Турист Виктория Игошина (Viktorija_Igoshina)
Виктория Игошина
была 1 марта 2016 9:23

Стамбул — Турция Август 2013
Cтамбул — город для принцесс!

Сегодня я хочу поделиться своей поездкой в Стамбул. Так получилось, что именно Стамбул был первой поездкой за границу после долгого перерыва и именно там я впервые начала делать «путевые заметки», а потом уже не смогла остановиться.

Если говорить о нем в двух словах, то Стамбул для меня город, в котором я чувствую себя принцессой. Почему? Я тоже какое-то время искала ответ на этот вопрос, общалась с другими путешественницами и оказалось что многие чувствуют что-то подобное. То ли так работает «Византия», то ли численный перевес на улицах мужчин, то ли бархатные взгляды турок и сладкие речи, то ли таящая во рту пахлава… думаю все и сразу. Это город-сказка! К тому же, это город такого количества впечатлений, красок, вкусов, такой высокой их концентрации, которой я не встречала нигде в Европе.

Стамбул «пробуждает» того, кому надо пробудиться и успокаивает и умиротворяет того, кому нужен мир и спокойствие. Он отвечает нашим запросам, он дышит и живет с нами в ритме. Так случилось, что я была в Стамбуле дважды (пока еще!) с разницей в два месяца — 5 дней, насыщенных экскурсиями в конце августа 2013, и сутки, когда возвращалась из своего путешествия «Месяц в Европе», Стамбул был городом долгой пересадки. Кстати, на заметку самостоятельным путешественникам. Я пришла к выводу, что билет с длительной пересадкой в 20 и более часов гораздо интереснее, чем билет с 2–3 часовой пересадкой — это отличная возможность вдохнуть аромат еще одного города, провести ночь в еще одной стране и получить дополнительные впечатления.

Так как мои поездки во многом строятся на отзывах других людей — я спрашиваю своих друзей, клиентов и знакомых — Куда бы они пошли, снова приехав в этот город? Где бы покушали? И Что попробовали и обязательно привезли с собой? И даже кого бы снова увидели?, то мой отчет на этом и будет строиться. Уверена, я видела только очень небольшую часть этого чудесного города, поэтому если ваш личный список «must do» этого города значительно шире, вписывыйте в комментариях — это очень интересно!

По правде сказать когда я собрала первую информацию по поездке мне казалось, что всего так много, что я могу просто не успеть все попробовать и везде побывать. И в общем это было верное ощущение) У нас было 2 полных дня с частным гидом, который нам тоже достался по рекомендации, пешая и автомобильная экскурсия, один день — на черном море, один — на островах мраморного моря. Остальное время — прогулки, походы, встречи. Этот отчет еще так важен для меня, потому что тему Стамбула в своей жизни я пока считаю не раскрытой как минимум до тех пор, пока мы не поедем туда в Фототур или не устроим Девичник в Стамбуле. Об этом я обязательно расскажу в конце подробнее, а сейчас — город контрастов каким он предстал передо мной!

«На районе»…

Район Таксим. Место, где мы жили, заслуживает особого внимания. Когда я ехала в Стамбул, друзья предупреждали: ходи только по туристическим улочкам, не сворачивай в незнакомые переулки, не лови такси на улице, не улыбайся местным….Так вот на такой самой улочке, а даже в таком районе мы жили. Добраться туда удобнее всего было как вы вероятно уже догадываетесь на такси и улыбались мы нашим гостеприимным соседям постоянно особенно оттого, что на английском никто не говорил и продукты мы покупали, общаясь знаками и улыбками.

До «большой» улицы надо было идти минут 20 пешком, никто не говорил по-английски и для соседей мы были «диковиной», на которую дети собирались посмотреть. В довершение картины вокруг было много разрушенных зданий — последнее землетрясение причинило много вреда, а государство не восстанавливает то, что в частной собственности. В районе собственники квартир в основном были греки и итальянцы.

Много детей, много настоящих чайных и забегаловок, где сидят только мужчины, ночью шумно: то свадьба, то просто гуляют. В общем рай длая самостоятельного путешественника. К тому же, мы были своего рода достопримечательностью в своей квартире. Каждый вечер заходили в один и тот же магазин, хозяин которого потом звонил нам в дверь и что-то приносил еще, или говорил закрыть окна и балконную дверь, чтобы было безопаснее спать (это все он объяснял мимикой и жестами с двумя-тремя словами, которые переводил через телефон).

И если первым впечатлением от места, куда нас привез таксист, был шок, от которого мы, четыре женщины в стране с другой культурой, просто начали хохотать, стоя у непонятного дома с непонятным адресом, то в первый же день после экскурсии, вернувшись из центра «на район», куда наша гид побоялась идти, мы вздохнули спокойно. Вот настоящий, не туристический Стамбул и мы в нем живем! Да, он разный. И побогаче, и победнее, но настоящий — без туристов и ресторанных зазывал. Он живой!

Кухня

«Женщины едят за разговорами, мужчины разговаривают за едой» (Малькольм де Шазаль)

Стамбульская кухня ― без нее поездка в этот «храм еды» не возможна!

Турецкая выпечка ― выше всяких похвал! Таящая во рту, нежная, воздушная… ммм… Лучшая ― в нетуристических местах как и все в Стамбуле. Чтобы распробовать вкус все должно быть уместно и своевременно.

Так Ачма, Погача и Су Берек с горячим чаем в местной кафешке — классический турецкий завтрак особенно в нашем районе, где седой турок каждую разрежет для удобства на равные четыре части и непременно даст что-то с собой.

Cтамбул — город для принцесс!

Симит (бублик) может показаться сухим и безвкусным в жару и в сухомятку и раскрыть свой вкус теплым осенним днем вместе с глотком горячего салепа. Пахлава ― везде разная и самая вкусная была в Шиле ― на закате с видом на море, а потом осенью в бывшем русском квартале Стамбула, в самой невзрачной забегаловке и в компании чудесной Олеси, о которой я еще расскажу.

Cтамбул — город для принцесс!

Жареная рыба ― такая знакомая по черному морю барабулька, скумбрия и много-много другой. Balik Ekmek ― скумбрия в булке ― один из лучших фаст-фудов города и не только. Мой первый был съеден на Принцевых островах.

Самая вкусная и запоминающаяся ― свежевыловленная дорада в азиатской части, когда ты видишь ее еще плещущейся с пирса и вот уже она у тебя на тарелке

Cтамбул — город для принцесс!

Турецкий чай, в который мы безоговорочно влюбились!

В один из дней мы встречались с нашим хозяином квартиры и его другом и пили чай в одной из старейших чайных у Галатской башни. Вели разговоры про Россию и распад СССР ― это то, что интересовало их, и про фильм «Великолепный век»-то, что интересовало нас.

«Мы не любим фильм Великолепный век — Почему? — Султан большую часть свой жизни проводил на войне, а по фильму он все время с женщинами»…)

Cтамбул — город для принцесс!

А вот турецкий кофе лично меня не впечатлил, хоть и был привезен друзьям как вкусный подарок!

Пишмание /cotton candy ― классическая сладость легендарного происхождения. Вкусная до невозможности!

Лукум. Для меня ― непременно купленный на рынке с хорошей скидкой. Разный ― самый простой с сахаром, запеченый и с медом и разнообразными соками, ягодами и орехами. За сутки пребывания в Стамбуле мой чемодан из Европы набрал с 17 кг до положенных 23 почти одним только лукумом. Мои фавориты ― барбарисовый с кислинкой, апельсиновый и обсыпанный лепестками засушенных роз с фисташками.

Cтамбул — город для принцесс!

Каштаны ― невероятно сладкие и даже почти сочные в сезон (осень), но совершенно сухие и безвкусные летом и соки, которые делают прямо на улице. Сладкий апельсиновый, терпкий гранатовый (лучше брать его в сезон спелых гранатов, что тоже осенью)

Перечитывая свои путевые заметки замечаю, что в Стамбуле все переплетено с едой. Хотя чему я удивляюсь ― государство с культом вкусной еды несет многое посредством этого вида наслаждения)

«Обжигающий Salep и хрустящий Simit в сердце города контрастов…. облетающая осенняя листва и теплое солнце… на пересечении двух культур, между храмом София и Голубой мечетью. Площадь, на которой соединяются противоположности, европейки в шортах и полностью закрытые мусульманки, и их объединяет хруст симита и аромат салепа» Октябрь, 2013

Море

Когда мы ехали в Стамбул, то уже знали ― это нам не Барселона с доступными пляжами и пригодным для купания морем в черте города. Но желание «увидеть море» было сильнее всех ограничений.

Мраморное и черное ― вот два доступных варианта, оба из которых были испробованы!

На черное море мы поехали в местечко Шиле (Sile) — в 2х часах езды от центра Istanbul. Шиле оказалось тем местом, где отдыхают сами турки с семьям ― протяженный песчаный пляж и много солнца. Чтобы добраться туда мы сначала преодолели расстояние на пароме между европейской и азиатской частями, а потом ехали полтора часа на пригородном автобусе, но это стоило того!

Cтамбул — город для принцесс!

Второй день мы решили посвятить Мраморному морю и Принцевым Островам и с точки зрения морского отдыха это был полный провал. Мы высадились на cамом большом из 4х адаларских островов и встретили дорогие, заполненные людьми пляжи с водой не располагающей к купанию.

Зато какие инжиры, какой белек и какие чудесные виды были на острове!

Cтамбул — город для принцесс!

Конечно поездка в Стамбул ― это не морской отдых, но если вы все-таки как мы захотите провести день на море, то я бы рекомендовала именно Черное. А на Принцевы острова лучше ездить гулять, наслаждаясь отсутствием машин, на которых там запрещено передвигаться, красивыми видами, вкусной едой и свежим морским бризом!

Достопримечательности

Стамбул ― популярный и излюбленный туристами город, поэтому если вы любите тишину, уединение и возможность «почувствовать» место и совсем не любите толпы и очереди ― то вставать лучше рано и приходить к открытию тех мест, в которых хотите побывать. В большей степени это относится к таким популярным и расположенным в самом центре местам как София, Голубая Мечеть и Цистерна.

Этот город удивителен тем, что в нем постоянно погружаешься в прошлое и для меня он открывался совсем не мусульманским, а скорее Византийским….тем самым Константинополем, с которым так многое связано в нашей истории.

Cтамбул — город для принцесс!

Впечатление произвел замок Yedikule и Золотые Ворота. Главный въезд в город и крепость, защищающая его, ворота, к которым еще князь Олег прибивал щит…. Тюрьма, пыточная….Казалось там ходят призраки, ведь это место хранит совсем не радужные воспоминания

Cтамбул — город для принцесс!

Музей Карие с мозаиками и фресками, повествующими о житии Богородицы и Иисуса. Монастырь-мечеть-музей — многовековая и удивительная история, дошедшая до наших дней, погребенная когда-то под слоями штукатурки и воскресшая в своей красоте и неповторимости. Мозаики, которым нет равных, место, красоту которого хотелось увезти с собой.

Cтамбул — город для принцесс!

Но по-настоящему неизгладимое впечатление произвела на меня и нашу небольшую женскую группу церковь Богородицы во Влахернах ― уголок православия в мусульманском мире с невероятной иконой Богородицы, а точнее оставшимся от нее окладом и святым источником.

Cтамбул — город для принцесс!

Удивительной, совсем европейской частью нашего второго экскурсионного дня по азиатской части был дворец Кучуксу касры прямо на берегу Босфора, куда привезла нас наша гид. Мы даже застали там свадьбу!

Cтамбул — город для принцесс!

А вот Софий мы посетили две. AyaSofya малая — действующая мечеть, в которую я обязательно загляну в следующий раз за ее атмосферу и чудесную чайную прямо у стен.

Cтамбул — город для принцесс!

AyaSofya большая — музей христианско-мусульманской культуры, сочетание несочетаемого, сплетение легенд и мифов, веры и поверий. Для посетителей место для загадывания желаний — центр под куполом — помечено крестиком)

Cтамбул — город для принцесс!

Утром последнего дня мы поехали в Цистерну Базилики прямо к открытию и потом устроили прогулку по парку Гюльхане и это стало чудесным завершающим штрихом о городе.

Cтамбул — город для принцесс!

Конечно было еще много удивительных и интересных мест и прогулок: мы смотрели на город с крыши высотных зданий и гуляли вечером по почти парижскому району у Галатской башни, мы пили чай на набережной и кормили чаек, ужинали под Галатским мостом и всматривались в огни этого ночного города. Гуляли по Топкапы, разглядывая красивейшие глазури стен гарема и соприкасаясь в прямом и переносном смысле с этой необыкновенной атмосферой. Мы ходили по рынку, торгуясь и выбирая самое вкусное и интересное, ели тянущуюся «дундурму» и просто гуляли по этому городу, знакомясь с его порядками и нравами.

Cтамбул — город для принцесс!

«Комплекс принцесс» или почему все турчанки считают себя достойными любви и восхищения

А вот тема, достойная отдельной главы в моем повествовании. Еще в первый день нашей экскурсии по городу наш гид подкинула мне интересную мысль для исследования. «Турчанки в большей массе своей коротконогие некрасивые девицы, но все мнят себя принцессами. У них «комплекс принцесс!» — сказала она слегка раздраженно, ссылаяся на своих белокурых длинноногих дочерей, которые по ее мнению гораздо привлекательнее и интереснее. Именно этот «комплекс принцесс» совместно с моим ощущением себя принцессой через полдня пребывания в этом городе мне и хотелось исследовать и разобраться ― почему так? Почему русские красивые девушки приезжают заводить не всегда достойные романы с турецкими мужчинами (об этом сразу напомнили две «красотки в мини», спускающиеся уже нетрезвыми по прилету в Ататюрк и знакомящиеся на ходу с мужчинами). Не осуждая их поведение, хочется спросить — «Почем они не считают себя достойными другого отношения к себе?» Думаю нелицеприятные истории о турках как о мужчинах слышала не только я…. И я наблюдала: за общением турецких девушек с мужчинами, за семьями, за людьми на улицах.

Меня поразило как общаются с маленькими девочками их папы, когда на пляже в то время как мамы сидят подальше от воды, они купают их, играют с ними и главное знаете что? Они разговаривают, улыбаются и смотрят им в глаза. Казалось бы такая малость, но этот «бонус» турецких мужчин покоряет многих ― они смотрят в глаза и всегда говорят женщине комплименты независимо от того 3 ей года или 53, 34 она размера или 50 го. Эти девочки с детства привыкают к мужскому вниманию, они знают, что оно будет всегда и с этой верой идут по жизни и чувствуют себя вполне замечательно, скрывая свое тело от чужих взглядов, общаясь с мужчиной на расстоянии и оставаясь «принцессами», позволяя мужчинам проявлять себя рядом с ними.

Лично мне всегда хочется в Стамбуле одеть яркое макси и шарф на голову ― я всегда мимикрирую под среду где нахожусь. Может поэтому меня везде принимают за «свою». В один из дней я одна шла по галатскому мосту ― в бирюзовом платье, очках и с ярко-оранжевым платком на голове и репортер местного телевидения предложил мне как жительнице города ответить на пару вопросов. И конечно он отказывался верить, что я не турчанка, а тем более ― что я русская)

Эпилог

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс)

Стамбул — удивительный город! Уловить свою связь с ним не так то и сложно. Глубокая история наших предков очень переплетена и если чувствовать этот город, то можно обнаружить ту память о нас самих, что покоится в нем. Это город, в котором встреча с собой происходит одномоментно, когда вдруг подступают слезы или невозможно сдержать улыбки, будто он знает о нас что-то особенное и хочет, чтобы мы тоже это узнали!