Турист Елена Самусева (Elena_Samuseva)
Елена Самусева
была 20 февраля 13:10

Россия Август 2010

В настоящее время в нашей стране много речных круизных компаний и они на все лады приглашают в путешествия. Хотела написать -заманивают, но это было бы не правдой, заманивать им не приходится, потому что речные круизы пользуются большой популярностью и бронировать каюты нужно заранее. Я долго мечтала поплавать по Волге, но трудно было найти три недели отдыха. Основная специфика речного круиза -его неторопливость. Медленно течет река и медленно плывет круизный лайнер -да и куда ему спешить -люди ведь отдыхают — любуются зелеными берегами, голубой волной, белыми облаками над головой. Ступая на борт речного корабля, Вы оказываетесь в другом измерении, между небом и водой. Корабль подходит к причалу, Вы выходите на берег, вновь под ногами земля и все меняется, Вы вновь спешите, торопитесь за Гидом, хотите все увидеть и охватить. Звучит пароходный гудок, под Вашими ногами палуба — и снова медленно течет река, останавливается время…

Между небом и водой .

Из многих круизов мы выбрали маршрут Нижний Новгород -Астрахань. До Нижнего летели на самолете, ночь провели в гостинице, а утром отправились на речной вокзал, где нас уже ожидал белоснежный лайнер. В программе круиза было путешествие до Астрахани и обратно в Нижний Новгород. На путешествие отводилось 17 дней. Но если добавить еще дорогу от Нижнего до Петербурга, то получилось ровно три недели.

Каюту на корабле мы выбрали самую дорогую, написать лучшую рука не поднимается. Больно уж скромные каюты на наших речных кораблях. Но цена совсем нескромная -за круиз с трехразовым питанием и экскурсиями мы заплатили на двоих двести тысяч рублей, считай по паре тысяч евро с каждого. Наверно можно было взять каюту подешевле, но…не взяли. Высокая стоимость круизов всем не нравится, но что поделаешь, так уж получается, что навигация на наших реках короткая, например Волга всего 200 дней свободна ото льда. Вот и простаивают кораблики долгие зимние месяцы, скучают капитаны, а матросы и официанты вовсе в разные стороны разбегаются.

Весь речной флот в России очень старый. В основном корабли были построены в Чехословакии в 1960-х годах. Тогда они вызывали всеобщий восторг и по рекам отправлялись в круизы партийные и профсоюзные работники. Беспартийные интелигенты могли только мечтать. Потом пришло время перемен и народу было не до круизов. А кораблики тем временем приватизировали, но нельзя сказать, что приголубили их новые хозяева. Ремонты, конечно, сделали, но очень -очень скромные. Да и оборудовали их мебелью для студенческих общежитий. Впрочем, я не могу судить весь речной флот на сегодня, возможно и вышли в реки новые корабли….

Но наш круиз за 200000 рублей проходил в очень скромной обстановке. Необыкновенно богатой была программа поездки.

Речной круиз по Волге
Нижний Новгород провожает нас Чкаловской лестницей. Нам рассказали ,что иногда эта лестница превращается в зрительный зал .

Нижний Новгород,

Казань, Тольятти, Ширяево, Саратов, Волгоград, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Астрахань и снова Нижний Новгород. Это не считая любимых всеми зеленых стоянок и, конечно, села Никольского! Круизы по своей сути все одинаковы -плывешь, любуешься закатом и речной волной, стоянка -бежишь на экскурсии и снова плывешь. А на зеленой стоянке -переодеваемся в купальники и валяемся на белом волжском песочке, купаемся в Волге. А вот Никольское знаменито и любимо всеми за свой красочный базар -арбузы по рублю! Помидоры и яблоки, молоко и творог, рыба всякая, в том числе и банки с черной икрой (очень секретно, чтоб никто не видел!) А дыни! Набиваем свой люкс арбузами и дынями и весь обратный путь наслаждаемся астраханскими деликатесами.

Волжские мосты

Распорядок дня на пароходе зависит от времени прибытия в очередной порт. Но ничто не может отменить завтрака. Завтрак -простой и привычный шведский стол. А вот обеды и ужины превращаются в торжественную трапезу. Заказ делается на день вперед и Вы, заходя в ресторан, уже видите на своем столике компот и десерт, остальные блюда торжественно выносят официанты в белых костюмах. Надо сказать, что Ваш столик в ресторане определяется сразу при посадке и зависит от категории каюты. Пассажиры из люкса, то есть мы, сидим за лучшим столиком, возле окна. На качестве и количестве блюд наше люксовое размещение не отражается. Всех кормят одинаково -паршиво. Думаю, что эта характеристика скорее всего относится к умению повара на нашем корабле и не может переносится на все другие круизы. Но нам не повезло, повар был из двоечников. В дни стоянок в больших городах обед переносился в городские рестораны, если мы отправлялись на экскурсионные программы или заменялся сухим пайком, если было свободное время вне корабля, но можно было и вернуться на борт для обеда.

Речной круиз по Волге

Была еще одна милая и практически ежедневная церемония -причаливания и отчаливания корабля в городах. Публика выходит на палубы, звучит торжественная музыка, на берегу очень часто нас встречали нарядные местные жители в сарафанах и косоворотках с гармошками, величальными песнями; возбужденные гиды у вереницы автобусов. Сначала я очень умилялась теплой встрече, но потом разобралась, что большинство этих местных жителей получало с туристов мзду и тут же от всей души тратили полученные деньги на водку, чтобы еще ярче отметить наш приезд. Провожать нас они уже не могли — отдыхали лежа на газонах.

Подходим к Волгограду

Гиды рассаживали туристов по автобусам и начинались экскурсии. Экскурсий каждый город предлагал очень много, можно было выбрать на свой вкус. Хочется сказать о наших провинциальных гидах -это потрясающие люди, все экскурсии были необыкновенно хороши. Интересные, очень содержательные, на прекрасном русском языке, с громадным знанием темы и любовью к своей земле. Таких гидов я не встречала ни в столице, ни в Петербурге, ни в одной из заграничных стран.

Трудно сказать, что было в этом путешествии лучшим. Казань покорила воображение своей татарской культурой, Самара -купеческим размахом, Саратов встретил проливным дождем, Сталинград вызвал в душе бурю страдания и не сговариваясь многие из туристов купили цветы и на обратном пути проплывая мимо Мамаева кургана корабль притормозил, дал гудок и в воду полетели наши букеты, как дань памяти комсомольцам Сталинграда. Поднимаясь к вершине кургана ты идешь вдоль могил бойцов героев, им всем было по 20 лет.

Красивая ,но очень помпезная набережная Волгограда

Чебоксары запомнились красивой набережной, а Астрахань белым песком Волги, громадными лотосами в дельте реки. Поразил и Астраханский Кремль и собор, напоминающий храм Петербурга. Особенно интересной оказалась остановка в деревне Ширяево. Необыкновенно живописное место -приют художников и поэтов.

Знаменитые горы Жигули -очень красивое место

В городах мы старались пообедать в местных ресторанах. Как было вкусно! В Казани -громадные беляши с ароматным бульоном, сочные треугольники-эчпочмак с начинкой из мяса и лука, обязательное лакомство чак-чак и, конечно, восточный щербет. Именно в Казани мы встретили вывеску -ЕДА, ресторан ЕДА. В Самаре — ресторан с поваром -итальянцем, который на тележке вывозил в зал огромный, как колесо грузовика, круг пармезана с вырезанной сердцевиной. В эту огромную пармезановую кастрюлю повар закидывал порцию спагети и активно перемешивал, насыщая макароны сырным маслом. И невозможно было ждать, когда это кулинарное чудо окажется в твоих руках! Но самая роскошная кухня была в Астрахани. Свежая, соленая, копченая, маринованная рыба всех сортов не могла оставить ни кого из нас равнодушным. Астраханский залом, уха с сазаньей головой, копченая стерлядь и осетрина, щучья икра. И громадные ярко-красные сочные помидоры, фиолетовые баклажаны и арбузы, и дыни. В Астрахани можно не искать лучший ресторан -везде куда бы Вы не зашли Вас накормят по высшему разряду. Астраханцы настоящие мастера.

На пароходе публика занята созерцанием проплывающих мимо берегов, о которых рассказывает ласковый голос из громкоговорителя;кто-то читает книжку, кто-то вяжет носки, а кому-то милее всего сидеть в баре потягивая жигулевское -а вот и сами Жигулевские горы за бортом плывут. На корабле кажется, что мы стоим на месте, а берега плывут мимо нас. А вот спешит мимо катер, за ним баржа -на Волге активное движение. Приближаемся к шлюзам -это интересно и народ выходит на палубы -следить за шлюзованием.

Речной круиз по Волге

Культурная программа на корабле вызывает ностальгическую улыбку. Круизная компания на артистов тратиться не хочет. Матросы и повара вечерами превращаются в артистов. Приветствуется всякая самодеятельность туристов, в том числе детей, так что не стесняйтесь и смело готовьте свой номер -публика принимает все доброжелательно. Каждый вечер на корме танцы под звездами. Заграница нас приучила к великолепным шоу на борту круизных лайнеров, а у нас и лайнеры не те и артисты самолепные. Но все относятся к этому снисходительно -все по домашнему. (вот только червячок грызет -200 тысяч заплачено) Впрочем вместе с нами путешествовал народный ансамбль какого ДК -по вечерам мальчики и девочки весело исполняли свою концертную программу, да и танцы на корме с их участием были веселые. Народный ансамбль плыл в Астрахань по своим делам, но руководитель договорился, что они оплатят свои каюты ежедневными концертами. Вот Вам пример, как экономить на путешествиях.

Помните "Бурлаки на Волге" Ильи Репина .? Да здесь эта картина была написана .

Особое слово следует сказать о зеленых стоянках. За окном было жаркое лето и очень хотелось прыгнуть в Волгу или поваляться на золотом песочке. Программа тура так построена, что зеленые стоянки перемеживались с экскурсионными днями в больших городах. Поэтому возможность поплескаться в Волге была предоставлена. Капитан учитывал и состояние погоды -остановок в дождь у нас не было, просто изменили немножко программу. Итак, зеленая стоянка -корабль причаливает у маленькой пристани -рядом пляж и все весело перемещаются на него. Поплавать в Волге под силу не каждому -очень сильное течение. Но удовольствие большое! Можно погулять вдоль бережка, а можно и до ближайшей деревни. Зеленые стоянки украшают круиз и всем нравятся. На одной из стоянок наш повар устроил для пассажиров завтрак на траве -получилось романтично.

На корабле есть и другой сервис -например салон красоты, услуги прачечной, есть спортзал и даже тренер, небольшая библиотека и музыкальный салон. Вечером можно посмотреть кинофильм. На зеленых стоянках можно поиграть в мяч или бадминтон. Кто путешествует на речных суднах? А публика самая разная -есть студенты, есть семейные пары с детьми, есть и солидные пенсионеры. Всем находится место и занятие.

Когда я собиралась в речной круиз, я вспоминала свое плаванье по Ладожскому озеру в осенний шторм и набрала с собой массу всяких лекарств от укачивания. Но все они не пригодились, потому что на реке совсем не качает и штормов не бывает. Это приятное отличие от морского круиза.

Я хотела в своем рассказе передать атмосферу речного круиза и не стала описывать экскурсии по замечательным городам. Это отдельный разговор.

Нужно ли путешествовать по Волге? Обязательно отправляйтесь! Вы увидете как прекрасна и разнообразна Россия, Вы великолепно отдохнете. Только не забудьте, что бронировать круиз нужно еще зимой!