Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была вчера 14:06

Иерусалим — Израиль Май 2014

Этой публикацией я заканчиваю свою серию рассказов про Израиль вообще, и про Иерусалим в частности. Гуляя по Иерусалиму я вас провела по Гефсиманскому саду в сопровождении Бориса Пастернака, по Храмовой горе, просто по улочкам старого города с визитом в резиденцию к Папе Римсокму - и тогда и пообещала продолжнеие.

Итак — продолжение. Мы приближаемся к Святая Святых - Храму Гроба Господня.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Иерусалимским храмом Воскресения Христова или храмом Гроба Господня называют святыню, стоящую на месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа. Так говорится в Святом Писании. Каждый год множество паломников со всех стран съезжаются сюда

Вот такой маленький скромный дворик, ничего примечательного.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Только большое количество людей выдает то, что дворик это не простой.

Немного истории:

Храм Гроба Господня - очень древний, с лёгкой руки царицы Елены началось первое строительство храма Гроба Господня, а освящение храма состоялось 13.09.335 г. Во время церемонии присутствовал император Константин. В 614 г. Иерусалим разрушил персидский царь Хосров, повредив при этом и храм. Позже император Ираклий и его жена Хосрова выделили средства на восстановление святыни. А в 1009-м активная деятельность халифа Аль Хакима способствовала массовым разрушениям христианских святынь. Базилику не вышло заново отстроить. Константину Восьмому удалось начать восстановительные работы, было создано много новых сооружений, но они не смогли сравниться с утраченными.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

В 12 веке церковь превратилась в здание романского стиля благодаря крестоносцам. В 13-м столетии храм попал в руки императора Фридриха Второго. После землетрясения 1545-го колокольня стала значительно ниже. В следующем году монахами-францисканцами был расширен храмовый комплекс. Они также украсили кувуклию. В 1808-м кувуклия была повреждена пожаром. Следующие несколько лет её восстанавливали. Во 2-й половине 19 века создавали полусферический купол над ротондой. С 1959 по 1995 год здание храма Гроба Господня  в Иерусалиме претерпело глобальную реставрацию.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Итак заходим в Храм. Как известно, после снятия с креста Иисус был положен на камень. Тут же на камне тело было обмыто и намазано маслами. Это камень миропомазания.

Здесь люди освещают свои нательные крестики, иконы, свечи, просто прикасаются рукой.  Вот он, сразу справа от входа в Храм. Вообще считается, что все, что попадает непосредственно в Храм становится освященным, даже без прикладывания к Камню Помазания. Рядом с камнем ступени на Голгофу. Их совсем немного.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Голгофа- это камень на котором и произошло распятие. Сюда конечно тоже очередь.

Вот собственно и сама Голгофа — это небольшой остаток камня под стеклом. Там огромное количество народу, без присутствия голов ни одного снимка сделать невозможно, но за лампадами можно рассмотреть изображение распятого Христа.

Мне показалось удивительным, что место, где был распят Иисус принадлежит католикам, а место, где был воздвижен крест с распятым Иисусом принадлежит грекам. От одного до другого полтора шага. Храм Гроба Господня вообще разделен до миллиметра между представителями 6 христианских конфессий: греки, католики, копты, армяне, эфиопы и сирийцы. Вот например на этой фотографии можно увидеть деревянную "недвижимую лестницу", которая стоит тут с незапамятных времен.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Убирать ее из принципа не собираются, так как она служит символом соглашения, заключенного между конфессиями - не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Так вот у Голгофы опускаются на колени, чтобы прикоснуться к самой скале.  Наш гид, предостерег нас от этого действия, сказав, что мы должны были попоститься, исповедаться. Поэтому мы просто постояли рядом.

И очень долго любовались убранством храма, росписями, фресками.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Но это только в той части, где голгофа - все остальное пространство не украшено.

Храм действующий, тут проходят служба. Можно подать записки за здравие и за упокой, можно поставить свечку.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Несмотря на количество народа, переходящего от святыни к святыне, атмосфера здесь торжественная. А вот ротонда с кувуклией — в другой части храма.

Часовня эта разделена на две части. Когда входишь, попадаешь в придел Ангела. Именно сюда на Пасху сходит Благодатный Огонь. В стенах есть два небольших оконца, через которые этот огонь и достается наружу.
Вторая часть помещения Часовни это пещера, где и был похоронен Иисус после распятия. Это совсем маленькая комнатка, куда можно войти и прикоснуться к ложу. Фотографировать тут запрещено. За порядком следят монахи, они же и подгоняют людей, не дают надолго задерживаться около святынь. Очередь в кувуклию дикая. Но наш гид сказал, что можно пойти на Еврейскую хитрость, и если хочешь прикоснуться к камню, на котором покоился Иисус — то это можно сделать не входя в кувуклию, с другой стороны.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

После того, как мы зашли под полог, я решила сделать снимок — а оказалось, что там нельзя фотографировать тоже. Но один всё же остался.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Не знаю как описать свои ощущения от посещения этого Храма. Все сакральное.

Не спешите, осмотритесь, посмотрите вверх на купол Храма, удивительно падает солнечный свет внутрь.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Периодически в ротонду выходят монахи трех основных конфессий – греки, копты, армяне и проходят мимо очереди, освящают людей кадилом с ладаном. Они могут остановить очередь, зайдя в придел, а потом опять запустить процесс.  В наш прошлый приезд прямо перед нами греки служили службу. Кстати, полезная информация: посещение Храма Гроба Господня в Иерусалиме совершенно бесплатно: весной и летом с 5:00 до 20:00; осенью и зимой с 4:30 до 19:00. По времени литургий: для православных с 23:00 до 3:00; армян с 3:00 до 6:00; католиков с 3:00 до 6:00.

О том, что в храме можно купить связку свечей и что эти свечи зажигаются огнем из Храма, потом тушатся и везутся домой к себе и на подарки — наверное знают все. Из 33, сколько лет было Христу. И вот оказалось, что свечи эти дома (если что-то случается) можно жечь только пучком, а не по одной. И дарить только пучком — чтобы никому не достался последний год жизни Христа.

Согласно древней традиции, с 1192 г. ключи от храма хранятся в мусульманской семье, а право открывать и закрывать дверь в храм принадлежит другой мусульманской семье. Это право на протяжении веков передается от отца к сыну.

Больше про это место я ничего не скажу — но твёрдо убеждена, что побывать там должен каждый. Итак, мы выходим из Святая Святых и продолжаем двигаться по Иерусалиму.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

Совсем рядом с Храмом располагается Александровское подворье, оно было тут открыто в середине 19 века. Названо в честь Александра Невского.

По словам гида, когда-то хотели возвести тут русский храм, но местные власти не дали :-) Сказали, что если русские построят тут свою православную церковь, то это будет сделано с таким размахом и так красиво, что Храм Гроба Господня останется в тени. :-) Разные храмы и здания украшены причудливым орнаментом - ане нет, каждый такой символ несет смысловую нагрузку.

А мы идем дальше - как ни печально снова через рынок, ибо почти весь старый город это рынок.

Неподалеку от комплекса Храма Гроба Господня можно посетить Русские раскопки — это археологическо - архитектурный комплекс

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

или пройтись к Яффским вратам, отстроенным ещё при Сулеймане Великолепном, или вообще пройтись вокруг стен старого города и увидеть многочисленные пещеры и остатки древних поселений.

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

А еще можно пойти в Иерусалим современный и заняться шоппингом в многочисленных торговых центрах — но этот момент нас не привлекал.

Мы просто глянули на знаменитые иерусалимские крыши,

и окинули взглядом такой тёплый, такой сложный и противоречивый город,

И снова Иерусалим. Часть 4-я. Святая Святых.

в который хочется вернуться много-много раз, который зовёт и манит. Лейтраот, Ирушалайм! )