124 туриста уже
были в этом месте

Площадь Навона (Piazza Navona)

  106 голосов на Туристер.Ру 7 июня 2023
Площадь Навона (Piazza Navona)
14
фото
Стоимость билета
Посещение площади бесплатное в любое время
Адрес площади Навона
Piazza Navona, 00186 Roma RM, Italy смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 63%
Очень хорошо 28%
Неплохо 7%
Плохо 1%
Ужасно 0%

Площадь Навона (по итальянски произносится «Пьяцца Навона») — одна из самых красивых, больших по площади и насыщенных достопримечательностями площадей Рима. Расположена в самом сердце города, рядом с Пантеоном и недалеко от Замка Святого Ангела.

Площадь имеет форму вытянутого с юга на север прямоугольника, на ней находятся дворцы, церкви, фонтаны, а также интереснейшие археологические объекты. Площадь Навона является любимым туристическим местом Рима, ее посещение можно отнести к разряду «must visit».

Церковь Святой Агнессы и фрагмент фонтана Четырех рек
 
Церковь Святой Агнессы, фрагмент фонтана Четырех рек, © wim hoppenbrouwers

В античные времена на этом месте располагался стадион, в средние века площадь была известна как место ярмарок, карнавалов, шумных гуляний и спортивных мероприятий. С начала XV века до середины XIХ века на площади находился городской рынок. Тот облик в стиле барокко, который имеет Навона сегодня, площадь получила в XVII веке.

Фонтаны на площади Навона

Сегодня на площади находятся три фонтана:

Фонтан Мавра находится на юге площади. Построенный скульптором Джакомо делла Порта в 1576 году, первоначально был украшен четырьмя каменными тритонами. При масштабной реконструкции площади, в конце XVII века скульптором Джан Лоренцо Бернини была установлена фигура Мавра, остальные же фигуры относятся к XIX веку.

Площадь Навона (Piazza Navona)
 

Фонтан Нептуна расположен в северной части площади. Был установлен в виде каменной ванной без скульптур на площади Навона в 1574 году Джакомо делла Порта. Мощная фигура морского бога Нептуна, разящего трезубцем осьминога, относится к XIX веку, автор скульптуры — итальянский зодчий Антонио делла Битта.

Фонтан Нептуна
 
Фонтан Нептуна, © bajanax

Центральный фонтан площади — Фонтан четырех рек работы Бернини, его строительство продолжалось с 1647 по 1651 года, представляет собой египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам, Лаццаро Морелли. Обелиск посередине фонтана высотой 16,5 метров был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу императора Домициана в I веке н. э. и привезен в Рим для украшения арены цирка Максенция на Аппиевой дороге. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, когда папа Иннокентий X приказал перенести его на площадь Навона. Вершину обелиска украшает металлический голубь с веткой оливы — гербовой знак семьи Памфили.

Фонтан Четырех Рек
 
Фонтан Четырех Рек, © Екатерина

История и архитектура

Стадион, на месте которого сегодня находится площадь Навона, был построен Юлием Цезарем, а затем перестроен императором Домицианом в I  в. до н. э. Сооружение производило впечатление своими размерами — 275 на 106 метров, а также вместимостью — почти 15 тысяч человек одновременно могли следить за соревнованиями с его трибун. Внутри стадион был богато украшен произведениями искусства. С внешней стороны — оформлен арками из травертина, в них располагались лавки ремесленников, торговцев, а также различные увеселительные заведения.

Площадь Навона (Piazza Navona)
 

Агоны (по-гречески «состязания») по бегу, метанию диска, кулачные бои проводились на стадионе до IV века. От греческого слова «агона» и произошло название площади, позднее ставшее звучать в итальянском как «Navona». Многие из зданий, окружающие сегодня площадь, построены на фундаменте и из камней античного стадиона. Если посмотреть на площадь Навона с высоты птичьего полета, то можно отчетливо увидеть, что ее контуры повторяют очертания стадиона, закругленного с одной стороны. После распада Римской империи стадион пришел в упадок, соревнования на нем не проводились, сам по себе он постепенно ветшал и разрушался. Постепенно части стадиона становились деталями нового ансамбля — ансамбля площади.

Площадь Навона (Piazza Navona)
 

В Средние века пьяцца Навона являлась излюбленным местом горожан, где проводились ярмарки, праздники, религиозные шествия, народные гуляния, турниры. В августе 1477 года сюда был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года. В этот период на площади появляются первые дворцы — Палаццо Торрес Ланчелотти (1552 год), Палаццо де Купис (1450 — 1520 гг.), палаццо Орсини (1516 год, не сохранился до наших дней), первые фонтаны — Мавра и Нептуна, построенные по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально они представляли собой каменные ванные и сегодняшний вид обрели только в XIX веке.

Площадь Навона (Piazza Navona)
 

История современного облика площади начинается в 1644 году, когда знатный римлянин Джованни Батиста Памфили, ставший папой Иннокентием Х, решил превратить три дома на площади Навона, принадлежавшие его семье еще с 1470 года, в единый дворец — палаццо Памфили. В это время начинается глобальная перестройка площади в стиле барокко, К этому периоду относится строительство величественного фонтана на площади — фонтана Четырех рек с установкой Обелиска (1647—1651 гг.), переустройство архитектором Джан Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) фонтана Мавра, реконструкция церкви Святой Агнессы (1652 год) известным зодчим Франческо Борромини (1599–1667).

В конце XVIII века на месте разрушенного палаццо Орсини на площади возвели Палаццо Браски, его строительство продлилось с 1792 по 1811 гг.

Фонтан Мавра
 

Площадь Навона сегодня

В наши дни площадь Навона — одна из самых известных городских площадей, является центром жизни города. Уличные художники и музыканты, туристы и местные жители, уютные кафе и рестораны — посещение площади Навона погружает в неповторимую атмосферу «бурлящей» жизни современного Рима. Архитектурный ансамбль площади — настоящее произведение искусства — привлекает своей торжественностью и великолепием. Действительно, концентрация достопримечательностей на площади Навона просто поражает воображение туристов.

Площадь Навона (Piazza Navona): экскурсии и туры

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Церкви

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, церковь Святой Агнессы, расположенная на западе, является архитектурной доминантой площади Навона. Строительство этого величественное сооружения было начато в 1652 году по приказу папы Иннокентия X архитектором Джироламо Райнальди и его сыном Карло, но через год работы возглавил архитектор Франческо Борромини.

Церковь Святой Агнессы
 
Церковь Святой Агнессы, © Светлана Федосова

Церковь строилась на месте самой первой церкви Святой Агнессы и на развалинах стадиона. От первоначальных построек практически ничего не осталось. Освящение новой церкви состоялось в 1672 году.

Церковь Святой Агнессы, внутреннее убранство
 
Церковь Святой Агнессы. Внутренне убранство, © Panwest Dell

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре находится на северной стороне площади, напротив палаццо Памфили. Базилика является дним из самых древних зданий на площади, дошедших до наших дней. Построенная в XII веке на руинах стадиона, сегодня она впечатляет своим внешним видом — торжественным, аскетичным и подлинно древним.

Базилика Санта-Мария-Дель-Сакро-Куоре
 
Базилика Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, © Torben Mauch

Дворцы

Палаццо Памфили — величественный дворец в южной части площади, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Архитектором палаццо стал Джироламо Райнальди, внутренняя отделка выполнялась под руководством Франческо Борромини. Палаццо Памфили состоит из 23 залов и просторной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками художником Пьетро да Кортона. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.

Палаццо Браски — дворец, построенный архитектором Козимо Морелли для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини. Окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году. После Второй мировой войны до 1949 во дворце проживали эвакуированные семьи. С 1952 года во дворце находится музей Рима. В нем расположена экспозиция, посвященная средневековой и современной истории и жизни Вечного города: фотографии, рисунки, скульптуры, мебель, фрески и мозаики, книги, керамика, предметы быта, одежда и гобелены.

Палаццо Браски
 
Палаццо Браски, © Francesco Campanini

На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э.) — одна из знаменитых римский говорящих статуй. Она была найдена при строительных работах в 1501 году. На её подножие в XVI веке наклеивались листовки, в которых простые римляне выражали свое отношение к официальной власти. Сочетание названия статуи и критической направленности текстов породило в языке новое слово — «пасквиль».

Статуя Пасквино
 
Статуя Пасквино, © Gianmaria Meroni

Также на площади находятся Палаццо Торрес Ланчелотти, построенный в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно и Палаццо де Купис (1450—1520 гг.)

Руины стадиона

Частично руины древней арены видны на площади, в ее северной части. Но далеко не каждый турист догадывается, что остатки древней арены находятся прямо под его ногами. Развалины древнего стадиона Домициана — обширный археологический комплекс, расположенный на пятиметровой глубине прямо под площадью Навона. Его руины сохранились в разных местах на уровне подвалов современных строений площади. Вход в музей стадиона осуществляется с улицы Via di Tor Sanguigna, 3. Эта достопримечательность относится к разряду самых необычных в Риме, посетить ее стоит непременно.

Руины стадиона под площадью Навона
 
Руины античного стадиона под площадью Навона, © Stadio di Domiziano — Piazza Navona Underground

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что организация свадьбы в Италии не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Купить билет на посещение стадиона Домициана с аудиогидом на 7 языках:

Как добраться

Площадь Навона находится в сердце Рима, в самом его центре, поэтому наилучшим выбором будет включить ее посещение в пешеходную экскурсию по городу, совместив с достопримечательностями, находящимися рядом, например, Пантеоном или Замком Святого Ангела.

Стоит заметить, что площадь находится довольно далеко от станций метро, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта — Senato или Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № № 30,70, 81, 87, 130 °F, 492, 628, а также ночные маршруты N6 и N7.

Координаты Площади Навона для навигатора: 41°53’55.5"N 12°28’23.2"E

От станции метро линии А, Barberini возможно доехать автобусе № 492.

От станции метро линии А, Termini — на автобусе № 70.

От станции метро линии В, Colosseo — на автобусе № 87.

Также можно воспользоваться службами такси — Uber, Kiwitaxi.

Площадь Навона на панораме Google maps

Площадь Навона на видео

Нашли неточность? Сообщите нам.
Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Риме

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Транспорт
Магазины и рынки

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии