Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была вчера 10:19

Стамбул через призму "Великолепного века" и истории любви султана Сулеймана и Роксоланы

Стамбул — Турция Июль 2014

Миллионы женщин во всем мире объединяет одна страсть. Молодые девушки и степенные матери семейств, простые посудомойки и жены олигархов в одно и то же время делают одно — включают телевизор. Смотрят они не новости и даже не ток-шоу, а сериалы — истории, рассказывающие о красивой любви, препятствиях, которые неизменно возникают на пути к ней, и, конечно, кознях и интригах разных завистников и недоброжелателей. Мужчины к женской страсти к сериалам могут относиться сколь угодно скептически, а вот ученые доказали, что хороший сериал уменьшает негативное влияние стрессов и депрессий и делает женщин более счастливыми.

Одним из наиболее популярных сериалов последних лет стал «Великолепный век» — самый дорогой и качественный сериал в истории турецкого телевидения. Действие его разворачивается в эпоху правления султана Сулеймана, которого в западной традиции прозвали «Великолепный» (в Османской империи и Турции — «Справедливый»).

Именно при Сулеймане Великолепном Османская империя, чьей преемницей является Турция, была чуть ли не богаче и могущественнее ведущих европейских держав.

Фото: описание экскурсии Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы
Фото: описание экскурсии "Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы"

В чем же секрет успеха «Великолепного века», ведь в нем можно увидеть все то же самое, что и в других подобных ТВ-продуктах, — красивых и талантливых актеров, роскошные наряды и украшения, лихо закрученный сюжет и повышенное количество убийств, что стало уже трендом?

Как объяснила моя мама, которая является большой поклонницей турецкого сериала и посмотрела его от первой до последней серии (кроме финального сезона), ей нравится, что «Великолепный век» основан на реальных исторических событиях, и это добавляет интереса к сюжетным перипетиям. А еще ее привлекает выдающаяся личность султана Сулеймана, которого можно смело поставить в один ряд с королем-солнце Людовиком XIV и королем-реформатором Петром I.

Но без любви любая история мертва. С удвоенным интересом за событиями сериала наблюдают наши соотечественницы, ведь любовью всей жизни «великолепного» султана стала Анастасия (или Александра) Лисовская, по происхождению славянка, более известная в западной традиции под прозвищем Роксолана.

В июле 2014 года нам с папой и мамой предстояло посетить Стамбул. Именно с этим великим городом и его достопримечательностями связаны исторические события в контексте сериала, и я решила сделать маме как большой поклоннице «Великолепного века» подарок и найти экскурсию на тему сериала.

Забив соответствующий запрос в Яндексе, довольно быстро я нашла именно ту экскурсию, какую мне было нужно, на сайте Tripster.ru. Особенность сайта в том, что экскурсии, представленные на нем, проводят местные жители, а их тематика может быть самой необычной и разнообразной, что куда как интереснее стандартных «обзорок». Чтобы забронировать понравившуюся экскурсию, нужно внести небольшую предоплату (можно по карте), а оставшуюся сумму передать непосредственно на месте.

Обратив внимание на многочисленные (более 50) хвалебные отзывы об экскурсии «Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы», я, не задумываясь лишний раз, забронировала ее на удобное для нас время.

Особенности экскурсии «Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы»:

• экскурсию действительно проводит местная жительница. Гала, уроженка Крыма, вышла замуж за турка и уже несколько лет живет в Стамбуле. Но она не просто «живет в Турции», Гала неподдельно влюблена в историю этой замечательной страны и свободно в ней ориентируется. На любой наш вопрос у Галы был готов развернутый, изобилующий интересными историческими фактами и деталями ответ. Кроме того, Гала очень много рассказала о современной жизни в Турции, о которой невозможно узнать за короткую туристическую поездку
Хрупкая блондинка справа - наш экскурсовод Гала. Разговор происходит у входа в мечеть Рустема Паши - визиря султана Сулеймана Великолепного
  • экскурсия проводится только для вашей группы (например, в нашем случае для трех человек), никаких «собираний» посторонних людей для сбора максимального количества денег в пользу экскурсовода нет;
  • экскурсия проходит по историческому району Стамбула, где есть достопримечательности и постройки, непосредственно связанные как с событиями сериала, так и с эпохой «великолепного века» Османской империи в целом;
  • экскурсия пешеходная, что позволяет лучше прочувствовать дух города, прогуляться по его закоулкам и увидеть то, что невозможно увидеть из окна автобуса;
Улочки Стамбула. Экскурсия Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы
Улочки Стамбула. Экскурсия "Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы"
  • стоимость экскурсии — 72 евро. Продолжительность — 3 часа, но Гала провела с нами, гуляя по Стамбулу и рассказывая о нем и, разумеется, сериале «Великолепный век», аж 4 часа.

Кому экскурсия будет интересна?

Так получилось, что в составе нашей мини-группы были: мой папа, который ни разу не смотрел сериал «Великолепный век» и с большой прохладцей относится к женским сериалам вообще; я, которая видела мельком пару серий, оценила красоту костюмов и интерьеров, но глубоко в тему никогда не погружалась; и моя мама, которая смотрит сериал «от корки до корки», знает всех героев лучше соседей по лестничной клетке, разбирается во всех перипетиях сюжета — кто кого родил, кто кого убил, кто в кого тайно влюблен, а еще понимает разницу между «шехзаде», «хасеки» и «валиде».

Я очень удивилась, узнав в ходе экскурсии, насколько мама свободно владеет историей Османской империи времен «Великолепного века» — все же сериалы тоже могут быть полезными для расширения кругозора и повышения общей эрудированности человека.

Мечеть Сулеймание. Фото: Гала

Мне кажется, что мужчинам, которые ни разу не смотрели сериал, все же будет скучновато — ну не их эта тема. Отец оживлялся только тогда, когда Гала рассказывала о жизни в современной Турции и особенностях современного турецкого общества. Когда мама и Гала начинали обсуждать какие-нибудь нюансы сюжета «Великолепного века», отцу становилось откровенно скучно.

Мне было в равной степени интересно все — и информация о сериале, связанная непосредственно с очень яркой исторической эпохой, и рассказы о турках, Стамбуле и Турции в целом.

Мама же осталась в полнейшем восторге, и экскурсия действительно стала для нее очень хорошим подарком. Они с Галой быстро нашли общий язык, имея множество точек соприкосновения по сериалу и отлично владея его сюжетом.

Окно усыпальницы султана Сулеймана Великолепного. На фото: моя мама и Гала

Вкратце опишу основные достопримечательности, осмотренные нами в ходе четырехчасовой экскурсии.

Экскурсия началась у трамвайной остановки Султанахмет, в непосредственной близости от старинной мечети Фируз-ага, построенной в традиционном османском стиле.

Стамбул через призму Великолепного века и истории любви султана Сулеймана и Роксоланы

Мы пришли немного раньше назначенного времени и могли отдохнуть в тени деревьев парка Мехмет Акиф Эрсой, названного так в честь поэта — автора слов гимна Турции.

Из парка хорошо просматриваются минареты Голубой мечети, а в фонтане, никого не стесняясь, весело плескались дети.

Встретившись с Галой, мы прошлись до главной площади Стамбула Султанахмет (Ипподром во времена Римской империи и Византии), с которой связаны как события сериала, так и события истории Османской империи в целом. В непосредственной близости от площади находятся Голубая мечеть и Айя-София, а также дворец Топкапы, где султан Сулейман любил свою Роксолану а также множество других женщин гарема

Гала сделала акцент на дворце Ибрагима Паши (на фото — справа от египетского обелиска) — великого визиря Османской империи, который достиг небывалого уровня власти и влияния, но в итоге поплатился за свою гордыню. По приказу султана Сулеймана визирь был казнен, а его имущество конфисковано.

К мечети Сулеймание, построенной по приказу султана Сулеймана, мы прошли сквозь Гранд-базар, обеспечившем в свое время не только выход Константинополя из глубокой «финансовой ямы», но и его последующее процветание.

Самый большой крытый рынок в мире был основан по приказу Мехмеда II Завоевателя, при котором случилось событие, потрясшее великие христианские державы — взятие Константинополя.

Местами улочки Стамбула напоминают Юго-Восточную Азию.

В рамках экскурсии мы не могли не посетить мечеть, которая была построена по приказу султана Сулеймана. Мечеть Сулеймание стала первой мечетью, которую мы увидели не только снаружи, но и внутри.

Гала предупреждала, что лучше для экскурсии надеть длинную юбку или брюки, а также захватить платок. Мое платье хоть и было до колена, но все же юбку (что, кстати, бесплатно, в отличие от многих католических церквей) по просьбе служителя пришлось надеть.

Купола мечети Сулеймание

Рядом с мечетью расположено мусульманское кладбище, на котором хоронили высокопоставленных особ.

Отдельные мавзолеи были построены для представителей правящей династии. А повышенный интерес и любопытство в наше время закономерно вызывают мавзолеи султана Сулеймана и его возлюбленной Роксоланы.

Кстати, Роксоланой жену султана называли только на западе. В Османской империи ее знали под именем «Хюррем», что означает «веселая». Вероятно, за легкий и веселый нрав, а также за невероятную для женщины того времени ум и способности султан Сулейман и полюбил обычную наложницу из своего гарема. Конкуренция действительно была жесткой — одной красотой султана надолго не приворожить.

Роксолане же не только удалось родить султану несколько сыновей — «шехзаде» и устранить их потенциальных конкурентов (как рассказала Гала, вся Турция плакала, когда было совершено убийство сына султана от «нелюбимой жены» — в подобную жестокость просто не могли поверить!), но и первой среди наложниц получить титул «хасеки» — любимой жены. Для Османской империи того времени это был невероятный случай — до Роксоланы султаны не женились вообще!

Вот яркий пример женщины, которая, обладая мудростью и красотой, стала той самой «шеей» во взаимоотношениях с мужчиной. Однако впоследствии возвышение положения женщин в государстве (после «хасеки-султан» наступило столетие правления матерей султанов — «валиде-султан», которые ловко манипулировали своими сыновьями и даже убивали неугодных) и предопределило падение Османской империи.

Исторические источники, кстати, не рассказывают нам, действительно ли Роксолана плела интриги и устраивала заказные убийства, как это показано в сериале. Гала несколько раз повторяла, что многое, что показано в сериале — по большей части выдумка «по мотивам», и нужно все события «делить на два».

В любом случае история любви султана Сулеймана и хасеки Хюррем (пусть и ее ослепительное декольте не соответствует исторической действительности) до сих пор является одной из самых романтичных и вдохновляющих для миллионов женщин во всем мире.

Мавзолеи султанов в Айе-Софии открыты для посещения, тогда как в Сулеймание — нет. Как объяснила Гала, из-за повышенного ажиотажа и огромного наплыва туристов их пришлось закрыть.

Поэтому сейчас нам остается только смотреть через стекло на гробы, покрытые, как это принято в исламе, зеленой материей, в которых покоятся останки знаменитой пары возлюбленных.

После Сулеймание Гала провела нас улочками Стамбула в кафе с террасой на крыше, с которой открывается великолепный вид на мечеть «великолепного султана», а также залив Золотой рог и крыши Стамбула. Без Галы мы бы никогда не обратили внимание на эту кафешку, потому что никаких особых опознавательных знаков на ней не было.

В кафе мы выпили по чашечке кофе, приготовленного по-турецки, и наслаждались дальнейшими рассказами Галы в комфортной тени зонтиков.

Мечеть Сулеймание

Также без Галы мы бы никогда не обратили внимание и не пошли бы специально в мечеть, построенную по заказу Рустема Паши — еще одного визиря султана Сулеймана, женатого на его дочери Михримах.

Мечеть не так известна у туристов, как та же Сулеймание и Голубая мечеть, поэтому народу здесь, кроме молящихся, почти нет.

Мечеть Рустема Паши примечательна прежде всего своей роскошной, на грани расточительства отделкой голубыми изразцами из Изника еще до того, как фабрика по их производству разорилась из-за необходимости выполнять заказ для мечети Ахмеда I (более известной как Голубая мечеть).

Гала обратила наше внимание на маленькую плитку с планом Мекки, выделяющуюся на нейтральном фоне цветочных и геометрических узоров.

Мечеть Рустема Паши действительно очень красивая и понравилась нам куда больше разрекламированной Голубой мечети, которую мы нашли слишком шумной и суетливой, как всякое туристическое место. А вот в мечети Рустема Паши, гораздо меньшей по размеру, но не менее роскошной, было мало туристов, зато большое количество местных — мы как раз застали время начала молитвы.

Закончилась наша насыщенная четырехчасовая экскурсия у Новой мечети, или мечети «матерей султана». Под конец экскурсии я уже начала понимать различия между всеми этими «валиде» и «шехзаде» :)

Если покормить голубей у Новой мечети, то ваше желание обязательно сбудется

Итоговое впечатление

• Могу порекомендовать эту экскурсию не только поклонникам одного из самых ярких сериалов современности, но и всем, кому интересна история Стамбула эпохи расцвета могущества Османской империи и связанные с этим периодом достопримечательности. Даже если вы толком не смотрели сериал, как я, то вам все равно будет интересно — Гала, автор экскурсии, владеет просто огромным объемом разнообразной информации. Однако если вы совсем ничего не знаете про сериал, то, думаю, все же лучше выбрать экскурсию на другую тему.
  • Экскурсия получилась настолько разноплановой, что мы многое узнали как о непосредственно «Великолепном веке», так и о современной жизни Турции. На самом деле было интересно узнать, что в турецких школах, например, почти не изучают историю Османской империи (по идеологическим соображениям — отсчет истории начинается с революции младотурок, покончивших с «проклятым наследием». Ничто не напоминает?), и для многих «Великолепный век» стал настоящим открытием истории своей родной страны, а также о том, что спонсором сериала является крупный ювелирный бренд, поэтому у актрис такие роскошные и глубокие декольте, что совершенно не соответствует исторической действительности.
  • В рамках экскурсии в сопровождении Галы мы посетили несколько исторических достопримечательностей. В принципе достаточно ограничиться только этой экскурсией, так как информации от Галы более чем достаточно. Кроме того, Гала в конце экскурсии ответила на все наши вопросы и проконсультировала, куда лучше поехать на шопинг. Мы последовали ее совету и не пожалели.
  • Гала поделилась с нами хорошей новостью — планируются съемки полнометражного фильма по мотивам сериала «Великолепный век». Так что, дамы и господа (особенно дамы!) экскурсия «Великолепный век. Правдивая история султана Сулеймана и Роксоланы» не потеряет своей актуальности:)