21 турист уже
был в этом месте

Ольгинский мост

  20 голосов на Туристер.Ру 1 июня 2023
Где находится Ольгинский мост
Псковская область, г. Псков, между пр. Рижским и ул. Советской смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 24%
Очень хорошо 36%
Неплохо 30%
Плохо 6%
Ужасно 3%

Ольгинский мост в Пскове — автомобильно-пешеходный мост через реку Великую, связывающий набережные реки Великой и Ольгинскую. Длина моста составляет 311 метров, ширина — 21 метр. Мост назван в честь градоосновательницы Пскова — княгини Ольги.

В шаговой доступности от моста находятся такие знаковые достопримечательности Пскова, как Псковский Кром и Довмонтов город, стена Окольного города, Ольгин крест, Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской, Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья со звонницей, Часовня Анастасии Римлянки и многие другие.

Ольгинский мост в Пскове на Google-панораме:

История

Полноводная река Великая защищала древнюю Псковскую крепость от нападений врагов с запада. В XV веке от спуска с Торговой площади через реку наводили паромную переправу для перевозки возов и карет. В дальнейшем возникла необходимость в более практичной, постоянной переправе. В 1462 году появились первые письменные упоминания о плавучем мосте, который наводили ежегодно весной после схода льда.

Конструкция состояла из трёх плотов, связанных из бревен и покрытых дощатым настилом. По ночам мост разводили на несколько часов для прохода судов. Мост старались не разбирать до Рождества, а когда приходило время — вырубали его изо льда и оставляли сложенным на левом берегу. После весеннего ледохода его собирали заново. Плавучий мост называли Великорецким.

И хотя такой мост был очень неудобен в эксплуатации и часто создавал неприятные ситуации (например, проседал под тяжестью повозок и скопления людей во время крестного хода, разрывался на части от раннего ледохода или длительных интенсивных дождей), добиться решения о постройке стационарного моста получилось лишь в начале XX века.

Ольгинский мост
 

Закон о строительстве моста через Великую был утверждён императором Николаем II 22 марта 1908 года. Автор проекта моста — инженер Григорий Никифорович Соловьёв, земляные и каменные работы выполняла контора инженера А. Лентовского, а ответственность за изготовление и монтаж конструкции возложили на Брянский завод. Закладка стационарного моста осуществилась 14 июня 1909 года, а движение открылось 30 октября 1911 года.

В процессе строительства мост стали называть Ольгинским. Согласно преданию, именно в этом месте состоялось знакомство молодого князя Игоря со своей будущей женой.

25 мая 1919 года красноармейцами была взорвана правая консоль моста с целью не дать белогвардейцам ворваться в город. Мост восстановили 28 февраля 1921 года.

19 февраля 1923 года в честь пятилетней годовщины Вооруженных Сил было принято решение о переименовании: Ольгинский мост официально стал называться мостом Красной Армии. В период с 1924 по 1926 годы прошла его капитальная реконструкция.

Ольгинский мост
 

8 июля 1941 года мост был намеренно разрушен командой инженерного батальона под руководством военного техника А. А. Шпица. Немцы восстановили его в кратчайшие сроки и взорвали уже сами при отступлении из Пскова 22 июля 1944 года, разрушив при этом все фермы моста.

Работы по восстановлению переправы стартовали 15 сентября 1944 года и были завершены 11 апреля 1945 года. После победы в Великой Отечественной войне мост снова переименовали: вплоть до 1995 года он назывался мост Советской Армии.

В 1969 году в связи с заметным увеличением нагрузки старый мост потребовалось разобрать. Вместо него в 1970 году был построен железобетонный балочный автомобильно-пешеходный мост. При проектировании была допущена ошибка, поэтому во избежание обрушения к конструкции пришлось добавить еще четыре опоры. В 1995 году мост вернул себе первоначальное имя.

Часовня

С историей моста неразрывно связана история Часовни Анастасии Римлянки. Впервые в письменных источниках часовня упоминается в 1710 году. Именно в этом году в Пскове бушевала эпидемия моровой язвы, унесшая множество жизней, а осенью случился крупный пожар.

Согласно старой традиции, для противостояния бедам возвели деревянную часовню во славу Святой Анастасии Узорешительницы. Часовня стояла у Великорецкого наплавного моста. Со временем на её месте возвели каменную часовню.

В 1911 году был построен стационарный Ольгинский мост, буквально нависавший над часовней, так как берега пришлось укреплять насыпью. Для сохранения святыни на юго-западном краю моста над часовней соорудили надстройку из камня, а сверху заложили новую часовню. Закладка новой часовни состоялась 5 августа 1911 года, проект разработал Алексей Викторович Щусев. В 1913 году по эскизам Николая Константиновича Рериха часовню расписал иконописец Григорий Осипович Чириков.

Часовня Анастасии Римлянки
 
Часовня Анастасии Римлянки, © apreleva1409

После революции часовню закрыли, а уникальные фрески заштукатурили. Помещение использовалось в качестве кассы, киоска и др. В 1969 году мост Советской Армии начали разбирать, часовня мешала строительному процессу. Её планировали снести, но усилиями архитекторов Эллы Марковны Петуховой и Натальи Сергеевны Рахманиной старинную часовню удалось спасти.

Здание распилили на две части и краном перенесли на берег Великой. В 1971 году на новом месте была проведена реставрация и укрепление росписей по эскизам Николая Рериха, а 4 декабря 1974 года часовне присвоили статус памятника федерального значения.

В настоящее время в связи с предстоящей реконструкцией Ольгинского моста существует проект по переносу Анастасиевской часовни на территорию Псковского государственного университета с последующей реставрацией.

Ремонт

В середине марта 2023 года стартовал ремонт Ольгинского моста в Пскове, в рамках которого обновлено дорожное полотно (сверхпрочный литой асфальтобетон), а также гидроизоляция. Стоимость реновации составила 90 миллионов рублей.

На 2026 запланирована масштабная реконструкция Ольгинского моста. Через реку Великую на период ремонта возведут временный мост.

Экскурсии в Пскове

Как добраться до Ольгинского моста в Пскове

Ближайшая со стороны Рижского проспекта остановка общественного транспорта — «Улица Максима Горького», где останавливаются автобусы № 3, 4, 5, 14, 14А, 17, 22, 30, 101, 116, 118, 124, 132, 136, 207, а также маршрутные такси № 54, 308, 360.

Ближайшая остановка со стороны Советской улицы — «Площадь Ленина», куда можно добраться на автобусах № 3, 4, 5, 8, 8А, 14, 14А, 17, 19, 22, 30, 101, 114, 115, 116, 118, 119, 121, 122, 124, 126, 127, 129, 130, 132, 136, 137, 138, 139, 142, 150, 151, 161, 163, 164, 166, 207, 2035, а также маршрутных такси № 54, 308, 360. Со стороны сквера Породнённых городов с набережной на мост можно подняться по винтовой лестнице.

Для удобства передвижения по городу воспользуйтесь услугами такси — «Яндекс.Такси», «Максим» и др.

Видео: набережные и Ольгинский мост с высоты птичьего полета

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывы туристов

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Пскове

Достопримечательности
Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Активный отдых

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии