Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Белград — Сербия Июль 2014

Белград идеально подходит для продолжительных пешеходных прогулок. За два полных дня в городе мы увидели все основные достопримечательности столицы Сербии, не прибегая к помощи общественного транспорта или такси. Правда, однажды специально проехали весь круговой маршрут трамвая № 2, зашли и вышли на одной и той же остановке, еще раз посмотрев, уже знакомые белградские места, проникнувшись ритмом городской жизни. Впечатления первого дня можно посмотреть здесь.

Все основные интересные места Белграда находятся близко друг от друга, в городе много парков, скверов, уличных кафе, в которых можно «перевести дух». Гуляй, смотри, наслаждайся!

Небольшое лирическое отступление. Для себя я поставил еще одну задачу не только увидеть воочию must see Белграда, но подтвердить или опровергнуть некоторые стереотипы о Сербии и ее жителях, которые устойчиво сформировались в моем сознании.

Меня интересовало несколько моментов. Первый из них такой. Сербия для России особая страна, родная и близкая, близкая по вере, культуре, языку. В Сербии любят и уважают русских. Сербы благодарны России за ее поддержку в трудные времена, в далеком и очень близком прошлом. Но, наверное, чтобы сформировать собственное мнение, поэтому сложному вопросу, наверное, надо прожить в стране длительное время, поговорить «по душам» с большим количеством людей. Такой возможности у нас, к сожалению, не было. В стране чувствовал себя очень комфортно, уютно. Прогуливаясь по белградским улицам, было ощущение, что ты в каком-то крупном региональном центре, из пространств бывшего СССР. Приехал, например, в Ростов-на-Дону или Харьков, все новое, но не чужое. При этом, люди, узнав, что ты из России на шею от радости не кидались, целоваться не лезли. Были милы, приветливы, как и положено приличным людям относится к гостям. Но в прочем, такое отношение я видел и, например, в Польше или в Эстонии, о которых принято думать, что там русских не очень любят. Нет у меня собственного мнения по этому поводу, ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение я не могу.

И сразу еще одно утверждение. В Сербии все говорят на русском языке, что он второй по распространенности, после родного. Нет, думаю, это не так. Языки, конечно, очень похожи, много общих слов, если говорить друг другу медленно и четко, то да общение будет. Но, к сожалению, англо-саксонское доминирование это реальность даже во взаимоотношениях двух братских народов. В гостинице, в ресторане, и мне, с моим скромным, но уверенным Pre-Intermediate, и моим сербским собеседникам, особенно если это молодые люди, проще было общаться именно на английском.

Вернусь к прогулке по Белграду. Гуляя по центру Белграда, запланируйте обед или ужин на Скадарской улице.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Эта тихая уютная улица расположена совсем рядом и от пешеходной зоны — улицы Князя Михаила и от площади Республики. Той самой знаменитой площади с «конем» — памятником все тому же князю Михаилу Обреновичу III, у которого традиционно назначают место встречи белградцы. Это улица пешеходная зона квартала Скадарлия муниципального района Стари-Град. Улочка Скадарская знаменита тем, что из городской суеты большого города моментально попадаешь в милый провинциальный городок Для этого есть все: брусчатка, старые дома украшенные цветами и деревянные лавочки возле них, уличные фонари. Скадарская улица -это улица ресторанов национальной кухни. Вспомню названия некоторых из них: «Три шляпы», «Золотой бокал» (именно в этом мы славно пообедали), «Два белых голубя», «Два оленя». Романтично!

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

И тут еще одно лирическое отступление.

Есть утверждение. В Сербии любят вкусно и много покушать. Здесь я знаю наверняка, именно так! Опишу наш обед в «Золотом бокале», нас было двое. Во-первых, заказали мясное ассорти -одно огромное блюдо на двоих. Там было мясо на разный лад: плескавица, такаякотлета размером с тарелку из рубленого мяса, чевапчичи, много маленьких колбасок, вешалица -свиная отбивная и еще много кусочков мяса жаренного на гриле. Порция огромная, на двоих много, одному не съесть. На гарнир заказали запеченный в золе картофель и сделали это напрасно. Потому что, к мясу подали огромное количество картофеля фри, которого не было в меню, просто так принесли, как соль или перец. Хлеба также не было в меню, мы ничего про него не сказали, опять же принесли огромную миску хлебного ассорти, разные виды хлеба, очень свежего и вкусного. Заказали два национальных салата один сербский, другой шопский. В первом огурцы, помидоры, лук, болгарский перец, зелень и растительное масло. То есть то, что мы все едим дома в летний период -это оказывается сербский салат. Во втором, шопском, тоже самое, плюс натертый сыр брынза. Запивать все это надо, конечно, пивом. Всегда заказываю местное. В Сербии это было пиво, кстати, на сербском пиво называется пиво, ошибиться не возможно, под названием Jelen т. е. "Олень". Вкусно, много, еле-еле выползи из-за стола, с обещанием больше такого себе не позволять. Самое интересное счет! Ужин на двоих, в центре города, на туристической улице, в хорошем ресторане национальной кухни, что мы ели я сказал, стоил в пересчете на рубли -420 рублей! Сколь бы это стоило, например, на Старом Арбате в Москве?

Отсюда следующее утверждение. В Сербии много высоких крупных людей. Да, это именно так. Очень много рослых людей, и мужчин и женщин. Мне, с моим ростом -1, 88, было комфортно, в отличие, например, от Вьетнама. Вот только вопрос: большое количество рослых и крупных сербов и сербок, от того, что они много едят или они много едят, потому что крупные?

Что еще обязательно увидеть в столице Сербии? Конечно, это Храм Святого Саввы — один из крупнейших православных соборов в Европе.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Прочитал, что его высота примерно 90 м, площадь 91*81 м. Для сравнения площадь храма Христа Спасителя в Москве 60* 60 м. Еще данные о размерах храма: в храме одновременно могут размещаться до десяти тысяч прихожан, а алтарь по площади больше, чем вся Соборная церковь в Белграде! Центральный купол храма весит 4000 тонн. На его вершине установлен позолоченный 12-метровый крест. На остальных куполах — еще 17 крестов поменьше. Есть еще две колокольни на западной стороне церкви — это 49 колоколов различной силы и величины весом от 12 килограммов до пяти тонн. Да, собор поражает своей величественностью и масштабами.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Собор спроектирован в сербско-византийском стиле. Его строительство началось в начале XX века, в том месте, где турки-османы, порабощавшие сербские земли, сожгли мощи святого Саввы, первого архиепископа Сербии. После десятилетий долгостроя, строительство возобновилось только в конце 90-х годов прошлого века. Строительство продолжается до сих пор, внутри храма строительные леса, голая штукатурка, цементный пол. Но есть и законченные работы. Например, фреска — образ Христа, расположенная под главным куполом Саввинской церкви, считается одной из величайших росписей во всем христианском мире.

Раз речь зашла о религиозных достопримечательностях столицы Сербии, которых в городе великое множество, стоит вспомнить о Соборной церкви Белграда, которое еще имеет название Кафедральный собор Св. Михаила Архангела. Собор построили в 19-м веке, на месте старой церкви. Там находятся мощи одного из сербских королей и нескольких митрополитов, а также представителей сербской культуры.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Я говорил, что в Белграде много парков и скверов. Один из них парк Ташмайдан, тихий и уютный.

Пришли туда от дома музея Николы Тесла, известного сербского ученого и изобретателя.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

В дом-музей мы только заглянули, отметились, но экспозицию осматривать не стали, что-то она нас не заинтересовала. Зашли в парк с Белградской с простым желанием посидеть на лавочке и посмотреть на известный православный храм Св. Марка, находящийся рядом с парком. При входе стоят рядом два памятника, памятник Гейдару Алиеву,наверное, Сербию и Азербайджан связывают особые отношения и памятник сербскому поэту и прозаику Милораду Павичу.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

На территории парка есть и другие памятники, этот посвящен Дон -Кихоту, о чём, если включить воображение, можно и догадаться.

Отдохнув, заглянули в храм Св. Марка, построенный на месте старой церкви перед второй мировой войной. Храм также отличается размерами, до постройки храма Св. Саввы он был самым большим в Сербии. Построен он в стиле знаменитого средневекового монастыря Грачаница в Косово,также как и храм Герцеговинская Грачаница в Требинье (Герцеговина).

Храм известен и тем, что там находится прах средневекового сербского царя Душана IV Сильного.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

И последнее, стоит отметить и наличие в парке еще одного памятника, в память о детях, которые были убиты НАТО при бомбардировках в 1999 г. На памятнике на двух языках, сербском и английском, надпись: «Мы были просто детьми».

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Еще один страшный след известной «демократической» страны, руководимой «обладателем Нобелевской премии мира». Сразу вспомнился музей в Хошимине, одно из названий которого музей американский военных преступлений

Сколько таких следов по миру? А в Белграде их не мало, вот здание в самом центре города.

Сербия. Пешком по Белграду или крушение стереотипов

Это здание носило военное назначение. Но не стоит радоваться меткости натовских военных, другой бомбой они накрыли один из белградских роддомов.

Двухдневная пешеходная прогулка подошла к концу. Летний Белград оставил очень приятные воспоминания.

Столица Сербии, великой и близкой нам страны, со славной историей, переживающей сейчас не лучшие времена, продолжает жить. Славимо Београд!

Другие рассказы из серии "Балканский дневник":