Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была 23 апреля 21:32
Purity

Многоликая Шри-Ланка. Ч. 4. Дорога на Нувара Элию: там, где легенды соприкасаются с реальностью

Элла, Бандаравелла — Шри-Ланка Май 2014

Дорога из Тиссамахарамы до Нувара Элии неблизкая, но интересная. По пути в высокогорную столицу цейлонского чая можно сделать, по меньшей мере, три фотопаузы потому, что места, по которым Вы будете проезжать, — не только красивые, но и легендарные.

Водопад Ravana Falls.

Итак, первая остановка будет у живописного водопада Ravana Falls (иногда на картах он обозначен и как «Ravana Ella»).

Этот бурный водный поток считается одним из самых широких водопадов острова

Свое название Равана Фоллз получил благодаря древнеиндийскому эпосу «Рамаяна» («Сказание о Раме»). За потоками водопада скрывается пещера, где, по одному из предположений, легендарный десятиголовый демон Равана скрывал похищенную из Индии царицу Ситу.

Водопад очень большой, красивый и находится прямо у дороги. Миновать его, не заметив, просто невозможно. Тем более, что возле него обильно кучкуются разнообразные туристы, коробейники и обезьянки.

Индуистский храм Seetha Amman Temple.

Вообще, право считаться ланкийским узилищем царицы Ситы оспаривают несколько мест. Среди них — небольшой пятачок на берегу горной речушки Сита Ривер, где, в конце 90-х годов XX в., был возведен маленький, но очень симпатичный храм Ситы Амман.

Часть верующих полагает, что именно в этом месте Равана оставил похищенную им жену Рамы раздумывать над предложением руки и сердца, и именно отсюда Ситу вызволил обезьяний бог Хануман.

На картине: Рама (голубой человечек), справа - Сита, слева - брат Рамы - Лакшман, у ног - обезянобог Хануман.

Как и водопад Равана Фоллз, храм Ситы Амман также невозможно проехать, не заметив.

Его «башенки», сплошь покрытые изящными, резными фигурами, возвышаются над обочиной дороги, привлекая внимание путешественников

К сожалению, внутри святилище производит менее восторженное впечатление: оно довольно-таки обшарпано

и доступ к алтарям затруднен

В крохотном дворике храма растет дерево, увитое цветными ленточками

А у подножия — протекает горная речушка Сита Ривер,

на одном из берегов которой отчетливо видны следы. Считается, что их оставил бог Хануман, вызволявший Ситу из плена:

Среди плюсов храма Ситы Амман могу назвать следующие:

1. Несмотря на легендарность святилища, в нем удивительно мало посетителей. В основном, женщины, для которых Сита (и богиня Лакшми, которую она воплощает) является заступницей перед высшими божествами (аналог нашей Божьей Матери, как я понимаю);

2. Отсутствие фиксированного размера пожертвования за возможность посещения храма. Жертвуй, сколько сможешь, высокой ценой руки выкручивать никто не будет;

3. Необыкновенно порадовала лояльность дресс-кода: заходи в чем пришел, только тапки сбрось у входа. Все.

Пещерный храм Dowa Temple.

Пещерный храм Дова также считается легендарным, правда, в отличии от Равана Фоллз и Сита Амман Темпл, его легенды связаны не с индуизмом, а с буддизмом и политической историей острова.

Считается, что в пещере, где сейчас располагается храм, в 1 в. до н. э. скрывался от преследований тамильских узурпаторов легендарный сингальский царь-освободитель Валагамба.

Чтобы не скучать во время добровольного заточения, царь-изгнанник решил освоить резьбу по камню и, как результат трудов своих праведных, оставил на память потомкам гигантскую 12-метровую статую Будды, высеченную прямо в скале

А пещера, в которой он жил, впоследствии стала буддистким храмом Дова. Сейчас здесь хранится небольшая коллекция образов Будды, и-за чего Дова Темпл иногда называют «маленькой Дамбуллой».

С дороги храм заметить не просто, видна одна только дагоба:

От дагобы начинается лестница, которая круто ведет вниз, под горку:

На небольшом пятачке расположились священное дерево Бо и небольшая пристройка-вход в храм

У дверей — традиционно — возвышаются индуистские боги-охранники:

Вестиблюль очень ярко украшен.

Возле арки входа, ведущей во внутренние помещения, расположилась группа из индуистских божеств: нагараджей (полулюдей-полузмей, стерегущих вход в подземный мир), сингальских львов и традиционной композиции под названием «макара-торана».

Ее составляют мифические чудовища макары — существа с пастью крокодила, хоботом слона, телом рыбы, лапами льва и хвостом павлина; киртимуха — рожа с раззинутой пастью — и боги-охранники, восседающие на спинах макар (к сожалению, киртимуха и боги-охранники в кадр попали лишь частично).

Кстати, я все-таки выяснила, почему в буддистких храмах так много индуистских божеств! Знакомая ланкийка объяснила мне это так: «Дело в том, что Будда НЕ ПОМОГАЕТ нам. Он объясняет нам КАК правильно жить, чтобы достичь нирваны, но в случае беды помощи от него не дождешься, поэтому за советом и подмогой мы обращаемся к индуистким богам» Получается, что грань, отделяющая буддиста от индуиста настолько тонка, что иногда отсутсвует вообще???

Миновав арку, попадаешь в квадратную комнату с одинаковыми изваяниями и изображениями Будды:

Из нее ведут два выхода. Один — в пещеру под скалой, где в застекленных нишах возлежат два изваяния Будды,

а потолок — расписан цветами лотоса

Второй вход ведет в помещение-пристройку, чьи стены расписаны яркими картинками на сюжеты из истории ланкийского буддизма

В одном из его углов расположилась скульптурная группа: Будда со своими любимыми учениками Сарипуттой и Могалланой (синий человечек справа)

Вообще, нам этот храм очень понравился: он малолюден и тих. В нем чувствуется какой-то особенный покой и миротворение, присущие местам, святым по сути своей, не зависимо от религиозной принадлежности.

Справочная информация.

Координаты достопримечательностей на карте Гугл:

Водопад Равана Фоллз: 6.903876, 81.051788

Буддистский храм Дова: 6.856563, 81.022098

Индуистский храм Ситы Амман: 6.933215, 80.810493

Да, чуть не забыла предупредить. Если в строке поиска на гугловских картах Вы введете Seetha Amman Temple, местоположение объекта Гугл обозначит верно (6.933215, 80.810493), но надпись у точки будет ошибочная — Sri Bakhta Hanuman Kovil (храм бога Ханумана) вместо Sri Seetha Amman Kovil (храм Ситы Амман). Ситуация усугбляется еще и тем, что храм бога Ханумана тоже существует, только находится гораздо дальше, за Нувара Элией, по пути из Н. Э. в Канди. Так что, ничему не удивляйтесь и будьте внимательны.

Продолжение о Нувара Элии - маленькой Англии Шри-Ланки читайте здесь.

Третью часть отзыва о Шри-Ланке читайте здесь.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия