тарифы для иногородних поднимаются в несколько раз, а счётчиков в салонах нет.

Для самостоятельной поездки лучше сразу вводить координаты навигатора — 59.942669, 30.349550. Парковок вокруг хватает, но все они платные — от 60 рублей в час. Оплатить стоянку можно, как банковской картой в терминале, так и через мобильный телефон.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Другие музеи Санкт-Петербурга

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии