Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 2 марта 5:41

Три необычных экскурсии по Москве: Москва Мастера и Маргариты, Москва криминальная, киностудия "Мосфильм"

Москва — Россия Май 2014

Кто еще не был в Москве, а ну-ка признавайтесь?

Все были в Москве, даже те, кто физически ее не посещал. Ну кто не видел Красную площадь, Кремль, Арбат, храм Христа Спасителя и прочие узнаваемые символы Москвы хотя бы на фотографиях или по телевизору?

7 лет жизни в Москве приучили меня к мысли, что этот город уже ничем не сможет меня удивить. Все-то я уже здесь видела, везде-то уже побывала — по крайней мере, в тех местах, где должен побывать турист, живущий достаточно долгое время в городе.

На одном из сайтов я случайно наткнулась на рекламу экскурсии по киностудии Мосфильм. Описание экскурсии было очень заманчивым, но даже не это сподвигло меня записаться на нее, как осознание того, что я, к своему стыду, не знала точно, где находится легендарная киностудия. А после экскурсии я так вошла во вкус, что в течение следующей недели посетила еще две.

Побывав на Хитровке и в «нехорошей квартире», увидев декорации старой Москвы и автомобиль из «17 мгновений весны», я поняла, что совсем не знаю города, в котором так долго живу. Пара метров в сторону от Красной площади — и для меня открылась терра инкогнита. Я даже и не подозревала, что такие места есть в Москве, что этот город на самом деле интересен и многогранен, и мне необходимо перестать передвигаться в подземелье метро, а чаще гулять по улицам, чтобы увидеть все его красоты и разгадать все его тайны.

Три необычных экскурсии по Москве: Москва Мастера и Маргариты, Москва криминальная, киностудия Мосфильм

Информацию об экскурсиях легко найти в интернете, поэтому рекламировать сторонние сайты не буду. Поделюсь своими впечатлениями от каждой.

Все посещенные экскурсии — пешеходные.

Москва Мастера и Маргариты.

Продолжительность: 2,5 часа

Стоимость: 400 руб. / чел.

Старт: метро Маяковская, на ступеньках театра Сатиры

Описание:

«Мастер и Маргарита» — это не только одно из величайших произведений русской и мировой литературы, оно еще и самое безоговорочно любимое, «растащенное» на цитаты, ставшее культовым. Михаил Булгаков, несмотря на всю фантастичность своего романа, черпал вдохновение из окружающей действительности: упоминаемые московские улицы, дома и достопримечательности существуют до сих пор, а герои имели прототипы в реальной жизни. Вслед за экскурсоводом мы прошли по следам любимых героев «Мастера и Маргарита», побывали в тех местах, где происходили события романа, узнали множество интересных фактов, связанных с его написанием.

В ходе экскурсии мы узнали:

• где находится «нехорошая квартира» и почему она так называется
  • почему действие романа разворачивается на Патриарших прудах и как с этим связан взорванный советской властью храм
  • где находилась скамейка, на которой сидели Берлиоз, поэт Бездомный и Воланд
  • кем была Аннушка в реальной жизни
  • что такое МАССОЛИТ и где находится ресторан «Грибоедов»
  • какой была столица и москвичи в 20-30-ые годы
  • в каком переулке встретились Мастер и Маргарита

Экскурсий, связанных со знаменитым романом Булгакова, существует две — одна ночная и длится 5–6 часов, а другая, на которую отправились мы, пешеходная, и занимает в два раза меньше времени.

Встретились мы с экскурсоводом на ступеньках театра Сатиры, который считается одним из возможных прототипов театра Варьете, где проводил «сеансы черной магии» Воланд, а на зрителей с потолка сыпались червонцы.

Впечатления от экскурсии очень положительные — я освежила в памяти события романа и заодно узнала многое о Москве, ведь город — не просто декорации к происходящему, а полноправный участник «Мастера и Маргариты».

Особенно понравилась экскурсовод Мария — молодая, но очень начитанная, эрудированная и по-настоящему влюбленная в роман девушка, которая не просто провела экскурсию, а очень эмоционально, с изрядной долей артистического таланта рассказала нам множество интересных фактов и свободно цитировала строчки из романа. Два с половиной часа пролетели просто незаметно. Экскурсия так нас вдохновила, что мы по приходу домой сразу же скачали одну из самых известных экранизаций «Мастера и Маргариты» авторства Бортко и тут же отсмотрели несколько серий подряд.

Теперь очень хочется попасть на ту же экскурсию, но уже ночную, потому что это возможность не только посетить больше мест, связанных с событиями и героями романа, но и лучше прочувствовать его таинственную, мистическую атмосферу.

В ходе экскурсии мы никак не могли пропустить квартиру, известную как «нехорошая квартира». Именно в этой квартире происходила всякая чертовщина, в которой безуспешно пытались разобраться компетентные органы.

«Нехорошая квартира» находится по адресу: Большая Садовая, 302-бис, четвертый этаж, кв. № 50. По этому адресу (точнее, на Большой Садовой, дом 10) на самом деле проживал Булгаков, когда только приехал в Москву. Он ненавидел эту квартиру всеми фибрами своей души (она была темной, окна выходили в стену соседнего дома), ненавидел соседей с их грубыми пролетарскими манерами (одна из них — Анна — стала прототипом Аннушки, разлившей масло), ненавидел атмосферу классической коммуналки с вечными склоками и разборкам, и так в романе реальная квартира писателя стала пристанищем сатаны.

Во дворе дома, который похож на типичный питерский колодец, находится два музея Булгакова: один государственный — как раз в том подъезде, где находится «нехорошая квартира», а второй, в соседнем подъезде, — частный. Второй музей на самом деле не музей, а культурно-просветительский центр «Булгаковский дом», который создан потому, что писатель ненавидел «нехорошую квартиру», и ему бы не понравилось, что музей в его честь устроили именно в ней.

У подъезда мемориального музея М. А. Булгакова нас встретил штатный кот музея — черный, толстый и невозмутимый. Реинкарнация того самого и всеми любимого кота Бегемота.

Интересно, что дома вокруг музеев — обычные жилые, а во дворе припаркованы машины.

Подъезд дома, где находится булгаковский музей, расписан народным граффити. Чего здесь только нет — и изображения героев романа, и цитаты из него, и признания в любви, и даже номера телевонов тех, кто ищет эту самую любовь.

На улице нас снова ждал кот Бегемот. По всей видимости, он привык к повышенному вниманию к своей персоне и никак не реагировал на объективы фотоаппаратов, восторженные возгласы и надоедливые «кыс-кыс-кыс»

В соседнем подъезде — вход в Булгаковский дом. Там можно купить сувениры, связанные с романом, и выпить чашечку кофе в кафе.

А еще можно сфотографироваться с неразлучной хулиганистой парочкой — Коровьевым и Бегемотом.

Представляете, 7 лет живу в Москве, а так ни разу не была на Патриарших до этой экскурсии! Оказалось, что место очень приятное и популярное у молодежи, несмотря на его мрачное прошлое, включая привидения и проклятый дом, в котором 13 этажей и 13 квартир.

Экскурсовод показала нам предполагаемую лавочку, на которой могли сидеть Берлиоз, утверждавший, что это человек планирует свою жизнь, а такой исторической личности, как Иисус Христов, и вовсе не было, и поэт Бездомный, икавший от «абрикосовой».

На Патриарших так и не был установлен памятник Булгакову, зато появился знак, который все, кто читал роман, сразу поймут. Правда, заглавие первой главы звучало несколько по-другому «Никогда не разговаривайте с неизвестными».

Принадлежавший Савве Морозову готический особняк, который мог послужить прототипом особняка Маргариты Николаевны, я тоже увидела впервые. Сегодня в особняке размещается дом приемов МИД РФ.

Говорят, что в нем до сих пор блуждают призраки первого владельца, страдавшего под конец жизни от депрессии, и его безутешной вдовы.

Экскурсия «Москва криминальная»

Продолжительность: 2,5 часа

Стоимость: 400 руб. / чел.

Старт: метро Охотный ряд у памятника Жукову

Описание:

Кипучая торговая, культурная, религиозная жизнь Москвы всегда привлекала к себе пристальное внимание людей самых различных сословий и профессий.

Днем торговые ряды ломились от товаров, предприимчивые купцы заключали многомиллионные сделки, а вечером открывались многочисленные рестораны, трактиры и кабаки.

Разгульная жизнь привлекала внимание многих, в особенности — преступников. На экскурсии рассказывается о криминальном мире столицы 17-го — начала 20-го веков. Мы пройдем от Красной площади до Зарядья, прогулямся по Варварке и посетим печально известную Хитровку.

Во время экскурсии мы узнали:

• откуда начинал свою преступную деятельность знаменитый Ванька Каин
  • какую из кремлевских башен называли Пыточной
  • какие московские районы считались самыми опасными
  • где был арестован первый советский маньяк Петров-Комаров
  • различные случаи из истории Московского уголовного розыска
  • церковь «полицейских и воров» Святой Варвары
  • самый криминальный и опасный район Москвы конца 19-начала 20 веков Хитровка

Впечатления: пожалуй, самая необычная и специфическая по информации из трех посещенных экскурсий. Все-таки не каждый день, слава богу, сталкиваешься с криминальным миром, тем более давно ушедших эпох. На экскурсии присутствовала дама с ребенком, но я никому не рекомендую брать с собой детей — все-таки не для детских ушей рассказы о зверствах маньяков и убийц, о том, как в Москве становились проституками и обходили закон.

С другой стороны, мне очень понравился сам формат экскурсии. Куда как интереснее гулять по городу, когда тебе рассказывают, чем известна та или иная улица, что здесь было раньше и кто тут жил. Экскурсовод Евгений порадовал своей эрудированностью и хорошей подготовкой — видно, что человек весьма глубоко погружался в тему, изучал различные источники, чтобы преподнести туристам как можно больше интересной информации по теме. Однако Евгений на фоне Марии с ее «Мастером и Маргаритой» все же смотрелся бледнее — часто повторялся, рассказывал без эмоций.

В ходе экскурсии я открыла для себя те районы Москвы, в которых не то, что не бывала, а о существовании которых даже не знала.

Например, Хитровка, знаменитая в 19 веке тем, что это был самый криминальный и опасный район Москвы. Здесь проходили сходки бандитов, на которых они делили награбленное добро, жили проституки, попрошайки и прочие деклассированные элементы. Обычные граждане боялись заходить на Хитровку без особой надобности.

«Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…», — пишет журналист Гиляровский.

Певческий переулок (на самом деле Свиной), где располагались самые грязные, самые запущенные московские ночлежки для бедняков. Сегодня о тех временах ничто не напоминает, так как район был зачищен от криминальных элементов при Советской власти и частично перестроен.

Мы зашли во двор дома, где располагался знаментый трактир «Каторга». В «Каторге» собирались самые отпетые преступники и сорви-головы.

Именно об этом доме Гиляровский писал: «Каторга — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых».

Киностудия «Мосфильм»

Продолжительность: 1,5 часа

Стоимость: 750 руб. / чел.

Старт: проходная киностудии «Мосфильм» (район метро «Спортивная»)

Описание:

Экскурсия проходит по территории легендарной киностудии Мосфильм.

В ходе экскурсии мы увидим:

• знаменитый Фердинанд из фильма «Место встречи изменить нельзя»
  • любимое такси из фильма «Бриллиантовая рука»
  • даже велосипед, на котором ездил Ленин
  • реквизит и уникальную коллекцию костюмов, в которых снимались известные и всеми нами любимые актеры
  • съемочные павильоны и декорации старой Москвы, гуляя по которым, мы почувствуем себя в другой эпохе!

Впечатления:

Экскурсия в целом понравилась, хотя я считаю, что 750 рублей за полтора часа — это неоправданная цена. Сама экскурсия проходит на весьма ограниченном пространстве, хотя территория Мосфильма простирается на несколько десятков гектаров.

Интересно было посмотреть на ретро-автомобили, которые снимались в наших любимых советских фильмах, но больше всего, конечно, ждали возможность увидеть декорации старой Москвы, возведенные на открытом воздухе в натуральную величину. К сожалению, во время нашего посещения декорации использовались по прямому назначению — для съемок фильма, и мы увидели только самый краешек.

Коллекция ретро-автомобилей небольшая, зато «звездная». Тут были и автомобили из «Место встречи изменить нельзя», «17 мгновений весны», «Бриллиантовая рука», «Судьба человека» и др.

Такая же небольшая экспозиция костюмов, сшитых для различных отечественных фильмов. Больше всего впечатлили костюмы из «Руслана и Людмилы» и платья дочек императора Николая II.

В следующем зале оказались декорации к фильмам.

Костюмы в восточном стиле из фильма «Яды, или всемирная история отравления»

Небольшая экспозиция карет, которые также отличились в кино. Самый ценный экземпляр (не на этом фото) — настоящее ландо 19 века.

Движущиеся фигуры из декорации к фильму «Вий» со зловещей музыкой и пугающей фразой «Поднимите мне веки!…»

Открытый павильон произвел больше всего впечатления. Это же целая улица декораций, отстроенных в духе старой Москвы! Шли съемки, потому на территорию павильна на не пустили, разрешив наблюдать за процессом только со стороны и на отдалении.

Очень жаль, что за такие деньги не удалось увидеть самого главного!

Один из залов в закрытом павильоне, который нам показали, представлял собой полностью воссозданный интерьер церкви, включая росписи на стене.

Все как в реальной церкви, кроме того, что потолка нет, а сверху свисает осветительное оборудование.

На «Мосфильме» хотелось побывать больше всего, но экскурсия получилась самой скомканной и малоинформативной из трех. Это, однако, не относится к экскурсоводу — она хорошо знает свое дело, рассказывает много интересных фактов о студии, фильмах, которые снимались на Мосфильме.

Я рада, что потратила время на такие неординарные экскурсии, потому что потрачено оно совершенно не зря, а с большой пользой для ума и кругозора. Это позволило по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомую и исхоженную Москву, открыть новые ее грани. В течение лета, пока погода позволяет, обязательно продолжу увлекательное путешествие по городу, в котором живу, и поделюсь своими впечатлениями с вами.