Странное место № 1

Есть места, которые вызывают восторг. Восхищение, изумление, желание посещать их снова и снова – в общем, приятные и положительные эмоции. А есть места, которые вызывают недоумение, отторжение, неприятие – эмоции со знаком минус. Одним из таких мест в Риме для меня стала церковь Сан Пьетро ин Винколи. Церковь уважаемая, входящая в семь паломнических церквей Рима – потому что в ней хранятся вериги апостола Петра. Но честно говоря церковь производит настолько странное впечатление, что об этом аспекте ее существования как-то не задумываешься вообще. Уложив и сопоставив в голове визуальный ряд и имеющуюся у меня информацию, я пришла к выводу, что возникшие у меня ассоциации можно обозначить только одним словом – могила. Жутко звучит? Пожалуй, да…. Предлагаю вам разобраться во всем самим.

2
Странное место № 1
1
Странное место № 1
1
Странное место № 1
2
Странное место № 1

Невзрачная церковь Сан Пьетро ин Винколи, пожалуй, не была бы так знаменита, если б ей не достался – честно говоря, не знаю, за какие заслуги, информации, почему была выбрана именно эта церковь, мне найти не удалось – весьма ощутимый кусок пирога под названием Высокое Возрождение, а именно – знаменитая гробница папы Юлия II со скульптурой Моисея работы Микеланджело. Более странного и несуразного соседства сложно себе вообразить. Для начала оцените общий вид и интерьер церкви, а особенно – вот эти чудесные трещины и потеки в бетонном потолке над апсидой. Наверное, как говорили героиня Веры Алентовой в чудесном фильме «Ширли Мырли» - «Вы слишком много кушать… В смысле – зажрались!» А иначе я не знаю, как объяснить, что шедевр Микеланджело находится в таком месте, да еще и посреди потрескавшихся бетонных стен…. Огромная сверкающая гробница из отменного каррарского мрамора выглядит тут так, как, наверное, выглядят декорации из Ла Скала, выставленные в ожидании непойми чего в коридоры какого-нибудь обшарпанного провинциального театра. Роскошным мраморным объемам гробницы больше бы подошел интерьер Сан Пьетро или - на худой конец – Латерана. А ведь так оно и должно было быть изначально.

2
Странное место № 1

Молодой Микеланджело после изваяния «Пьеты» проснулся знаменитым. Причем настолько, что тут же заинтересовал первое лицо государства – папу римского Юлия II, у которого уже созрела идея увековечения себя любимого с помощью гения Микеланджело. Причем идея эта носила поистине колоссальный размах и предназначалась, разумеется, для собора Сан Пьетро – чью реконструкцию задумал папа. Огромной (6 на 9 метров) мраморной гробнице надлежало занять место в центре нового храма. По периметру гробница должна была быть украшена 40 статуями выше человеческого роста – папа не мелочился. Микеланджело с воодушевлением принялся за проект, но дальше заготовки мрамора дело не пошло. Искусство хоть и относится к высоким материям – но страсти вокруг него кипят вполне низменные. Не знаю, правда это или нет – но ходят слухи, что Браманте, руководивший реконструкцией собора Святого Петра, по наущение Рафаэля, начал капать папе на мозг – мол, нехорошо, сиятельный папа, строить себе гробницу при жизни… Плохая примета-с… Вы уж лучше потратьте денежки на сам собор, вот это дело стопроцентно богоугодное… И Юлий, наслушавшись доброжелателей, к идее с гробницей совершенно охладел. Для Микеланджело, разумеется, это был удар – тем паче что проект обещал быть действительно грандиозным. Разобидевшись на папу, он уехал обратно во Флоренцию – но Юлий бы не был Юлием, если б спустил ему это просто так. Микеланджело снова был вызван в Рим – для росписей потолка Сикстинской капеллы. И несмотря на то, что идея с гробницей, казалось бы, была совершенно похоронена – в своем завещании папа Юлий, почивший в бозе в 1513 году, велел все-таки осуществить этот проект. Правда, воплощать этот проект в его первоначальных масштабах в планы наследников не входило – их задачей было максимально удешевить строительство гробницы. Поэтому в течение 29 лет, с 1513 по 1542, было составлено 6 договоров на строительство, и каждый новый договор все упрощал и упрощал проект. Можно вообразить себе отчаяние Микеланджело, на глазах и руками которого наследники безжалостно кромсали и уродовали изначально грандиозный замысел…. Так что неудивительно, что работу над этой гробницей сам  Микеланджело считал своей личной трагедией. Наверное, в этом контексте и место, и обрамление гробницы подходит как нельзя лучше… Апефеозом же бессмысленности стало то, что так мучительно выстраданная гробница так и не пригодилась по своему прямому назначению – Юлий II был изначально захоронен в Сан Пьетро, но и даже после окончания строительства гробницы так и не был перезахоронен в ней.

3
Странное место № 1
2
Странное место № 1

Но давайте все-таки немного отрешимся от трагедии создания гробницы – ведь как бы оно ни было, но Микеланджело опять оставил нам гениальное произведение искусства. И история опять все расставила по своим местам – да какая разница, чья это гробница??? Это же Моисей Микеланджело!!! Я немало позабавилась, узнав, что отец современного психоанализа Зигмунд Фрейд был настолько поражен Моисеем, что ходил сюда ежедневно, как на работу, пытаясь разгадать, что же хотел сказать гений… и даже целую статью написал по этому поводу. Может быть, подумаете вы, это у него от всех этих фрейдистских штучек произошло легкое помешательство рассудка? Как бы не так!!! Фрейд, оказывается, тут был совсем не одинок – много ученых мужей ломало зубы о моисеевский мрамор и копья – полемизируя между собой. Нет, вы представляете себе масштаб проблемы, занимавшей умы людей??? :) Не поленитесь, найдите эту статью (она так и называется – «Моисей Микеланджело») - весьма любопытное чтение! Фрейд осуществил сопоставительный анализ большого количества работ историков искусства и философов, посвященных Моисею – что означает поза, мимика и жесты библейского героя, какой именно посыл человечеству тут зашифровал Микеланджело. Мнения очень различны, так что я воздержусь от того, чтоб озвучивать тут какую-либо точку зрения, кому интересно – сам почитает и сделает выводы. Но наверное старик был собою страшно горд – надо же, какую он устроил заварушку :)

1
Странное место № 1

Что характерно – всех этих исследователей занимает  поза Моисея, его внутренняя динамика и движения его рук, являющие собой иллюстрацию эмоций в тот момент жизни героя, спустившегося с горы с божественным откровением и заставшего свой народ поклоняющимся золотому тельцу. Они ни полсловом не обмолвились о том, что сейчас занимает большинство обсуждающих эту скульптуру на просторах интернета – рожки на голове у Моисея. Информации на эту тему в интернете масса, кратко озвучу две основные версии. Первая – самая распространенная – о неправильном переводе с иврита слова «каран», которое означает и луч, и рог. В правильной версии Моисей, конечно же, должен изображаться с лучами исходящей от него божественной мудрости. Но я не думаю, что Микеланджело, будучи образованнейшим человеком своего времени, не знал об этих «трудностях перевода». Так что мне ближе вторая версия, уходящая корнями в древнеегипетскую мифологию. В Древнем Египте рога на голове говорили о принадлежности их обитателя к божественному роду Осириса. Поэтому традицию изображать себя с рогами перенял Александр Македонский, который, как известно, был свято уверен в своем божественном происхождении, и фараоны из династии Птолемеев. И где Моисей 40 лет водил евреев и получил-таки божественное откровение? Правильно. В Египте.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Базилика святого Петра в веригах

Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a, 00184 Roma, Италия Подробнее об объекте