Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 10:19

Куала-Лумпур — Малайзия Апрель 2014

Селамат датанг, добрые люди, заходите и чувствуйте себя как дома, ведь сейчас вас ждет рассказ о столице далекой и экзотической, но гостеприимной страны Малайзии.

Куала-Лумпур, или Кей Эл (КЛ), как величают его местные, — звучит для уха русского человека необычно, что-то вроде коалы, которую хочется римфовать с пурпуром, мур-муром и лямуром. Но по-другому и не может называться мегаполис, возникший в тропических лесах Юго-Восточной Азии. И пусть название «Куала-Лумпур» означает прозаичное «грязное устье», все равно представляешь и предвкушаешь мир где-то на краю света, расцвеченный самыми яркими красками тропиков и огнями небоскребов.

Не даром же слоган КЛ — Garden City of Lights, что у нас переводят как «город-сад огней» или «город — сад огней». В данном случае важно, что подразумевать, тире или дефис.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Мы летели в КЛ на крыльях этого предвкушения. Ожидание чего-то буйно-тропического в смеси с футуристично-небоскребным возникло не на пустом месте — позади были дни, проведенные в Гонконге, и мы уже представляли, как выглядит современный азиатский мегаполис. Запас витамина D и солнечного настроения нам подарил отдых на волшебном острове Борнео. Осталось только потратить накопленные силы и энергию в новой точке назначения и получить причитающуюся нам порцию впечатлений.

Южно-Китайское море

На деле же Куала-Лумпур пока еще, как говорится, «немного не дотягивает». Башни-близнецы Петронас, конечно, вне конкуренции, и это действительно один из самых вдохновляющих примеров современной высотной архитектуры. Но в целом КЛ сам по себе не произвел какого-то особенно яркого впечатления, а лучшие воспоминания о нем — отель с открытым бассейном на 22-м этаже и храм индуистов в пещере Бату. Но об этом позже, как пишет Достоевский словами рассказчика в «Бесах».

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Путь из малазийской провинции (город Кота-Кинабалу, штат Сабах) в малазийскую столицу мы преодолели самым оптимальным и быстрым способом — по воздуху, воспользовавшись услугами национальной малазийской авиакомпании Malaysia Airlines. 1700 рублей, 2,5 часа, и мы на месте.

Странная эта страна — Малайзия, разорванная какая-то. Срединная часть полуострова Малакка и северная часть острова Борнео. Мы так их и называли — маленькая Малайзия и большая Малайзия. Расстояние между ними пролегает над водами Южно-Китайского моря. Буквально за пару недель до нашего вылета в этих водах сгинул печально известный борт MH370, следовавший по маршруту из КЛ в Пекин. Для малазийской авиакопании этот инцидент стал серьезным ударом — пассажиропоток и акции упали. Но нас, русских, это не могло отпугнуть. Все же путешествовать с Malaysia Airlines куда как комфортнее, чем с Air Asia и ее доплатами буквально за все.

Малазийцы же предлагают не только бесплатные перевоз багажа и питание на борту, но и радуют ярким дизайном салона своих самолетов.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Достаточно поставить в салон кресла разных цветов и в разных сочетаниях — и хорошее настроение пассажирам обеспечено. Вдвойне удивительно, что униформа обслуживающего персонала — в сдержанных серых тонах. И если стюарды просто элегантны, то стюардессы с их по-азиатски хрупкими фигурами, гладкой, почти идеальной кожей и безупречным макияжем напоминают фотомоделей.

С воздуха особенно хорошо видно, что нельзя ставить знак равенства между КЛ и Гонконгом. Это разные города даже по настроению, по характеру, хотя оба можно назвать «азиатскими мегаполисами». Гонконг разбросан на холмистых островах и по сути является большим портом. КЛ — не портовый город. Вокруг него — аккуратно нарезанные поля с фруктами и овощами на экспорт и небольшие водоемы.

По пути из аэропорта в город все тоже не так, как в Гонконге, где каждая пядь земли отвоевывается у моря и застроена однотипными рядами тонких, как тростиночка, высоток. При подъезде к столице Малайзии нельзя не обратить внимание на бесконечные плантации масличной пальмы, из которой делают пальмовое масло, которое является важной статьей дохода этой страны. Буйные джунгли остались на Борнео. На полуостровной части полностью победила коммерция с ее бездушным подходом к эксплуатации природных ресурсов.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Солнце Борнео не последовало за нами в КЛ. Небо заволокло плотными тучами, из-за которых не пробивалось ни лучика света, а на улице было очень душно, и влажно, и сумеречно. После расслабленного Кота-Кинабалу казалось, что слишком много людей и слишком много суеты вокруг, и мы даже слегка растерялись.

В аэропорту на стойке такси нам насчитали совершенно астрономическую сумму за минивэн до отеля, но лучше бы мы воспользовались такси, потому что буквально через час после прибытия в город пошел тропический ливень — настоящая стена из воды, когда мгновения достаточно, чтобы промокнуть до самых укромных закоулков тела.

Но всегда есть способ добраться до города бюджетно (в несколько раз дешевле!) — на автобусе до станции KL Sentral (странная орфография в странной стране Малайзии, бывшей колонии Британии), а потом на метро до станции Ampang park.

Метро в КЛ — современное и удобное, многие перегоны проходят по поверхности, что позволяет заодно и поглазеть на город. Билет легко купить в автомате, а служители метро, специально приставленные для этих целей, помогут с покупкой и ориентированием по станциям.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Отель Somerset Ampang Kuala Lumpur расположен вблизи делового центра города, в шаговой доступности от знаменитых башен Петронас. Подробно останавливаться на отеле не буду, главное в нем — это возможность с высоты охватить панораму современного Куала-Лумпура, понять для себя характер и настроение города.

В этом смысле я вспоминаю Дубаи, где впервые побывала в далеком 1996-м, на заре небоскребного бума, а потом повторно оказалась в нем в 2011 — два совершенно разных города.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Вот и КЛ такой — мегаполис, который возник буквально неоткуда, пережил взрывной рост в последние несколько десятилетий и сегодня стабильно находится на высоких позициях в рейтингах деловой и инновационной активности. Уверена, что как и в случае с Дубаями, если мне доведется вернуться в КЛ, то я его не узнаю.

Пустующие и немного неопрятные территории возле нашего отеля наверняка уже будут чем-то заняты. И даже тот вид с кусочком башен Петронас, что открывается на 22-м этаже отеля, где находится великолепный открытый бассейн и джакузи, будет закрыт частоколом небоскребов. КЛ, похоже, еще не пережил пик своего строительного бума, потому что стройки и строительные краны все еще неотъемлемая часть его пейзажа.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Особое удовольствие — погрузиться в прохладную воду бассейна после долгого и утомительного дневного марафона по достопримечательностям. Именно здесь и в этот момент я наиболее полно испытала ощущение восторга от «города — сада огней». Небоскребы днем выглядят совершенно обычно, а вот ночью, когда зажигаются огни и яркая подсветка, напоминают волшебный лес, созданный человеческими руками.

Дело лишь в том, что с тем же успехом это мог быть и Гонконг, если бы отели с бассейном были доступны по цене среднему туристу в этом самом дорогом городе Азии.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Но если посмотреть с 22-го этажа нашего отеля направо, то можно увидеть, что КЛ только в самом центре — футуристично-деловой. В других районах он аккуратный средний город с обычной не очень плотной жилой застройкой (совсем не так, как в Гонконге, и слава богу — все же жить «окно в окно» с соседями психологически не каждый выдержит).

Но все же вернусь в сказку — в «сад огней». Жажда приключений погнала нас в первый же вечер гулять по городу, точнее, по оживленному проспекту Jalan Ampang, ведущему по прямой к самой главной достопримечательности — башням Петронас, которые родители тут же начали называть для удобства «Петерсоны».

В ряде отзывов читала, что КЛ совершенно не приспособлен для пешеходов, и тротуаров здесь толком нет, а переходить дорогу опасно для жизни. Конечно, как и все азиатские города, инфраструктура КЛ нацелена в первую очередь на удобство «колесных» (включая сумасшедших людей на мотороллерах), но и жаловаться на отсутвие тротуаров нельзя — они здесь есть, по крайней мере, в деловом центре. Некоторые переходы над дорогой устроены в виде стеклянных мостов, совсем как в Гонконге. Для туристов это настоящая находка — еще одна точка обзора города.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Рекомендую торговый центр Ampang Park, который находится по пути к Петронасам. В самих Петронасах тоже есть торговый центр, но не в пример дороже. В Ampang Park можно купить национальные малазийские сувениры, национальную одежду (как известно, Малайзия мусульманская страна, и женская одежда специфична, но можно найти достойные варианты, пригодные для повседневной носки), гаджеты, а также поменять по выгодному курсу валюту.

Дамы, рекомендация для вас. Если ваши мужчины устали ходить по магазинам (что для мужчин не редкость), то вы можете оставить их в местной парикмахерской, где ими займутся малазийские мастера, тогда как вы сможете спокойно и без нервотрепки предаться любимому женскому делу.

На самом деле такая бытовая вещь, как стрижка, — это возможность глубже понять быт и культуру страны. В Малайзии, как и в других азиатских странах, человека перед стрижкой еще и расслабляют с помощью массажа головы и плеч. В общем, папе и мужу это действо понравилось. Только вот малазийский парикмахер, привыкший к коротким прямым волосам местных, долго мучился и корпел над копной пышных кудрявых волос мужа:)

Наконец мы и добрались до «звездных башен» Петронас, принадлежащих одноименной нефтяной компании. Звездные они потому, что являются самыми высокими в мире башнями-близнецами, а в их основе — восьмиконечная исламская звезда. В итоге получился небоскреб с национальным колоритом.

Я видела множество небоскребов на их родине в Штатах и других странах мира. Могу со всей уверенностью заявить, что Петронасы — одни из самых красивых. Я бы даже сказала, ослепительно красивых. Весь их четкий контрастный монохромный силуэт притягивает взгляды, как магнит. Вокруг Петронасов есть и другие здания, но смотришь почему-то только на них.

В других городах главная достопримечательность — это площадь, на которой обычно есть церковь или дворец высокопоставленного лица. Петронасы — обычное торгово-офисное здание, стало символом КЛ, как в Париже Эйфелева башня. А в них и есть что-то от церкви или собора, настолько они воздушны, как бы устремлены в небо.

Не удивительно, что туристы, порой мешая друг другу, толпятся у их подножия в надежде сделать «тот самый» кадр, иллюстрирующий без всяких пояснений, где они находятся.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Соединяет башни Петронас мост Скайбридж, на который за дополнительную плату можно подняться и, соответственно, пофотографировать окрестности с высоты. Мы не стали тратить 800 рублей и драгоценное время — хватило открытого бассейна нашего отеля на 26 этаже.

Но если судьба занесет меня в КЛ еще раз, то я включу «небесный мост» в свой список мест, обязательных к посещению.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

В КЛ у нас был всего лишь один полный день, который хотелось провести с максимальной пользой. Выбирая между достопримечательностями столицы, не больно-то вдохновляющими своими описаниями, мы на общем совете решили поехать туда, где еще никто из нас не бывал — в том плане, что не был в месте подобного рода. И эта поездка оправдала себя, подарив второе яркое воспоминание о КЛ.

Пещеры Бату — самая известная природная и религиозная достопримечательность Куала-Лумпура, которая, однако, не имеет отношения к исламу. Этот комплекс индуистских храмов в известняковых пещерах в районе Гомбак чуть ли не более фотографируем туристами, чем башни Петронас.

Ранее добраться до Бату можно было только на автобусе. Сейчас до пещер протянули ветку метро, что очень удобно — сел на поезд и доехал.

Едем смотреть индуистские святыни, но не забываем, что находимся в мусульманской стране - целоваться в метро, как и лепить жвачку куда попало запрещено!

Вот так выглядит комплекс со стороны платформы метро. Идти от станции от силы минут 10. Вдоль дороги к пещерам размещаются лавки торговцев сувенирами и различной индуистской атрибутикой. Также можно художественно расписать какую-нибудь часть тела хной — и мысленно перенестись в Индию.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Пещеры были приспособлены под храмовый комплекс, посвященный богу Муругану, предводителю войска богов в индуизме, не так давно — в конце 19 века. Сегодня это одна из самых важных святынь индуизма за пределами Индии и главный центр празднования Тайпусам в Малайзии — праздника, отмечаемого в основном индусами-тамилами. Посмотрев фотографии Тайпусама в интернете, я поняла, что это зрелище не для слабонервных, так что хорошо, что мы побывали в пещерах в обычные дни, хотя и в это время хватает паломников и просто туристов со всех уголков мира.

У входа посетителей встречает 42-метровая статуя Муругана — самая высокая статуя этого божества в мире. На покраску этой махины потратили 300 литров золотой краски.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Никто из нас еще не был в Индии и не представлял, как выглядит индуистский храм — до этого мы видели только буддистские. Поэтому впечатления от пещер Бату и храмов оказались настолько сильными, что вдохновили нас планировать поездку в Индию на следующую весну.

Наверх, к пещерам, ведет длинная крутая лестница, состоящая из 272 ступенек. В условиях влажного и душного климата для молодых этот поъем не так прост, не говоря уже о людях более почтенного возраста. Интересно, что по пути в пещеры туристы из разных стран подбадривали друг друга и вместе отдыхали на площадках, переводя дыхание.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Все тяготы длинного и утомительного подъема забываются тут же, когда оказываешься наконец в самих пещерах и видишь эту природную красоту, которую очень органично дополнил и украсил человек.

Главная пещера называется Temple Cave и имеет свод до 100 метров в высоту. Удивительные и яркие ощущения, возможно, потому, что мы впервые видели нечто подобное.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

В самой пещере построен храм, есть несколько сувенирных магазинов.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

В комплексе есть и другие пещеры, например Dark Cave. Эта пещера находится ниже Temple Cave и черная, как ночь. Она «экологическая» и остается домом для летучих мышей. В пещеру организуются туры за дополнительные деньги, и если бы у нас было больше времени, обязательно пощекотали себе нервы в этом черном прохладном пространстве.

Ну, а нам пришлось спускаться вниз и спешить в центр города, чтобы успеть посмотреть еще одну достопримечательность.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Ах, да, отзыв о пещерах Бату был бы неполным без этих вертлявых и хитрых созданий. Обезьяны, почитаемые в индуизме, чувствуют себя в храмовом комплексе вполне вольготно, клянчат вкусняшки у туристов и иногда ведут себя очень нагло. Поэтому не забываем главное правило в странах Азии: DO NOT FEED MONKEYS.

Честно говоря, ехать смотреть последнюю достопримечательность не очень хотелось — было влажно, душно, а бассейн в отеле так и манил. Но, собрав волю в кулак, мы все же отправились на станцию Kuala Lumpur, где находится Центральный озерный парк Taman Tasik Perdana, а в нем — сад орхидей (есть еще парк птиц, парк оленей и сад гибискусов, и даже музей полиции, но нас интересовали именно орхидеи).

Перегоны метро проходят по поверхности, и можно увидеть, что КЛ — еще молодой и развивающийся мегаполис, который пока не достиг совершенства инфраструктуры своих старших собратьев.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Станция Kuala Lumpur примечательна не только Озерным парком. Здесь, в самом сердце КЛ, можно увидеть здания, построенные в неомавританском стиле (архитектура моголов) на рубеже 19 -20 вв., в эпоху британского колониального владычества. Какой-то особой красотой они не отличаются, но для общего развития и представления об истории Малайзии ознакомиться можно.

Например, вот это серое здание -Штаб-квартира малазийских железных дорог.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Напротив нее — старый железнодорожный вокзал.

Часть культурного ландшафта города — Национальная мечеть Негара, самая вместительная на данный момент в городе. Построенная в 1965 году, Негара выглядит очень по-современному. Ее украшение — звездообразный бирюзовый купол и фонтан в виде цветка на площади рядом.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

В Озерном парке можно гулять целый день — в нем действительного много чего интересного (причем абсолютно бесплатного).

Но нас интересовал только сад орхидей (для тех, кто интересуется, рядом с ним — сад гибискусов). Нельзя сказать, что он поразил до глубины души — наверное, потому, что ожидали чего-то большего. Но прогуляться по нему определенно стоило — хотя бы ради видов, которые открывались на телевизионную башню Менара (одну из самых высоких в мире) и Петронасы.

Да и как не ознакомиться с коллекцией экзотических цветов самых сочных оттенков в естественной среде их обитания?

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

А вдали снова угрожающе грохотал гром. Собирался дождь в не солнечном для нас Куала-Лумпуре.

Боясь попасть под дождь, в отель поехали на такси, что позволило «одним глазом» увидеть исторический центр города. Куала-Лумпур — город хоть и относительно молодой, но все же сумел сохранить застройку конца 19 — начала 20 века, причем застройку с национальными мотивами!

Самое яркое здание этого периода — здание султана Абдул-Самада на площади Независимости, сверкающее своими медными куполами-луковицами. Сегодня в нем размещается Министерство культуры Малайзии.

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Куала-Лумпур, как и многие другие города Азии, получил толчок к развитию, когда стал крупным центром торговли. Это отражено и в квартале исторической застройки, где сохранились традиционные дома-магазины.

Еще один пункт в моем списке на возможное будущее более обстоятельно посещение КЛ.

В центре встречаются не только отлакированные для туристов дома, но и развалюхи тех времен, когда китайские банды делили сферы влияния в «грязном устье».

Орхидеевые сады, обезьяньи пещеры и звездные башни Куала-Лумпура

Хочу закончить все же на положительной ноте, ведь летели мы в Куала-Лумпур, предвкушая нечто яркое и незабываемое. А улетали дальше по нашему маршруту в Макао, пребывая в хорошем расположении духа, хотя и немного устав от перелетов и «галопного» темпа осмотра достопримечательностей.

Итоговые впечатления по КЛ

1) Это молодой азиатский мегаполис, который динамично развивается. Все проблемы роста, связанные с несовершенством инфраструктуры, налицо, но все у КЛ, я уверена, еще впереди

2) КЛ уже может похвастать достопримечательностями с приставкой «самый» (башни Петронас, статуя Маругана). Хотя бы по этой причине КЛ заслуживает внимания

3) КЛ частично оправдывает свой слоган «город-сад огней». Это достаточно зеленый город, где много парков и зеленых оазисов. В то же время небоскребы, занятые ведущими мировыми компаниями, в его деловом центре смотрятся достойно и цельно

4) Более чем гуманные цены на проживание в гостиницах высокой звездности. Гонконгу такое и не снилось

5) Порадовала развитая система метро, охватывающая внушительную часть города. Просто, быстро, удобно

6) Однако в аэропорт добираться долго и дорого, если ехать на такси

Теримах касим, что дочитали до конца! Приятного путешествия в Куала-Лумпур!