Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Натал, Парнамирин, Пипа — Бразилия Октябрь 2011

Parnamirim / Nísia Floresta / Distrito Praia de Pipa, Tibau do Sul — RN — Brasil

Координаты: Аэропорт - Центр туринформации и музей CLBI - Дерево-рекордсмен  - Смотровая площадка Табатинга  - Лагуна Аритуба - Посёлок Пипа

Большинство бразильских городов кроме официального имени имеют ещё и прозвище, а то и несколько. Иногда это довольно горделивые самоназвания, как и в случае Парнамирим: Trampolim da Vitória, т. е. «Трамплин победы». Происходит оно от авиабазы, построенной здесь США в годы Второй Мировой Войны, через которую проходил важный маршрут снабжения войск союзников в Африке и не только. После войны там обосновались ВВС Бразилии, а потом здесь построили ещё и городской аэропорт, использующий те же 2 ВПП.

Сюда мы и прибыли вот на этом самолёте регулярной линии из Сан-Паулу.

Кроме бразильского лидера ТАМ на ней и других внутренних линиях повышенного спроса активно работает и главный конкурент GOL (да и середнячки тоже присутствуют, как потом оказалось).

Здание аэропорта производит приятное впечатление.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Внутри там тоже красиво и удобно (это уже снимки в день обратного вылета).

Авиабаза сейчас укомплектована в основном новенькими турбовинтовыми штурмовиками EMBRAER SuperTucano. На них не только патрулируют побережье, здесь также проводятся тренировки лётного состава для последующего перемещения на сухопутные границы региона Амазонии.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

То и дело над береговой линией пролетают такие вот группы.

Кроме прибытия и отправления в этом аэропорту, мы заезжали в Парнамирим и во время экскурсии по южному побережью штата. Но первая остановка нашего микроавтобуса была не пляжная и не авиационная, а вообще космическая. Вот он как раз тут и виден, среди небольших ракет.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Это «Центр космической культуры и туристической информации» муниципалитета Парнамирим.

Самолёт на снимке выше — это бывший служащий той же авиабазы.
Это EMBRAER Xavante (совместная разработка с итальянскими компаниями).

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Помню, как в 2003-м они с грохотом пролетали над берегом. Но основная часть экспозиции — именно космическая. Или, точнее, стратосферная. В Бразилии разработано несколько моделей баллистических ракет лёгкого класса, которые применяются в исследовательских целях. Некоторые даже экспортируются в Европу.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Этот музей расположен прямо напротив ворот в бразильский центр запуска таких аппаратов, вот они:

Вывеска из четырёх слов гласит «центр … … ада». Но если разобраться подробнее, то выясняется, что центр запусков назван «адским барьером» или «адской стеной» (Barreira de inferno) в честь обрывистого берега океана, над которым он расположен. Когда лучи восходящего солнца пробиваются по касательной к поверхности океана, они окрашивают глинистый срез в устрашающие цвета, кажется, что там полыхает адское пламя.

Заодно, мы пролили свет на этимологию слова «барьер» в русском языке. Оно явно происходит от латыни, поскольку в португальском «Barro» — это глина, «Barreiro» — обвал глинистых пород, перекрывший дорогу, а «Barreira» — уже обобщённый термин в том же смысле. После этого космодрома был построен и более крупный, ещё ближе к экватору. Там тоже запускают подобные ракеты, а также готовятся орбитальные запуски. Заинтересовавшиеся темой «Бразилия и космос» могут почитать кое-что ещё вот здесь: 2.3. Бразилия авиакосмическая

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

А мы уже едем дальше, вслед за пригородным автобусом, спокойно проследовавшим мимо странных антенн. Вскоре огибаем территорию под контролем ВВС и попадаем в пляжный район Пиранжи того же города Парнамирим. Здесь есть такой вот бойкий перекрёсток, с воротами в форме плода местного фрукта caju, с орехом «кэшью», являющимся его самой известной частью.

Здесь растёт крупнейшее в мире дерево этой породы (Anacardium occidentale), да и вообще крупнейшее в мире фруктовое дерево. Площадь его кроны уже достигла 8400 кв.м.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

За 4 реала можно посетить этот моно-заповедник и пройтись по лабиринту тенистых дорожек.

И добраться до ствола дерева — гиганта.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Там где мощные горизонтальные ветви касаются грунта, начинают расти дополнительные корни.

Так что снабжение всего организма соками земли налажено как следует. И дерево уже начинает прихватывать проезжую часть соседней улицы, ведутся разговоры о сносе целого квартала, чтобы не оно расползалось и дальше.

Башня на снимке выше — это смотровая площадка внутри территории «садика», с которой открываются вот такие панорамы дерева и окрестностей.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Неужели эти дома скоро будут уничтожены деревом?

Когда мы там прогуливались в декабре 2003-го года, деревянных оградок не было, фрукты уже спели, часто падали на песок и разбрызгивали сладкий сок. Наиболее уцелевшие можно было брать руками и выедать изнутри, это просто нектар. А сейчас, в октябре, первые фрукты только-только начинают наливаться. На ветках ещё очень много цветов.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

То, что мы видим в форме «толстого кэшью», это и есть неспелый орех вместе с его зелёной скорлупой. После созревания, ядро ещё нужно оттуда извлечь. А сочная мякоть образуется в процессе созревания из нынешней скромной плодоножки, она на порядок превосходит размерами сам орех и из неё делают довольно популярный в Бразилии (особенно на Северо-Востоке) сок. Поток туристов к этой достопримечательности нескончаем, вокруг их ждут целые пассажи специализированных магазинов сувенирного и пляжного толка.

Продолжаем наш путь на юг по «солнечному маршруту». Дорога петляет между пляжными посёлками, то и дело между тёмно-зелёных пальм изумрудом проблёскивает океан.

Остановка на панорамной площадке над пляжем и мысом Табатинга

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

В левую сторону виден обрыв, дальше — посёлок и пляж Бузиос.

Тёмное пятно в середине пляжа — это затонувший корабль, выброшенный на берег в шторм. А сейчас океан очень спокоен, цвет воды — наилучших оттенков, которыми славится этот регион. Это место считается одним из лучших для наблюдения дельфинов, но мы сейчас без бинокля.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Поэтому едем дальше, и наконец-то попадаем в такое место, где можно искупаться. Да ещё и в пресной воде одной из прозрачнейших лагун округи — Лагуны Аритуба.

Бразильцы вообще не особо любят морские купания. Там и волны, и вода солёная, после которой им обязательно потребуется душ пресной. А тут — барахтайся на здоровье.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Рыбки с тремя точками на боку плавают чуть ли не повсеместно.

Похоже, что на прилавках рыбного рынка мы видели таких же, но размером с хорошую сковородку.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Там, за песчаным бугром уже океан.

А здесь — тишь да гладь и катание на педальных лодочках в форме лебедя.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Есть варианты и более радикальных развлечений.

Только небольшая часть берега лагуны обустроена. Желающие могут отправиться на исследования мангровых дебрей, которые начинаются по соседству.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

После достаточно продолжительного отдыха мы продолжили путь на юг.

На следующем десятке километров пересекли и центральную часть городка Низия Флореста.

Нам показали из окон микроавтобуса, без остановки, несколько исторических зданий, симпатичную центральную пложадь с церковью и огромным баобабом, как-то попавшем сюда из Африки.

Впереди самая главная остановка, «Пипа».

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Слова «Пипа» (Pipa, в переводе это «воздушный змей») в последние годы становится всё больше популярным в контексте пляжного отдыха на Северо-Востоке Бразилии. Скажем проще, это местечко начали осваивать крупные туроператоры, начиная с CVC. Пару десятилетий назад там стали появляться экскурсионные автобусы, привозившие туристов из отелей г. Натал на экскурсии одного дня. Это дело продолжает расширяться и сейчас, при этом многие однажды побывавшие, или наслушавшиеся восторженных рассказов таковых, стремятся туда попасть уже на больший срок и более самостоятельным образом. Расстояние от аэропорта Натала всего 70 км.

Арендовать автомобиль там несложно, так что «лёд тронулся». Это не единственный способ добраться в Пипу. Автопутешественники традиционного типа приезжают на собственных автомобилях прямо издалека. Сторонники экономных решений добираются на автобусах, при этом от Натала обычно нужно делать одну пересадку у поворота с шоссе BR-101, аналогично и от Жоау-Пессоа. Спрос рождает предложение, так что вариантов ночлега всё больше и больше: кемпинги, «поузады», аренда домов… Вот уже и более крупные отели строятся.

Набралась критическая масса и туроператоры сделали следующий ход: появились туры с продолжительным пребыванием именно в Пипе, куда людей везут прямо из аэропорта Натала, принимающего множество регулярных и чартерных рейсов. Бывший скромный рыбацкий посёлок преображается качественно, но остаётся небольшим по размерам населённым пунктом, это не более чем отдалённый округ городка Тибау-ду-Сул. Состоит он в основном из одной улицы, идущей вдоль линии берега.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Только в самом конце она спускается почти до уровня пляжа, поворачивает прямо к океану и от неё ответвляются несколько переулков.

В этом месте образовался даже перекрёсток в двух уровнях, с пунктом вызова мотоциклетного такси на первом из них.

Вокруг этого перекрёстка и концентрируется главная торговая зона, типично пляжного типа.

Кое-что интересное можно встретить и на поперечных переулках. Большинство автобусов паркуется ещё в начале главной улицы, там же есть несколько больших ресторанов,

а также единственный пункт туристической информации, совмещенный с авиакассой.

Выходы с верхней части посёлка (улицы) к пляжу — по лестницам, спускающимся между некоторыми магазинчиками и ресторанами. Отсюда на север, в сторону основной части города Тибау-ду-Сул, тянется многокилометровая полоса из трёх пляжей вот такого типа:

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Прибрежные камни среди песка успокаивают прибой и позволяют понежиться в образующихся бассейнах. Между водой и бесконечным глинистым обрывом есть достаточно широкая полоса песка. А выше обрыва — целые дюны, очень редко кем-либо посещаемые. Люди разбредаются по этой череде пляжей кто куда и чувствуют там себя очень привольно.

Кто-то, например, проводит тренировки по капоэйре.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

В более отдалённые уголки можно добраться на судёнышках рыбаков, приспособленных для перевозки туристов. Но не все-такие суда сменили профиль, снабжение свежей рыбой — тоже важное дело.

Пляж напротив самого центра посёлка (Praia do Centro) выглядит вот так.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Здесь образуются особо шикарные заводи, совершенно изолированные от океана в фазе отлива.

Поэтому процветает купание «бегемотского стиля».

Это общий вид «центральной набережной» со стороны прилегающих песчаных кос и мелководья.

Мы сейчас на самом многолюдном участке всех пляжей Пипы.

Основная часть публики предпочитает находиться под зонтиками пляжных ресторанов и закусочных.

На дальнем плане есть горка с крестом, это интересная смотровая площадка. Туда можно попасть по тропинке с лестницами, между дачными территориями, на которые разделён весь склон.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Вполне вероятны такие вот встречи.

Обезьянок там много, и заняты они своим делом.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Ищут какую-то свою любимую пищу, отрывая коготками кору свежих черенков пальмовых листьев.

Вот уже и вершина.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Здесь часто бывает сильный ветер, растения просто стелятся по песку.

Но панорамы с этого места открываются запоминающиеся.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Это вид мимо посёлка Пипа, в сторону Тибау-ду-Сул.

А теперь посмотрим в другую сторону.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Этот плоский мыс называется «Шападау», туда тоже возят экскурсии, причём на тракторах с пассажирским прицепом. Дальше за ним, в правую сторону начинается самый длинный и наименее популярный из полдюжины пляжей посёлка. По иронии судьбы, именно тот, который и дал ему имя, Praia de Pipa. Дело тут не только в удаленности, уже само его название говорит, что это более ветреный участок побережья, привлекательный в основном для тех, кто любит запускать воздушных змеев. А самый знаменитый из пляжей Пипы у нас сейчас под ногами.

Это Praia de Amor («Пляж Любви»), на который легко можно выйти и по пляжной полосе, огибая эту горку. Полюбуемся цветами океана перед спуском по этой тропе. Обстановка на пляже действительно вполне романтическая.

Самолёты, ракеты, орехи, пляжи, лагуны… - южный вектор Натала

Много песчаных мини-пляжиков между камнями, прекрасные виды, мягкий прибой. Только в дальнем углу, ближе к мысу «Шападау». Есть более открытый участок, на котором практикуют сёрфинг. Вернуться к «Пляжу Центра» можно вот таким путём,

с видами на залив Пипы и его северные окрестности.

…Южнее Пипы есть ещё и интереснейшее устье одной немаленькой реки, с хозяйствами по выращиванию креветок в прудах на ее берегах и с настоящим заповедником крабов в манрговых зарослях. Но поездка туда потребует ещё одного рабочего дня туриста…