Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Украина Май 2009

Недавно ездила на экскрусию от турфирмы "Орфей" "Замки и фортеции Западной Украины" (Каменец-Подольский - Черновцы - Тернополь - Почаев). Украину люблю почти так же, как русский Север. Данный маршрут не относится к разряду суперпопулярных, и тем интереснее было посетить эти места. Надо заметить, что опыт путешествий у меня большой, и означенную турфирму я хорошо знаю и уважаю.

Но на этот раз случилось самое страшное. Нас, десяток туристов из Москвы, присоединили к группе корпоративщиков из Белгорода, в составе человек двадцать пять, которые ехали с определенными прикладными целями: выпить-закусить, потусоваться, оторваться от семьи и т. д. Экскурсии им были не особо интересны, в первый день они еще как-то терпели экскурсионную программу, а в дальнейшем норовили отменить посещение как можно большего количества объектов.

Но обо всем по порядку. С утра приехали в Хмельницкий, где нас уже ждал автобус с мальчиком-групповодом (с последним мы с трудом нашли друг друга, поскольку он встречал меня в другом конце вокзала и с табличкой, на которой было указано другое название тура). Мальчик был неплохой, но непрофессионал и совершенно не в теме. Проездная экскурсия по Хмельницкому заключалась в том, что "а вот здесь рынок... ну да... памятник еще... нет, я не знаю кому".

Приехали в Каменец-Подольский, стали размещаться в гостинице. Белгородское большинство, сметая все на своем пути, ломанулось к ресепшену и в мгновение ока расхватало все номера эконом-класса. Я подошла к стойке последней, вследствие чего мне с дикими извинениями был предоставлен двухкомнатный люкс (без доплаты, естественно; да мы еще гривеников и не успели наменять). Ну, стало быть, пошли гулять по городу.

Сады Подолья

Очаровательный маленький городок, церкви, костелы, ратуша, скалы, водопады и буйно цветущие сады. "Это что с такими огромными розовыми цветами?" - "А, это дичка! Да давайте я вам лучше сирени наломаю".

Лазили по крепости, во все башни-подземелья, заходили во все, какие возможно, церкви-костелы... Кстати, кто-то говорил, что на Западной Украине русских не любят? Так вот, нигде со мной местные жители не были так любезны, как там; дядечка при свечном ящике в костеле даже подробно рассказал не только о католических, но и о православных храмах города, чего не смог сделать наш мальчик.

Каменец-Подольский. Доминиканский монастырь

Наутро поехали дальше, в Хрустальную пещеру в с. Кривче. Автобус малость заблудился, да и небо закондыбасило, пошел отвратительный мелкий дождь. К счастью, пещера - закрытое помещение. К несчастью, идти к ней пришлось километра два по разбитой и скользкой, не очень эстетичной дороге. Сама пещера состоит из лабиринтистых ходов, без больших залов, сталактитами не оборудована (да и вообще - не оборудована, там довольно мокро, грязно, скользко и т. д., а белгородская группа направилась туда в мини-юбках, на шпильках, мужская часть - в пиджаках и при галстуках).

Но все равно очень красиво: породы переливаются в полутьме разноцветными искорками, интересные каменные образования: то голова буйвола, то хребет крокодила, то каменный орел... Белгородская тетка возмущенно орет, почему с ней кто-то из местных жителей заговорил не по-русски. Устали, конечно, изрядно: по 2 км туда-обратно, 1,5 км маршрут по пещере, и все время почему-то идти в гору. Зато на обратном пути гнездо аистов видели, близко-близко.

Замки и фортеции Западной Украины

Поехали дальше, смотреть Хотинскую фортецию. Время меж тем обеденное, а что для наших корпоративщиков может быть святее обеда? Сошлись на том, что они поищут какую-нибудь едальню, а московское меньшинство пойдет на экскурсию. Итог: они нашли буфет с засохшими бутербродами, которых хватило не на всех, а для нас, поелику нас очень мало, местный экскурсовод работать отказался. Фортецию показывал наш мальчик; единственное, что смог рассказать, - что данный памятник архитектуры снялся почти во всех советских исторических фильмах. Ну да ладно, путивники продавались в большом количестве, и недорогие.

Уже к вечеру приехали в Черновцы. Там нас встретила прекрасно эрудированная женщина - местный краевед, показала нам Черновицкий университет, разные очень инрересные домики (ой, долго рассказывать, но чего стоит один дом с майоликой, изображающий разные народы Подолья; или дома-близнецы), в темноте уже - ул. О. Кобылянской (местный Арбат). Ближе к ночи мы сказали спасибо и до свидания нашему мальчику и перешли в ведение другого экскурсовода Натальи (к сожалению, не знаю фамилии и отчества этой замечательной девушки, которой много чего пришлось претерпеть от нашей столь неоднородной группы).

Между тем зревшее внутри нашей белгородской оппозиции недовольство стало выплескиваться наружу. Их предводительница обратилась к коллегам с конструктивным предложением: "Давайте завтра отменим экскурсию на водопад, а вместо этого выедем из гостиницы не в восемь, а двенадцать. Вот вы были в пещере - вам понравилось?! А я вам гарантирую, что водопад - это еще хуже!"

В конце концов, бог бы с ним, с одним, отдельно взятым водопадом, но в этом случае из программы бы выпадало посещение Червоноградского замка, а вот это действительно было жалко. И мы воспротивились настолько, насколько это было возможно при нашем ничтожном меньшинстве, чем окончательно настроили наших оппонентов, уже давно желавших есть, пить, спать и блудить, против себя. Порешили на том, что из гостиницы выезжаем в двенадцать, но экскрсионная программа будет выполнена полностью, и за это в Тернополь прибудем позже запланированного.

Водопад

И большое спасибо гг. белгородцам, что настояли на задержке отплытия! Времени до полудня мне как раз хватило на то, чтобы при свете дня ознакомиться с этим чудесным городом, таким необычным, лиричным, запоминающимся. Я даже успела заглянуть в краеведческий музей, где получила исчерпывающую информацию о том, о чем в предшествующие дни не смог рассказать наш мальчик. Сверх того, там очень милая коллекция писанок, к которым я неравнодушна, и национальной вышивки, коим искусством я увлекаюсь.

К полудню в автобус стали подтягиваться хмурые, невыспавшиеся и уже голодные белгородцы, а нам еще предстоял длительный переезд в Тернополь с посещением по пути различных примечательных мест. У водопада большинство из них даже из автобуса не вышло; а между тем с холма открывался изумительный вид на руины замка, лежащие далеко внизу на фоне бескрайних далей и цветущих садов. Водопад был еще ниже, но мы смело полезли напрямик по склону горы в поисках приключений и чтобы сэкономить время.

Троицкая церковь

Не знаю, если этот водопад - плохо, то что же хорошо - диван, телевизор и бутылка пива? Моего впечатления не испортило даже то, что я пару раз хрястнулась о землю - неповторимого терракотово-пурпурного оттенка, и потом, отряхивая ее от светлых штанов, поднимала внушительные облака очень красивой пыли. Но одно дело - вниз, а еще интереснее - наверх. А я тетя не очень юная и не очень стройная, к тому же жара, да еще в автобусе товарисчи уже злятся и ножками сучат. "Небось в рюкзак много лишнего набрали?" - глядя на то, что я взлетаю по почти отвесному склону недостаточно шустро. "Да нет, в основном в живот и бедра".

Поехали дальше. Самое прелестное в Западной Украине (не считая садов) - это ее маленькие городки. В каждом как минимум церковь, костел, замок, старый парк и какой-нибудь музей, не обязательно тривиально-краеведческий. К сожалению, формат путешествия был таков, что мы останавливались только в некоторых городках и успевали бегло осмотреть один-два объекта. В Черткове, например, заходили в костел, видели деревянную церковь XVII века, а на руины замка лишь издалека успели поглядеть.

Хотинская фортеция

В Бучаче - ратушу и Василианский монастырь, и то очень быстро, поскольку некоторая часть нашей группы (догадываетесь какая?) требовала немедленно обеспечить им ресторан. Желаемого ни не получили. Не слишком хорошо с едальнями вечерами в маленьких городках. Недовольство на этот раз выплеснулось не нас, а на тернопольскую гостиницу: почему не 17 звезд и мебель с сантехникой кое-где покоцанные?

Следующий день был посвящен поездке в Почаевскую лавру. Тут наши коллеги решили проявить религиозность (очевидно думая, что нас этим позлят) и потребовали выехать из гостиницы настолько рано, чтобы попасть в лавру без пятнадцати шесть, к началу ранней литургии. А ехать туда часа полтора-два. В итоге к половине восьмого белгородская часть в автобусе еще не собралась. Причем дамы были наслышаны, что в храмы надлежит ходить в юбке, но на большинстве оказались радикальные мини с разрезами до самого не балуйся, в результате чего им пришлось брать в лавре напрокат юбки-опояски за 20 гривеников, к тому же охранник наказал им стереть помаду грязной тряпкой.

Черновцы. Университет. Петропавловский собор

Впечатления от лавры самые замечательные. Какая она праздничная! В щусевский Троицкий храм я просто влюбилась. Несмотря на обилие паломников, как-то быстро, без суеты успели приложиться к иконе и к стопе Богоматери. Подали записочки. Висит объявление: заборонено подавать за некрещеных, самоубийц, магов, колдунов и раскольников Киевского патриархаха.

Из лавры поехали в Свято-Духовский скит. Там нас встретили с распростертыми объятиями: "У нас тут святыня хранится, вериги преподобного Никиты, мы ее мало кому показываем, но если уж вы из самой Москвы, оплота православия, мы вам дадим эти вериги на себя возложить".

Ул. Кобылянской - черновицкий Арбат

Побывали мы также на источнике Святой Анны, окунувшись в который намеревалось сохранить рубашку и спать в ней в случае телесных и духовных немощей.

Последним паломническим объектом в этот день был весьма симпатичный Богоявленский монастырь в Кременце после посещения которого Господь наконец услышал слезные молитвы белгородцев и нас повели в небольшую, но очень уютную едальню на обед. Запомнился национальный бутерброд - протертое сало с чесноком и зеленью на черном хлебе.

Червоноградский замок

Дальше наш путь лежал в Вишневец, где, осмотрев весьма симпатичный парк со старинными воротами, мы пошли в палац, в котором недавно открылась музейная экспозиция (она повествует об истории городка и замка, интерьеры дворца еще не воссозданы). Одна из белгородских гражданок (вероятно, недостаточно наевшаяся) возмущенно заявила, однако, что собирается сегодня паломничать, а не ерундой заниматься, и самостийно ушла осматривать Вознесенскую церковь XVI века. Как она ругалась, когда обнаружила, что церковь, во-первых, закрыта, во-вторых, униатская!

Последним пунктом нашей сегодняшней программы значился Збараж; белгородцы, однако, уже громко орали, что хватит с них экскурсий и они едут ужинать (пообедав часа два назад). Мы же, прочитав в путивнике, что нас ждет впереди, скандировали из задних рядов автобуса: "Збараж, Збараж!" Поехали-таки туда, благо от него до Тернополя рукой подать. Часов в шесть приезжаем на городскую площадь, любуемся на бернардинский монастырь. "Замок закрыт уже, наверное", - говорит Наталья. "Ничего, мы хоть снаружи посмотрим".

Троицкий собор

Порешили, что мы (Москва) поднимемся на горку, посмотрим на замок и минут через пятнадцать вернемся в автобус. Когда влезли на горушку, увидели, однако, что замок еще работает и нас готовы пустить, задержав закрытие. Мы бегом, чтобы не слишком заставлять ждать наших попутчиков, понеслись по залам. А там интересно! Мало того что историко-этнографичекая экспозиция, так еще и всякие лабиринты-казематы, и кандалы мерить дают. Словом, спускаемся вместо 15 минут через 45.

Белгородская предводительница, презрительно посмотрев на нас, изрекает: "Мы тут видели один ресторан, сейчас мы туда пойдем и будем сидеть сколько нам нужно, а это быдло пусть нас в автобусе ждет!" Одна наша бабулька говорит: "Мы же ехали сюда мимо ресторана, сказали бы, что вам туда надо, и сидели, пока мы не торопясь замок бы осматривали". Тут на нее парень молодой: "Иди на...!" Сошлись на том, что нас отвезут в гостиницу и вернутся сюда за белгородцами.

В гостинице нас ждал неожиданный сюрприз - ужин. Вообще-то в нашу программу входили только завтраки, но в этот день завтрак не состоялся ввиду раннего отъезда, и нам предложили осуществить его сейчас.

Свято-Духовский скит

Вскоре после закрытия гостиничного кафе вернулись разъяренные белгородцы. Дело в том, что ресторан, куда они пошли, назывался "Вытребеньки". Это означает изыски, но с ироническим оттенком. Ну, там сало в шоколаде, рыба с фруктами. Кто-то поел, а большинство и нет.

На следующее утро, в день отъезда, в программе ничего не значилось, но Наталья в качестве бонуса предложила нам обзорную экскурсию по Тернополю. В назначенное время в автобусе собралась вся московская часть. "Ну, - сказала Наталья, - мои все здесь, а этих ждать не будем". И показала нам костел, замок над ставом (над прудом) и характерные для этих мест церкви-фортеции.

Замки и фортеции Западной Украины

Уважаемая Наталья! Еще раз приношу вам извинения за разнузданное поведеине нашей группы и за то, что помотали вам нервы. Редко встретишь человека, действительно так хорошо знающего и любящего свой край. А я еще больше полюбила Украину.

© Варвара Вельская. Материал размещен с разрешения автора.