Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Натал — Бразилия Октябрь 2011

Этот город самый середнячок среди столиц Северо-Восточного региона. Он не такой большой как Салвадор, Ресифи и Форталеза, занимающие в списке главных мегаполисов страны места с 6-го по 8-е. Но всё же посолиднее, чем Аракажу, Масейо или Жоау-Пессоа. Натал насчитывает около 800 тысяч жителей самого муниципалитета и образует агломерацию с населением более 1,3 млн. чел (17-е место в стране). Имеет хороший аэропорт, связанный интенсивными линиями с главными городами страны (2,5 млн пассажиров в год). Он даже принимает регулярные рейсы из Европы (ТАР), помимо сезонных чартерных.

Вокруг большой дюны

Визитной карточкой Натала в последнее время считается вот такой вид на пляж и район Понта Негра (Ponta Negra — «Чёрный мыс»), с его характерной песчанной горой по кличке «Лысая». Это большая дюна, на которой любители покататься с горки уничтожили часть растительности, сейчас вход туда запрещён и «лысина» понемногу зарастает. Но не та дюна, что упомянута в названии, она скорее уже даже загородная. А в самой середине города огромная территория занята другой дюной, тоже находящейся под охраной властей.

Как оказалось, это вторая по размерам в Бразилии природоохранная зона, полностью окружённая городом, её площадь составляет 1172 га. А первой считается нацпарк Тижука в Рио-де-Жанейро, с его знаменитой вершиной Корковадо. Но по популярности они вовсе не сопоставимы, ведь на Корковадо приезжает около двух миллионов туристов ежегодно, многие из них и Рио посещают только для этого. А дюна в городе Натал практически закрыта для посещения. Туда пускают погулять по нескольким размеченным тропкам несколько десятков человек в день, причём и вход один-единственный, вовсе не со стороны пляжей, где проводят время туристы. Когда-то эта дюна служила южной границей города, потом за ней возник отдалённый пляжный район Понта Негра. В дальнейшем эти кусочки срослись, и значительная часть нынешнего города, просто в буквальном смысле, отгорожена от океана этими массами песка и забором из колючей проволоки. Это заметно уменьшает вентиляцию улиц океанским бризом, да и общенародную доступность пляжей. Зато вдоль проспекта между дюной и пляжем (Via Costeira) образовалась восьмикилометровая полоска, на которой начали строиться самые комфортабельные отели, включая тот, в котором мы расположились на этот раз.

Но не будем спешить воспользоваться его благами, посмотрим сначала, чем и как живёт «старый город», почти не посещаемый туристами. Для этого можно воспользоваться арендованным автомобилем (предложение в Натале просто огромное и цены разумные), такси, или автобусом единственного на прибрежном проспекте 56-го маршрута. Мы выбрали самый антропологичный вариант и быстренько промчались вдоль дюны вот на этом экспрессе, заплатив по 2,20 реала с человека.

Потом автобус свернул на горку влево, в самые престижные кварталы многоэтажек. Отсюда открывается хороший вид почти на весь «старый город» и окружающие его водные пространства. Город Натал берёт своё начало от Крепости Королей Магов, построенной на стрелке при впадении реки Потенжи («Большая Река на Севере», давшая имя всему штату) и понемногу заполнял своими кварталами весь треугольник между рекой, океаном и дюной. Исторически, туризм здесь концентрировался в обращённых к океану кварталах центра и на этих вот пляжах, защищённых кораллами и молом.

Изумрудная гладь Атлантики просто радует глаз. Потом туроператоры начали освоение нового района Понта Негра и тупиковый наконечник треугольника пришёл в упадок. На стороне, обращённой к реке, обосновались военные базы, портовые причалы и склады, включая большие нефтяные резервуары. На горке, названной «Петрополис» — более богатые кварталы. А между ними образовались пространства фавельного и полуфавельного типа. Только в последние годы началась реурбанизация этой зоны, в связи с открытием нового моста над Потенжи, прямо у самого её устья.

Мост высокий и красивый. Проезжая по нему, можно увидеть панораму порта и старого города под очень интересным ракурсом. А с этой точки мы имеем хороший вид на саму Крепость Королей Магов и на гигантские дюны у северной окраины города.

Вокруг большой дюны

На этих не включенных в заповедники дюнах, в местечке Женипабу, процветает туриндустрия. Там возят по песчаным склонам на автомобильчиках «багги», на завезённых для этого через океан одногорбых верблюдах, а также можно скатиться в лагуну на доске или по миниатюрной канатной дороге. Но мы пока продолжим знакомство с самим городом. Ещё несколько остановок вглубь — и оказываемся уже в торговой части старого города, прямо у кафедрального собора.

Легко заметить, что здание это совсем новое. Как оказалось, в Натале мало что сохранилось из старинной застройки. А в хорошем состоянии — так почти совсем ничего. Центральные проспекты не особо симпатичны, много мелких магазинчиков, и в субботу не все они открыты.

Продвигаясь в направлении порта, который находится в устье реки Потенжи, мы обнаружили более спокойные кварталы и некоторое количество отреставрированных старинных зданий.

Самое известное — это городской театр.

Вокруг большой дюны

Площадь напротив пустовала, но на ней иногда проводятся массовые культурные мероприятия.

Зелёное здание напротив — терминал пригородной железной дороги. В рабочие дни она пользуется спросом. По ней ходят составы на дизельной тяге, цена билета вчетверо дешевле, чем на городской автобус. На этой же площади есть памятник человеку, имя которого становится известно всё больше — это Аугусту Северу, в честь которого назван и аэропорт Натала (тоже был любитель полетать, причем над Европой, разбился на воздушном шаре в 1902-м году).

За спиной памятника — несколько люксовых супермногоэтажек района «Петрополис», с вертолётными площадками на крыше. Районы же по соседству, через которые мы пытались просочиться к форту (не вдоль океана, а именно вдоль реки), выглядели бедными и полузаброшенными. Вернее, совсем заброшенными, но в последнее время немного ожившими. Оказалось, что пассажирского порта там просто нет, за оградой и деревьями просматривались надстройки военного судна. В непосредственной близости стояли здания таможни, а также службы по защите прав потребителя (далековато от эпицентра торговли, однако).

Вокруг большой дюны

Дальше — солидное новое здание мукомольного завода,

рядом с которым находится конечная остановка и 56-го и многих других маршрутов городских автобусов. Маленький импровизированный рынок на площади. Продают обычные фрукты-овощи. Плюс крабов, браконьерски извлеченных из мангровых зарослей по соседству.

Само здание районного рынка сейчас реконструируется. А неподалёку уже открылся новенький Рыбный рынок.

На прилавках его была занимательное разнообразие рыбы, но фотографировать её у всех на виду не хотелось, публика не вызывала большого доверия и фотокамеру оставил в рюкзачке. Зато напротив рынка, на небольшой площади-набережной, наконец-таки открылся вид на реку, с судёнышками рыбаков и огромным контейнеровозом у причалов порта.

На другом берегу реки недавно была создана другая природоохранная территория, для защиты мангровых зарослей.

До Крепости Королей Магов отсюда около полутора километров, если двигаться в правую сторону. Но оказалось, что из-за соседства фавел это не пешеходный маршрут. Свободных такси в этом районе почему-то не попадалось, поэтому мы решили оставить посещение крепости на один из дней выездных экскурсий, а знакомство с городом углублять уже по другую сторону от градообразующей дюны.

Западнее дюны, через районы «Тироль» (Tirol) и «Новая Лагуна» (Lagoa Nova) проходит главный осевой проспект — Avenida Senador Salgado Filho. Начиная с одного из перекрёстков это уже настоящее шоссе, часть знаменитой магистрали BR-101 и именно на этом перекрёстке находится крупнейший ТЦ города — Midway Mall, в театре при котором в те дни ожидался концерт группы «ABBA». Другие крупные ТЦ и гипермаркеты концентрируются вдоль той же магистрали и в начале отпочковывающейся от неё в сторону океана Avenida Engenheiro Roberto Freire.

Ближе к южному концу дюны появляется уже сфера услуг ориентированная больше на туристов, чем на постоянных жителей города.

Этот «Пляжный ТЦ» (Praia Shopping) невелик по размерам, но включает очень достойный и разнообразный общепит, кинозалы, турагентства и пр. И обеспечивает свободным доступом в интернет (Wi-Fi). Табличка в центре снимка выше указывает, что по соседству располагается отделение полиции по защите туристов. В этой части города такси сколько угодно. С красивой эмблемой, изображающую Звезду Рождества (слово Natal означает как раз «рождество»)

Рядом — крупнейший в городе комплекс магазинов по продаже региональных сувениров, включая весьма дешёвые орехи «кэшью».

Внутренний дворик у него занимательный.

Можно даже сфотографироваться в обличье героев местного фольклора — коллег Степана Разина.

Вокруг большой дюны

Из одежды самые интересные товары там это простые летние вещи, сделанные из местного хлопка специальных сортов, с натуральным окрасом. Туристов сюда завозят целыми автобусами, микроавтобусами и т. д. Да и сами они набредают запросто. Вдоль проспекта ещё строят какие-то торговые павильоны, а на другой его стороне — Её Величество, Дюна.

Через пару кварталов дюна заканчивается, между проспектом и берегом начинается зона всевозможных отелей и ресторанов района Понта Негра (слева), а справа появляется нестройный фронт новых многоэтажек, а также продолжается череда мини-ТЦ и магазинов сувениров для туристов.

Как раз в глубине этого снимка проспект заканчивается и город Натал, и проспект имени незнакомого нам инженера. Он огибает слева последние многоэтажки, а потом поворачивает направо. Дальше уже переходит в шоссе Rota do Sol («Солнечный Маршрут»), которое огибает большую военную базу, а потом тянется несколько десятков километров по интересным пляжным местам. Они будут темой отдельного рассказа. А пока повернём вокруг дюны снова на север, к нашему отелю. Симпатичное семиэтажное здание построено с наклоном стены в сторону океана, напоминающим углы пирамид.

Вокруг большой дюны

Почти все номера имеют окна именно в эту сторону, с видом на океан и на бассейны самого отеля.

В павильоне с правой стороны замаскировался один из ресторанов отеля. Несмотря на соломенную крышу, он такой же дорогущий, как его собрат в самом здании «пирамиды». Но это не значит, что почти все постояльцы отеля попадают к ним в заложники ввиду отдалённости от основной зоны общепита Понта Негра. Во-первых, многие из них арендуют автомобили, в Натале это очень доступно и популярно, поэтому катаются вдоль дюны запросто. А во-вторых, многие более демократичные, но вполне достойные рестораны района бесплатно привозят клиентов от любого отеля и отвозят обратно на своих «шаттлах». Бассейнов же тут несколько, самый большой из них даже не поместился в кадр.

Вокруг большой дюны

В большом «шалаше на полуострове» располагается хороший бар-закусочная, с его стенки течёт тонкая, но широкая струя искусственного водопада. Климат здесь таков, что по утрам над океаном гуляют локальные дожди, иногда они избирательно заходят и на участки суши.

А то и поливают береговую линию солидным фронтом.

Вокруг большой дюны

Но вскоре уже ярко светит солнце, а время от времени его ненадолго прикрывают облачка — гуманисты. Вот как это выглядит, если смотреть с балкона отеля вдоль берега Понта Негра.

Осадков всё же очень немного, а ветер быстро иссушает почву. Зелёные лужайки отеля требуют почти постоянного полива.

В левую сторону отсюда идёт каскад неглубоких детских бассейнов, а за ним — павильон «Спа», саун и тренажёрного зала. Вся территория покрыта кокосовыми пальмами с таким количеством спелых плодов, что возникает ощущение нереальности.

Вокруг большой дюны

Можно и спуститься к пляжу, отель имеет для этого все условия. Тут и лестница с охраной, и лежаки и зонтики, устанавливаемые для всех желающих, и душ с пресной водой, ипрочие удобства.

Жёлтый флаг предупреждает, что купаться можно только левее, вправо есть камни, а волны достаточно сильные.

Вокруг большой дюны

Но желающих искупаться или погулять по песку немного и на пляже можно встретить больше песчаных крабов, чем туристов.

Хотя океан тут намного дружелюбней, чем на той же Копакабане, и умеючи можно легко пронырнуть сквозь волны, а потом уже плавать в спокойной воде. Однако кроме меня и тренировавшегося время от времени дежурного спасателя, других любителей этого дела в отеле не оказалось. Кое-кто иногда заходил на несколько шагов в воду, в ожидании быть вытолкнутым очередной волной, как эта парочка, прогуливавшаяся вдоль пляжа и вдохновившаяся моим примером.

Темнеет на 6-м градусе южной широты очень быстро. Вот уже и полная Луна показалась из-за горизонта, вдогонку за Юпитером.

Это значит, что нам пора в сауну… А потом ещё полюбуемся с балкона на вечернее побережье.

Другие материалы из этих мест будут посвящены выездным экскурсиям, а с Наталом прощаемся самым памятным видом Атлантического Океана.