Турист Олег (Ruotsi)
Олег
был 7 июня 2014 18:25

Закарпатская область — Украина Ноябрь 2010

Итак, на следующее утро после прогулки по Мукачево я отправился на автовокзал. Вопреки украинской традиции, когда автовокзал и железнодорожный вокзал находятся далеко друг от друга, в городах Закарпатья они расположены совсем рядом. Это напоминает скорее традиции городов России. Каждые 20 минут на Ужгород идет рейсовый автобус, время в пути около 1 часа. Вообще не могу не отметить, что в 2010 году бросались в глаза не самые оптимистичные настроения местных жителей. По сравнению с 2005 годом, когда в Киеве царила всеобщая эйфория после оранжевой революции, к 2010 году от этих эмоций не осталось и следа. Причем даже в Западной Украине. По всей видимости, простые люди начали всерьез задумываться об ошибочности пути, по которому шла их страна.

Но Бог с ней, с политикой, через час я был уже в Ужгороде. Бросив сумку в камеру хранения на железнодорожном вокзале, я отправился изучать историческое наследие. Кстати, вокзал в Ужгороде новый, построенный совсем недавно.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Первая остановка по пути в центр — площадь Кирилла и Мефодия и одноименный православный собор. Стиль навеян Храмом Христа Спасителя, таких церквей Московский патриархат в посткоммунистическое время настроил много.

Православных в Закарпатье всегда было больше, чем скажем в Галиции, однако я не встретил ни одного православного храма в исторической части города. Да и главные события в истории Ужгорода были связаны не с православными и не с украинцами.

Я направился дальше, к реке Уж, и по пути вспоминал историю. Ужгород упоминался в летописи еще в 872 году, и была это венгерская «Геста гунгарорум». Упоминался он как резиденция славянского князя Лаборца, впрочем, в 896 году казненного. С 11 века Ужгород считался венгерским владением (они переименовали его в Унгвар), с 1323 года перешел к знатному роду Другетов. Впоследствии Ужгород, как и Мукачево, был ареной борьбы между Габсбургами и Трансильванским княжеством, входил в состав Австро-Венгерской империи, после первой мировой войны Словакии. Размышляя, так я шел к мосту через реку Уж и время от времени фотофиксировал вот такие например виды.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

А вот и пешеходный мост.

Ныне этнический состав города довольно пестр: украинцы, русины, русские, словаки, венгры. Как я заметил, по-русски понимают и говорят почти все без исключения, так что проблем с общением в Закарпатье не возникает никаких. Впрочем, по-украински я тоже понимал достаточно хорошо, даже учитывая «западенский» вариант языка. В последнее время в Закарпатье активизировались также русины, требуя от украинских властей признать их культуру и язык. И что удивительно, русины тяготеют больше к России, чем к соседней Галиции. А вот евреев в Ужгороде осталось немного, хотя раньше их было тут приличное количество, о чем свидетельствует здоровенная красная синагога в мавританском стиле, расположенная недалеко от реки Уж.

Но направляемся дальше. Самый центр Ужгорода представляет собой переплетения нескольких полностью пешеходных улиц, которые здесь называют почему-то на итальянский манер «корзо».

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Вот эта улица просто так и называется — Корзо.

А вот это здания на улице Волошина, также пешеходной.

На улице Волошина находится католический костел св. Георгия, построенный в 1762 году, и перестраиваемый в 19 веке.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Не дойдя до конца Волошина, я вдруг повернул на улицу Фединца. А вот так, что хочу, то и делаю, я же ведь самостоятельно путешествую. На улице Фединца привлек мое внимание протестантский храм.

Надписи по-венгерски, стена вокруг храма. Из-за этой стены просто невозможно нормально сфотографировать храм целиком, если только влезть на крышу расположенного по соседству бывшего жупаната. Жупанат — это венгерский орган власти, и эта часть улицы так и называется — Жупанатская.

И вот тут произошло то, чего я опасался — начал накрапывать дождь. Вернувшись на Волошина, я облюбовал место под крышей, откуда можно было сделать пару неплохих кадров улицы. Заодно и дождь переждать. Наивный человек, дожди в ноябре не бывают кратковременными, как оказалось позднее, непогода только начиналась, и все еще впереди.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Поняв, что ждать бесполезно, я направился на улицу Капитульная.

И тут мне попалось вот это кафе.

Ну что ж, время обеда, можно и подкрепиться, отведать закарпатські страви. Выйдя на улицу после трапезы, я понял, что дождь только усилился. Прячась под козырьками и крышами, я продолжал снимать. Вот например бывший иезуитский костел, который являлся частью коллегиума. Один из самых эффектных и узнаваемых храмов Закарпатья. В 1732 году он был передан униатской Греко-католической церкви и назван Крестовоздвиженский собор. В настоящее время является главным храмом не только города, но и конфессии, т. к. в Закарпатье действует своя, Русинская греко-католическая церковь. Также есть и православные русины.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

У собора вдоль стены памятник жертвам коммунистических репрессий.

Ну, а дождь все не унимался. Капюшон уже не спасал, пришлось дальше идти с зонтом. Улицы опустели, только одинокие прохожие иногда быстрым шагом проносились мимо.

Я направился к ужгородскому замку. По сравнению с пафосным замком «Паланок» в Мукачево тут все достаточно скромно и даже невзрачно. Впервые замок появился еще в конце 9 века, но в 16 веке был капитально перестроен итальянскими мастерами оборонной архитектуры.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Прежде чем осматривать замок, я зашел в сувенирную лавку, чтобы хотя бы немного обсохнуть. Разговорился с девушкой, продававшей сувениры. Узнав, что я из России, она обрадовалась и сказала, что многие в Ужгороде недовольны гегемоном соседней Галиции и никогда не противопоставляли себя России. Отоварившись ужгородскими сувенирами, я направился в замок.

Я был единственным посетителем в такую погоду. Внутренний двор оказался закрыт.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Осмотрел я только внешнюю часть, где среди прочих стоит мадьярский древний тотем турул. Венгры в большом количестве ставили их в 1896 году, к 1000-летию перехода через Карпаты.

В это время к дождю прибавился еще и порывистый ветер. Тут от непогоды уже не стал спасать и зонт. Напоследок я поднялся на стену и сфотографировал уникальную Михайловскую церковь 18 века в музее деревянного зодчества.

Два дня в Закарпатье. День второй в дождливом Ужгороде

Порывы ветра едва не вырвали из рук зонт и фотоаппарат. И я почти бегом пустился в обратный путь. Реку Уж я пересекал уже в глубоких сумерках. Недолгий ноябрьский день закончился. Перекусив, какими-то закоулками я через некоторое время дошел до вокзала.

На вокзале пару часов просто сидел и просыхал. Промокла даже моя походная сумка и находящаяся как назло во внешнем ее кармане иммиграционная карточка, что создало проблемы через три дня при переходе границы с Украиной. Но я еще об этом не знал, и просто сел в ночной медленный поезд-тихоход на Львов.