Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 22 марта 9:38

Сьенфуэгос, Тринидад, Варадеро, Гавана — Куба Август 2008

Август. Трудно придумать более неудачное время для посещения Кубы. Тропическое солнце сжигает белую нежную кожу европейца за считанные часы. Да что говорить об абстрактном европейце? Я так по глупости сгорела на солнце в первый же день на Кубе, поджарившись под прямыми солнечными лучами до состояния «гриль», словно курочка на вертеле.

Пляж отеляl Blau Varadero

А еще август — время тропических штормов и ураганов, которым дают человеческие имена, но которые бесчинствуют в Карибском бассейне совсем не по-людски. У нас в средней полосе России все эти «Густавы», «Айки» и «Ханны» и последствия их разрушительной мощи выглядят впечатляюще на экранах телевизоров, но не надолго занимают оперативную память мозга — это же так далеко и почти не бывает в наших широтах! Когда же оказываешься в эпицентре тропического циклона, то воспринимаешь весь этот завывающий, прижимающий пальмы к земле и колотящий в окна ужас совсем по-другому.

Да, нам не очень повезло с погодой на Кубе. Да, я обгорела и валялась в номере с температурой, и еще губы, как назло, обсыпало простудой. Да, не получилось из-за урагана поехать на экскурсию на острова в Карибском море, которое все же теплее и живописнее, чем Атлантический океан со стороны Варадеро.

Несмотря ни на что, две недели на Кубе в моей уже богатой практике путешествий остаются временем, проведенном в пусть и бедном, но далеком и экзотическом раю.

Идея поехать именно на Кубу возникла, когда я изучала список стран, безвизовых на тот момент для россиян. В Азию не хотелось из-за стереотипов о грязи и нищете. К Египту и Турции я относилась с еще большим скепсисом, чем к Азии, а вот Куба… Это же на другом краю света, тропический остров, где царит свобода от гадких капиталистических денег. К тому же кубинцы уже несколько десятков лет — преданные друзья России, и русским туристам на Кубе рады наверняка!

Моему папе, с которым мне предстояло ехать в это путешествие, идея очень понравилась. Куба ведь не только море, солнце и релакс под пальмами, как в каких-нибудь банальных Доминикане или Коста-Рике. Это еще и прогремевшая на весь мир революция, так насолившая «америкосам». Это бесстрашный команданте Че Гевара, его верный сподвижник «вечно живой» Фидель Кастро (дай бог ему здоровья!). Это свобода, равенство и братство для всех вне зависимости от статуса и богатства. Это романтичные лозунги «Родина или смерть!» (Patria o muerte), «Да здравствует свободная Куба!» (Viva Cuba libre), «Всегда до победы!» (Hasta la victoria siempre).

Что ж, пусть и с поправкой на то, что наше знакомство с Кубой состоялось 6 лет назад, «остров свободы под брюхом у капиталистов» мы все же увидели. Далеко не все из увиденного понравилось, но эта поездка дала многое в плане понимания, что значит для страны в современном взаимосвязанном мире экономическая блокада и санкции.

В 2008 году организовать поездку на Кубу я доверила турагентству — только выбрала подходящие даты да полистала каталоги с отелями. Это сейчас я летаю и планирую все, от маршрута до брони экскурсий, если они мне необходимы, исключительно самостоятельно. Тогда же мне было проще заплатить деньги, собрать чемодан и прилететь на место, где обо мне позаботятся гиды.

На самом деле в случае с Кубой организованный тур был (и остается) оптимальным решением. Билеты в Гавану, если их покупать самостоятельно, обойдутся в кругленькую сумму. К тому же на Кубе есть некоторые проблемы с общественным транспортом — не так-то просто, если не брать машину напрокат, добраться из пункта, А в пункт Б. Сидеть, как в клетке, на курорте бессмысленно — тогда зачем платить такие «деньжищи», если в Турции можно получить то же самое в 5 раз дешевле?

Так что, если бы я полетела на Кубу сейчас, то сначала бы проверила расценки в агентстве и уже потом сравнила бы их со стоимостью самостоятельного путешествия.

Куба запомнилась мне еще и тем, что это был первый для меня перелет на столь большое расстояние. До этого был только 9-часовой перелет в Нью-Йорк. Путь до Гаваны занимал целых 12 часов, и без гаджетов (в 2008 айфоны только-только поступили в продажу) показался просто бесконечным.

Полет проходил над безжизненными ледяными пейзажами Гренландии.

Куба навсегда

Но в тот же день (как порой бывают удобны все эти манипуляции со временем и перевод стрелки часов) мы любовались совершенно другим пейзажем. Ярким, сочным, как и должно быть в тропиках.

Преимущества организованного тура открылись уже на выходе из самолета. В Гаване нас встречал гид от турагентства, мы разместились в комфортабельном микроавтобусе с кондиционером и отправились в отель в Варадеро, где нам предстояло провести 12 дней.

Со временем воспоминания о той поездке, конечно, потускнели. Но кое-что я все же помню. Например, в агентстве рекомендовали взять с собой евро, а не доллары, потому что к «грязным зеленым бумажкам» на Кубе негативное отношение, и курс на них очень невыгодный.

На Кубе существовало (и, насколько я знаю) до сих пор существует деление на деньги для местных жителей (кубинское песо) и конвертируемое песо в качестве валюты, которой и должны расплачиваться за свои покупки туристы. Конвертируемое песо сокращенно пишется CUC, мы же называли просто — куки, что звучит для русского уха несколько несерьезно.

Для туристов все расчеты производятся в куках, и цены, конечно, дороже, чем для простых кубинцев. В одном из городов мы заходили в магазин для местных, где все очень-очень дешево.

Но! Прилавок был почти пустым, кроме яиц, хлеба и какой-то крупы больше ничего не предлагалось. То есть социализм, конечно, восторжествовал — еда на Кубе стала доступна всем. Однако выбор того, что можно купить на песо, мягко скажем, не велик. Ну что ж, те, кому милее была колбаса, а не родина, добровольно очистили остров от своего присутствия.

Еще одно воспоминание о Кубе. Стоило выйти из кондиционированного здания аэропорта, как мы оказались в «хаммаме» в масштабах улицы. От сочетания влажности и духоты с непривычки даже закружилась голова.

До отеля в Варадеро мы ехали на автобусе около 3 часов. Сразу же бросилось в глаза огромное количество подержанных автомобилей, и мы с радостью и гордостью за родину узнавали среди них жигули. Некоторые авто были набиты битком, потому что общественный транспорт на Кубе развит не достаточно хорошо, и местные путешествуют вскладчину.

Комфорт нашего автобуса никак не компенсировал плохое, по крайней мере, по состоянию на 2008 год, состояние дорог с разбитым асфальтом и ухабами. Вот еще одна точка соприкосновения Кубы и России! Как поется в одной известной песне советских времен «Куба далека, Куба далека… Куба близко!»

Ну и пусть дороги плохие. Зато какая природа — бог явно был щедр, когда распределял природные красоты на земле.

Карибское море. А небо надо мной как сомбреро
Карибское море. А "небо надо мной как сомбреро"
Куба навсегда

Еще в России я выбрала отель в Варадеро, где нам предстояло провести 12 дней, после чего переехать в Гавану и провести уже в Гаване оставшиеся до вылета 2 дня. Варадеро был выбран неслучайно, так как этот курортный городок находится относительно близко к Гаване, имеет развитую туристическую инфраструктуру (по сути это туристическая резервация) и обходится дешевле, чем отдых на островах в Карибском море.

В те годы меня прельщала концепция all inclusive, по этому ключевому параметру мы с менеджером турагентства и подобрали отель.

Blau Varadero 4* на момент нашей поездки являлся одним из самых «свежих» отелей в Варадеро. Он представляет собой единое монолитное здание, устойчивое к тропическим штормам и ураганам. Как оказалось, это на самом деле важно на Кубе — наше пребывание совпало с одним из многочисленных в август 2008 года ураганов, и несколько дней нам пришлось провести в номере, слушая завывание ветра и со страхом наблюдая за серым бушующим морем. Здание, конечно, выдержало напор урагана, но одно из стекол на первом этаже все же было выбито из рамы и разбилось.

Куба навсегда

Скрасить время в ожидании, когда ураган, наконец, повернет в сторону «проклятых капиталистов», помогли стабильные, без поправки на стихию, завтраки, обеды и ужины. Я познала, что такое праздник живота, когда на запястье болтается заветный оранжевый браслетик из пластика, символизирующий all inclusive. Кормили в Blau Varadero действительно, как говорится, на убой, разнообразно и очень вкусно. В особенности запомнились свежевыжатые коктейли из экзотических фруктов, названий некоторых из которых мне даже не были известны.

В отеле, как и положено для отелей этой звездности, имеется бассейн, а также теннисный корт, тренажерный зал, массажный кабинет и салон красоты. Но больше мне запомнился бар у пляжа, где по вечерам проходили веселые интернациональные вечеринки с танцами на песке под звездами и бесплатной «местной» выпивкой рекой.

Ну и как можно говорить, что был на Кубе, если не пробовал легендарную кубу либре? Как утверждает Википедия, кубу либре придумали ненавистные в наши дни «америкосы», смешавшие кубинский ром с колой и поднявшие тост «за свободную Кубу», победившую в войне за независимость от Испании.

Куба навсегда

Большинство четырех- и пятизвездочных отелей Варадеро расположены на длинной узкой косе, омываемой с двух сторон водами Атлантики. Эта коса, отделенная от всего остального кубинского мира, представляет собой своеобразную туристическую резервацию. Простым кубинцам не из обслуги и не турагентств сюда вход ограничен. Но не запрещен.

По длинной узкой полоске пляжа между отелями ходили торговцы пляжным барахлом и сувенирами. Именно у одного из них мой отец купил свою самую любимую кепку — «кубинку», которую холит и лелеет до сих пор.

Куба навсегда

В зарослях кустарника прятались торговцы кубинскими сигарами, которые они продавали нелегально, но зато по цене знажительно дешевле, чем в специализированном магазине. По идее на таможне должны проверять чек и удостоверяющий сертификат на сигары. Мы купили несколько упаковок сигар и сигарилл как на магазине при табачной фабрике, так и у торговцев «с рук». И никто ничего у нас в итоге при вылете не спрашивал.

Я пробовала курить сигару, но это совершенно не мое — противен сам вкус, а от дыма я захожусь в кашле. Может, дело в том, что я не курю совсем. Уверена, что качество кубинских сигар оценят те, кто понимает в этом толк. Помню, что нам на фабрике рекомендовали сорт «Морчиба».

Помните, курение вредит вашему здоровью! Фото: Интернет

На пляже у отеля предлагались различные водные развлечения, но мы так ничего и не попробовали — уезжали на экскурсии, потом этот ураган, я не могла несколько дней даже ходить, чтобы не вскрикивать от боли.

Куба навсегда

В урагане было свое преимущество — после него море штормило, и по нему прокатывались невысокие волны. Прыгать на волнах было здорово, и вылезать из воды совершенно не хотелось — для меня и папы штормящее море как увлекательный аттракцион.

Как бы ни было хорошо на море, но 12 дней лежать на пляже под активным тропическим солнцем — преступление против потребностей тела и духа. Тела в том смысле, что под таким солнцем можно запросто сгореть. Именно это и произошло со мной, несмотря на то, что я мазалась кремом и пряталась в тени зонтика.

На этой фотографии хорошо видны ожоги, которые я получила по своей глупости и неосмотрительности. Зато полученный «щелчок по носу» от солнца стал уроком на всю жизнь, и сейчас я самый солнцепек предпочитаю переждать в тени.

Куба навсегда

Потребности духа включали «культурную программу». Экскурсий на Кубе много, и все они были интересны различными вариантами досуга и комбинациями маршрутов.

Я предполагала, что мы съездим на три экскурсии. Две из них прошли успешно, если не считать моего полуобморочного состояния из-за повышенной температуры тела. Вторая — на острова в Карибском море — так и не состоялась, так как в планы нагло вмешался ураган.

Сейчас я не вспомню ни цены на экскурсии, ни точные маршруты. Могу только примерно восстановить по фотографиям ход событий.

В первую экскурсию мы отправились на третий день после заселения в «Блау Варадеро». За нами приехали микроавтобус с русскоязычным гидом-кубинцем, учившем язык в Санкт-Петербурге. Кроме нас присутствовали еще 3 человека, причем двое из них — корейцы (из Кореи!), которые понимали по-русски, и молодой русский парень, путешествовавший самостоятельно. Маршрут включал ночевку где-то в горных районах Кубы, посещение мемориального комплекса Че Гевары, «покатушки» на русских грузовиках по бездорожью и треккинг в джунглях.

Сначала мы заехали на какую-то ферму,

Куба навсегда

где нам рассказали о примитивном, использовавшемся еще во рабовладельческие времена способе выжимания сока из сахарного тростника — при помощи пресса и ручного труда. Потом из получившегося сока гонят знаменитый кубинский ром, обязательный элемент множества популярных коктейлей.

Для услады слуха туристов ансамбль кубинской песни и пляски наигрывал популярные кубинские мелодии — Команданте Че Гевара, Гуантанамера, Бессаме мучо. Меня настолько зацепила их музыка и драйв, с которым они исполняли свои то зажигательные, то грустные мелодии, что я даже приобрела диск с их песнями.

Кубинские песни настолько душевны, проникновенны и трогают за что-то самое сокровенное и живое глубоко в нас, что более душевны только наши, русские песни!

Куба навсегда

Послушав кубинские песни и поумилявшись кубинским козочкам, мы отправились дальше, в сердце острова. Насколько я помню, нам предстояло проехать по дороге в джунглях, которой пользовались революционеры, когда скрывались от преследовавших их властей. Это было своеобразное сафари на русско-советских грузовиках по полнейшему бездорожью.

На фото я улыбаюсь — это потому, что только начало пути, и я еще не знала, что нас ждет впереди. Дорога, проложенная прямо в джунглях, была на самом деле куда как хуже, чем мне представлялось. Сердце уходило в пятки, а в животе все переворачивалось и ухало, как на американских горках на отвесных спусках вниз.

Казалось, что грузовик вот-вот опрокинется на крутых виражах и склонах, но все обошлось благополучно. Как пояснил гид, только русские грузовики способны проехать по «революционной» тропе — другой транспорт просто здесь не пройдет.

Куба навсегда

Но больше всего в первый день экскурсии я ждала посещение мавзолея Че Гевары и одноименного музея. Расположены они на Плаза-Революсьон неподалеку от города Санта-Клары, где произошла решающая битва между революционерами и сторонниками президента Батисты.

Че Гевара жил и участвовал так или иначе в подготовке революций во многих странах. Но именно с Кубой его имя связывают чаще всего. Это бренд Кубы, причем вполне успешный коммерческий бренд, успешно тиражируемый для масс—маркета. Че, наверное, перевернулся бы в гробу, узнав, что его имя и образ активно используются капиталистами для получения прибыли.

Комплекс достаточно большой по площади и включает в себя не только музей и стеллу, посвященную Че, но также большие щиты с цитатами Фиделя и Че Гевары, и мавзоле с захоронениями бойцов революции, включая самого команданте.

В музее фотографировать было нельзя, а из-за плохого самочувствия я почти не запомнила, что было в том музее, помимо личных вещей Че. Помню только полумрак, прохладу и то, что музей был небольшим.

Куба навсегда

После музея мы снова отправились в джунгли. На этот раз не на грузовиках, а пешком.

Пожалуй, треккинг в кубинских джунглях стал самым ярким впечатлением того дня. Ни американские горки на русских грузовиках, ни мавзолей Че Гевары не произвели такого впечатления, как пышное великолепие и буйство красок тропической природы.

Куба навсегда

Следуя за гидом, мы прошагали пешком по тропе вдоль небольшой реки около 1,5 часов. Но этот путь не показался каким-то утомительным или слишком сложным. Треккинг рассчитан на изнеженных европейских туристов — никаких рвов с водой, острых скал или крутых подъемов, а каждый шаг просчитан, чтобы все было максимально безопасно.

Так как я была единственной девушкой в группе, гид преподнес мне подарок — белый цветок для украшения волос. К сожалению, уже не вспомню названия.

Куба навсегда

А еще было купание в водоеме с холодной и кристалльно чистой водой…

А также посещение кофейной плантации и планктации каких-то экзотических фруктов. И еще один, гораздо более высокий водопад, брызги которого приятно освежали лицо.

Так как для нас с папой все увиденное было в диковинку — до Кубы мы никогда не гуляли по джунглям и не представляли, где и как растет кофе, то и впечатления получили самые яркие.

Куба навсегда

Экскурсия была рассчитана на два дня, поэтому переночевали мы в небольшом отельчике где-то в горах. На Кубе нет высоких гор, это преимущественно равнинная страна. Но все же невысокие горные цепи, слабо заселенные и покрытые плотной «шапкой» тропического леса, выглядят очень живописно.

На следующий день мы поехали на одну из таких возвышенностей, на которой сделали смотровую площадку для туристов. Там мы и увидели Карибское море. Эх, если бы мы знали, что из-за урагана нам больше было не суждено встретиться!

Карибское море. А небо надо мной как сомбреро
Карибское море. А "небо надо мной как сомбреро"

Следующей точкой на нашем маршруте стал старинный колониальный город Тринадад, чья историческая часть внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одно из наиболее хорошо сохранившихся в Карибском бассейне. Мощеные улочки и разноцветные невысокие домики выглядят очень клоритно — настоящий рай для фотографа.

Город основал в 1514 году испанский конкистадор Диего Веласкес. Благополучие Тринидада долгое время было связано с производством сахарного тростника. В наши дни главная статья дохода — туризм.

Церковь Святой Троицы

Плаза Майор

Куба навсегда

В Кубе, как и других государствах Карибского бассейна и Латинской Америки, формировавшихся при непосредственном участии испанцев и португальцев, наиболее распространенной религией является католичество. Но свобода вероисповедания оставила пространство и для довольно экзотичных религиозных течений — смеси африканский верований, вуду и элементов католицизма. В основном приверженцами подобных течений является чернокожее население, вместе с которым и появились на Кубе эти верования.

В Тринидаде мы зашли в один из таких «храмов». Выглядит необычно, когда на постаментах установлены куклы в окружении ангелков и с подношениями, как это принято в буддизме, внизу.

Куба навсегда

И снова пообедали на какой-то ферме, где нас ждал неизменный кубинский ансамбль все с тем же неабором песен. Но, честно, они мне вообще не надоедают! Даже сейчас, когда я пишу этот отчет, я слушаю Гуантанамеру.

Молодой чернокожий парень исполнял нехитрые акробатические фокусы, но как он их исполнял! Задорно, с улыбкой, шутками и прибаутками, так что сорвал изрядную порцию аплодисментов.

Куба навсегда

На обратном пути в отель мы заехали в еще один город — Сьенфуэгос. У Сьенфуэгоса несколько иное настроение, чем у Тринидада. Если Тринидад — старый город со средневековой колониальной застройкой, то Сьенфуэгос, известный, как Жемчужина Юга, возник в более позднее время — в 19 веке и построен фрацузскими эмигрантами.

Исторический центр города тоже внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Непорочного зачатия в Сьенфуэгосе
Кафедральный собор "Непорочного зачатия" в Сьенфуэгосе

После того, как ураган на Кубе наконец отбушевал, мы уже на излете своих 12 дней в Варадеро отправились еще на одну экскурсию. Однодневную, потому и менее насыщенную, но не менее богатую на впечатления.

Мы снова прокатились по бездорожью (правда, менее хардкорному, чем в «революционных» джунглях) на небольших джипчиках.

Потом каждой группке из 4 человек доверили управление моторной лодкой, и мы прокатились по реке, получив изрядную порцию адреналина. Вот что значит Куба — свободная страна! Никого не волнует, что ты до этого ни разу не управлял моторной лодкой. А что тут сложного — садишься, жмешь на газ, вписываешься в повороты и получаешь удовольствие от скорости.

Куба навсегда

Так мы доехали до небольшого корабля, на котором нас ждали более спокойные развлечения. Можно было плавать и прыгать с борта в прохладную воду реки…

Куба навсегда

наслаждаться божественным «правильным» вкусом кубинского мохито. Друзья, мохито в других местах — гадость да еще за бешенные деньги. Правильный мохито — не тот, где вас обманывают огромным количество льда и противного спрайта. И стоит он всего 10 рублей, так, чисто символически.

На корабле по нашему желанию за дополнительную плату для нас приготовили лобстера. На вкус неплохо, но в обычной жизни такое не поешь, не правда ли? И стоил он какие-то сущие копейки, в России курица стоит дороже.

После великолепного обеда на корабле нам предстояло купание в водоеме прямо в пещере (непередаваемые ощущения, жаль, мой фотоаппарат не вытягивал тогда съемку в темноте) и посещение кратеры с бело-черными выбеленными стенками. К сожалению, сейчас даже не вспомню, что особенного в этом кратере.

Но и это еще не все. Затем мы заехали на бывшую рабовладельческую плантацию, где нам не только продемонстрировали танцы рабов, теперь уже, конечно, свободных граждан, но даже пригласили поучаствовать.

Куба навсегда
Колокол, который означал начало и конец рабочего дня для рабов
Кандалы, в которые заковывали рабов

Еще было катание на лошадях и буйволах…

Куба навсегда

и демонстрация африканских магических ритуалов у священного дерева баобаб. Нужно было загадать желание и обойти три раза вокруг баобаба. Мое желание, кстати, сбылось:)

Представляйте, какие насыщенные экскурсии на Кубе? Это даже нельзя назвать экскурсиями, ведь от одного только слова «эскурсия» тянет в сон. Скорее, знакомство со страной, который предполагает не просто пассивный осмотр достопримечательностей, но и активное участие — тот же треккинг по джунглям или управление моторной лодкой на реке.

Но все хорошее рано или поздно подходит к концу. Вот и мы через 12 дней после приезда в Варадеро отправились обратно в Гавану, где нам предстояло провести 2 дня.

Нас поселили в четырехзвездочном отеле Telegrapho, что находится в сердце исторической части Кубы. Отель, который и сам находится в историческом здании, запомнился красотой и уникальностью интерьеров. К сожалению, собственных фотографий у меня не сохранилось, поэтому иллюстрирую свои впечатления от отеля фото из Интернета.

Куба навсегда

Вид из окна нашего номера. Вот это фото уже мое

Я рада, что при подборе тура выбрала именно 12 + 2 (12 дней в Варадеро и 2 в Гаване), а не все 14 дней в Варадеро. Все же без Гаваны, без столицы с ее колоритом и роскошными зданиями 19 — начала 20 веков, пусть и изрядно потрепанными последующими годами постреволюционной жизни, впечатление от Кубы было бы неполным.

Капитолий - одно из самых узнаваемых зданий в Гаване. Сегодня в зданий располагается конгресс-центр и штаб-квартира министерства науки, технологии и окружающей среды Кубы. Кстати, это лучшее фото за всю поездку, сделанной мной на мыльницу :)

Мы с папой самостоятельно гуляли по историческому центру. Но если честно, было немного страшно. Если Варадеро — это туристическая резервация, и случайных людей там просто нет, то по улицам Гаваны бродило много подозрительных личностей, неприветливо зыркающих в нашу сторону. Некоторые из них подходили к нам и предлагали услуги разного рода или при этом звали куда-то в подворотню.

Несмотря на отсутствие ощущения безопасности, Гавана — один из самых колоритных городов в моей жизни. У нее есть собственное лицо, еще не стертое и не испорченное глобализацией.

Здание Министерства внутренних дел Кубы

Мы побывали в музее кубинского рома, узнали, из какого сырья и каким образом он производится. Главное в музее — это, конечно, возможность купить сам ром. Ром различается по степени выдержки — чем больше ему лет, тем лучше. Честно говоря, чистый ром по вкусу похож на самогон. Он хорош только в составе коктейлей — мохито, куба либре, пина колада.

Куба навсегда

И, конечно, Гавана не была бы Гаваной без подержанных американских автомобилей, оставшихся еще с тех времен, когда Куба дружила с Америкой, а американцы ездили на кубинские курорты, как к себе на дачу.

А я была бы не я, если бы не взяла очередную экскурсию. На этот раз — «Гавана Эрнеста Хемингуэя». Как известно, американский писатель прожил на Кубе много лет, и именно на кубинской земле он написал одно из своих самых известных произведений «Старик и море», за которую был удостоен Пулитцеровской премии.

Мы побывали в доме-музее писателя…

…и в его любимом баре, где попробовали его любимый коктейль — «Дайкири». Как известно, писателя нельзя было назвать трезвенником.

Так пролетели две недели, проведенные на Кубе. Страна показалась нам очень интересной, разнообразной, даже где-то непредсказуемой (чего стоят выходки урагана!). Здесь есть, на что посмотреть, чем восхититься и от чего прийти в восторг. На Кубе понравится и любителям пляжно-тюленьего отдыха (а как может быть иначе на тропическом острове, омываемого с одной стороны океаном, а с другой — теплым Карибским морем?), и тем, кому нравится гулять по узким средневековым улочкам среди пестрой колониальной застройки, и тем, кто предпочитает активные виды досуга — треккинг в джунглях, плавание с аквалангом, плавание в подземных пещерах и восхождение в горы.

Единственное, что Куба, на мой взгляд, не очень подходит для спокойного, размеренного, но скучного отдыха с маленькими детьми. А вот для дружной компании молодых людей, готовых к приключениям, — в самый раз.

Кубу нельзя назвать благополучной страной, особенно на фоне богатой соседки на севере. Но Кубу нельзя назвать и несчастливой страной. Не знаю, устраивает ли местных, что в магазинах продаются только хлеб да крупа и что совсем недавно им было разрешено иметь мобильный телефон, но выглядят они вполне довольными жизнью. Приятно удивила доброжелательность кубинцев и их открытые улыбки, пусть иногда за эти улыбки нужно заплатить немного кук.

По-моему, все туристы, бывавшие в Гаване, привезли на память фото с колоритными кубинскими бабушками

Куба хороша, но съездить еще раз на остров не входит пока в мои планы. Причина банальна — слишком дорого. Даже в Астралию дешевле слетать. Так что пусть Куба останется в моей памяти такой, какой я увидела ее в то ураганное лето 2008-го. Куба навсегда.