Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 27 марта 14:06

Назарет — Израиль Май 2014

Благовещением называют весть, данную Архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что она избрана принести в мир Иисуса Христа. Это событие описывается в Евангелии от Луки. Вообще, как рассказал нам наш гениальный экскурсовод, о месте явления ангела существуют 2 версии — православная и католическая. Согласно католической, место явления ангела — произошло в Гроте Марии, называемым также Гротом Благовещения, который был одной из комнат в доме Святого Семейства.

И пришла Благая весть...

По другой версии ангел предстал Деве дважды… Недалеко от Грота — на выезде из города — находится так называемый «Фонтан Девы» — источник Пресвятой Богородицы. Именно здесь архангел Гавриил явился Деве Марии первый раз. Сейчас здесь находится православный арабский храм архангела Гавриила.

Еще этот храм называют Церковь Благовещения над источником.

И пришла Благая весть...

Под сводами храма внизу — глубокий колодец, где до сих пор бьет полноводный ключ, основной водный ресурс современного Назарета.

Сюда Святая Дева ходила за водой и именно здесь впервые прозвучало приветствие «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» от небесного Благовестника, очень смутившее смиренную Деву.

И пришла Благая весть...

После этой первой встречи и загадочного приветствия, возвращаясь по подземной дороге в дом Иосифа, (на этом месте сейчас базилика Благовещения) Дева размышляла, что оно могло бы значить. Дома Мария сразу взяла Священное Писание и открыла книгу пророка Исайи на том месте, где написано пророчество, которое было хорошо известно каждой еврейской девушке: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…» Церковь архангела Гавриила небольшая, в ней есть чудотворная икона, к которой приходят со всего света молящиеся о зачатии.

И пришла Благая весть...

Очень красивый резной деревянный алтарь.

И пришла Благая весть...

Да и вся церковь какая-то камерная, уютная. В ней очень трепетно.

Во дворе церкви есть небольшой музей и туринформация.

И пришла Благая весть...

А дальше мы вернемся в дом Святого Семейства. В те давние времена дома строили на склонах холмов и часто использовали естественные гроты в качестве жилых помещений. И над этим гротом, домом святого семейства, тоже стоит церковь. Первую церковь над Гротом построила царица Елена, мать императора Константина, потом ее много-много раз разрушали и перестраивали, и современный вид храм приобрел недавно, в 1955 году.

Про сам храм расскажу ниже, а пока продолжу историю про Благовещение. Так вот, в этот момент, когда Мария пришла от источника и села читать Священное Писание, в доме Иосифа — в Гроте Благовещения — Архангел Гавриил предстал перед ней во второй раз и развеял ее сомнения. Архангел, сойдя в дом Марии, приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от его слов, и Гавриил продолжал: " не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Испуганная Мария только спросила: " Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… « И Мария ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»…
И свершилось чудо! Именно здесь произошло превращение скромной израильской Девы в Пречистую Богородицу. А вы знаете, что Марии в этот момент было 14 лет?! Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному 80-тилетнему!!! старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Кстати, когда Мария сообщила мужу о том, что носит во чреве сына Божьего — он ей не поверил и отрекся от супруги. Он встал перед неразрешимым противоречием с точки зрения иудейского закона: он знал, что Мария целомудренна, что он к ней не прикасался, но видит ее беременность. По иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями, но он решил отпустить Марию, или уйти самому. Потом Иосифу явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившееся в Ней, есть от Духа Свята». Вот так то.

Итак, теперь про саму Базилику Благовещения.

И пришла Благая весть...

Мы входим во двор, и первое, что мы видим — панно Девы Марии из разных стран. Я показывала целый альбом этих изображений, прикрепила его к рассказу на всякий случай. Вот фасад храма.

Над фасадом возвышается фигура Христа, благославляющего всех входящих. Ниже изображена сцена Благовещения — ангел с веткой лилии (символ чистоты) в руках обращается к Марии, Она слушает его, испуганно сложив руки на груди.

И пришла Благая весть...

Латинская надпись под ними гласит: «Ангел Господень благовествовал Марии». Слева и справа на фасаде начертаны цитаты из Ветхого Завета, пророчествующие об Инкарнации. В центре фасада вырезаны в камне барельефы четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а под ними — надпись, гласящая: «Здесь Слово стало плотью и жило среди нас». Центральная дверь открыта только в праздники, поэтому через одну из боковых дверей мы проходим в нижнюю церковь, хранящюю главную Святыню — сам Грот Святого Семейства.

И пришла Благая весть...

Церковь Грота представляет собой большое, практически пустое помещение.

И пришла Благая весть...

В центральной части, на уровне несколько ниже основного пола и отгороженная от остального пространства, находится как бы «церковь в церкви».

Она включает в себя сам Грот и молельное место, в котором многочисленные группы паломников из разных стран проводят свои службы. Грот расположен с левой стороны, окруженный оставшимися от прежних церквей фрагментом стены, колоннами и напольной византийской мозаикой.

Внутри Грота находится алтарь, оставшийся от бывшей церкви. Мраморный круг с крестом на полу обозначает место, где, по традиции, стояла Дева Мария, внимая Ангелу.

И пришла Благая весть...

Над ним латинская надпись, гласящая: «Здесь Слово стало плотью». Справа — скульптура этой 14-тилетней еврейской красавицы, которую сам Господь взял в жены.

И пришла Благая весть...

Удивительно… рука Христа касалась этих стен, в этом полу остались камни, по которым ступала Его нога. Грот — великая Святыня. Там чувствуется какой-то трепет.
Из церкви Грота по винтовой лестнице, украшенной витражными окнами и изречениями богословов,

И пришла Благая весть...

мы поднимаемся в Верхнюю церковь.
Здесь мы попадаем совсем в другой мир.

И пришла Благая весть...

Это уже достаточно яркая католическая церковь, центральное панно изображает как раз Благовещение. На стенах также множество панно и изображений Девы Марии.

На двери тоже Евангельские мотивы.

И пришла Благая весть...

Спустившись по лестнице, мы возвращаемся во внутренний двор.

Там как раз и можно видеть остатки фундамента церкви времен Крестоносцев, фрагменты сохранившейся Византийской мозаики.

И пришла Благая весть...

Еще во дворе стоит скульптура Девы Марии. У нее такие потертые руки, т. к. есть традиция, что нужно вложить свои руки в ее, прикоснуться головой к груди и просить о здоровье своих детей.

И пришла Благая весть...

Как резюме — оба храма Благовещения обязательны для посещения. Но в католическом очень много народу, туда возят всех, а в православной церкви над источником людей почти нет. Дело в том, что туда не возят групповые экскурсии, люди туда либо приезжают сами, либо с индивидуальным гидом, как мы.