Турист Svetlana Kozyritskaia (Svetlana_Kozyritskaia)
Svetlana Kozyritskaia
была 14 апреля 8:00

Кронштадт — Россия Август 2014

Фирма, в которой я работаю, заботится о культурном воспитании своих сотрудников. В этот раз нам предложили отправиться в прекрасный город Кронштадт.

Я там была не один раз, но не устаю восхищаться его изяществом, простором и спокойствием и, естественно, сразу же забронировала себе место в автобусе.

Город якорей и пушек

Выехали мы из Санкт-Петербурга около 10 часов и в 10.40 уже были на месте. Петербург с Кронштадтом связывает кольцевая автодорога, открытие скоростного движения по которой состоялось в 2011 году.

Вид с дамбы

Добраться до города можно от нескольких станций метро. От ст. метро «Старая Деревня» на рейсовом автобусе № 101 (цена проезда на сегодняшний день составляет 25 рублей); от ст. метро «Чёрная речка» на маршрутке № 405 (цена проезда 65 рублей) и от ст. метро «Проспект Просвещения» на маршрутном такси № 407 (так же 65 рублей).

Город Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе.

Город якорей и пушек

Строительство города-крепости Кронштадт началось в 1703 году с закладки на отмели рядом с островом форта Кроншлот (в переводе — Коронный замок). Целью строительства крепости было закрыть фарватер, который ведёт к устью Невы. 7 мая 1704 года форт и две батареи вступили в строй. Уже через месяц эскадра Шведских кораблей пыталась прорваться мимо Кроншлота, но безуспешно.

Сразу же после сооружения, Кронштадсткая крепость стала надёжным щитом России и Петербурга. По замыслу Петра, Кронштадт — часть столицы России, поэтому он развивается по заранее продуманным проектам.

Город якорей и пушек

Наша экскурсия состояла из нескольких частей. Т. к. я довольно часто бывала в этом городе и всё (или практически всё) о нём знаю, слушала вполуха (тем более экскурсовод нам досталась не очень хорошая), а бегала вокруг с фотоаппаратом, стараясь заснять всё самое интересное.

Карта Кронштадта

Первая остановка была в Андреевском сквере, около закладного камня на месте, где будет восстановлен Андреевский собор. В соборе более 50 лет служил Иоанн Кронштадтский, очень почитаемый верующими.

В советское время собор был снесён и на его месте установлен памятник Ленину. В настоящее время памятник перенесли на соседнюю площадь Кронштадта

В.И. Ленин (фото октябрь 2011)

и поставили закладной камень.

Город якорей и пушек

Рядом с этим местом находится Дерево Желаний — подарок Санкт-Петербурга. В ветках дерева находится гнездо, куда надо закинуть монетку, обойти его три раза по часовой стрелке, а затем нашептать в ухо дерева свои желания. Здесь же толпится целая ватага местных ребятишек, собирающих монеты.

Дальше мы прошли к Макаровской улице и Итальянскому пруду.

Город якорей и пушек

Вдоль пруда выстроилась целая батарея пушек.

Если стоять лицом к пруду, справа будет располагаться Кронштадтский Морской Кадетский корпус. Когда я была в этом городе в первый раз (2005 или 2006 год), наш гид каким-то образом умудрилась выбить разрешение на его посещение, правда без фотосъёмки, всё-таки военный объект.

На Макаровской улице стоит памятник Петру Кузьмичу Пахтусову, русскому мореплавателю и гидрографу, исследователю Новой Земли.

Город якорей и пушек

Следующей остановкой был Петровский док. До сих пор действующий. Док, что это сооружение, предназначенное для ремонта судна и подобных действий. Ремонт, особенно подводных частей судна, удобнее проводить при отсутствии воды. До Петра воду из Дока откачивали исключительно с помощью ветряных мельниц. Причём процедура эта занимала несколько месяцев. Естественно Петру ждать несколько месяцев не хотелось, поэтому соорудили канал, по которому вода самотёком уходит в овраг, находящийся значительно ниже самого дока. Таким образом осушение дока происходило значительно быстрее.

Док Петровский (фото октябрь 2011)

Здесь к нам подошёл поздороваться местный житель — довольно упитанный и ласковый котейка. Излишне говорить, что всё внимание сразу переключилось на него.

Город якорей и пушек

Проходим через Петровский парк и попадаем на Петровскую набережную.

Погода в Петербурге уже не стабильная. Светит солнце, а через 15 минут может дождь полить. А в Кронштадте вообще меняется чаще, чем настроение. В этот день нам повезло, солнце светило ярко и тепло, набережная предстала во всей своей красе: блеск воды, лёгкий ветерок. Красота!

Здесь же, в парке, мужчина пел песни под гитару на морскую тематику. Мы застали «Там за туманами».

Если отключиться на миг от всех звуков, кроме музыки, подставить своё лицо ветру и совсем чуть-чуть проявить фантазию, очень живо представляется то, о чём в этой песне поётся. И чувствуется вся мощь Российского морского флота!

Город якорей и пушек

В центре парка стоит памятник Петру I. Создан по повелению императора Николая I. За основу была взята скульптура молодого французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в Петербурге. Пётр I, победивший шведов в Полтавской битве, предстаёт полный величия, опираясь своей шпагой на поверженный флаг врага. Памятник установили так, чтобы лицо Петра I было обращено в сторону моря и крепости Кроншлот, с основания которой началась история Кронштадта.

Город якорей и пушек

Далее мы должны были сесть в автобус, чтобы он отвёз нас на Якорную площадь, главную площадь города. Но я, как истинный путешественник, предложила пройтись пешком. К тому же дорога полегала через Макаровский мост, с которого открывается интересный и нестандартный вид на Морской собор, а сам мост пролегает над оврагом.

Не все восприняли эту идею с энтузиазмом. Нет, в автобусе что ли всё время провести?! Мы же, вроде как, на экскурсии)

В общем, пошли мы пешком, к моей огромной радости.

Якорная площадь не четырёхугольная, как это подобает быть любой городской площади. Она представляет собою прямоугольный треугольник. Одна её сторона — Морской Никольский собор с двумя его скверами. Другая, под прямым углом к этой линии — овраг-кювет Петровского дока; ограда Петровского Адмиралтейства образует с линией оврага-кювета тупой угол. А там, где Советский мост, границы Якорной площади сходятся под острым углом. Но, тем не менее, несмотря на такое своеобразие, Якорная площадь производит яркое впечатление: так она просторна, так свободна, так нарядна и так богата объектами осмотра.

Город якорей и пушек

Центральной фигурой площади является, конечно, Морской Никольский собор — символ морского могущества России.

Справа от собора на Якорной площади установлен памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Бронзовый памятник стоит на краю мощной гранитной скалы, а морская волна, набегающая на неё, очертаниями напоминает японского дракона. Волна готовится увлечь флотоводца в бездну, а Макаров, как известно, погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.

Город якорей и пушек

С задней стороны памятника есть фигура медведя, которого принято гладить по носу на счастье и для исполнения желаний. Когда мы проделывали этот нехитрый ритуал, один мужчина сказал: «Если Вы действительно в это верите, Вы УЖЕ счастливый человек».

Здесь же, на Якорной пощади, расположен мемориальный комплекс — вечный огонь на братской могиле, где захоронены моряки — участники восстания 1906 года, а также погибшие в ходе гражданской войны.

Город якорей и пушек

На Якорной площади сохранилась уникальная чугунная мостовая — едва ли не единственная в России. Подобными чугунными шашками в Кронштадте выложена также проезжая часть Пенькового моста.

Кроме вышеперечисленных достопримечательностей, Якорная площадь украшена ещё одним памятником — 76-миллиметровой артиллерийской установкой с корабля «Октябрьская революция». В Великую Отечественную войну командиром этого орудия был старшина Иван Тамбасов, ценою жизни спасший корабль от взрыва.

А завешает ансамбль Якорной площади здания из красного кирпича, располагающиеся напротив Морского собора. Это Адмиралтейство, где располагается ряд зданий, предназначенных для нужд флота.

После осмотра достопримечательностей на суше мы отправились любоваться теми, что находятся на воде.