Турист Олег (Ruotsi)
Олег
был 7 июня 2014 18:25

Закарпатская область — Украина Ноябрь 2010

Это было в начале ноября 2010 года. Утром я проснулся в вагоне неторопливо идущего поезда. За окном в тумане проплывали отроги Карпат, и я понял, что уже почти приехал. Не прошло и получаса, как я выгрузился на вокзале города Мукачево, который собственно и являлся моей целью на этот день. Бросив сумку в первую попавшуюся гостиницу рядом с вокзалом, я не стал терять времени и отправился в центр.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Казалось бы, ничем не примечательная улица. Но в голову приходит мысль: «Как-то все здесь по-другому, не как у нас, в российской глубинке».

Первой моей целью стал знаменитый замок «Паланок» — один из лучших образцов европейского замкового зодчества на постсоветском пространстве. Расположен замок довольно далеко от центра, и добирался я туда на автобусе, если не изменяет память № 3. До сих пор помню, как слышал в автобусе разноязыкую речь: по-украински, какой-то менее понятный славянский язык, а двое даже переговаривались по-венгерски.

Но вот замок уже близко. Скала вулканического происхождения, на которой он расположен, возвышается над окружающей местностью на 68 метров.

Строил замок князь Федор Корятович, бежавший за Карпаты после того как потерпел поражение от литовского князя Витовта. При Федоре Корятовиче (начало 15 века) замок начал принимать свой современный облик, хотя основные сооружения и были перестроены в 1640-х годах трансильванским князем Ракоци.

В то время Трансильвания и Венгрия были вассалами Османской империи. И хотя периодически вспыхивали восстания против турок, эти государства не стремились под защиту боровшейся с Османской империей Австрии

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Присоединение этих земель к Австрии было отнюдь не бескровным. Первая война продолжалась до 1699 года. Затем, в 1704 году, Трансильвания снова начала сопротивляться Габсбургам. Руководил военными действиями Ференц Ракоци. Но в 1711 году Австрия окончательно одержала верх, и война завершилась именно здесь, взятием мукачевского замка.

Нижний двор замка. Здесь предлагалось всем желающим собственноручно выковать монету, что я заснял на видео и даже принял участие в процессе.

Средний двор замка весьма внушителен. Видны остатки крепости времен Корятовича.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Продавцы сувениров не дремлют.

Вот эта часть среднего двора реконструирована совсем недавно.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

По довольно мрачным переходам можно попасть на верхний двор. Из примечательного здесь можно увидеть бюст венгерскому поэту Шандору Петефи, который посетил замок в 1847 году. Говорят, что он очень любил все славянское.

Уходящая золотая осень и музыканты в верхнем дворе.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Спускаясь с замковой горы, вид на окраины города Мукачево.

А теперь переместимся в центр. Безусловно, доминантой и отправной точкой центра Мукачева является здание Ратуши, построенное в 1904 году. От Ратуши расходятся две пешеходные улицы — площадь Мира и Пушкина. Разделяет их выходящий прямо на их пресечение отель «Стар» — по отзывам один из самых комфортных в Мукачево.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

На площади Мира в двух шагах от отеля памятник Кириллу и Мефодию.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Площадь Мира ведет к католическому костелу св. Мартина (1906 г.) — второй доминанте старого города. А во дворе костела сохранилось подлинное чудо — уцелевшая от старого собора часовня св. Иосифа 14 века.

Между костелом и Ратушей находится еще одно примечательное сооружение — построенный в 1667 году бывший дворец князей Ракоци, который впоследствии занимали австрийские аристократы Шенборны. Судя по всему — раннее барокко.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Улица Пушкина соединяет Ратушу и униатскую Успенскую церковь (1849 г.). Подойдя поближе к входу, я разглядел объявления на украинском языке, предлагающие паломничества в Рим.

Почти напротив нее собор Почаевской иконы Божьей матери, появившийся здесь в этом виде в 1993 году. Собор принадлежит Московскому патриархату, и многие сходятся во мнении, что это самая оригинальная по виду русская православная церковь.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Кстати, в Мукачево есть и православная церковь Киевского патриархата, которая попалась мне уже по пути в гостиницу.

Очень колоритны и интересны боковые улицы, как между Пушкина и площадью Мира, так и расходящиеся от них в разные стороны. Например, на улице Достоевского часто идет оживленная торговля, правда мне не повезло, и улица оказалась довольно пустынна. А вот особняк австрийского периода, влево от которого уходит улица Ярослава Мудрого, а прямо виднеется уже знакомая Успенская церковь.

Ну что ж, круг замкнулся. Напоследок пройдя еще раз мимо улицы Пушкина и посетив еще набережную речки Латорица, я отправился назад в гостиницу.

Два дня в Закарпатье. День первый: Мукачево

Мукачево произвел впечатление уникального города, особенно для постсоветского пространства. Сочетание традиций различных народов, богатейшее прошлое и культурное наследие. На следующий день меня ждал Ужгород — самый западный город Украины.