Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Поводом для посещения особняка Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице было желание посмотреть выставку-аллюзию «Шекспир/тайна/400», которая открылась в особняке 24 мая. С этим посещением оказались связанными другие наши туристические события, про которые мы писали на Туристере: экскурсия в Верону, посещение выставки «Английский портрет» в Третьяковке и выставки кукол на Тишинке.

Усадьба Салтыковых-Чертковых, расположенная в Москве по адресу ул. Мясницкая, д.7 — это достаточно известный архитектурный объект Москвы с богатейшей историей.

1
Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Знаменитые атланты на фасаде дома Салтыковых-Чертковых

Ниже небольшой экскурс в историю, чтобы было понятно, почему усадьба называется именами Салтыкова и Черткова.

В первой половине XVII века на месте нынешнего особняка находились деревянные палаты. Жил в них татарский царевич — его род корнями уходил к ханам Золотой Орды. После него с 1728 года здесь обитал Алексей Григорьевич Долгорукий из рода Рюриковичей, который был сподвижником Петра I и сумел снискать в том числе дружеское расположение всесильного царского фаворита Александра Меншикова. Выселила его императрица Анна Иоанновна, сослав за неблагонадежность в Березов вместе с семьей, туда же, где окончил свои дни Меньшиков.

Новыми владельцами усадьбы стали Салтыковы, именно они построили главный дом усадьбы, который с некоторыми изменениями середины XIX века сохранился до настоящего времени. Усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Салтыковых почти на протяжении ста лет. Во время войны 1812 года, при захвате Москвы французскими войсками, усадьба Салтыковых практически не пострадала, и есть такая легенда, что в ней на две ночи останавливался сам Наполеон.

В 1831 году усадьбу приобретает предводитель губернского дворянства А. Чертков, полковник в отставке. Благодаря ему этот адрес узнала вся просвещённая Россия. Чертков собрал здесь уникальную, самую большую на то время библиотеку, посвященную российской истории. Собрание книг библиотеки привлекало выдающихся людей своего времени: Пушкина, Жуковского, Гоголя, Л.Толстого и других. Здесь устраивались чтения, выставки, концерты, балы. Подтверждено историческими документами, что Гоголь читал здесь свои «Мертвые души», также говорили, что среди гостей Дома Черткова Александр Пушкин подсмотрел образ главного героя романа «Евгений Онегин». В библиотеке Черткова бывал сам Лев Николаевич Толстой. Здесь он работал над романом «Война и мир». Читал здесь книги и будущий великий ученый Константин Циолковский. В двадцатом веке в дом Черткова приходили в гости Чехов и Гиляровский.

Сын А. Черткова, выполняя волю отца, открывает в усадьбе первую бесплатную частную публичную библиотеку. В 1871 году Московская Городская дума приняла библиотеку в собственность города с сохранением за ней навсегда имени Чертковской Городской. Впоследствии собрание книг было перевезено в Румянцевский музей в доме Пашкова и стало основой Российской Исторической библиотеки.

Далее владелицей усадьбы была купчиха Клавдия Обидина. Основное здание сдавалось в аренду и здесь в том числе размещались Литературно-артистический клуб. Здесь бывали основатель театрального музея А. А. Бахрушин, основатели Московского Художественного театра В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, артисты А. А. Яблочкина, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов и др.

После 1918 года здание приспособили под «Клуб красных директоров». Здесь открыли курсы математики, экономики, физики для бывших крестьян и матросов. Целью клуба было вырастить новых народных директоров предприятий. Шефом этого Клуба был сам Феликс Дзержинский. С лекциями здесь выступали Бухарин, Менжинский, Куйбышев, Орджоникидзе. Впоследствии клуб переименовали в «Московский дом научно-технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского», а затем в «Дом Инженеров». Здесь в свое время выступал с докладом о проблемах науки и техники сам Сергей Королев — будущий создатель космических кораблей. Выступал не под своим именем, уже тогда он был засекречен. Дом все это время принадлежал Всесоюзному обществу «Знание». В конце 80-х годов двадцатого века здесь проходили различные конференции, были многочисленные курсы, проводились занятия факультетов университета марксизма, работала библиотека.

Здание также вошло и в историю кинематографии. Здесь снимали фильм «Семнадцать мгновений весны» (особняк американской миссии в Берне).

В начале 90-х Дом Черткова передали некоему обществу «Новое знание», за которым скрывался ЛогоВаз Бориса Березовского. Общество взяло дом в аренду на 49 лет с условием его реставрации в течение двух лет, но не выполнило контракта, и дому грозило полное разрушение. Здание передали новому собственнику — «Европейскому экологическому обществу», которое и восстановило разрушающуюся усадьбу с помощью департамента культуры города. Реставрация в настоящее время еще не закончена, но тем не менее здесь в прошлом году усилиями группы молодых продюсеров открылась выставка-иллюзия «Алиса в стране чудес» (о ней чуть подробнее ниже). Эта выставка имела определенный успех у москвичей и воодушевившись этим, в мае этого года та же группа организовала выставку-аллюзию «Шекспир/тайна/400», которая получилась с нашей точки зрения вполне европейского уровня.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Афиша выставки Шекспир/тайна/400

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Инсталляция на тему Друшаутского портрета Шекспира

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Инсталляция на тему Друшаутского портрета Шекспира

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Биография Шекспира в изложении знаменитого английского писателя Питера Акройда

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Выставка Шекспир/тайна/400 продлится до 07.09.2016

Организаторы назвали выставку аллюзией.

Аллюзия — от латинского allusio «намёк, шутка».

Творчество Шекспира, это признают все исследователи — загадка. Шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его гениальных произведений, и теми бесспорными фактами, которые говорят о жизни и реальных делах Уильяма Шекспира из Стратфорда.

Прошло 400 лет со дня смерти Шекспира, но его тайна не раскрыта. До сих пор не смолкают споры между стратфордианцами и нестратфордианцами. Первые уверены, что великий Шекспир реально существовал, именно он оставил нам удивительные по красоте и мощи пьесы, сонеты и поэмы. Нестратфордианцы же утверждают, что личность Шекспира — вымысел и, что один человек не может написать такие разные по стилю гениальные произведения, а под его именем писала группа лиц, устроивших одну из величайших мировых мистификаций. Еще Марк Твен полушутя полусерьезно говорил: «Шекспир — самый известный из всех, никогда не существовавших людей». Также в реальное существование Шекспира активно не верил Зигмунд Фрейд.

Написано бесчисленное количество диссертаций и научных работ на тему творчества Шекспира. Если бы не было этой загадочной истории с творчеством Шекспира, то ее следовало бы выдумать, иначе чем бы занималась вся эта армия исследователей. Все произведения Шекспира разобраны по косточкам и подсчитано, что словарный запас Шекспира составляет более 20 тыс. слов. Шекспир, как сообщает Оксфордский словарь, ввел в английский язык около 3200 новых слов — значительно больше, чем его литературные современники. Для справки: словарный запас преподавателя университета Оксфорда в среднем 5 тыс. слов. Шекспир родился в провинции, закончил что-то типа церковно-приходской школы, в библиотеках безусловно занимался, но как он получил столь обширные знания, используемые в его произведениях — неизвестно. Автор пьес хорошо знал французский язык, итальянский, латынь, разбирался в греческом, прекрасно ориентировался в истории Англии, в древней истории. Ему была прекрасно известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причем не только в переводах, но и в оригиналах. Обладал специальными знаниями в юриспруденции, риторике, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле. Знал особенности жизни и быта городов Северной Италии: Падуи, Вероны, Венеции…

Особенно коробит исследователей творчества Шекспира его завещание, составленное нотариусом с его слов и по стилю не имеющее ничего общего с его произведениями. В завещании Шекспир заскорузлым языком подробно расписал, кому достанется его имущество: ложки, вилки, деньги вплоть до пенса. Особенно впечатлила исследователей отписанная супружеская кровать: «я завещаю моей жене вторую из лучших моих постелей со всею принадлежащей к ней мебелью». Стилизованный макет этой кровати представлен на выставке. Но в завещании нет ни одного слова о книгах и его рукописях, а стоили они тогда значительных денег. Как сказала экскурсовод, лучше бы он не писал этого завещания.

В первом зале представлены прижизненные портреты Шекспира и та самая кровать из завещания.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Друшаутский портрет. Находится в библиотеке Йельского университета. В 1623 году вышло первое посмертное собрание сочинений Шекспира — Великое фолио, где на титульном листе подзаголовком «Мистера Уильяма Шекспира комедии, истории и трагедии, публикуемые с подлинных оригиналов» помещен портрет, гравированный Мартином Друшаутом. Достоверно подтверждено, что это первый портрет великого поэта, написанный его современником.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Портрет семьи Кобба. Неизвестный художник, ок. 1610 г., хранится в семье Кобба (частная коллекция). Портрет, недавно обнаруженный в частной семейной коллекции. Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Чандосовский портрет Шекспира из собрания лондонской Национальной портретной галереи. Это мужской портрет начала XVII века, названный по имени одного из бывших владельцев, Джеймса Бриджеса, третьего герцога Чандоса. Автором, возможно, является Джон Тейлор (ок. 1585 — 1651). Портрет был написан, вероятно, в промежутке с 1600 по 1610 г. И скорее всего служил образцом для гравюры в Первом фолио. В настоящее время бесценный оригинал этой картины находится в России на выставке, которая проходит в инженерном корпусе Третьяковской галереи и отзыв о которой мы ранее разместили на Туристере. Кстати выставка "Английский портрет" редчайшая и из серии "must see".

Но надо отметить, что репродукция Чандосовского портрета Шекспира, представленная на выставке Шекспир/Тайна/400, на первый взгляд не совпадает с портретом, который выставлен в настоящее время на выставке «Английский портрет» в Третьяковской Галерее. Ниже представлена репродукция картины с официального сайта лондонской Национальной портретной галереи. Действительно портреты отличаются, еще одна загадка Шекспира…

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Репродукция Чандосовского портрета Шекспира с сайта лондонской Национальной портретной галереи.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Вся портретная галерея на выставке Шекспир/тайна/400

Во втором зале выставки представлен макет театра Глобус, который по сути является центром выставки. И здесь надо вспомнить знаменитую фразу из Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нём актеры». Считается, что именно с театра Глобус началось большое театральное дело, а профессия актера стала престижной.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Макет театра Глобус

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Макет театра Глобус

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Макет театра Глобус

Театр Глобус — это один из старейших лондонских театров, он был открыт в 1598 году. Глобус был построен в виде овального помещения — в форме римского амфитеатра, огороженного высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует». Спектакли шли при дневном свете, без антракта, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос. Некоторые спектакли шли до 5-ти часов и голодным зрителям раздавали яблоки. Часто после представления на сцене театра в течение 15–20 минут исполнялся зажигательный британский танец кельтского происхождения джига, под аккомпанемент к которому зрители танцевали. Чем не аналог современной дискотеки.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Танцор джиги, изображение со старинной гравюры

Зрительный зал «Глобуса» вмещал до 3000 зрителей. В Лондоне в то время проживало примерно 150 тыс. человек. Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними — галереи для богатых лондонцев, здесь были установлены сидячие места. Все остальные места были стоячими. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было. Театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения. Театр был частным, Шекспир имел долю в этом предприятии и благодаря этому стал вполне состоятельным человеком. По неподтвержденным данным сам Шекспир в спектаклях не играл, сохранились лишь сведения, что он выходил на сцену в роли тени отца Гамлета. Шекспир был скорее организатором дела, т. е. продюсером, если говорить современным языком. Писать пьесы в то время было непрестижно и была такая практика: сдавать имя в аренду. Может быть Шекспиру и несли свои произведения неизвестные знатные титулованные авторы.

Организаторы выставки «Шекспир/Тайна/400» подошли к делу организации с большой фантазией и воображением. Впервые в истории дома Черткова для посетителей были открыты подвальные помещения c кладкой XVII века, в которых в полумраке размещены различные экспозиции и инсталляции выставки. Например, на одной из сцен подземелья разместили ароматы 15-ти самых известных шекспировских произведений. Предполагается, что в полумраке подземелья под звуки воды и лютни можно перенестись в эпоху Шекспира. Здесь же размещены портреты предполагаемых авторов произведений Шекспира и на каждого заведено дело.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Подземелье особняка Салтыковых-Чертковых, стилизованное под ночной Лондон

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Френсис Бэкон — английский философ, историк, политик, масон, именно ему приписывают организацию литературной игры, в результате которой образовалась тайна Шекспира

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Кристофер Марлоу — английский поэт, переводчик и драматург-трагик, именно ему некоторые исследователи отдают авторство части произведений Шекспира

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Тень отца Гамлета — роль, которую иногда играл в театре Глобус Шекспир

В бывшем читальном зале Чертковской библиотеки разместился «Елизаветинский Сад». Елизавета I была страстной поклонницей и покровительницей театра и именно во времена правления Елизаветы возникло такое уникальное литературное явление как Шекспир. Также нельзя не отметить демонстрацию в соседнем помещении кино-ротонде первой черно-белой киноверсии пьесы «Сон в летную ночь», которую снял в 1909 году режиссер Джеймс Стюарт Блектон. Фильм идет 11 минут и крутится безостановочно.

В другой части подземелья особняка организована почта Джульетты. Это такая несколько детская игра, когда Вы можете написать письмо Джульетте в Верону и самое главное получить ответ. В Вероне, как оказалось, действует специальный клуб Джульетты, где работают молодые девушки, главная обязанность которых отвечать на подобные письма. Клуб организовался в 1972 год, когда в Вероне сложился неформальный круг людей из сферы искусства, журналистики, любителей поэзии и театра, которых объединила любовь к культуре родного города, его традициям и легендам. Бессменным руководителем клуба является Джулио Тамассиа (Giulio Tamassia). Сегодня клуб уже неотделим от истории Вероны.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Молодежь пишет письма Джульетте

Не будет преувеличением сказать, что наполовину своей популярности Верона обязана истории Ромео и Джульетты. Веронцы тщательно культивируют все, что связано с этой историей и соответственно имеют дивиденды, связанные с непрерывным потоком туристов в Верону. Когда мы были в Вероне и обсуждали с гидом феномен истории Ромео и Джульетты, то отметили, что все, что связано с этой историей, также является некоторой мистификацией: Шекспир в Вероне ни разу не был, историки до сих пор спорят, а была на самом деле такая история, балкон Джульетты пристроили значительно позднее. Но это уже не важно, главное, что народ поверил в легенду.

Во время посещения дворика Джульетты видели послания Джульетте, но не обратили на это особого внимания (типа детский сад), а фотографии этих посланий не включили в рассказ о поездке. Про клуб Джульетты узнали только на выставке Шекспир/тайна/400 и были несколько удивлены, что взрослые тети и дяди во главе с достопочтенным Тамассио на полном серьезе отвечают на эти послания Джульетте. Но надо признать, что в целом это грамотный рекламный и пиаровский ход. Ниже несколько фотографий на эту тему.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Верона. Стена плача по любви в переулке, ведущем в дворик Джульетты

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Верона. Послания Джульетте на стене в переулке, ведущем в дворик Джульетты

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Верона. Памятник Джульетте в одноименном дворике

1
Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Верона. Дворик Джульетты

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Знаменитый балкон Джульетты, на котором можно сфотографироваться за несколько евро

И наконец, два слова про Льюиса Кэрролла и выставку-иллюзию «Алиса в стране чудес», которая проходит в усадьбе Салтыковых-Чертковых одновременно с выставкой «Шекспир/тайна/400». Льюис Кэрролл (это его псевдоним) — профессор математики Оксфордского университета, логик, философ, фотограф и наконец, английский писатель. Выставка, посвященная произведению Кэрролла, не случайно проходит в этой усадьбе. Кэрролл в 1867 году совершил свое первое и единственный путешествие за границу — в Россию и посетил Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Сергиев Посад. Он прибыл в нашу страну с миссией поддержки сотрудничества англиканской и православной церквей. В Москве он посетил знаменитую библиотеку в особняке Черткова на Мясницкой.

Мало найдется людей, кто не слышал про сказку «Алиса в стране чудес». Ей посвящено много материалов, по ее мотивам снято несколько кинофильмов. Образ Алисы растиражирован как никакой другой. На выставке кукол на Тишинке понравился образ Алисы, который с нашей точки зрения наиболее подходит под описание Алисы самым автором. Эту куклу, изображающую Алису, можно назвать лицом Весеннего Бала Кукол 2016. Фото этой куклы часто встречалось в различных материалах, посвященных этой выставке. Мы также отметили именно эту Алису и ее фото занимает почетное место в нашем фоторепортаже с выставки кукол на Тишинке, опубликованном на Туристере.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Так описал образ Алисы Льюис Кэрролл

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Так видится образ Алисы одному из авторов на выставке кукол на Тишинке

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Экскурсия для детей на выставке Алиса в стране чудес, дети в полном восторге

Итог посещения усадьбы Салтыковых-Чертковых следующий. Радует, что старинное здание живет активной жизнью и там проводятся выставки такого уровня. Посещение усадьбы и выставок позволяет лучше узнать историю Москвы и страны и ближе познакомиться с культурными ценностями мирового масштаба.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Усадьба Черткова

Мясницкая улица, 7 Подробнее об объекте