Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Гибралтар Май 2014

Красные почтовые ящики, вездесущие фиш-энд — чипс, очень британские полицейские и аутентичные английские автобусы, прибрежные отельчики, стигмы военного времени, многочисленные пушки и строгое кладбище воинов… Безусловно, туристов притягивает и странный вид высящейся скалы (Гибралтар так и называют «the Rock «). Это одна из последних британских колоний. Интерес к Гибралтару возник благодаря его открытию для массового туризма с побережья Коста — дель — Соль.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Одна из моих подружек в прошлом году посетила это место и долго восхищалась скалой, макаками и шоппингом. Пришлось перед поездкой мониторировать интернет — пространство и выискивать возможности «самостийного посещения». Ведь поездка с группой — это автобус с Малаги до границы, посещение всей ватагой Скалы от силы 1 час и 2 часа свободного времени. Причем, до января текущего года посетить Гибралтар можно было только при наличии британской мультивизы на 12 месяцев. Но группы российских туристов сдавали на границе свои паспорта и проходили с гидами на экскурсию. Цена вопроса 100 — 120 евро. Как это сделали мы?

В интернете я нашла Приказ от января 2014 года, где внятным английским языком было написано, что теперь русские могут посещать эту землю, имея только шенгенскую мультивизу. Вместе с русскими таким правом наделяются китайцы, монголы и индийцы. До последнего не верилось. По-русски думалось — а вдруг закон не вошел в силу? Или вдруг пограничники сделают вид, что не читали? Распечатала на всякий случай и положила в карман. Кому интересно — все есть на сайте www. gibraltarlaws. gov.gi. Уж очень хотелось посмотреть, как Гибралтар подчеркивает свою «английскость»?

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Стратегическое расположение колонии в месте встречи Европы и Африки, палладиевая архитектура, наглые маготы (варварийские обезьяны) превращают Гибралтар в чудесное местечко, где можно отдохнуть от тапас-баров и белых андалусских деревушек))) Магическая Гора, кстати, принадлежит Британии гораздо дольше, чем США стали Америкой.

Итак, рассматривая на побережье туристические предложения, я увидела большую разницу: для русских автобус 100 — 120 евро без гида, 2 часа свободного времени, для иностранцев — 50–60 евро и 5 часов свободного времени. Мы купили билет на автобус до Ла — Линеа за 13 евро и через 3 часа красивого маршрута по побережью Коста — дель — Соль были уже в четырехсотметровой близости к вожделенной британской земле… На часах было 10 утра и впереди у нас «маячил» целый день! Вот оно, туристическое счастье. Но нужно было как-то проходить границу.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

От автостанции Ла — Линеа до границы идти меньше пяти минут. Испанские пограничники даже не посмотрели в нашу сторону. Я внимательно наблюдала, как почти все люди, пересекающие границу показывают британцам пластиковые карточки. Это, видимо, гастарбайтеры.

Увидев русских туристок, сонливый пограничник встрепенулся и стал задавать вопросы про наши цели на их территории. Затем вежливо попросил заполнить анкету, где я указала все, вплоть до профессии и домашнего телефона. А люди шли мимо нас нескончаемым потоком… После анкеты у нас забрали паспорта, через 5 минут спросив на сколько дней мы хотим там остаться. Я спросила — а на сколько можно? Оказывается до 21 дня. Но назавтра нас ждала Ронда, оставаться здесь нам было нельзя, и в нашем паспорте появился свеженький гибралтарский штамп сроком всего на 1 сутки. Вот так. Процедура прохождения границы без британской визы заняла «от силы» 15 минут.

Мы вприпрыжку выкатились на английские просторы, по пути заглянув в информационный центр, где нас пригласили на микроавтобусе посетить скалу с 4 остановками, выдали подробную карту этой «обувной ложки», какой кажется на карте Гибралтар. Но хотелось свободы, и мы почти 5 минут шли сквозь строй каких-то «зазывал» на групповые экскурсии, благодаря налево и направо за их заботу о нас.

Итак, как правильно добраться с побережья, например, из Малаги. Можно использовать обычный рейсовый автобус (13 евро), идущий до Ла — Линеа или Альхесираса. Живописно. Дешево. Красиво. С остановками в Фуэнхироле, Марбелье, Эстепоне. Время в пути 2.5 — 3 часа. Ввиду наличия множества потрясающих пейзажей, дорога не кажется утомительной.

РАСПИСАНИЕ АВТОБУСОВ ДО ГИБРАЛТАРА (ЛА ЛИНЕЯ)
Информация на 01/05/2014

16:30 19:20
19:00 21:45
Стоимость билета в один конец: 13.17 Евро

Кто не любит автобус — можно поехать на поезде. Но из Ронды. Есть самый красивый железнодорожный маршрут на побережье — Ронда — Альхесирас (билет стоит 10.2 евро). Кто ездил, тот в восторге. Поездка длится 1 час 45 минут. В течение дня поезд идет трижды в каждом направлении. Из Альхесираса можно поехать в Гибралтар на автобусе (каждые 30 минут, идет тоже полчаса). Есть водный транспорт, можно заодно посмотреть прекрасную бухту, иногда здесь плещутся семьи дельфинов)))

Не рекомендуют ездить на автомобиле. Жуткие очереди на границе и трудности с парковкой отодвинули этот способ на задний план.

О деньгах.

Валюта Гибралтара — гибралтарский фунт и британский фунт стерлингов, они равноправны. Принимают к оплате и евро, но это дорого. Я в математике не очень, но помню соотношение к евро 1: 1.2. На главной Казематной площади — несколько банков, мне в инфоцентре посоветовали Scala — сидит там араб и выдает гибралтарские фунты. На 300 евро я получила 235 их «тугриков». Помимо этого, чел очень дружелюбно откликнулся на мою просьбу подобрать мне 2 набора всех их монет по возрастающей, но обязательно новых, поскольку мой хазбенд — нумизмат.

На Гибралтаре нет НДС, что делает поход по местным магазинам приятным и выгодным. В стране очень низкие акцизные сборы, и из-за этого алкогольные напитки и сигареты здесь в несколько раз дешевле, чем в любой европейской стране. Например, на Гибралтаре можно купить литровую бутылку пятнадцатилетнего виски за 8 -20 фунтов, а цена блока сигарет составляет от 10 до 25 фунтов.

Основные магазины находятся на Главной улице — Main Street. Тут есть множество ювелирных магазинов, парфюмерных лавок, магазинов одежды и электроники, а также винных лавок. Дорогие бутики также располагаются в Морской деревне — Ocean Village.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Любители английских продуктов могут посетить единственный на Гибралтаре английский супермаркет Morrisson, который расположен в юго-западной части города. Все продукты завозятся из Англии, включая овощи и фрукты.

Также есть три магазина испанской сети Coviran, где приобладает испанский ассотримент, а продавцы иногда говорят только по-испански. Одним словом, кому что нравится.

О транспорте внутри города.

Передвигаться по Гибралтару на машине — крайне неудобно, есть неплохие шансы серьезно поцарапать машину на узких улицах города. Если добавить проблему с парковкой, езду по крутым горкам и ежедневную пробку на въезде-выезде (до 2-3х часов), то наиболее приятным вариантом осмотра страны будет пешая прогулка или экскурсия на местном такси.

Также можно воспользоваться городским автобусом. На Гибралтаре — 7 автобусных маршрутов. Около Казематной площади — автобусные остановки.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Отсюда до Европа-пойнт, мечети и маяка можно добраться на автобусе № 2, до Каталанской бухты и отеля «Caleta» — маршрут № 4, до испанской границы — маршрут № 5. Автобусы ходят каждые 10–30 минут (в зависимости от времени и дня недели), а стоимость проезда в одну сторону — 1.3 фунта, но мы купили сразу «билет дня» за 2.25 фунта (хоть он там особо и не нужен).

Второй вид удобного передвижения — фуникулер. За 10.5 фунтов — можно подняться на скалу, посетить логово обезъян, пещеры святого Михаила, туннели Большой осады, мавританский замок и музеи Гибралтара. Кроме того, выдают дополнительный билет, где указан персональный пароль для использования на скале Wi — Fi в течение 3 часов. Удобно. Можно, например, включить аудиоэкскурсию и т. д., смотря кто-что подготовил к путешествию.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Как мы «построили» наш день: осмотр исторического центра — Казематная площадь — знакомство с банками и кафешками — автобусом № 2 до Европа Пойнт — пейзажи Марокко, мечеть и маяк — обратно до Трафальгарского кладбища — храмы — фуникулер и поездка на Скалу — обед — шоппинг и, по ходу, что интересного попадется. В 7 вечера мы уезжали.

Через 100 метров от КПП мы попали в пешеходную «пробку». Обычное дело — приземлялся самолет.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Первое, что вы увидите на территории города — это взлетно — посадочная полоса аэропорта. Эта полоса не только на несколько сотен метров уходит насыпью в море, но и пересекается с действующей автомобильной дорогой.

В ноябре 2011 года в аэропорту Гибралтара открылся новый терминал. Что летает? Easyjet — ежедневные рейсы из лондонского Гатвика и обратно + 3 рейса в неделю из Ливерпуля. Monarch Airlines — ежедневно из лондонского Льютона и Манчестера и обратно. British Airways  — ежедневно из лондонского Хитроу.

О водном транспорте.

Из Гибралтара по пятницам в 18 часов курсирует паром в Марокко (Танжер), около 50 фунтов в одну сторону, чуть больше часа в пути. Обратно идут по воскресениям в 17 — 30.

Кто запланирует водное путешествие, удобнее съездить в Африку из Альхесираса. Летом каждый час отправляются паромы в Танжер (1 час 10 минут) и минимум 10 в испанский анклав Сеута (1 час 30 минут). Сеута — городок чуть больше Гибралтара, где ведется оживленная торговля беспошлинными товарами, отсюда легко проехать в Марокко. Стоимость билета около 25 евро. В Альхесирасе вновь начинается и ЖД — линия в сторону Ронды, Кордовы и Мадрида и Парижа.

ИТАК, первое, что мне хотелось увидеть на Гибралтаре — это Европа Пойнт.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Это самая южная точка Гибралтара, с которой открывается потрясающий вид на Гибралтарский пролив, Средиземное море и африканский берег. В ясную погоду хорошо просматриваются горы Марокко и испанский город — Сеуту, о котором я писала выше. С погодой нам везло и видимость Африки радовала глаз…

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Гибралтарский маяк — единственный маяк, находящийся под управлением Тринити Хаус — маячно-лоцманской корпорации за пределами Великобритании. Он был сооружен в 1841 году и возвышается на 49 метров над уровнем моря. Его свет виден на расстоянии до 37 км.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Налюбовавшись на морские просторы и марокканские Атласские горы, мы оглянулись вокруг, что же тут есть интересненького… Ну, например,

1) Якорная стоянка Нельсона — 100 — тонная пушка — это внушительное викторианское супер-орудие было водружено на Скале в конце 19-го столетия. Вторая подобная пушка сохранилась только на Мальте.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

2) Храм Богородицы Европейской и музей — расположен на южной оконечности Скалы и первоначально был мечетью, которую в 1462 году преобразовали в христианскую церковь. Там же расположен музей, отражающий всю историю святыни.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

3) Мечеть Ибрагима — аль — Ибрагима — построенная в 1997 году, эта величественная мечеть является даром Гибралтару короля Саудовской Аравии Фахада Абдул Азиза.

4) немного о птицах…

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Гибралтарский пролив — один из ключевых маршрутов для перелетных птиц между Европой и Африкой. Парящие в вышине хищники, черно-белын аисты и грифы при перелетах используют восходящие воздушные потоки. Попасть в Европу таким образом птицы могут только в двух точках, где море достаточно узкое. Первое — это Босфор между Черныи и Мраморным морями. Второе — здесь, в Гибралтаре. Количество аистов, говорят, достигает 5000 особей в стае. Миграции на север начинаются с середины февраля по начало июня, на юг — с июля до начала ноября. При западном ветре птицы летят здесь, а вот при штиле и при восточном ветре птахи предпочитают Тарифу. Такие вот тонкости…

5) на самом берегу мы увидели памятную стеллу с именем генерала Владислава Сикорского. Откуда и почему я не знала, помнила, что это имя упоминалось в СМИ после авиакатастрофы польских высокопоставленных лиц под Смоленском.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

http://www.kontinent.org/article_rus_4d754baeaaed1.html Очень интересная статья про генерала Сикорского, про историю отношений Польши и СССР во время войны. И о Катыни. Сикорский погиб в авиакатастрофе у Гибралтара при невыясненных обстоятельствах, здесь его чтят и помнят…

Итак, после Европы Пойнт мы отправились опять в центр города, чтобы, наконец, подняться на Скалу. На пути все время встречались плакаты с разными запретами в отношении обезъян.

Ведь многие туристы едут на скалу исключительно пообщаться с «братьями» . А как не угостить, мы же к ним в гости…

Об обезъянах.

Одна из самых знаменитых туристических достопримечательностей Гибралтара — варварийская обезьяна, или бесхвостая макака, магот. Гибралтар — единственное место в Европе, где эти знаменитые мартышки живут в естественных условиях. По одной из легенд, обезьяны пришли на Гибралтар по подземному туннелю, соединяющего Европу и Африку. И по этой же легенде — Гибралтар будет оставаться английским, пока на горе жива хотя бы одна обезъяна. По другой легенде макаки были сюда завезены из Северной Америки в 18 веке. Во время второй мировой войны Уинстон Черчиль поручил командованию английской армии заботиться об обезьянах (их на тот момент осталось всего 7 особей). В июле 1992 года макак сняли с военного довольствия и передали на одержание городским властям.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Сейчас на Гибралтаре живет около 240 макак, которые, кстати, составляют около одного процента населения страны! При рождении каждому бесхвостому существу дается имя, вживляется чип и делается татуировка. Фотографии наиболее выдающихся членов обезьяньего племени вывешены на своеобразной доске почета, находящейся на верхней станции фуникулера.

Обезьяны неплохо уживаются с многочисленными туристами, позволяют себя фотографировать в разных ракурсах, в том числе непосредственно на самих туристах. Но расслабляться не надо. Макаки — хозяева горы и, если увидят у вас в руках что-то съестное, то своего не упустят. «Было ваше, стало наше».

Дай хотя бы поносить ))))

Так случилось и с моей подруженцией Анюткой. Ведь знала же, что нельзя шуршать цветными пакетами и открывать сумки. Выйдя из кабины фуникулера, мы сразу же увидели несколько особей, которые по-хозяйски рассматривали «новобранцев». Я отвлеклась на минуточку, а Анька сняла свой рюкзак и зачем-то открыла его… Сверху в рюкзаке у неё был пакет, сохранившийся с швейцарских времен, красный, яркий, с едой. Все так, как любят макаки. В долю секунды с неба в рюкзак свалилось нечто, взявшее в зубы-руки пакет и взмыло опять вверх)))

Ключевой момент борьбы...

Ладно 4 тысячи фунтов штраф (для советского пенсионера — ерунда), а если бы макака схватила пакетик поменьше, и не такой яркий, с паспортами, деньгами и банковскими картами… Натерпелись, вобщем)))

Зато минут 30 туристы фотографировались с «нашей» героиней, рывшейся в швейцарском пакете и смачно поедая то, что Анька брала в дорогу — хрустики, яблоки, печенья… Ела " в одно лицо», игнорируя просьбы сородичей поделиться… У них вообще жесткие правила, если есть еда-то сначала самцы, потом самки, детям — что останется. Один подросток нарушил заповедь и взял у меня кусочек яблока, и тут же получил таких «лещей» от старшего товарища, что нам пришлось бежать за ним в кусты и уговаривать взять еще чуток, пока деспот не видит)))

Если есть свободное время можно бесконечно долго находиться в этом обезъяньем доме, вот уж где удается вдоволь посмеяться. Мы так увлеклись, что не захотели идти в пещеры, в тоннели. Оставили войну и всю историю тем, кто не любит флору и фауну.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Этот природный заповедник (Аппер Рок) — очень богат растениями — около 600 видов произрастает здесь. Классно. Нам было очень весело.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Когда мы уже собрались спускаться со скалы и бросали прощальные взгляды на «прародителей», случайно заметили в густых зарослях старую обезъяну, державшую у груди недавно родившегося «макакёнка».

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Свежая длинная пуповина, много крови… Мамаша выглядела утомленной и печальной. Я разыскала остатки яблок в рюкзаке и пошла её кормить, а заодно попросить разрешения пофотографировать её чадо. «Заморив червячка», обезъяна расслабилась, но продолжала хмуро поглядывать на двуногих сестер в ярких платках))) В это время малыш оторвался от соска и посмотрел вверх на свою зрелую мамашу. Потом случилось то, что я никогда в жизни не видела. Она наклонила к нему усталую морду и на долю секунды улыбнулась во весь рот. Я чуть не упала от неожиданности, и до сих пор недоумеваю… Господи! Ну, как это так??? Мы же ничего не понимаем в этом мире!!!!

Материнство....

Очнувшись от какого-то оцепенения, мы вспомнили о том, что еще не обедали, маготы слопали все наши перекусы… Спустились на фуникулере в центр города и зашли в первый попавшийся ресторан. Он оказался приятным на слух «На Пикадилли».

Но сначала немного о гибралтарской кухне.

Географическое расположение Гибралтара и его многонациональное население не могли не отразиться на богатой и разнообразной кухне, впитавшей в себя запахи и английских, и испанских, и марокканских и индийских блюд. Среди национальных блюд можно назвать калентиту (calentita), паниссу (panissa) и тортиллу со шпинатом. Популярным блюдом является запеченая паста с соусом.

Хлеб
Хлеб является важной составляющей гибралтарской кухни. В стране особо популярны такие сорта, как Калентита (Calentita), Болли ди хорнассо (Bollo de hornasso), Панисса (Panissa) и Пан дульче (Pan dulce).

Калентита — местное блюдо, похожее на хлеб. Выпекается из гороховой муки с использованием воды, оливкового масла, соли и перца. Слово «калентита» (calentita) происходит от испанского «caliente», означающего что-то масляное, горячее или теплое. Впервые это блюдо стало так называться предположительно в начале ХХ века, когда уличные торговцы громко выкрикивали «Калентита!», сообщая людям о своем товаре — «прямо из печки». Старое поколение гибралтарцев еще помнят последнего уличного продавца калентиты Палома. Калентита считается национальным блюдом Гибралтара.

Панисса — мучное блюдо, похожее на калентиту. Происхождение блюда — Италия, где оно имеет точно такое же название. В отличии от калентиты, ингридиенты паниссы сначала пождариваются на сковороде до образования воздушного теста, которое затем опадает. После этого тесто нарезают тонкими полосками и жарят в оливковом масле.

Болли ди хорнассо — сухой и сладкий хлеб, приготавливаемый из муки, сахара, яиц, масла или маргарина и анисовых семечек. Так же как и в Испании, этот хлеб едят на Пасху, но на Гибралтаре он также популярен и на Рождество. Гибралтарский хорнассо отличается от испанского варианта отсутсвием украшений из крутых яиц. Обычно хлеб покрывается яичной глазурью.

Пан Дульче — сладкий хлеб с фруктами и орехами, который едят на Рождество. Схож с куличем. Само название Пан дульче (pan dulce) переводится с испанского как «сладкий хлеб», но само блюдо пошло из Италии, где оно называется «панеттоне» (panettone).

Мясные блюда:

Ролитос (Rolitos) — тонкие кусочки мяса оборачиваются вокруг сухариков, перемешанных с беконом, яйцами, оливками, овощами и специями. Затем полученные роллы можно запечь, зажарить в масле или сварить в вине. Ролитос имеют мальтийские корни. В Англии этот продукт известен как «говяжьи оливки», хотя многие семьи готовят его со свининой или курицей. Само слово «ролито» произошло от испанского «rollo», что означает ролл, так как мясо скручивается в трубочку вокруг других ингридиентов.

Десерт:

Японеса (japonesa). На испанском означает «японка». Сладкий жареный пончик с кремом внутри, покрытый сиропом или посыпанный сахаром. Обычно японесу едят с чаем или в качестве легкой закуски. Происхождение слова японеса неизвестно, но само блюдо напоминает японские дораяки.

Насладившись незнакомыми названиями блюд, чтобы не остаться голодной, я взяла королевские креветки с картофелем и салатом.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Вместе с пинтой холодного английского пива, оливками и вкусным горячим чесночным хлебом, обед мне обошелся в 12 фунтов. В среднем по меню, неплохая по размеру и содержанию тарелка с едой стоит 8–10 фунтов.

После обеда нам захотелось просто побродить по городу. Первоначально в руках у нас был план, который публикуется на туристическом гибралтарском сайте, как VIP — пешеходная экскурсия (2–3 часа, русский гид, от 100 евро с туриста), я его решила запостить, вдруг кто «по-правильному» захочет походить:

• Казематная площадь. Главная площадь Гибралтара, на которой в прошлом проходили парады и публичные казни. Сейчас это одно из центральных мест культурной и деловой жизни города (мы там попили английского чайку за 2 фунта)
  • Главная улица — Main Street. Пешеходная улица со множеством магазинов, баров и ресторанов.
  • Индуистский храм. Единственный на Гибралтаре и на всем побережье до Малаги храм местной индуистской общины.
  • Парламент и муниципалитет (без захода). Основные правительственные здания, расположенные в центре города.
  • Собор Марии Венценосной. Главный католический храм Гибралтара, на месте которого когда-то стояла мечеть.
  • Англиканская церковь Святой Троицы.
  • Музей Гибралтара. Рассказывает о жизни на Скале со времен первобытного человека; здесь же можно посмотреть хорошо сохранившиеся маврские бани.
  • Суд Гибралтара (без захода). Здесь в 1969 году женились Джон Леннон и Йоко Оно.
  • Королевская часовня. Гарнизонная церковь, где покоятся останки губернаторов и прославленных английских полководцев.
  • Резиденция губернатора (без захода). Бывший монастырь францисканцев, сейчас — официальная резиденция губернатора.
  • Трафальгарское кладбище. Тут похоронены английские солдаты, умершие от ран во время Трафальгарской битвы.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

• Памятник адмиралу Нельсону, отлитый в натуральную величину из меди и бронзы с флагманского корабля «Виктория».
  • Сады Аламеды. Ботанический сад при входе в который установленны русские пушки времен Крымской войны.
  • Марина Queensway Quay. Одна из трех марин Гибралтара с фешенебельными рестранами вдоль причала.
  • Королевский бастион. Современный центр развлечений, построенный в одном из центральных бастионов крепости.
  • Американский военный мемориал. Памятник, посвященный содружеству британских и американских войск.
  • Кто всё это посмотрит, тот, значит, абсолютно ничего не упустит… Мы не хотели думать о чужих войнах, и пропускали все военные объекты…

Но к вечеру настолько прониклись атмосферой Гибралтара, что захотелось почитать побольше и об истории, и о личностях))) До сих пор я роюсь в интернете, выискивая интересные факты, вот, например о Нельсоне: Во время Трафальгарской битвы в 1805 году Лорд Нельсон был смертельно ранен. Он смог дожить до конца сражения и убедиться в победе английского флота. Тело прославленного адмирала надо было доставить в Англию для торжественных похорон. Чтобы сохранить тело на время длительного морского перехода, оно было помещено в бочку с ромом. Узнавшие об этом моряки по ночам тайно отпивали ром из бочки, так как верили, что вместе с кровью Нельсона к ним перейдет его мужество и отвага. Сейчас на Гибралтаре можно купить ром «Кровь Нельсона».

Не буду утомлять историческими фактами, их полно в интернете, но завершу рассказ планами на будущее. Гибралтар планируют расширять. Настолько, сколько сейчас площадь занимаемого города. Проводятся геологические исследования для отсасывания песка с морского дна.

Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар

Сегодня найти хороший пляж можно только в крошечном рыбацком селении в Каталонской бухте. Попасть сюда можно пешком от аэропорта (20 минут) по Чёртовой дороге, или из центра автобусом № 4. Это другая сторона Скалы. Говорят, там все по-другому, и люди, и атмосфера… Не знаю…

Видимо, придется поехать ещё раз, проверить)))