Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была 23 апреля 21:32
Purity

Шри-Ланка Май 2014

1. Страна с тысячью лиц.

Шри-Ланка — удивительна. Она не поражает красотой с самого первого взгляда, но есть в ней что-то, что заставляет всмотреться в эту страну повнимательнее и, неожиданно для себя, ею очароваться.

Она — словно «женщина с изюминкой», которой хочется любоваться, несмотря на неклассические черты внешности, достаточно далекие от общепринятых норм красоты.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

Возможно, такое впечатление скаладывается потому, что Шри-Ланка необыкновенно загадочна и многолика.

Она может быть

райским пляжем в стиле «баунти»

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

и суровым скалистым океанским берегом,

Форт Галле.

обаятельным колониальным городком

В Галле.

и суетливой азиатской деревушкой,

ухоженным королевским парком

Королевский ботанический сад Перадения.
Королевский ботанический сад "Перадения".

и диким заповедником,

роскошным, пестрым индуистским храмом

Индуистский храм богини Ума Парвати в Матале.

и аскетичным буддистским монастырем,

Храм Дова.
Храм "Дова".

звонким, радостным водопадом

и холодным озером, затянутым туманом,

Озеро Грегори в Нувара Элия.

современным комфортным отелем, с нетерпением ждущим постояльцев

ОтельТаллала.
Отель"Таллала".

и развалинами, что спят и видят сны о своем древнем величии,

высокими горами в зарослях чая

и топкими рисовыми полями.

Рисовые поля неподалеку от Тиссамахарамы.

А еще она может быть… Да неважно, чем она может быть. Главное, что, как истинная женщина, она умеет быть разной, умеет удивлять и с ней никогда не бывает скучно.

2. Что значит имя?

У Шри-Ланки не только множество лиц, у нее и множество имен.

Сейчас она — Шри-Ланка — «Благословенная земля», но древние сингалы называли ее Синхала-Двипа — «Остров потомков льва»

Сингальский лев на развалинах Полоннарувы.

А древние же греки — Тапробаной — «Берегом бронзовых пальм»

Рисовые поля возле Тиссамахарамы.

Португальцы — Сейлао, голландцы — Сейлан, англичане — Цейлон.

Но самое красивое имя ему дали арабы: Сирендиб — «Благословенный остров».

Вы только вслушайтесь: Си-рен-диб. Звучит — словно музыка

И потому, быть может, ей удалось покорить столько умов и сердец, и не только простых туристических, но и великих…

3. Влюбленные.

Например, Антон Павлович Чехов, который побывал здесь в 1890 г., по пути с Сахалина в Одессу, был так очарован Шри-Ланкой, что назвал ее «раем» (оно и понятно: после двух месяцев почти каторжной работы на Сахалине и Анапа бы заблистала, что уж говорить о Цейлоне!).

А.П. Чехов на Шри-Ланке. Фото взято из интернета.

Великий русский писатель провел здесь 58 часов: 3 дня и две ночи (одну — в Коломбо, вторую — в Канди) и об этом времени у него остались весьма жизнеутвержающие воспоминания. Так, в письме своему близкому другу А. С. Суворину он писал: «Цейлон — место, где был рай. Здесь в раю я сделал больше ста верст по железной догое и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами. Когда у меня будут дети, то я не без гордости скажу им: «Сукины дети, на своем веку я имел сношение с черноглазой индуской…и где же? в кокосовом лесу, в лунную ночь».

Кроме воспоминаний о рандеву под пальмой Антон Павлович привез с собой в Москву еще и двух мангустов (вообще-то, изначально он купил трех особей, но один из них оказался пальмовой кошкой), и рассказ «Гусев», который был «зачат» (по собственному выражению Чехова) на Цейлоне.

Чехов и его друг мичман Глинка с мангустами. Фото взято из интернета.

Кстати, весьма интересен тот факт, что Антон Павлович, покидавший Сахалин тяжелобольным человеком с обострившимся туберкулезом, на Шри-Ланке чувствовал себя прекрасно, хорошо переносил жару и даже купался в Индийском океане.

Сейчас, стараниями российских литературоведов в Коломбо, в отеле «Grand Oriental Hotel», где останавливался Чехов, открыта меморальная комната-музей Антона Павловича, существует русский литературный кружок, а некоторые рассказы Чехова переведены на сингальский и тамильский языки!

Однако, я немного отвлеклась. Восторг Антона Павловича от Цейлона был так велик, что он смог заразить им одного из своих близких друзей — великого мастера слова — Ивана Алексеевича Бунина.

Фото взято из интернета.

Иван Алексеевич побывал на «благословенной земле» в 1911 г., где провел 1,5 месяца. И если у Чехова со Шри-Ланкой случился яркий, незабываемый, но легковесный «курортный роман», то у Бунина с островом сложились более глубокие отношения. Здесь писатель постиг те философские истины, которые ранее не мог осознать ни на Родине, ни в Европе.

И.А. Бунин на Шри-Ланке. Фото взято из интернета.

По мнению исследователей все «цейлонские» произведения Ивана Алексеевича («Братья», «Соотечественник», «Город Царя Царей», «100 рупий») пронизаны отсылками к буддистской философии: любовь, наслажения, желания — путь к страданию и смерти, океан — сансара, а сам остров — первозданный рай, хранилище древней мудрости, забытых человечеством истин.

Безымянный храм в деревне неподалеку от Сигирии.

Кстати, интересно, что в своем рассказе «Соотечественник» Бунин устами своего героя говорит о том, что Шри-Ланка похожа на Россию (!!!!), он не может объяснить чем, но чувствует это. Удивительно, но нам с мужем «благословенная земля» тоже очень сильно напоминала Родину! Мы так и не смогли объяснить себе чем конкретно, ведь и растения вокруг были экзотические, и еда на нашу не похожа, и люди смуглые и одеваются не по-нашенски, и буддизм этот, чуждый нашему северному менталитету там царит, но вот напоминает Шри-Ланка Россию и все тут!

Шри-Ланку посещали не только представители русской литературной элиты, бывали здесь и венценосные особы. В 1890 г. цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) останавливался на Цейлоне в рамках своего «азиатского турне» из Владивостока в Петербург. Живым напоминанием о том давнем визите осталось цейлонское железное дерево, посаженное будущим последним монархом Российской империи в королевском ботаническом саду «Перадения»:

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

Побывал на Шри-Ланке и первый космонавт планеты — Юрий Гагарин. И он, и его жена впоследствии вспоминали, что ланкийцы встречали их очень тепло, и визит на «благословенную землю» в декабре 1961 г. превзошел все ожидания.

Юрий Гагарин во время визита на Шри-Ланку. Фото взято из интернета.

Во время своего пребывания на острове Юрий Гагарин также посадил дерево в королевском ботаническом саду — сараку желтую:

Дерево выглядит достаточно молодым: говорят, что после смерти космонавата оно перестало расти. Правда это или нет, не знаю, но звучит — романтишно.

Кроме вышеперечисленной четверки на Цейлоне побывало еще очень много знаменитого народа: Н. Г. Гарин-Михайловский и И. А. Гончаров, Стефан Цвейг и Артур Кларк, Рабиндранат Тагор и Р. Киплинг, Марко Поло и королева Елизавета II, Елена Блаватская и даже (гы-гы-гы) Алена Водонаева.

Как видите, Шри-Ланка умеет нравиться. И нравится она людям разным: с разными вкусами, мировоззрениями, социальным положением и с разной судьбой. Так что, вполне вероятно, что она понравится и Вам. Приезжайте знакомиться с ней лично.)))

А чтобы Ваше путешествие прошло максимально комфортно и без разочарований, хочу (напоследок) дать несколько советов.

4. Итак, Советы:

Сразу же хочу развеять некоторые популярные предубеждения об этом острове:

1. Не ждите, что ШЛ будет картинкой с рекламного проспекта о Мальдивах. Она не такая, в ней слишком много жизни: дешевых бумажных фонариков, лавчонок, тук-туков, бабулек, торгующих кокосами, смурных кафешек, мужичков в босяцких саронгах и шлепанцах. Однако они (почему-то) не контрастируют с бананово-кокосовой атмосферой острова, а вполне сносно вписываются в него.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

2. Также не ждите, что под каждым кустом Вам будут трубить слоны, а с каждой пальмы — свешиваться за лакомством обезьяны. Такого там тоже нет. Слонов мы за все время пребывания на «Благословенной земле» встречали лишь 4 раза (их, как оказывается, на острове всего лишь 10 000 осталось — домашних и диких), обезьян — тоже раза 4, по-моему.

В национальном заповеднике Ялла.

3. Еще не советую думать (как думали мы), что на Шри-Ланке получится отдохнуть за гроши. Не получится. И не только на ШЛ, но и, как я поняла, где бы то ни было вообще. Глобализация, туды ее в качель.

Да, тут гораздо дешевле, чем в той же Европе или ОАЭ, но такого, чтобы за 100 рублей можно было пол-острова купить — такого нет. И покушать вкусно в нормальном месте недешево обойдется, и посещение достопримечательностей — дорогое, и за «дары природы» (будь то аюрведические препараты или чай) сумму просят некопеечную. Так что, морально подготовьтесь к тому, что кошельку в сумке дремать не придется.

Кстати, по поводу достопримечательностей Шри-Ланки: то ли я пропустила, то ли бывалые туристы не указывали, но на остров я приехала со смутным знанием о том, что за возможность полюбоваться ланкийскими интересностями, нужно дорого платить, а вот сколько конкретно — неизвестно. Из-за этого я некорректно рассчитала бюджет поездки и нам тупо не хватило денег посмотреть все то, что было запланировано. Чтобы Вы не оказались в такой же неприятной ситуации указываю расценки этого мая (все цены указаны за 1 человека):

Подъем на Сигирию — 3900 рупий (30 $)

Прогулка по развалинам Поллонарувы (+ музей) — 3250 рупий. (25 $) Экскурсия с русскоговорящим гидом еще + 2000 рупий (15,4 $).

Сафари по джунглям в деревне Анура (неподалеку от Сигирии) — 2500 рупий (19,2 $)

Золотой храм Дамбулла — 1500 рупий (11,5 $)

Храм Зуба Будды в Канди — 1000 рупий (7,7 $)

Королевский ботанический сад «Перадения» в Канди — 1000 рупий (7,7 $)

Музей мореходства в Галле — 650 рупий (5 $)

Катание на лодке по озеру Грегори в Нувара-Элии — 500 рупий (3,8 $)

Просмотр национальных ланкийских танцв в Kandyan Cultural Center — 500 рупий (3,8 $)

Подъем на вершину маяка на мысе Дондра — 500 рупий (3,8 $)

Сафари в национальном заповеднике Ялла (аренда джипа, входные билеты, налог) — 130 $ за двоих взрослых + ребенок 4-х лет.

Осмотр нераскрученных индуистских, буддистских храмов и христианских церквей — пожертвование (как правило в размере 100 рупий — 0,8 $)

Экскурсия по чайной фабрике — бесплатно.

4. Часто люди пишут: «Не хочу ехать на ШЛ из-за индусов и уличных попрошаек». Те, кто нелояльно относится к индусам, могут не переживать: на острове, в большинстве своем, живут сингалы. Они и внешностью, и складом характера отличаются от индусов. Причем, в лучшую сторону: у сингалов больше чувства собственного достоинства и уважения к людям, нет яркого желания урвать с путешественника кусок пожирнее.

Ресепшионист отеля The Safari.
Ресепшионист отеля "The Safari".

Об этом говорит тот факт, что с нас практически не пытались вытрясти деньги попрошайки: пара таких моментов возникла только в развращенных туристами местах вроде Канди или Галле, а в местах малотуристических (например, в Тиссамахараме, Нувара-Элии или возле Сигирии, например) никто из местных к нам не приставал и ничего выклянчить не пытался.

5. Еще не надо бояться ехать на Шри-Ланку не в сезон. Везде написано, что в мае на острове льют проливные дожди, особенно на южном побережье. Так вот, за 8 дней нашего прибывания на Цейлоне дождь лил только ОДИН раз, в Канди, в течение 15 мин! Зато сколько прелестей несезонности мы ощутили: нет сумасшедших толп туристов, сервис — хороший, цены на проживание, мелкие услуги и аренду авто — ниже, жара — терпимая, и вообще — красота! Так что, майскую ШЛ — рекомендуем!

На мысе Дондра.

6. И последнее: даже если у Вас хороший уровень английского, будьте готовы к тому, что могут возникнуть проблемы коммуникативного характера: ланкийцам (как и филлипинцам, и индусам) трудно воспринимать наш вариант произношения английских слов, как, впрочем, и нам — их.

Полезности:

1. Об электронном разрешении на путешествие. Мы на Шри-Ланку летели с маленьким ребенком поэтому для нас было максимально важно упростить все пограничные формальности. Если Вы также хотите ускорить время прохождения границы, рекомендую заренее оформить электронное разрешение на путешествие по стране (Electronic Travel Authorization) через сайт иммиграционной службы острова. Заполняете анкету на сайте, оплачиваете разрешение кредиткой (30 долларов с носа, дети до 12 лет — бесплатно), и через несколько минут Вам на почту придет уведомление о регистрации Вашего заявления в системе службы иммиграции, а еще через пол-часа — готовое разрешение на путешестивие. По прибытии в аэропорт Шри-Ланки, протягиваете пограничнику паспорта, он их сканирует и молниеносно шлепает визу на документ. Время прохождения — 2 мин.

Правда, учитывайте один нюанс: южные люди не любят перенапрягаться, но волноваться из-за этого не стоит. Я оформляла разрешения в пятницу, в районе 12 часов: сначала отправила анкету на мужа, потом на ребенка и на себя. Так вот, разрешение на мужа пришло буквально через полчаса, а на меня и ребенка — только в следующий понедельник. Ну и что, что была пятница, рабочий день, и на часах только 13.00? Очевидно, ответственный работник ланкийской службы иммиграции устал за долгую рабочую неделю и решил отложить скучную для него процедуру оформления разрешения на путешествие до будущей недели. Впрочем, мы не в обиде. Южане, понимаем-с. И Вы, если вдруг окажитесь в такой ситуации, не переживайте, пришлют Ваше разрешение, никуда не денутся.

2. На Шри-Ланку мы летели из Абу-Даби, Etihad Airways. То ли мы на акцию попали, то ли Этихад только начал летать на остров, но их авиа-билеты стоили не только дешевле Эмирейтсовских, но даже (ха-ха-ха) чем у Флай Дубай. Опыт полета с Этихад очень удачный: сервис — прекрасный, кормят — вкусно и досыта, алкогольные напитки, подушки и пледы — предоставляются безвозмездно. В общем, искренне рекомендуем.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

3. Т. к. мы задумали во время нашего ланкийского отпуска активно передвигаться по стране, то вопрос «арендовать/не арендовать автомобиль» пред нами даже не стоял. Конечно, арендовать, но с водителем или без? Первоначально, мы планировали ездить самостоятельно, но опытный путешественник и знаток ЮВА vibas убедил нас отказаться от этого несколько… эээ…самонадеянного решения, за что ему — преогромнейшее спасибо! Почему?

Как ни странно арендовать машину с водителем на Шри-Ланке получается даже дешевле, чем без водителя.

Судите сами: мы арендовали авто с водителем за 50 $/день. В эту сумму вошли не только оплата его услуг, но и бензин, и всякие налоги типа оплаты проезда по скоростным трассам и т. п. мелкая ерундистика, за которую вроде бы, кажется, что платить надо немного, а, в конечном счете, набегает довольно ощутимая для кошелька сумма.

Аренда машины без водителя обходится больше 40 $/день, прибавьте к этому сумму, которую Вам придется заплатить за оформления ланкийских прав (на ШЛ не действуют международные права, нужно обязательно оформлять местное водительское удоствоверение — этим займется прокатная контора, у которой Вы арендуете машину), плюс оплата бензина, который стоит не копейки (не Оман все-таки), плюс оплата проезда по скоростным трассам, плюс оплата за превышение километража, установленного рент-э-каром (а что, такое вполне может случиться), плюс вполне вероятный мелкий ремонт (мы два раза ремонтировались — первый раз пробило колесо, второй — не помню что, но что-то было). И все это будет оплачиваться из Вашего кармана!

Озеро Тисса.

А с водителем… Заплатил один раз и голова не болит… Не болит из-за сумасшедшего броуновского движения на дороге, из-за необходимости объезжать пробки по глухим деревням, таращить глаза в темноту после утомительного перелета или осмотра достопримечательностей, поиска приличного кафе в незнакомом месте.

Сел в машину и едешь себе с комфортом этаким царем-королем. И все отдыхают, и наслаждаются отдыхом, и мир и лад в семье, и муж — белый, пушистый и довольный, и тебя носом никто не тычет в то, что поездку отвратительно организовала.)))) Так что, очень рекомендую прислушиваться к бывалым: они плохого не посоветуют.

Процесс аренды авто с водителем подробно описан у Виктора, я повторяться не буду. Напишу лишь о том, что изначально в прокатной конторе с нас запросили завышенную цену: 60 $/день за седан. Мы, вежливо улыбаясь, заметили, что такая сумма нам не подходит, и наш друг, который только полтора месяца как вернулся со Шри-Ланки, платил 60 $/день — но за микроавтобус, мы же за седан готовы заплатить 50 $ в день, не более того. Надо отдать должное ребятам-прокатчикам: молниеносно оценив ситацию (не сезон, наличие конкурентов и наше желание сотрудничать именно с ними), они сбросили цену до требуемой полусотни. Розошлись мы вполне довольные друг другом.

Половину суммы за аренду мы заплатили сразу в конторе, вторую половину — отдали в конце путешествия водителю на руки.

Кстати, о водителе. Я очень боялась, что нашим шофером окажется какой-нибудь нахальный болтун-«бизнесмен», который будет пытаться таскать нас по лавкам своим знакомых и впаривать всякую чепухень в тридорога. К счастью, обошлось. Наоборот, с «рулевым» нам очень повезло: Амит оказался на редкость спокойным, неболтливым, аккуратным водителем. Он не лихачил без надобности, но и не тормозил. Машина у него всегда была в идеально-рабочем состоянии, в салоне — чистота и порядок, а сам он был одет очень опрятно.

Извините, за то, что фото такого плохого качества. Была уверенна, что фотографировала Амита, а как дошло до дела, поняла, что у меня так и нет ни одной его хорошей фотографии. Приходится выкладывать то, что есть. (((

Да, экскурсовод из него — неважный (но нам экскурсовод и не нужен был), зато как водителю ему цены нет. Он водит машину с 1992 г., а туристов по Шри-Ланке возит вот уже 10 лет. Опыт работы с путешественниками у него, как понимаете, накопился немалый. Он подсказывал нам удачные ракурсы для фото, советовал кафешки, обращал наше внимание на интересные места, опекал при регистрации в гостиницах, помогал разыскивать нужные нам рестораны и храмы, не возражал, когда малой оставался сидеть с ним в машине, пока мы с мужем совершали пешие экскурсии. В общем, о нем могу написать только хорошее, и искренее рекомендую его к сотрудничеству.

Кстати, с Амитом можно связаться и напрямую. У него есть свои микроавтобус и седан. Вроде бы обещал сделать скидку. Если понадобятся контакты — пишите, его визитка у меня осталась.

4. Рассчет времени путешествия между пунктами назначения. Уже не раз писали, но повторюсь: несмотря на небольшие расстояния между популярными туристическими местами, времени на дорогу между ними убивается довольно много. Как правило, типичная ланкийская трасса — это однополосное шоссе, по обочине которого размазаны деревеньки, плавно перетекающие одна в другую, из-за чего создается впечатление, что ты едешь по одному бесконечному населенному пункту. Из-за этого средняя скорость не превышает 40 км/ч.

Формула расчета времени, которое Вы затратите на поездку, проста: расстояние, указнное на карте, делите на среднюю скорость (40 км/ч) и получите реальное время путешествия от точки до точки (120 км: на 40 км/ч = 3 часа).

Да, долго, но и это время можно потратить с пользой: мы с собой прихватили маленькую подушку и плед, и во время переездов устаривали ребенку обеденный сон.

Кстати, на Шри-Ланке пусть и одноплосные, но очень хорошие дороги без латок и ям. И так практически везде: только возле Нувара-Элии нам попался плохой кусочек длинной в пару километров. Мне вот интересно, почему бедная Шри-Ланка может позволить себе класть качественный асфальт, а наша богатейшая страна — нет?

5. О мобильной связи.

Мобильная связь на Шри-Ланке дешевая (свой лимит мы не выговорили, хотя звонили и в ОАЭ, и в Россию). Мобильных операторов — множество, мы подключались к Dialog, в основном, из-за интернета (наша экстремальная поездка в Оман научила нас тому, что путешествие в чужой стране без подключения к всемирной сети — дело крайне рискованное для жизни и душевного здоровья). Навигация, правда, тупая: из таких, когда самому карту по экрану пальцем двигать приходится. Ну да, чай, не Москва.

6. О питании.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

Шри-Ланка, конечно, не Дубай, где можно с легкостью найти еду, привычную Вашему желудку, но отчаиваться не стоит даже если Вы, как и мы, например, не любите карри, не можете есть острую пищу, и с Вами путешествует чрезвычайно консервативный в своих вкусовых предпочтениях ребенок 4-х лет.

Завтракать можно в отелях: стандартный набор (омлеты-сосики-овсянка) есть везде, обедать и ужинать на побережье — в рыбных ресторанчиках, в Канди — в ПиццаХат и KFC.

Во многих ресторанах предлагают крем-супы, как правило куриные, так что, если у Вас маленький ребенок или правило «Хоть раз в сутки суп должен быть в желудке» — Ваше жизненное кредо, можете не переживать — без тарелки «жиденького» не останетесь.

Не рекомендуем пробовать свинину: ее на острове готовить не умеют (да еще могут и анчоусным соусом полить — ужасный вкус получается), говядина- баранина — так-сяк. Ешьте лучше рыбу-морепродукты-курицу — не ошибетесь.

Кстати, в качестве гарнира рекомендую выбирать либо картофельное пюре — mashed potato, либо steamed rice — рис на пару — они 100% будут не острыми, и без всяких экзотических приправ. Мы брали как-то раз рис со специями и тушеный картофель кусочками — оказалось очень остро.

Фрукты и овощи.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

На Шри-Ланке очень вкусные и ароматные фрукты — ананасы, бананы, папайя, манго.

А еще на острове можно попробовать настоящего кокосового молока. Королевский кокос, купленный у придорожного продавца, обойдется в 40 рупий (0,3 $). На наш вкус — ничего сверхъестественного — слегка подслащенная водичка невнятного вкуса, правда, жажду хорошо утоляет. Ничего особенного, но попробовать было интересно.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

А вот с овощами на острове беда. То ли ланкийцы их выращивать не умеют, то ли климат на ШЛ не подходящий, но помидоры и болгарский перец там абсолютно безвкусные, как из пластика, огурцы — водянистые, громадные как кабачки, и тоже никакущие. Более-менее на вкус баклажаны, но они, как правило, идут в блюдах по типу «соте» с острой карри-приправой, что тоже не радует.

А, и еще: яблоки на Шри-Ланке — это редкий экзотический фрукт, и яблочный сок в ланкийских ресторанах днем с огнем не сыщешь. Для нас это была настоящая «засада», потому как наш ребенок из овощей ест только огурцы, из фруктов — только яблоки, и сок пьет исключительно яблочный. Приходилось покупать пакетированный сок в магазинах и таскать его с собой в рестораны. (((

7. О Нувара-Элии.

Те, кого укачивет в машине, примите во внимание, что горная дорога, которая ведет к Нувара-Элии и от нее — очень тяжелая: там множество крутых поворотов (чуть ли не через каждые пару метров), укачивает просто адски, даже несмотря на невысокую скорость, мятные жвачки и холод в машине. Извините за прозу жизни, но меня и ребенка просто выворачивало, поэтому, если Вам знакомы эти проблемы, прием препаратов от укачивания — жизненно необходим!!!

Еще в. Н. Э. очень холодно по вечерам: температура опускается до +16, поэтому если планируете поездку туда, обязательно берите с собой кофты-джинсы-кроссовки, чтобы не мерзнуть.

8. Подарки со Шри-Ланки.

Многоликая Шри-Ланка. Предисловие: лирика и практические советы.

Что привезти друзьям и родственникам с острова в качестве сувенира? Конечно, чай, но можно и еще кое-что. Например, аюрведическую косметику местного заводского производства. Не бойтесь того, что косметика не ручной работы: срок хранения у нее недолгий (а это уже показатель), ну и плюс она действительно работает (на себе проверено). Очень хороши оказались мыло с сандалом «Venivel», скраб с сандалом «Nature Secrets», зубная паста «Superivicky» и продукты по уходу за волосами «Kumarika».

Что ж, пожалуй, на этом все с общими рекомендациями по Шри-Ланке.

Продолжение отзыва о нашем ланкийском отдыхе, а именно о южном побережье острова читайте здесь.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия