Военно-исторический музей Йемена расположен в столице страны в городе Сана. У входа выставлены различные пушки,
Военно-исторический музей Йемена расположен в столице страны в городе Сана. У входа выставлены различные пушки,
одна торпеда и лёгкий танк.
Скажу сразу, мы даже не ожидали, что в Сане может быть столь интересный музей. Экспонатов много, они поражают разнообразием, и очень странно, что за полтора часа экскурсии мы были с женой единственными посетителями.
Покупаем билеты и через большие массивные ворота заходим внутрь, где посетителей встречают манекены в форме солдат армий Северного и Южного Йемена. Военнослужащий из Адена во времена британской оккупации носил гимнастёрку с коротким рукавом и некую материю в виде юбки, которую скреплял на поясе патронташ.
Северяне времён имама Яхья 1912—1948 гг. и времён короля Ахмеда (далее до 1962 г.) почти ничем друг от друга не отличались — длинное белое арабское платье, патронташ, на поясе джамбия. Голову тех и других покрывал национальный головной убор в форме свёрнутого платка.
Напротив три солдата армии Йемена после провозглашения независимости. В такую форму были одеты северяне в 60х годах прошлого века, воевавшие в аравийских песках с роялистами и саудитами.
Если у нас в музеях смотрителями работают бабушки-пенсионерки, то здесь несут службу офицеры йеменской армии, причём у входа они стоят с автоматами, ибо музей — это воинская часть.
На одном стенде можно видеть фотографию, где бывший президент Салех разрезая зелёную ленточку, открывает музей. Ленточка и ножницы лежат теперь рядом на подносе.
На следующем стенде форма, фотография и награды полковника — первого директора музея.
Проходим в зал сабейской и маинской культуры. Древнейшими государствами на территории Йемена были Катабан, Хадрамаут, Маин, Сабейское и Химьяритское царства. В 10 веке до н. э. царицей Сабы (отсюда — «царица Савская»), путешествие которой к израильско-иудейскому царю Соломону описывается в Библии и в Коране, была легендарная Билкис. На территории современного города Мариб археологи обнаружили храм Луны, постройку которого связывают с её именем.
В IV в. весь Йемен был объединён химьяритами. В конце того же века химьяритские цари приняли иудаизм в качестве государственной религии. Слово «Эль-ЙАман» (Правая сторона) можно объяснить местоположением относительно Мекки (если встать лицом к востоку, то Йемен окажется справа).
С середины 20 ого века на территории Южной Аравии стали работать различные группы археологов, отчего уснувшая на две тысячи лет мёртвым сном южноаравийская история вышла на свет божий подобно воскресшему Лазарю.
Учёные нашли древних идолов, ритуальные маски, фрески, элементы декора храмов,
каменные фрагменты текстов. Самое главное — была разгадана южноаравийская письменность. Даже сейчас в музее реальным холодом веет от камней, на которых совершались жертвоприношения.
Глядя на желобок для стока крови, невольно представляются жуткие картины.
Один из бывших богов найден с отбитыми руками — наверно арабы, принимавшие ислам, боялись его мести.
Во времена язычества некоторые фигурки наоборот богам дарились.
Чем больше я изучаю историю Аравии, тем менее понятной она мне кажется. Например, у йеменских и у оманских арабов на вооружении были длинные мечи и совсем маленькие круглые щиты, которые никак не могли закрыть воина ни от удара мечом, ни от стрелы.
В музее установлена копия камнемётной машины, с помощью которой разрушались стены крепостей.
Когда Мухаммед в 622 г. перебрался в Медину, курайшиты через пять лет решили напасть на мусульман. Считается, что вырыть ров вокруг города пророку посоветовал перс Салман Фарсий. В сражении в долине Бард правильно построить оборону возле источников Мухаммеду тоже подсказал один из его воинов, причём он даже вступил в спор с Пророком.
До этого правоверные почти пять лет воевали, нападая на различные караваны, но, как можно из этого понять, какого-либо представления о стратегии у них не было. И это выглядит странно, ведь сторонники Пророка сами ходили с караванами в разные страны, нанимались в персидскую и римскую армию?
Кстати, войско Пророка росло в геометрической прогрессии — в 623 г. у Мухаммеда было всего 160–200 воинов, а через 5 лет 3000. В Йемене недалеко от Мариба находится крепость Баракиш (древний Йассилл). Толстые семнадцатиметровые стены этой цитадели впечатляют, а в горной части страны любая деревушка даже в наше время является неприступной.
Можно смело сказать — первые мусульмане воевать не умели. Позже вторгаясь в различные регионы они, конечно, получили боевой опыт. Но как и почему ещё до падения Мекки (630 г.) царства и государства Аравии стали резко принимать ислам? В Омане, например, это случилось уже в 628 г. Неужели все дружно испугались пусть и большой, но в тоже время непонятной армии?
Наверно здесь побеждала не сила, а именно идея. В любом случае, макет камнемётной машины в музее выглядит сомнительно, ибо Йемен никогда ни на кого не нападал, и всё больше оборонялся. В 1174—1175 гг. Йемен захватил брат знаменитого египетского полководца Салах-ад-Дина. Муаззам Туран-Шах бен Айюб пришёл по приказу своего брата, дабы покарать в Йемене исмаилитов. Салах-ад-Дин воевал с крестоносцами и хотел подготовить себе Йемен в качестве надёжного тыла.
Вот именно в этом походе и были применены камнемётные машины, правда, это сделали не йеменцы, а египтяне. В первой четверти 16 века Йемен захватили египетские мамлюки. Сразу после них в 1517 г. опасаясь вторжения португальцев, сюда пришли турки-османы.
Получилось любопытно! Турецкий флот подошёл к Адену. Османы попросили местного правителя подняться на борт корабля, поприветствовать единоверцев. Султан хитрость не распознал, и был сразу на борту фрегата казнён, и турки далее, не встречая сопротивления, спокойно дошли из Адена до Саны. Так Йемен вошёл в состав Османской империи.
Один из турецких султанов даже умер, находясь в Йемене. Освободительная война против турок началась в 1635 г. и окончилась в 1635 — именно в этот год турки полностью покинули Йемен. В 1724 г. султан Лахджа провозгласил свою независимость, положив, таким образом, начало обособлению Южного Йемена. В начале 19 века на страну напали ваххабиты. На помощь пришли египтяне и управляли Йеменом до 1840 г.
После захвата Адена в 1839 г. на южную Аравию начало распространяться влияние Лондона. Турция тоже не хотела оставаться в стороне и в 1872 г. объявила северный Йемен вилайетом. В 1904 г. имам Яхья поднял восстание, которое продлилось до 1911 г., но независимость Северный Йемен получил лишь в 1918 г.
Стремясь укрепиться, британцы вторглись в Северный Йемен. Оккупировав Ходейду, они спровоцировали войну племён. В музее можно видеть пулемёты,
снаряды от пушки, огнестрельное оружие, медали, которыми англичане награждали воевавших за них арабов.
И, самое главное — красное знамя с белой саблей и пятью звёздами.
Именно с ним воевал против британцев имам Яхья. Получив власть, имам провозгласил себя королём, объявив сына Ахмеда наследником престола. В 1927 г. губернатор Ходейды передал через индийского журналиста советскому консулу в Джиде письмо от короля Яхья с предложением установить между странами торговые отношения, что вскоре и было сделано сроком на 10 лет. Знаком уважения к Йемену стала направленная сюда в 1929 г. киноэкспедиция.
4 декабря 1938 г. король Яхья обратился к руководству СССР с письмом о продлении срока действия договора о дружбе и торговле от 1928 г. М. М. Литвинов ответным письмом предложение принял. На некоторых стендах чёрно-белые фотографии. На одной из них марширует армия имама, на другой его воины идут цепью в атаку, поднимаясь в пустыне на бархан, на третьей наоборот держат оборону в окопах. Имам Яхья фигура противоречивая, но считается, что для Йемена он сделал много.
Правда, весной 1934 г. имам вступил в войну с саудитами, проиграл её и потерял часть территории.
Причиной войны послужил пограничный конфликт. В одном из залов музея снайперские винтовки, лёгкие пулемёты, револьверы, ножи и карабины,
фигура бедуина-оружейника,
но самое любопытное — трубы, тарелки и барабаны, под музыку которых ходили в атаку войны имама (возле этого стенда невольно вспоминается кинохроника и фильмы времён Гражданской войны).
Армия имама хоть и не имела нормальной обуви, воюя в сандалиях, а порой и босиком, но всевозможные станки для производства патронов в Сане имелись. Как тут не вспомнить знакомое — Всё для фронта, всё для победы!
Во Второй мировой войне Северный Йемен соблюдал нейтралитет, но в стране лишённой поставок из-за границы, начался голод и эпидемии.
После решающих побед сил антигитлеровской коалиции из Северного Йемена были высланы граждане Германии и Италии. Заметим, что в Южном Йемене ситуация была лучше, так как он находился под контролем англичан.
20 век брал своё, поэтому жизнь и мировоззрение людей менялись. На фоне голода и бедности интерес к религии терялся, проповеди имама уже воспринимались не как раньше. Ярых фанатиков, готовых умереть по его приказу, становилось всё меньше и меньше. В стране появилась революционная организация, поставившая целью свержение короля. За имамом развернулась настоящая охота. Не щадил своих противников и сам имам.
В музей перенесён минбар (деревянный помост, поднимаясь на который по пятницам в главной мечети города проповедовал имам).
Есть и стенд, где вывешены фотографии казней. Туловище человека снизу зажато, а какой-то безбожный механизм (наверно по приказу имама и во имя Бога) тащит его голову вверх, отчего у несчастного шея вытянута на 50–60 см, глаза закатились и готовы вот-вот выскочить из орбит, и на лице застыл ужас.
Отрубание головы, расстрелы, висельники, сцены пыток — фотографии производят жуткое впечатление. На одном из снимков смерть шахида или казнь предателя (кому как нравится).
На переднем плане один солдат убивает другого ножом. Последний, уже получив удар, вот-вот рухнет на землю, а сзади собралась толпа, дабы видеть казнь. Здесь же в музее есть картина, которую какой-то йеменский художник нарисовал по мотиву данной фотографии. Революционеры своего добились — 17.02.1948 г. имам Яхья был убит.
В стране началась вооружённая борьба за престол.
Узурпатора аль-Вазира поддержала Саудовская Аравия (куда уж без неё), но правил он всего месяц, после чего был казнён. Эмир Ахмед был провозглашён имамом и королём Йеменского Мутаваккилийского королевства под титулом «ан-Насер» (защитник, поборник). Приемником короля был назначен его сын аль-Бадр, который в 1956 г. посетил СССР с официальным визитом, подписав между нашими странами торговые и экономические соглашения.
Однако жизнь в Йемене становилась всё хуже и хуже, отчего возникали различные подпольные кружки, особенно в среде офицеров. Король Ахмед в ответ проявлял ещё большую жестокость, нежели его отец. Человека могли запросто бросить в тюрьму, где он томился без обвинения в течение многих лет. Тюремные кандалы, крюки и колодки ставят перед вопросом — неужели тюремщики почитающие Коран могли так обращаться так со своими узниками-единоверцами?
Одним словом, король Ахмед по жестокости переплюнул отца. Народ его не любил, и поклявшиеся на Коране члены кружка «Свободные офицеры» в 1961 г. нанесли королю тяжёлое ранение, от которого он 21.09.1962 г. скончался.
После этого в стране произошла революция, упразднившая монархию. СССР признал ЙАР одним из первых.
Роялисты пожелали вернуть прежние порядки. Их поддержала Саудовская Аравия, умело играя на вековом соперничестве племён. Молодой арабской республике пришли на помощь СССР и Египет.
После поражения Египта в шестидневной войне с Израилем в 1967 египетские войска были выведены из Йемена, а Саудовская Аравия согласилась прекратить вмешательство в дела страны.
Воспользовавшись выводом египетских войск, монархисты в конце 1967 — начале 1968 предприняли попытку захватить Сану. Президент аль-Арьяни обратился за поддержкой к СССР. В ответ Саудовская Аравия возобновила оказание помощи монархистам.
Возможность скорого захвата Саны сторонниками монархии заставила СССР организовать воздушный мост для спасения города.
Саудовская Аравия, не желая дальнейшего вовлечения СССР в дела региона, приостановила помощь имаму. Имам был смещен, и республиканцы установили свою власть почти на всей территории Северного Йемена. В апреле 1970 гражданская война в стране закончилась.
В музее есть небольшой памятник, где египетский солдат обнимает за плечо своего йеменского брата.
Египтян йеменцы уважают, на стене висят портреты египетских офицеров, прошедших в 60х годах прошлого века через йеменский фронт. Воевал здесь и будущий президент Египта Анвар Мухаммед Садат.
Впрочем, Россию и русских в Йемене тоже уважают. Возле нашего посольства есть памятник лётчикам, погибшим в небе и на земле Йемена. Множество советских специалистов и особенно врачей приезжало работать в Йемен, отчего на блокпостах слово «Руссия» звучит как пароль.
Вернёмся в музей, во внутренний дворик, где стоят различные пушки,
самолёт и машины.
Среди них особняком автомобиль с прострелянным задним стеклом.
Это роялисты в 1963 г. покушались на жизнь первого президента ЙАР. Внутри здания среди множества машин
можно видеть автомобиль последнего имама
и карету главного судьи.
Причём, дабы подчеркнуть неуважительное отношение короля к народу, кресло водителя очень сильно придвинуто к рулю, в то время как сзади, где сидел король Ахмед, огромное пространство.
Военная история страны заканчивается в музее 1970 годом.
Далее Южный и Северный Йемен воевали между собой, но объективную оценку этим событиям йеменцы давать не спешат.