Ирина — была 16 января 12:21
 – вся в работе (

Выходные в Вологде (часть первая)

25 июня 2014 г. 11:03 Вологда — Россия Июнь 2014

Четыре выходных дня в июне, а мой загранпаспорт на переоформлении. Но расстраиваться не будем, и поедем по необъятной матушке-России. Для посещения была выбрана Вологда — столица Вологодской области, город с 867-летней историей

Самолеты в Вологду летают только из 4–5 городов России, но зато с Вологдой очень удобное железнодорожное сообщение, более 20-ти поездов дальнего следования, в том числе в Минск, Астану, Евпаторию. Ну и конечно, никто не отменял поездки на автомобиле. Через Вологду проходит федеральная трасса М8.

Что касается размещения: гостиниц в городе достаточно, несколько новых мини-отелей с евроремонтом (подороже) и большие гостиницы советского типа (подешевле). С общепитом проблем не было, ресторанчики, кафе, столовые — на любой вкус и кошелек. Рекомендую — сетевое кафе-самообслуживания (по типу европейских столовых) «ОГород» (большой выбор блюд, вкусно и по демократическим ценам. Обед на двоих обходится в 300–400 руб.).

А теперь мои впечатления от посещения Вологды и о том, что интересного можно там посмотреть:

Небольшой и очень зеленый городок под названием Вологда расположен на берегу одноименной речки с живописными берегами и спокойным течением.

Как и сама река, город этот тихий и уютный. Здесь нет многоголосой суеты, присущей большим мегаполисам. Не знаю, как живется здесь местным жителям, возможно, что скучновато, (родители моей знакомой переехали в Вологду на ПМЖ, только когда вышли на пенсию), но для туристов Вологда — раздолье, здесь очень много старинных зданий деревянного зодчества, многочисленных церквей и храмов.

Вологда имеет многовековую историю. 1147 г. — официальная дата основания Вологды. Первое упоминание о Вологде связано с основанием здесь Троице-Герасимовского монастыря преподобным Герасимом. К 865-летию Вологды на набережной был установлен памятник, посвященный основанию города:

С самого своего основания Вологда считалась одновременно воротам на Север и кордоном, охранявшим Москву от иноземных завоевателей. Кстати, у Вологды был шанс стать северной резиденцией Ивана Грозного. По его приказу в 1565 году было начато строительство Кремля-Крепости и Софийского кафедрального собор. Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды (это место называют Соборной горкой):

Это первый (1568—1570 гг.) каменный храм города, возведенный по образу Успенского собора в Московском Кремле.

Внутри собора монументальная живопись (1686–1688) и иконостасный комплекс (1724–1737):

Но без колокольни — храм не храм, и рядом с Софийским собором в 1654 году была построена колокольня:

На колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких — XVII, XVIII и XIX веков:

Достопримечательностью колокольни являются куранты, изготовленные на фабрике братьев Бутеноп в Москве в 1871 году. Они и сегодня — главные часы города. Их нежный чистый перезвон особенно глубоко проникает в душу в тихие летние вечера, когда стихает шум города.

На высоте 73-х метров на колокольне устроена смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город и окрестности:

Сейчас Софийский собор и Вологодский Кремль являются главными достопримечательностями города.

Комплекс сооружений Вологодского Кремля, начал возводится в XVI веке, и создавался в течение нескольких столетий, поэтому его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Его мощные стены с угловыми башнями и бойницами вызывают ассоциацию с оборонительными сооружениями:

Кремль был Резиденцией вологодских Архиереев, поэтому его называют Архиерейский двор. Ворота, через которые проходишь во двор, назывались Водяными:

А внутри — допетровская Русь, ощущение такое, что сейчас встретишь дьяка или священника.

Двор принято осматривать против часовой стрелки. Первое каменное сооружение Архиерейского двора, относится к концу 1650-х годов. Это здание Казенного приказа или Экономский корпус:

Рядом Консисторский корпус (XVIII в.). Одноэтажное каменное здание, построенное между 1740 и 1753 годами, над которым позже был надстроен второй этаж. Здесь располагалась духовная семинария, а в XIX веке, — здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория (церковно-административный орган). С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле»:

И если архитектура этих зданий проста и строга, то уже через десяток лет мода резко меняется и в 1667–1670 годах строится Симоновский корпус (названый по имени владыки, при котором он появился). Ярко красный фасад украшен полуколоннами и пышными наличниками. Это так называемое «московское узорочье» — предвестник барокко. В этих палатах располагались помещения культового и светского назначения.

Сама же церковь Рождества Христова очень небольшая, занимала часть второго этажа.

В конце 17 века стиль «московское узорочье» поддержал построенный Гаврииловский корпус, примыкающий к Симоновскому под прямым углом:

Его вход с колоннами эффектно завершен шпилем. В первой половине XVIII века в Гаврииловском корпусе находились кельи архиепископа.

Приехавший из столицы в Вологду епископ Иосиф, (за любовь к роскоши прозванный «Золотым»), задумал возвести палаты, превосходящие по великолепию все остальные. И ему это удалось. В 1764—1769 гг. было выстроено здание, которое можно по праву назвать дворцом:

Его фасад богато декорирован вычурными наличниками, балконом с ажурной решеткой и яркой цветной окраской:

В 1772 году при Иосифе Золотом началось строительство Воскресенского собора. Его построили взамен разобранной юго-восточной башни Кремля:

Получается, что в непосредственной близости друг от друга расположены два собора (Софийский и Воскресенский). Связано это с тем, что на севере строили теплый храм и холодный (не отапливаемый). Софийский собор — летний, а Воскресенский — теплый, в нём службы велись зимой.

Воскресенский собор — изящный и нарядно украшенный храм, но, на мой взгляд, он всё равно зрительно проигрывает незатейливым формам Софийского собора.

Сейчас в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея. А в стенах Кремля — краеведческий музей, выставки предметов искусства и старинных икон. А еще на территории Кремля находится наверно тот самый «резной палисад», что упоминается в самой известной песне о Вологде:

Где же моя темноглазая где,
В Вологде-где-где-где,
В Вологде где,
В доме, где резной палисад.

Напротив Кремля, на одной из древнейших площадей города — Кремлёвской, в историческом здании Госбанка 1867 года постройки расположен Музей Кружева:

Здесь же на Кремлевской площади расположена и действующая Церковь Александра Невского (XVIII век):

Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них, писатель В. Гиляровский, знаменитый художник — баталист В.Верещагин, поэт Константин Батюшков (поэтический наставник Пушкина). Замечательный памятник Батюшкову установлен в 1987 году на берегу реки Вологды:

Река Вологда не широкая, её берега заросли травой и деревьями, но от этого они стали еще живописнее:

Очень советую совершить полуторачасовую прогулку на пароходике и полюбоваться живописными пейзажами

Кораблик доходит до окраины города, где на берегу реки величественно возвышается Спасо-Прилуцкий монастырь:

Это действующий мужской монастырь с богатой историей. Его основал преподобный Димитрий Прилуцкий, который обладал даром целительства и прорицательства. Монастырь окружен стеной (XVII век) с четырьмя круглыми башнями по углам и пятью меньшими четырехугольными башнями:

Пятиглавый двухэтажный Спасский собор (1537—1542 гг.) доминирует в архитектурном ансамбле монастыря. Рядом с собором — колокольня середины XVII века. В монастырь перенесена деревянная шатровая Успенская церковь Александро-Куштского монастыря (начало XVI века) — один из самых древних дошедших до нас памятников деревянного зодчества:

Сохранились и другие памятники архитектуры: Введенская церковь (начало XVII века), маленькая Церковь Екатерины (1830 г.), около которой находится могила поэта Константина Батюшкова.

В этом монастыре в 1812 году, при вторжении французов в столицу, хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова и других монастырей и некоторых московских соборов.

Продолжение следует…

в Вологде

25 июня 2014 г. 11:41
Ирочка,какой лёгкий и светлый у Вас получился рассказ! Прочитала на одном дыхании,фотографии замечательные! В Вологде была в девятом классе,совсем изменился город,похорошел
25 июня 2014 г. 19:31
Спасибо, Елена!
sonnenschein писала 25 июня 2014 г. 11:41
В Вологде была в девятом классе,совсем изменился город,похорошел
а я когда гуляла по Вологде, почему то подумала о том, что наверно в этом городе уже много-много лет ничего не меняется, всё такое старинное, почти в первозданном виде. Елена, а как было раньше, когда вы там были?
25 июня 2014 г. 20:13
Очень много стареньких деревянных домов,много колодцев, с вкуснющей водой и колокольный перезвон я запомнила. Не было просторных пплощадей.
25 июня 2014 г. 20:25
[q set="sonnenschein1403712832"] Не было просторных площадей[/q] я во второй части ещё выложу фотографии площадей города. Их не много, но все они очень аккуратные и приятные.
25 июня 2014 г. 20:29
С удовольствием посмотрю
25 июня 2014 г. 11:50
Очень хороший рассказ. Удивительный факт про летние и зимние храмы - никогда не слышала! Фото на обложке особенно понравилось - просто сказочная красота, умиротворение и благодать.
25 июня 2014 г. 19:41
fanolia писала 25 июня 2014 г. 11:50
Удивительный факт про летние и зимние храмы - никогда не слышала
у нас Севере много таких «двойных» церквей. В Сибири так не строили?
Фото на обложке особенно понравилось
Ольга, приятно слышать! Мне так понравился этот вид, но солнце светило прямо в объектив и я думала, что снимок не получится. У меня с собой не фильтров, не бленды не было. Фотография получилась какая то почти прозрачная, но в этом что то есть. И в итоге она мне больше всех понравилась, поэтому я её на обложку и поставила.
26 июня 2014 г. 10:40
фото редкое - оно просто олицетворение "русскости"
25 июня 2014 г. 12:00
Ира, великолепный рассказ и фантастические фото Вологды! мы тоже эти праздники провели в поезде по Золотому кольцу! А Вологда это моя мечта с давних пор, когда ещё много лет подряд проезжала её поездом и и все хотелось выйти и погулять! Но вечно не хватало катастрофически времени! А вот теперь готова специально поехать полюбоваться и так же погулять, чтобы проникнуться духом городка и прочувствовать неспешный ритм жизни его жителей!
25 июня 2014 г. 19:44
Ира, великолепный рассказ и фантастические фото Вологды
Маргарита, я очень рада, что всё понравилось ))
мы тоже эти праздники провели в поезде по Золотому кольцу!
классно! Сама очень хочу по Золотому кольцу.
Маргарита, из Москвы наверно даже ближе, чем из Архангельска будет. На выходные - замечательный вариант. Очень советую!
25 июня 2014 г. 12:48
Вот, честно говоря, не ожидал такого исторического богатства от Вологды! Думал, так только "резной палисад", да и он как аллегория))
Впечатляет!!!
25 июня 2014 г. 19:46
Виктор, аналогично! Вообще не ожидала, что будет так красиво и интересно.
25 июня 2014 г. 13:08
Ира, какой шикарный день, фото получились удивительно яркими и красивыми!! Роскошный для туриста город!!
25 июня 2014 г. 19:52
какой шикарный день, фото получились удивительно яркими и красивыми!!
Наташа, с погодой необыкновенно повезло! Два дня очень солнечно, на третий периодически солнышко пряталось, но всё равно было тепло и очень приятно.
Роскошный для туриста город!!
возможно, что целую неделю там делать будет нечего, но 1-4 дня - прекрасный вариант. Не спеша можно посмотреть всю Вологду. Мы вот например за два дня не всё успели. На музей Кружева и домик Пётра, времени, к сожалению, не хватило. А ведь есть ещё и всякие интересности в окрестностях. (но об этом позже... ))
25 июня 2014 г. 21:27
dualia1 писала 25 июня 2014 г. 19:52
На музей Кружева и домик Пётра, времени, к сожалению, не хватило.
-жаль, конечно, но все не охватишь, как бы ни старался!!
25 июня 2014 г. 13:40
Ух ты, не ожидал, что город столь привлекателен
А вы сами как туда добирались - на машине или на поезде?
25 июня 2014 г. 19:59
Сергей, мы сначала хотели на машине, но это день туда и день обратно. Итого в Вологде только два дня из четырёх июньских выходных. Потом глянула расписание поездов и нашла очень удачный рейс Архангельск -Москва, который до Вологды идёт ночь. Очень удобно, ночь спишь в поезде, а утром уже на месте. И обратно также. Дней на Вологду получилось больше.
Но вам удобнее добираться. Из Москвы до Вологды наверно 400 км и трасса М8 хорошая, за 5 часов домчаться. Из Архангельска на машине подольше будет.
26 июня 2014 г. 14:07
dualia1 писала 25 июня 2014 г. 19:59

5 часов
Именно на эти июньские праздники мы ездили в деревню (Рязанская обл, 400 км от Москвы)
Ехали на машине 10 часов !!! Вот такие теперь пробки в центральном округе...
27 июня 2014 г. 8:17
vasilets писал 26 июня 2014 г. 14:07
Ехали на машине 10 часов !!!
ппц !
Вот такие теперь пробки в центральном округе...
как же вы так живете?...
27 июня 2014 г. 23:09
dualia1 писала 27 июня 2014 г. 8:17
ак же вы так живете?...

выживаем...
25 июня 2014 г. 13:49
Какая же красивая, легкая, солнечная и живописная Вологда получилась, таким же получился рассказ и фотографии! Почти ничего не знала об этом древнем русском городе, но теперь этот пробел заполнен. Надеюсь когда-нибудь увидеть серебристые купола Софийской церкви и тот самый резной палисад
25 июня 2014 г. 20:07
Аня, я так рада, что у меня получилось всё это показать. Вологда - красивая и интересная, достойная посещения.
желаю!
Кстати, по поводу серебристых куполов. Они там почти все такие. Золоченая только колокольня. А церквей в городе действительно много. Надо почитать в литературе почему так.
26 июня 2014 г. 10:07
Вот только хотела спросить, почему купола серебристые. Знаю, есть синие купола со звездами в Тобольске, а вот серебристых не видела, по-моему. В любом случае и город, и его церкви определенно заслуживают внимания туристов
27 июня 2014 г. 8:22
Может быть поэтому и Серебряное кольцо России, потому что купола в этих городах в основном серебристые? Аня, ты была в Пскове или Новгороде?
27 июня 2014 г. 9:08
Нет еще, но очень хочу. Знаю, что там красиво и есть на что посмотреть...
27 июня 2014 г. 10:56
karela писала 27 июня 2014 г. 9:08
Нет еще, но очень хочу
и у меня есть в планах (не знаю правда когда), а еще Золотое кольцо. И где столько времени свободного взять? ))
25 июня 2014 г. 14:46
Ничего себе! А мы до Вологды еще не добрались! Надо поставить в список Российских городов. Спасибо за знакомство!
25 июня 2014 г. 20:08
Спасибо за знакомство!
пожалуйста! Очень приятно, что я вас заинтересовала. Этот город действительно стоит включить в свои планы.
witches
26 июня 2014 г. 11:07
Вот и я даже не думала про Вологду, Но теперь в список однозначно!!! Спасибо за интересный рассказ!
25 июня 2014 г. 15:11
Ира,бесподобная прогулка получилась! Вологда так мила своей "русскостью": соборы, кущи,резные наличники неспешная река и белоснежные облака в лазури неба!
25 июня 2014 г. 20:12
Ира,бесподобная прогулка получилась!
Юля, это действительно было замечательно! Всего несколько дней, а отдохнули от дел и городской суеты так, как будто пару недель в отпуске были.
25 июня 2014 г. 15:27
Красивый город Вологда, столица юга севера!
25 июня 2014 г. 20:13
Красивый город Вологда
Ярослав, верно подмечено!
25 июня 2014 г. 20:31
Прекрасная прогулка на выходных! сколько тепла и красоты в этом городе! Культура и история сохранились и места так и просятся на картины, пленэры необыкновенные! Чудо!
26 июня 2014 г. 9:24
sovikont писала 25 июня 2014 г. 20:31
сколько тепла и красоты в этом городе! Культура и история сохранились
именно этим Вологда мне очень понравилась.
пленэры необыкновенные
Да, София, взял бы краски и писал эти живописные пейзажи ))
26 июня 2014 г. 9:30
превосходный отдых не выезжая за три девять земель) Здорово ,Ирина!
25 июня 2014 г. 20:36
Ира, действительно, рай для туриста! А на пароходике по Вологде я прокатилась бы даже с большим удовольствием, чем по Темзе в Лондоне :) И денек выдался чудный! Фотографии очень хороши!!
26 июня 2014 г. 9:31
spatefillum писала 25 июня 2014 г. 20:36
Люба, наверно всё дело в погоде )) Всё таки под теплым солнышком приятнее совершать водную прогулку, чем под серыми тучками. К тому же в Лондоне - только успевай смотреть в обе стороны за достопримечательностями, а вдоль Вологды-реки их совсем не много. Только живописные пейзажи, настраивающие на неторопливое созерцание.
Люба, я смотрела твой альбом про Темзу и могу сказать, что в каждой прогулке по реке - есть свои интересности ))
26 июня 2014 г. 9:47
dualia1 писала 26 июня 2014 г. 9:31
в каждой прогулке по реке - есть свои интересности ))
Безусловно! Все дело в разных чувствах - в Лондоне- это интерес и любопытство, а Вологде родные
живописные пейзажи
- это наслаждение и отдых для души )
25 июня 2014 г. 21:17
Очень приятное знакомство с городом!
26 июня 2014 г. 9:32
Спасибо за внимание к моему рассказу ))
25 июня 2014 г. 22:14
Ждем продолжения.
26 июня 2014 г. 9:32
Андрей, отбираю фотографии. Дело не простое
25 июня 2014 г. 23:53
Даже не предполагала,что Вологда такой красивый город!
Замечательные фотографии!
26 июня 2014 г. 9:34
Елена, мне очень приятно, что Вам понравилось!
beta351
26 июня 2014 г. 10:29
Прекрасная экскурсия по Вологде. Рассказ хорош и фотографии такие сочные, захотелось в Вологду.
26 июня 2014 г. 12:09
beta351 писала 26 июня 2014 г. 10:29
Рассказ хорош и фотографии такие сочные
Тамара, спасибо!
захотелось в Вологду.
я теперь всем советую там побывать ))
Chiffa7
26 июня 2014 г. 13:41
Вологде когда-то были, но почти проездом, до Спасо-Прилуцкого монастыря не успели добраться, а он оказывается такой нарядный.
Кстати, палисадов (это ограда, забор) в Вологде нам найти почти не удалось, только не далеко от Кремля был маленький участок с резным палисадом и памятным камнем, дескать, вот он, палисад-то.
26 июня 2014 г. 13:57
Chiffa7 писал 26 июня 2014 г. 13:41
А мы еще видели, я потом выложу фото во второй части рассказа о Вологде. А еще встречались деревянные домики с красивыми резными наличниками, балкончиками, крылечками.
Serg555
26 июня 2014 г. 16:08
Ирина! Какая замечательная поездка у Вас получилась! Спасибо за очень интересную экскурсию по этому милому городу!
27 июня 2014 г. 8:23
Serg555 писала 26 июня 2014 г. 16:08
Спасибо за очень интересную экскурсию по этому милому городу!
Ирина, город действительно очень милый и приятный.
26 июня 2014 г. 20:14
Ира! Фотографии на столько хороши, что не надо и рассказа, можно просто смотреть и любоваться красотой куполов (особенно серебристые хороши), скромной и выразительной природой, наслаждаться спокойствием русского пейзажа.
27 июня 2014 г. 8:28
elsarieva писала 26 июня 2014 г. 20:14
Леночка, мы всё так и делали. Тихая Вологда очень к этому располагает. У меня был с собой путеводитель, который я полистала перед поездкой, но в Вологде его даже не раскрыла. Заблудиться не возможно, зато как приятно гулять куда глаза глядят, не сверяясь с картой и проложенным маршрутом.
27 июня 2014 г. 22:26
Какой красивый город,столько всего интересного!Но мне больше всего "резной полисад"понравился. И фото отличные!
27 июня 2014 г. 22:43
sheftali писала 27 июня 2014 г. 22:26
мне больше всего "резной полисад"понравился
в Вологде сохранилось много очень симпатичных домиков с резными деталями. В наше время это уже такая редкость. Молодцы вологжане, что хранят свою историю и архитектуру.
Настя, спасибо за внимание к моему рассказу!
OksanaG
30 июня 2014 г. 11:41
Очень красивый город оказался! Тоже совсем про него ничего не знала(
Отлично провели выходные!
Вот добраться бы от Тамбова туда... далековато...почти тысяча км...
Надумаем, если поедем все же в Ярославль)
30 июня 2014 г. 13:40
OksanaG писала 30 июня 2014 г. 11:41
Отлично провели выходные!
было замечательно! и очень интересно. к тому же повезло с погодой.
Надумаем, если поедем все же в Ярославль)
А от Ярославля уже совсем близко ))
OksanaG
30 июня 2014 г. 13:49
Здорово!
30 июня 2014 г. 23:51
НАдо же, как светло становится на душе от наших родных просторов! Ирочка, спасибо за этот кусочек настоящей радости)))
1 июля 2014 г. 10:12
Вот уж правда: "Широка страна моя родная! Много в ней лесов, полей и рек..."
И всё это наше, такое родное и понятное.
3 июля 2014 г. 20:22
Ай да молодец - такую красивую Вологду показала! Легкий рассказ, под стать фотографии, все очень интересно и завлекательно. А главное, самобытно, ведь нигде в мире больше нет такого, только в России. Спасибо.
4 июля 2014 г. 8:06
ala писала 3 июля 2014 г. 20:22
все очень интересно и завлекательно
Алла, так и есть! Вологда оказалась просто кладезем наших родных русских красот: и архитектурных, и природных.
29 августа 2014 г. 13:16
Как здорово! Ставлю галку на следующее лето!
29 августа 2014 г. 14:12
Nomad писал 29 августа 2014 г. 13:16
Ставлю галку на следующее лето!
это правильно! Несколько чудесных летних дней в Вологде провести можно.
19 августа 2015 г. 11:41
Спасибо, Ирина! Сегодня еду в Вологду. Ваша заметка мне пригодилась. Надеюсь на такую же хорошую погоду для фото и видеосъемки!
19 августа 2015 г. 11:51
Sergey_Kuznetsov писал 19 августа 2015 г. 11:41
Сегодня еду в Вологду.
о, супер! Сергей, буду ждать ваших фото и рссказов. Город хоть и небольшой, но определенно интересный и там есть, что посмотрть. Я даже в один рассказ не уложилась )) А была то всего 4 дня, и это с дорогой.
Хорошего отдыха!
7 августа 2016 г. 1:47
Как же хороша Вологда! Просто радость для души! Русские просторы, купола церквей... красота!