Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Иерусалим — Израиль Май 2014

Гефсимания — местность у подножия западного склона Елонской горы в Кедронской долине, восточнее Старого города Иерусалима, в которой происходили известные всем события, описанные в Евангелие. Само еврейское слово «Гефсимания» переводится как «место маслин». В Гефсимании помимо чудесного Гефсиманского сада — находятся несколько христианских церквей: церковь Всех Наций, подземная Гробница Богородицы, Гефсиманский грот. Попробую рассказать последовательно о каждой из Святынь.

<p.«Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной»…

Сейчас это ухоженное тенистое место, с гравистыми дорожками и нескончаемым потоком туристов.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

С 1681 г. Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев.

Он обнесен каменной стеной, за которой растут древние оливы — мощные, величественные. Обычно экскурсоводы говорят, что именно возле них молился в ночь перед арестом и распятием Христос. Но наш гениальный гид сказал, что не такие они и старые, всего-то около 900 лет.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Это показал радиоуглеродный анализ. А еще этим деревьям делали анализ ДНК! И он показал, что все они произошли от одного родительского дерева — возможно, от того, что росло тут во времена Иисуса Христа. Римляне, разрушив в 70 году Иерусалим, вырубили и все здешние деревья.

Но оливы — необыкновенно стойкие растения: если в почве остаётся корень, рано или поздно он даёт новый побег. И этот же анализ показал, что корни куда древнее, нежели сами деревья.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Как всё было. Христос и апостолы пришли сюда после Тайной Вечери. На ней ученики узнали, что произойдёт в ближайшие часы: предательство одного из них, отречение другого, конец земной жизни Иисуса. Уставшие от таких новостей апостолы уснули. А Иисус отойдя от спящих «на вержение» камня (это на расстояние броска), он страстно молился, прося Отца: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» . Это и было Моление о Чаше, и до сих пор многие говорят «пусть тебя минует чаша сия».

…«И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца»…

Кстати вот этот камень, на котором молился Иисус. Его можно потрогать руками и он считается наружным алтарем Церки Всех Наций.

Укреплённый молитвой, Иисус разбудил учеников

…«Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле»…

Он разбудил их:

…«Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст»…

и встретил поцелуй Иуды, по которому и опознали Христа.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

…«И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.«…

Последовали всем известные события: арест, допрос в Синедрионе, приговор Пилата, путь на Голгофу, казнь.

…«Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты»…

Буквально сразу за оградой Гефсиманского сада расположена «Церковь всех наций» или Базилика агонии.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Это католическая францисканская церковь, построена она в начале 20-го века на фундаменте часовни, сооружённой крестоносцами в XII в. и заброшенной в1345 г.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

А часовня крестоносцев была построена на фундаменте византийской базилики IV в., разрушенной землетрясением в746 г. Да, история богатая. До сих пор рядом с храмом идут раскопки.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

И рядом с храмом до сих пор раскопки и остатки от часовни крестоносцев. Храм украшен колоннами, на вершинах которых высятся изображения евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна в виде статуй.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Внутри храма всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью. Купол расписан гербами 12 государств, пожертвовавших деньги на строительство храма. И на каждом куполе есть какой-то христианский артефакт: туринская плащаница, крест, вифлеемская звезда, копьё Христа, которым ему проткнули грудь, святой Грааль, терновый венок…

За алтарем установлено большое распятие. Мозаика над алтарем изображает «Гефсиманское моление»,

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

по бокам — сцены поцелуя Иуды — «Предание Спасителя»

и «Взятие Христа под стражу».

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

От церкви очень красивый вид на стены Старого города Иерусалима.

Вот они, те самые ворота, которые если откроются-то случится Второе Пришествие.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Выходим из Гефсиманского сада и спускаемся немного вниз — в Гробницу Богородицы.

Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Святой пояс, находится сейчас в обители Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. По преданию, известному с IV в., Богородица скончалась в Иерусалиме в57 г. в возрасте 72 лет и была погребена на семейном кладбище, где были захоронения ее родителей и мужа.

Первая гробница на склоне горы была вырублена в I  в. н. э. В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Эта церковь была разрушена персами в 614 г., но вскоре восстановлена.
В последующие столетия церковь разрушали несколько раз, но при этом Гробница Богородицы не пострадала, поскольку мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Когда пришли крестоносцы, церковь была в руинах. В1130 г. дочь Балдуина II Мелисенда восстановила пострадавшие части храма, украсила стены красно-зелеными фресками.

При церкви был организован бенедиктинский монастырь с тремя башнями для защиты комплекса. Королева Мелисенда похоронена в крипте верхней церкви в1161 г.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

После падения крестоносцев в1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю. После ухода крестоносцев за Гробницей Богородицы следили францисканцы, а в настоящее время совместно Греческая, Армянская, Сирийская и Коптская православные церкви и мусульмане.

От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия-часовня с гробом Богородицы. Кувуклия покрыта мрамором и украшена драгоценностями, ее освещают серебряные подсвечники и несколько лампад. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная икона Божья Матерь Иерусалимская.

Церковь имеет 9 приделов и престолов, в которых в настоящее время совершают богослужения православные христианские конфессии. От входа по ступеням справа — придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, где они и похоронены, принадлежит Греческой православной церкви.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Прямо напротиы слева — в честь Иосифа Обручника, где он и похоронен, придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви. Еще есть престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви.

Главный престол — это сама кувуклия, которая принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы. Кроме этого есть отдельно Армянский придел,

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Сирийский, Коптский и отдельно мирхаб для мусульман.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Свечи в храме на пожертвования, и ставятся они в песок.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

В саму кувуклию кидают разные записки, требы, и почему-то деньги.

Спускаемся на буквально еще 100–200 метрови попадаем в Гефсиманский грот.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Гефсиманский грот почитается католиками как место, где собирались Иисус с апостолами, где Он был предан Иудой.

Ранее традиция приписывала ему также и место молитвы Иисуса.

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

Изначально пещера использовалась как часть водной системы, в ней находились цистерны,

И снова Иерусалим. Часть 1-я. Гефсимания

позже в византийские времена, в ней делали захоронения. В 12 в. Гефсиманский грот был богато украшен мозаикой, но со временем большинство ее разрушилось и исчезло. Сохранились лишь небольшие фрагменты.

Сейчас Гефсиманский грот представляет собой подземную церковь, центральный алтарь которой посвящён молитве Иисуса. В Гефсиманском гроте со времен крестоносцев сохранились фрески и надписи. На полу грота можно увидеть место, где, по церковной традиции, капли кровавого пота Христа растопили холодный камень.

На этом наша прогулка по Гефсимании закончилась, и к сожалению мы не попали в русский Храм Марии Магдалины, его золотые купола видны отовсюду. Но у нас была другая программа. Прийдется ехать в Иерусалим третий раз))