1 турист уже
был в этом месте

Глиптотека в Мюнхене

Музеи 13 октября 2021
Режим работы
Вт., чт. - вс.: с 10:00 до 17:00; ср. - с 10:00 до 20:00.
Понедельник - выходной.
Стоимость билета
Комплексный билет Глиптотеку и Государственное античное собрание: полный - 6 €, льготный - 4 €. В воскресенье - по 1 € для каждого музея. Лицам до 18 лет - бесплатно. Годовой абонемент - 20 € полный, 15 € льготный.
Телефон
+49 (0) 89/28 92 75 02
Официальный сайт Глиптотеки в Мюнхене
http://www.antike-am-koenigsplatz.mwn.de
Адрес Мюнхенской глиптотеки
Königsplatz, 3смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 55%
Очень хорошо 31%
Неплохо 10%
Плохо 2%
Ужасно 2%

Глиптотека в Мюнхене является одним из самых известных музеев Германии и старейшим публичным музеем города. Он считается единственным в мире, посвященным исключительно древней скульптуре. Глиптотека имеет много уникальных преимуществ, однако ни одно из них не сможет передать эстетического, художественного и культурно-исторического наслаждения от посещения этого уникального музея.

Слово «глиптотека» придумал библиотекарь короля Баварии Людвига I, соединив древнегреческие «glyphein» (вырезать), «glypto» (скульптура) и «theke» (хранилище, вместилище). Оно полностью соответствует внутреннему содержанию музея.

Здание Глиптотеки в Мюнхене

Строение в неоклассическом стиле было возведено у северной границы Кёнигсплаца в период 1816–30 гг. по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце. Заказчиком выступил кронпринц Людвиг, будущий король Баварии.

Здание Глиптотеки
 
Здание Глиптотеки, © Berthold Werner

Внешне здание напоминает архитектуру античных храмов. Его главный фасад украшен портиком с двенадцатью колоннами ионического ордера. Над ним возвышается фронтон с группой скульптур работы Иоганна Мартина фон Вагнера, в центре которого установлена фигура древнегреческой богини Афины — покровительницы искусств, мастерства и изобретательности. В нишах на центральном и боковых фасадах установлено 18 фигур, среди которых — мифические божества, исторические личности, представители искусства эпохи Возрождения и современники Глиптотеки.

Экспозиционные залы, расположенные по контуру здания, окружают внутренний двор. В свое время они были богато украшены мраморными полами, лепкой, росписями в помпейском стиле и фресками Петера Корнелиуса с изображением древнегреческих богов, что вполне соответствовало понятиям об античной эпохе. Во время бомбежек Второй мировой войны здание музея пострадало, в результате чего был безвозвратно утерян декор, и разрушен Ассирийский зал, находившийся во внутреннем дворе с 1864 года. Коллекцию удалось сохранить, так как экспонаты успели вывезти в загородные монастыри.

Диомед
 
Диомед, © Vassil

Работы по восстановлению Глиптотеки проводились с 1960-х до 1972 года. Тогда было решено принять во внимание начальную концепцию Мартина фон Вагнера — оставить в залах максимально простое, ненавязчивое оформление, подчеркнув, тем самым, древние «произведения выдающейся красоты». Последний ремонт в Глиптотеке осуществлялся в 2018–21 гг.

Залы Мюнхенской глиптотеки

Предметы древнего искусства выставлены в окружении оштукатуренных стен и потолочных сводов музейных залов, напоминающих пространства римских общественных бань. Дневной свет проникает в помещения сквозь огромные оконные проемы, обращенные во внутренний двор. Особенно эффектно мраморные фигуры смотрятся в солнечные дни. В такой впечатляющей атмосфере они вряд ли могли оказаться в святилищах или на рыночных площадях древних городов.

Портретные скульптуры древнеримского периода в XI зале
 
Портретные скульптуры древнеримского периода в XI зале, © Simone «Taxiguerrilla» Lippolis

Глиптотека разделена на 13 залов, имеющих в плане разные формы — круглые, прямоугольные, квадратные. Их нумерация идет по часовой стрелке, начиная слева от вестибюля за центральным входом. Некоторые названия соответствуют главным произведениям, установленным в том или ином помещении. Например, II зал носит имя Фавна, III — Диомеда, V — Эйрены, X — Александра (Македонского), XII — Аполлона. В VIII зале располагается кафе, в самом большом, XI зале, выставлены древнеримские портретные скульптуры.

Богиня мира Эйрена
 
Богиня мира Эйрена, © Marcus Cyron

Режим работы и билеты

Мюнхенскую глипотеку можно посетить ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. В среду часы работы продлены до 20:00.

Стоимость комплексных билетов в Глиптотеку и Государственное античное собрание:

  • полный — 6 евро;
  • льготный — 4 евро;
  • годовой абонемент — 20 евро (полный) и 15 евро (льготный).

В воскресенье посещение каждого музея для взрослых — по 1 евро, для лиц до 18 лет — бесплатно.

Льготы доступны студентам, посетителям 65+ и людям с тяжелой формой инвалидности. С полной информацией на немецком языке можно ознакомиться здесь.

Панорама зала Глиптотеки в Мюнхене на google.maps

Коллекции

Бо́льшая часть произведений греческого и римского мрамора, выставленная в Глиптотеке, была приобретена Людвигом I, которого во время путешествия по Италии в 1804–05 гг. очаровало античное искусство. Еще будучи наследным принцем, он собрал впечатляющую коллекцию предметов старины, которую приобретал за личные средства. В выборе достойных экспонатов ему помогал немецкий скульптор, историк и коллекционер Иоганн Мартин фон Вагнер, назначенный уполномоченным по покупке произведений искусства для коллекции.

Несколько значительных работ были добавлены в собрание Глиптотеки позже, когда Людвиг I стал королем Баварии (1825–48 гг.). Некоторые закупки делались им в течение следующих двадцати лет, уже после отречения от короны в пользу сына Максимилиана II. Лишь немногие скульптуры относятся к более ранней коллекции курфюрстов Виттельсбахов, хранившейся ранее в Зале древностей (Антиквариуме) их Мюнхенской резиденции. Начиная с 1868 года и по сегодняшний день, поступления в Глиптотеку были небольшими, но регулярными.

Экспонаты Глиптотеки
 
Экспонаты Глиптотеки, © Richard Mayer

Коллекция Мюнхенской глиптотеки, состоящая из скульптур, барельефов и мозаик, систематизирована по 4 временным периодам:

  • архаический — относится к 700–490 гг. до н. э. Главные скульптуры — «Мюнхенский Курос», эгинеты с острова Эгина, Аполлон Тенейский;
  • классический — охватывает 490–323 гг. до н. э. Основные экспонаты — «Медуза Ронданини» и «Александр Ронданини», статуи Диомеда, Эйрены, Илионея, изображение Гомера, надгробие Мнесарет;
  • эллинистический — включает 356/326–30 гг. до н. э. Важные произведения — «Фавн Барберини», а также «Пьяная старуха» и «Мальчик с гусем», являющиеся римскими копиями греческих оригиналов;
  • римский — содержит работы, выполненные до н. э. и приблизительно до 400-х гг. Самые известные — портретные изображения Септимия Севера, императоров Августа и Нерона, консула и военачальника Суллы, Юлии Домны, полководца Гая Мария и др.
Александр Ронданини
 
Александр Ронданини, © Miguel Hermoso Cuesta

Коллекцию Мюнхенской глиптотеки дополняют экспонаты Государственного античного собрания, расположенного в южной части Кёнигсплац, слепки со знаменитых древнегреческих и древнеримских статуй в Музее копий на восточной стороне той же площади, а также небольшая коллекция привезенных из Египта греко-римских скульптур, размещенная в находящемся неподалеку Музее египетского искусства.

В числе нескольких объектов Глиптотека входит в музейный квартал Мюнхена, называемый Ареал искусств (Кунстареал).

Главные шедевры

Коллекциями произведений искусства и музейными зданиями, среди которых Глиптотека занимала первое место, Людвиг I мечтал превратить Мюнхен в центр искусства и создать Новые Афины на Изаре. С самого начала его целью было приобретение произведений выдающейся красоты, даже если за них приходилось платить слишком дорого. На сегодняшний день художественное наследие Мюнхенской глиптотеки не имеет себе равных.

Фигуры с фронтона храма Афайи с троянским воином на переднем плане
 
Фигуры с фронтона храма Афайи с троянским воином на переднем плане, © Vassil

Среди всего этого богатства экспонатов есть несколько произведений древнего искусства, занимающих особое место:

  • скульптура Фавна Барберини (ок. 200 г. до н. э.);
  • эгинеты — архаические фигуры с фронтонов храма Афайи с греческого острова Эгина (ок. 500 г. до н. э.);
  • скульптурный портрет Александра Македонского работы греческого скульптора Лиссипа (IV  в. до н. э.) — один из шедевров эллинистического портретного искусства, широко известный благодаря многочисленным копиям;
  • части барельефного фриза с Алтаря Домиция Агенобарба — найдены в XVII веке на месте древнего храма Нептуна на Марсовом поле в Риме (конец II  в. до н. э.);
  • римская копия с греческого оригинала Пьяной старухи (III  в. до н. э.) — с 1700 года находилась во владении кардинала Пьетро Оттобони, который в 1714 году подарил статую казначею Священной Римской империи, курфюрсту Иоганну Вильгельму из рода Виттельсбахов.
Пьяная старуха
 
Пьяная старуха, © Marcus Cyron

Пьяный сатир или Фавн Барберини

Всемирно известная мраморная скульптура, считающаяся чуть ли не самым важным и знаменитым экспонатом Глиптотеки, была создана неизвестным мастером с бронзового эллинистического оригинала III века. Пьяного сатира обнаружили в первой половине XVII ст. во рву, окружавшем римский замок Святого Ангела. Предполагается, что скульптура вместе с другими древними статуями была сброшена со стен защитниками мавзолея Адриана, которые пытались противостоять готам, осадившим Вечный город в 537 году. Сильно поврежденная фигура, изображающая фривольно развалившегося спящего Фавна (древнейшее национальное божество Италии), после находки попала в частную коллекцию папы Урбана VIII, выходца из знатной семьи Барберини.

Пьяный сатир или Фавн Барберини
 
Пьяный сатир или Фавн Барберини, © Daderot

Скульптуру отреставрировали и установили в римский дворец Барберини, где она находилась до 1799 года, когда разразился скандал по поводу незаконного приобретения статуи реставратором Винченцо Пачетти. Конфликт перерос в шумный судебный процесс, за которым последовало решение о запрете на вывоз Пьяного сатира из Италии. Тем не менее, произведение искусства было продано будущему королю Баварии Людвигу I и, в конце концов, оказалось в отдельном зале Мюнхенской глиптотеки.

Кафе

Особой достопримечательностью Глиптотеки является музейное кафе, расположенное во внутреннем дворе и в зале VIII. Здесь можно насладиться лучшим в Мюнхене итальянским кофе и попробовать знаменитое баварское вино из Франконии.

Однодневный билет в кафе стоит 1 евро, годовой абонемент — 2,50 евро.

Внутренний двор и кафе на панораме google.maps

Как добраться до Глиптотеки в Мюнхене

Кёнигсплац находится в самом центре Мюнхена, недалеко от центрального железнодорожного вокзала. Сюда можно легко добраться на общественном транспорте. До остановки «Königsplatz» следуют автобусы № 68 и 100. На одноименной станции метро сходятся линии U2 и U8. На «Karolinenplatz» останавливаются трамваи № 19, 20, 27 и 28.

На прилегающих к площади улицах есть платные парковки. Вызвать такси в Мюнхене можно, воспользовавшись популярными приложениями Bolt, Uber, Taxi Deutschland, Taxi.eu и др.

Видео о Глиптотеке и Государственном античном собрании в Мюнхене

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывы туристов

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Мюнхена

Куда сходить и что посмотреть в Мюнхене

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Транспорт
Магазины и рынки
Оздоровительный отдых

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии