Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Соловецкие острова — Россия Июнь 2014

Каждый, выбрав для посещения Соловки, едет на «крайсветные» острова за чем-то своим: одни стремятся поклониться святыням и отстоять службы в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, другим важно воочию проникнуться историей Соловецкого лагеря особого назначения, а кто-то хотел бы окунуться в мир северной природы и открыть для себя грани нового, неизведанного и, порой, мистического мира. «Соловки — это холст, сотканный из духовной силы и телесной слабости, человеческой радости и вселенского горя, силы воли и предательств, красивой лжи и уродливой правды, шипения прибоя и неповторимых закатов, серебристых рыб и шелеста крыльев. Он прошит корнями вереска и лучами солнца, покрыт снегом и высвечен северными сияниями, сдобрен кровью, водкой и дождями. Полощутся Соловки на беломорских ветрах, переливаясь всеми красками жизни, и шелестят свои истории всем, кто хочет их услышать." Это вступление к путеводителю, написанному нашим гидом Олегом Кодолой, наиболее полно характеризует многогранность истории и природы Соловецкого архипелага.

На Соловки трудно собраться, а добраться, вопреки сложившемуся мнению, легко: можно доехать на поезде до станции Кемь, далее 2 часа по морю на катере, либо, не пожалев денег, оплатить круиз на теплоходе из Москвы или Санкт-Петербурга. Те, кто экономит время или боится качки, летят самолетом из Архангельска (в поселке Соловецкий есть аэродром). А жизни моей мамы был такой интересный эпизод. В июле 1970 года она в составе группы студентов — походников, направилась к Соловкам по Онежскому полуострову. За 10 дней пешего перехода по тайге, включая две дневки, они преодолели намеченный маршрут протяженностью около 150 км (Онега-Тамица-Кянда-Нижмозеро-Уна-Красная гора-Пертоминск), затем сели на рейсовый теплоход, шедший на Соловки из Архангельска. И вот святые и мрачные Соловки снова манят, как неприступные горы, которые многих притягивают, но не каждый решается покорить их.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Итак, вкратце о нашем путешествии. Минуя все подготовительные и организационные моменты, изложенные здесь https://www.tourister.ru/responses/id_9354, проведя сутки в поезде и переночевав в гостинице Рабочеостровска, ранним июньским утром мы взошли на борт катера «Василий Косяков». Утро выдалось хмурое, холодное и ветреное. Набрав положенный максимум пассажиров (числом 100 человек), катер под размеренное урчание двигателя медленно отчалил от берега. Я предполагала провести два часа морского перехода в пассажирском отделении в состоянии сомнамбулы, тщетно пытающейся договориться с вестибулярным аппаратом. Однако, к моему удивлению, несмотря на выход в открытое море, качки на этот раз совсем не наблюдалось. Пассажиры (из числа «непродуваемых») стояли на корме, угощаясь горячим чаем с пончиками из судового буфета. Те же, кто понял, что недооценил северные широты, ринулись в судовой магазинчик, так кстати предлагающий всю необходимую экипировку (теплые свитера, шапки, шерстяные перчатки). Наиболее холодоустойчивые пассажиры, прихватив хлеб, поднялись на палубу, следуя громким и призывным крикам беломорских чаек. Вот где разыгрывались нешуточные страсти.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Картина, надо признаться, не для слабонервных! Наблюдая ее, «в пух и прах» разбивался сформировавшийся нежный образ изящной белой чайки, безмятежно парящей в небе… С диким криком, дерзко и агрессивно, затевая в воздухе драку из-за лакомого кусочка, пернатые охотницы жадно выхватывали хлеб массивным желтым клювом прямо из рук изумленных пассажиров. Под громогласный гвалт негодования стаи, наиболее смелые и находчивые добытчицы, совершая крутой вираж, сливались с цветом морской волны и исчезали из поля зрения.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Эти захватывающие сценки повторялись десятки раз, пока у народа не закончились запасы угощения. Наблюдение за чайками позволило нам скоротать время морского перехода. Изрядно окоченевшие туристы забрались обратно в теплый пассажирский салон. Я же не могла позволить себе пропустить встречи с долгожданными Соловками. Сильный встречный ветер выдувал из тела все тепло, несмотря на почти зимнюю спортивную экипировку. По мере приближения к Соловецкому архипелагу погода улучшалась. Солнечные лучи, преодолев уже не такую плотную завесу облаков, падали на морскую поверхность и придавали волнам белесовато-свинцовый оттенок, оправдывающий географическое название моря.

И чем отчетливее на горизонте становились главки Соловецкой обители, тем сильнее и жестче ветер хлестал лицо, наполняя глаза слезами и сковывая с напряжением сжимающие фотоаппарат пальцы. Наверное, так и надо добираться на Соловки, пройдя испытание дорогой, с лишениями и отсутствием комфорта, отдав себя во власть северных широт, чтобы силы природы выветрили и очистили по дороге душу от лишних, порой надуманных, треволнений, оставив все заботы позади.

Конечно же, знакомство с Соловками следует начать с центрального комплекса Соловецкого монастыря. История монастыря уходит своими корнями в середину 16 века, к основателям соловецкого монашества преподобным Савватию и Герману, монаху Зосиме. Однако духовным, хозяйственным и военным центром Поморья Соловецкий монастырь стал при игумене Филиппе (Фёдоре Колычеве). Уникальна личность Фёдора Колычева и его новаторские способы организации монастырского хозяйства. Именно при нем были построены каменные храмы (Успенская церковь, Трапезная и Келарская палаты, объединенные в один ансамбль, Спасо-Преображенский собор), и по сей день являющиеся украшением Соловецкого монастыря.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

В конце 16 века монастырь был обнесен валунной крепостной стеной, одной из крупнейших в России. Общая протяженность стен крепости — 1200 м, высота — 11 метров, башен — 17 метров. Остается только удивляться каких невероятных усилий требовала установка ряд за рядом этих массивных валунов, самый крупный из которых достигает в длину 7 метров и весом порядка 10 тонн. Возводили монастырскую стену 12 лет в общей сложности более 3000 человек: иноки, трудники, стрельцы. По земляной насыпи камни закатывали на стену, обвязывая веревками и вставляя для рычага жерди. Скрепляли камни и кирпичную кладку таким известковым раствором, над которым время (500 лет!) не властно.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Соловецкий летописец второй половины 16 века инок Досифей так описывает крепость: «Город или внешняя монастырская крепость взорам приезжающих представляет редкое и поражающее зрелище, и есть странное произведение грубой натуры, неправильного зодчества, и естественной в высокой степени механики. Стены взгромождены из неотесанных серых камней, коих величина по взъему и положению их на место в людях, не знающих силы механизма, рождает удивление».

Также при игумене Филиппе на острове прокладываются дороги, обустраиваются гавани. Наряду с солеварением развивается кузнечное дело и рыбная ловля. Соловецкие острова — озерный край, в котором насчитывается более 500 озер. Одним из выдающихся трудов игумена было создание системы каналов, соединяющих на острове 52 озера и подведение пресной воды к монастырю, сооружение специальной дамбы для работы водяных мельниц. Действительно Филипп Колычев — одна из самых ярких личностей в истории Соловецкого монастыря, при которой монастырь достиг величия и расцвета.

Еще до революции монастырь располагал собственным флотом (перевозка паломников и рыбный промысел), на Соловках была сооружена 3-х этажная гостиница для приема паломников, построены первые на Севере гидроэлектростанция и радиостанция. Известно было об успехах в тепличном хозяйстве, выведении молочных пород скота…

В один из тихих солнечных дней нам предложили лодочную экскурсию по озерно — канальной системе Большого Соловецкого острова. Сели по 5 человек в лодку и поплыли по так называемому «малому кругу» — 5 озер, соединенных каналами. Мужчины нашей мини-группы распределили между собой роли рулевого и гребца, предоставив женщинам возможность наслаждаться прогулкой на воде и любоваться открывающимися пейзажами. Следуя указателям, расставленным по берегам, мы перемещались из озера в озеро. Выложенные камнем каналы были настолько узки, что гребцам приходилось сушить весла и с усилием орудовать одним веслом, стоя на носу лодки и преодолевая сопротивление волны и встречного ветра с озера. Ранее лето не позволило любоваться цветущими кувшинками, но сквозь прозрачную воду уже проглядывали тянущиеся к свету их маленькие головки.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Наконец, я дождалась возможности более полно познакомиться с уникальной природой Соловков на экологической экскурсии по акватории «внутреннего моря» Соловков — Долгой губе на вместительном моторном деревянном карбасе, построенном по монастырским чертежам. В процессе экскурсии предполагалось посетить знаменитую Соловецкую дамбу, соединяющую через морской пролив Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма. Наш экскурсовод Владимир, также входящий в гильдию независимых гидов, с 1984 года занимавшийся добычей водорослей на островах, хорошо знаком с местной флорой и фауной. Ни на минуту не оставлял он нашего внимания. С любовью к краю рассказывал он о природе Соловецких островов, особенностях Белого моря и его обитателях, обращая наше внимание на встречающиеся по пути виды: красноклювых куликов на прибрежных валунах, стай гагар, белохвостого орлана, вездесущих чаек, на мелководье -множество водорослей, морских звезд и иных форм жизни.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

С особенным вниманием мы слушали рассказ Владимира о процессе добычи и переработки царицы беломорских водорослей — ламинарии. И о не менее полезных свойствах фукуса — водоросли с гроздьями плодов, напоминающих рыжие огурчики-корнишоны. О государственном стимулировании в советское время производства медицинских препаратов из водорослей: йода, препаратов для выведения солей тяжелых металлов для чернобыльцев и др.

Сильнейшее впечатление произвела Соловецкая дамба, соединяющая Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма. Грандиозная валунная дамба построена в 1859–1866 годах. Длина ее составляет около 1 км. С ее возведением значительно упростился процесс сельскохозяйственного использования этого острова, располагавшего богатыми пастбищами.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Кроме того, дамба является мощным природным ингалятором. В период морских отливов оголяются плантации морских водорослей. Под действием солнечных лучей из водорослей испаряются в атмосферу полезные фитонциды, благотворно влияющие на органы дыхания, снимающие проблемы астматического характера.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Заканчивая познавательную экскурсию, Владимир пообещал устроить нам настоящий пикник с дегустацией беломорских мидий. Места надо знать! И вот мы заплываем в тихую заводь. Большие колонии мидий темными пятнами занимают почти всю поверхность песчаного дна.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Вооружившись большим сачком, наш гид ловким движением зачерпнул пару-тройку раз и небольшая кастрюлька заполнилась опутанными тиной крупными раковинами. Уже на берегу, на рыбацкой стоянке, мы развели костер и на специально заготовленным для этих целей металлическом листе приготовили их под разговоры о рецептах этого деликатеса у средиземноморских народов. Кстати пришлись заблаговременно припасенные лимоны. Поверьте, пикник удался на славу!

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Через два дня, впитавшие в себя атмосферу Большого Соловецкого острова и почувствовав себя почти местными аборигенами, мы с девчонками, также приехавшими из Москвы, решили взять велосипеды в прокат, чтобы исследовать юг острова. Решено было взять направление на самый южный мыс Печак (расстояние от монастыря около 8 км). По дороге нам повстречалась юная художница, рисовавшая «натуру»: коров, картинно расположившихся на отдых прямо на берегу бухты Благополучия, аккурат напротив Святых ворот монастыря. Картина, прямо скажу, пасторальная!

Соловки — духовная твердыня Беломорья

Дорога на мыс ведет вдоль берега моря. Поначалу колеса вязнут в золотистом глубоком песке. Едем неспеша, любуясь изрезанной прибрежной полосой, вечерними лучами солнца, проникающими сквозь листву деревьев, преодолевая каменистые берега речушек, то и дело преграждающие путь. Постепенно дорога углубляется в густой хвойный лес, выстланный плотным ковром ягодника. Появившийся указатель предлагает нам временно отойти от маршрута и свернуть к берегу: осмотреть Переговорный камень с высеченной на нем по приказу архимандрита Александра памятной надписью о случившемся в 1854 году военном конфликте между монастырем и с двумя фрегатами английского флота.

Соловки — духовная твердыня Беломорья

К сожалению, до крайней южной точки острова нам не позволили добраться еще не подсохшие по весне заболоченные участки и бездорожье. Но придет время, и я когда-нибудь обязательно доберусь до мыса Печак, как и до мыса Белужьего, и до Реболды. И еще множества запрятанных в различных уголках острова заповедных мест.