Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Вифлеем — Палестина Май 2014

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Он основан примерно в XVII–XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи, нынче — арабы.: 62% мусульмане и 38% христиане. Да, это территория Палестинской автономии. Обособленная территория внутри Израиля, в 8-ми км от Иерусалима.

Для того, чтобы попавть в Вифлеем нужно иметь с собой загранпаспорт, чтобы миновать израильский блок-пост, не быть гражданином Израиля ибо израильтяне не могут посещать территорию Палестины. При въезде об этом гласит большой плакат на нескольких языках. Что-то типа «Въезд еврея на территорию Палестины опасен для его жизни». Перед поездкой я начиталась страстей: и что фотоаппарат доставать нельзя, и что проверки, и вообще вздохнуть страшно — мы ни с какими трудностями не столкнулись. Всё прошло гладко. Ну да, Вифлеем обнесен бетонной стеной, стоит блок-пост, мальчики в военной форме с автоматами. Снимать сей процесс я не рискнула. Но проезжаешь просто чуть притормаживая, как через «лежачего полицейского», и всё. Причем в обратную сторону так же. Сам Вифлеем — большой, не очень шумный палестинский город. Интересно, что название города на иврите означает Дом-Хлеба (Бейт-Лехем), а на арабском — Дом-Мяса (Байт-Лахм). Мы поехали в Вифлеем не с нашим Израильским гидом, а с нашим водителем-арабом. И первое куда нас завезли — это туристический сувенирный магазин. О том, что мы не в Израиле говорили палестинские номера машин —

Вифлеем

в остальном архитектура такая же как и в Иерусалиме.

Вифлеем

Как жаль, что я не догадалась сделать там, в магазине, хотя бы несколько кадров! Там есть всё: крестики-кресты-иконки-магниты-иконы разных материалов, начиная от деревянных, заканчивая серебряными и золотыми-деревянные скульптуры религиозной тематики и т. д. Магазин шикарный, продавщицы русскоговорящие — жены местных палестинцев. В магазине нужно обязательно что-то купить, ибо, как нам сказали, больше негде — а всё купленное нужно освятить в Храме Рождества. Мы обошлись небольшой иконой Вифлеемской Божьей Матери, традиционной тарелкой (как из любого путешествия) и золотым кулончиком Вифлеемской звезды. Как только местные продавцы поняли, что больше мы денег тратить не намерены — материализовался наш палестинский гид. Парень внимательный, араб-христианин, сносно говорящий на русском языке. Нас загрузили в микроавтобус и повезли напрямик к Храму. Проезжая по городу я сделала несколько снимков из окна:

крестов везде много, но и мусульманские символы им не уступают, хочется надеяться, что никто никому не мешает.

Итак, главной и самой драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. А над пещерой находится храм Рождества Христова — самый древний храм Палестины. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Рождественский храм в его нынешнем виде, возведён в VI веке. Это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Вифлеем

Храм Константина был уничтожен пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934–1936 годов. В современном здании от него лучше всего сохранились полы. Вот фрагменты мозаик. Но тут есть некоторая несостыковка по времени. Как всегда, я до поездки изучаю массу источников — и вот на что я наткнулась: «При рождении Святого Младенца на небе ярко вспыхнула и воссияла Звезда. Свет Звезды своим сиянием озарил всю Землю. Далеко на Востоке персидские мудрецы, волхвы, увидев загоревшуюся в небесах Звезду, поняли, что исполнилось пророчество святых писаний и на Землю явился Спаситель, Мессия.

Мудрецы — волхвы пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Фигуры персидских вельмож-мудрецов оказались изображёнными на мозаиках стен первой постройки церкви. И когда персы вошли в церковь во время персидского нашествия в 614 году и увидели святых для себя людей, они сохранили их облик и пощадили Храм." Так если он был пожаром уничтожен в 529? А это 614? Непонятно. После прихода арабов халиф Омар посетил Вифлеем в 638 г. Он запретил разрушать церковь, поскольку сам почитал Иисуса. А в 1099 г. мусульмане не допустили разгрома церкви Рождества, вопреки указу халифа аль-Хакима. Современный храм Рождества Христова построен императором Юстинианом Великим по прошению святого Саввы Освящённого сразу после подавления восстания, уничтожившего первый храм.

Подходим к площади перед Храмом — по мне так он больше похож на небольшую крепость.

Повсюду реконструкция.

Другая версия «низких врат» звучит так. Раньше вход в Храм был высокий и широкий. Но во время богослужений хулиганствующие сарацины взяли в привычку въезжать в Храм на лошадях и устраивать джигитовки. Вот тогда парадный вход в Храм и заложили камнем. Церковь состоит из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с другой стороны к нему примыкает обширная базилика. Внутри храм имеет форму креста с 44 колоннами, изготовленными из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком. С 1130 года крестоносцы начали украшать верхние части колонн рисунками с изображениями святых. Сейчас это всё на реставрации — и колонн и изображенных на них ликов не видно.

Вифлеем

По поводу колонн существует интересное предание: «В 7-м веке персы, захватившие Церковь Рождества Христова, попытались разместить там конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны появился огромный рой пчел, который заставил своими укусами персов покинуть Храм и увести своих лошадей. В память об этом чуде на колонне остались четыре крестообразные вмятинки, откуда вылетали пчелы». Сейчас туристы и православные паломники молятся возле этой колонны и даже просовывают пальцы в эти вмятинки, загадывая желания.

В центре зала — фрагменты мозаичного пола древнего храма, возведенного по приказу императора Константина Великого.

Вифлеем

В 12-м веке стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнена. К сожалению, от них осталась лишь малая часть.

Вифлеем

К потолку прикреплено много лампад различной формы и красивых люстр — у каждой из них своя история, и каждая из них подарена храму.

Вифлеем

Главный алтарь освящен в честь Рождества Христова, принадлежит православным и отделяется изящным арочным деревянным иконостасом.

Вифлеем

Фотографировать в храме очень трудно — и толпы туристов, и освещение. Но все же еще несколько кадров:

Вифлеем

Наша главная задача спуститься в пещеру, в которой и родился Иисус. Но туда дикая очередь — часа на 4, не меньше.

Вифлеем

Но наш Палестинский гид проводит нас с другой, противоположной стороны, а не оттуда, откуда все. В чем подвох? В пещеру ведут две лестницы времён Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от неё. И в итоге ждем мы всего минут 20 и входим со стороны католиков. По-сути неважно как ты туда попал.

Вифлеем

Пещера Рождества. Величайшая христианская святыня. Находится под амвоном храма Рождества Христова. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены и принадлежит он Иерусалимской Православной Церкви.

Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним — когда-то украденная, но возвращенная серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.

Вифлеем

Кража этой звезды (неизвестно кем, но скорее всего турками) в 1847 г. послужила одним из поводов для начала Крымской войны. Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1853 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его личные средства. По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены. Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Паломники всех стран и возрастов преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде. То ли целительная сила серебра, то ли святость — но… тысячи губ ежедневно целуют ее, десятки тысяч рук дотрагиваются ежедневно…пока никто ничем не заразился. В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа.

Вифлеем

Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель, ибо было некуда.

Рядом с храмом находится церковь святой Екатерины, которая была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры).

Вифлеем

А это францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

Вифлеем

В центре скульптура Блаженного Иеронима Стридонского, того самого, который перевел Библию на латынь.

Он работал в вифлеемской пещере, сбежав сюда от римских интриг. Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи в диком испуге разбежались, а Иероним спокойно осмотрел больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником и защитником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Осла украли грабители и продали каравану купцов. Вернувшись, лев не нашёл осла и пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл в монастырь целый караван.

Вифлеем

А еще нам показали громадную статую Георгия Победоносца, хранителя Грузии.

Выходим из Храма — и открывается вид и на Вифлеем и на Иерусалим. Практически неотделимая архитектура — единственное отличие — на территории Палестины больше арабов в традиционной одежде и почти не видно женщин. А так — я особой разницы не заметила.

Вифлеем

И несмотря на все интернет-предостережения почти у границы мне в окно автобуса удалось запечатлеть ту самую 10-тиметровую бетонную стену, отделяющую Вифлееи от земли Израильской.

Вифлеем
Рискованно конечно — но никто ничего не сказал))

При удобной возможности я бы еще вернулась сюда: и в самом Вифдееме посмотреть на Соломоновы колодцы, и съездить в древнейший на Земле город Иерихон… Дай Бог — закончатся противоречия политически-религиозного плана, и всё это осуществится.