Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 6:26
В путешествии по Ирану.

Канди, Нувара-Элия — Шри-Ланка Март 2014

Вот уж в чем уж нет недостатка в автомобильном путешествии по Шри-Ланке, так это в разнообразии! Здесь вам точно не грозит скука созерцания монотонных пейзажей за окном. Пасторальные равнины залитых водой рисовых полей сменяются городской суетой, холмистыми предгорьями, живописными озерами, и, наконец, чайными плантациями!

Канди

Дома здесь либо чинно стоят по берегам большого живописного искусственного озера, либо лихо карабкаются по склонам окрестных покрытых тропической растительностью холмов. Это Канди — второй по численности населения город Шри-Ланки. Гестхаус, в который нас намедни вечером (уже затемно) привез и заселил наш водитель Гуни, тоже цеплялся за крутой склон, в чем мы убедились, выползши утром из комнаты ради завтрака. Завтрак, который готовили сами хозяева гестхауса, подавался на террасе с балконом и бодрящим солнечным видом на ланкийское утро над окрестными холмами.

Чай и азиатская круговерть

Канди — культурная и религиозная столица страны. Здесь нет небоскребов и офисных центров, как в Коломбо, и клерков в белых рубашках тут не встретишь (может, где-то и можно встретить одного-двух, но нам они не встретились), — на улицах люди в традиционных ланкийских одеждах. А нам и не надо небоскребов и роскоши — мы как раз люди, скорее, культурные и религиозные. То есть, религиозные, в смысле, любим скорее храмы, чем небоскребы. А еще нам хотелось, наконец, немного погрузиться в азиатскую уличную круговерть — у нас от этого сразу поднимается жизненный тонус на многие месяцы вперед!

Чай и азиатская круговерть

В Канди мы полностью доверяемся нашему водителю Гуни, который давеча привез нас в такой хороший домашний гестхаус! Следующий гестхаус — в Нувара-Элии — был тоже выше всяких похвал. Тут следует снова оговорится, роскошь и пафос в плане выбора жилищ в путешествиях нам, как людям с советским прошлым (а, может, и будущим), классово чужды! К большим отелям мы тоже симпатий не питаем. Для нас чем более всё по-домашнему, тем лучше. А хозяева нашего нынешнего пристанища были очень улыбчивыми и дружелюбными, подчеркивающие, что у них скорее не гестхаус, а «homestay», что было совсем недалеко от истины!

Чай и азиатская круговерть

Поднявшись к храму Белого Будды, я подумал, как фантастически красиво было бы тут на рассвете! Нет, на рассвете солнце в глаза, лучше на закате! Когда (наверное) ровный мягкий оранжевый свет заливает долину, и озеро, и храм Зуба Будды… Когда оттенки от бело-желтого до ярко розового играют свои цветные гимны на облаках, снисходя и до холмов, и до города внизу. И ты уже не знаешь, как ты мог когда-либо сомневаться, что существует на земле абсолютное счастье…

Чай и азиатская круговерть

Но этого как раз я не увидел — проклятый фотографами полдень нестерпимо слепил глаза и напоминал, что в таких местах правильнее оказываться в нужное время. А нужное время это что? Только рассвет и закат. Ночь еще время более-менее нужное. А остальное время суток — псу под хвост! Удручающе бессмысленно дневное время! (Недаром мы обычно тратим его на работу!) Тут я поклялся во всех последующих путешествиях беспробудно спать днем! А вот на рассвете и закате (и, возможно, ночью) не скрывать свою удаль и давать волю фотоаппарату! Семью я, правда, в правильности такого подхода пока не убедил, но есть еще время!

Королевский ботанический сад Перадения

Я не особенный любитель всяческих ботанических и зоологических садов (зоопарки у нас теперь и вообще под запретом — дочь принципиально против содержания животных в неволе). Не очень мне нравится искусственность всяких регулярных парков и неестественность выращенных стройными рядами насаждений. Не по-природному как-то все это. Уж лучше заросли и бурелом! Но за зарослями и буреломом особо далеко ездить не нужно, а уж раз мы на Шри-Ланке, надо посмотреть всё, что умещается в отведенное время и силы.

Чай и азиатская круговерть

Поэтому Королевский ботанический сад в Перадении все-таки решено было навестить. Еще одной существенно повлиявшей на решение причиной было наличие в этом саду летучих мышей (если точнее, летучих лисиц), которыми хотелось заинтересовать детей.

Чай и азиатская круговерть

А сад неожиданно оказался таким волшебным местом уюта, покоя и зеленых красот, что оттуда совсем не хотелось уходить! Здесь с первых же шагов по нас обступила такая роскошная растительность, что сомнения были тут же отброшены, а предубеждения забыты! Более приятное место пребывания придумать сложно — и для взора отрада, и жара там не совсем жара, и немноголюдно совсем, хотя и не пустынно. Из полученной на входе карте хотелось посмотреть все, что там было отмечено — и аллеи пальм, и «пьяные» сосны, и гигантский бамбук, и вообще все (мы даже повидали живого дикого скорпиона, которого уборщик поймал метлой и удерживал ради туристов)!

И летучие мыши, плотно свисающие с ветвей, как спелые груши!

Ланкийские традиционные танцы

После Перадении и гостеприимного ланкийского обеда мы добрались до нашего гестхауса и собрались было отдыхать, но наш водитель сказал, что забронировал для нас места на представлении традиционных ланкийских танцев. Если честно, мы согласились только из уважения к Гуни — он за эти пару дней полностью заслужил наше доверие (и впоследствии только поддерживал такое наше о себе мнение), да и вообще иногда, в основном, на отдыхе приятно просто побыть сговорчивыми, не могущими отказать другим людьми!

Чай и азиатская круговерть

Так вот мы с женой собрались на танцы, а вот дети после хождений по храмам, холмам и ботаническим садам категорически решили залечь в гестхаусе со своими девайсами, коими так испорчено благословлено нынешнее поколение.

Хозяин гестхауса, взявшийся проводить нас до танцев, удивился: а почему же ваши дети не с вами? Они устали — сказали мы. Пусть они придут хотя бы на начало — если не понравится, могут вернуться в свой номер (идти тут пять минут) — сказал он. И добавил: но я уверяю вас, в этих танцах столько энергии, что они забудут про усталость! Мы тут не очень ему поверили, но вежливо улыбнулись и еще раз заглянули к детям — может, все-таки пойдут, чтобы сразу уйти, если не понравится. Дети, что удивительно, нехотя согласились.

Чай и азиатская круговерть

Так вот, и мы, и дети смотрели представление на одном дыхании и даже не подумывали ни о каком отдыхе! Это было настолько захватывающе! Конечно, если вам нравятся азиатские танцы. А если и не нравятся, эти, уверен, возможно, изменили бы ваши жизненные ориентиры. Мы подспудно сравнивали с балийскими баронгом и кечаком — какое там! Наш любимый Бали тут (и не только тут) проигрывал по всем статьям. Что же, нам, жаждущим новых азиатских впечатлений, от этого только лучше! Танцоры меняли одежды и оттачивали векторы необычных движений, а весь зал смотрел, как завороженный! Танцы были не только необычны, непохожи ни на что другое, но и разнообразны, и каждый танец был без туристическо-приглаженного налета — и донельзя аутентичен! Вот девушки выносят подносы со свечами и прямо с ними выделывают непостижимые пируэты и прыжки. Вот экстравагантно одетые мужчины — причем не первой молодости и с хорошо заметными пузами — выходят ритмично подтанцовывая под ритмичный бой барабанов и вдруг — оп! Все как один непринужденно прыгают заднее сальто! Вот танцоры, крутящие на всех конечностях беспримерное количество тарелок! А вот и хождение по углям и прыжки через огонь! Дети забыли про свои благословленные девайсы! Нет, не забыли, они беспрерывно снимали на них все представление!

Храм Зуба Будды

В главную святыню Канди — Храм Зуба Будды — мы поехали вечером и уже без детей, которые завалились в номер без задних ног и упали в объятья то ли Морфея, то ли интернета.

Чай и азиатская круговерть

Вечерний Канди оказался на удивление лишен уличной суеты. А что же мы хотели? Это все-таки не Бангкок. Да и Шри-Ланка — не Таиланд. Постоянное оживление ощущалось только около Храма. Пуджа, к сожалению, уже закончилась, но людской поток — как поклоняющихся людей, так и просто глазеющих (таких как мы) не иссякал. Не скажу, что храм произвел на нас впечатление совсем уж неизгладимое. Видимо, основное впечатление должен производить зуб Будды, которые хранится где-то внутри за семью печатями. В комнату, где он хранится, время от времени приоткрывается дверь, все, кто готов отстоять приличную очередь, могут узреть что-то там, где он хранится.

Хоть нам буддизм и симпатичен, поклонение различным религиозным артефактам, а уж тем более частям тел давно усопших людей, никогда нами понимаемо не было. Поэтому в очереди мы стоять не стали. Не буду высказывать нашего скептицизма по поводу подлинности этого самого зуба того самого Будды. Об этом можно порассуждать и около любого значимого европейского храма, в котором непременно почитаемо хранится частичка чего-то, связанного со Спасителем или апостолами. Но зачем задевать чувства верующих? Тем более в Храме Зуба Будды на туристов с фотоаппаратами никто из молящихся косо не смотрел, не цыкал и замечаний не делал.

Чайные плантации

Следующим утром наш автомобиль покатился вниз и вниз по холмам, и дальше — прочь из Канди. И еще дальше — стал забираться в предгорья, покрытые все более и более сплошными чайными плантациями.

Чай и азиатская круговерть

Надо сказать, что без чая мы с женой свою жизнь уже давно совершенно не представляем. К кофе, например, я уже давно равнодушен, а вот представить себе хотя бы день жизни без десятка-другого чашек чудесного напитка из листьев чайного дерева уже давно не могу. Конечно, предпочитаем чай китайский или (еще более) японский. Всякие чайные пакетики употребляются только в виде исключения — на «безрыбье». Поэтому понять, что такое настоящий цейлонский чай, нестерпимо хотелось. Ровно как и посмотреть, как же вообще чай растет, и как его собирают. Увы, несмотря на посещения Китая и Японии и обильных там чаепитий — с церемониями и без — как, собственно, чай растет, мы ни разу не удосужились увидеть.

Поэтому для меня чайная ланкийская тема было чуть ли не более центральной, чем объекты Всемирного наследия или великолепный Индийский океан.

Так вот ланкийские чайные плантации оказались одними из живописнейших когда-либо виданных ландшафтов, а дорога из Канди в Нувара-Элию — одной из самых захватывающих! Буквально за каждым поворотом вьющегося по чайным горам серпантина я истерически просил Гуни остановить машину ради очередной умопомрачительной панорамы!

Чай и азиатская круговерть

Потом я все-таки немного остепенился, поняв, что с этим постоянными остановками мы до Нувара-Элии доедем только к концу недели. Но, конечно, в том, чтобы задержаться и пофотографировать аутентичных сборщиц я себе никак отказать не мог. Вот они, настоящие труженицы полей! Их жизнь — безусловно не сахар, но они все, не отрываясь от труда, приветливо улыбались мне. Я, конечно, оставил им чаевые.

Остановка

Еще одна не очень запланированная остановка случилась в городке Udapalatha. Просто в этом крошечном затерянном среди чая городке я неожиданно узрел ту самую «азиатскую круговерть», на которую у нас не хватило времени в Канди. Азиатская суета, торговля едой на улице, дымный транспорт, немного ветхие строения, спешащие и отдыхающие люди — вот где для нас настоящая свобода и драйв! Ну, разве такое есть в вашей скучной Европе?!

Чай и азиатская круговерть

Мы остановились и пошли прогуляться, не без удовольствия отметим, что являемся единственными иностранцами на улице. Ланкийцы удивлялись и улыбались — туристы, видимо, сюда совсем не заглядывают.

Чай и азиатская круговерть

Тут нам пришла мысль купить пива, которое, как и любой алкоголь на Шри-Ланке продается только в специальных магазинах. Так вот завидя один такой wine store, мы немедленно устремились туда и приоткрыв занавеску, выполнявшую роль двери, сразу попали в сумрачный мир различной степени опьянения местных темных личностей, от чего даже мне, знакомому с Азией и алкоголем не понаслышке, стало в первый момент не по себе. Личностям, видимо, стало тоже не по себе — по крайнему удивлению тех лиц, которые высунулись из глубины недр винного магазина, стало очевидно, что порог этого места никогда не переступала нога 1) европейца 2) женщины 3) блондинки! Впрочем, лица личностей тут же подружелюбнели и заулыбались, а один, знающий английский и довольно трезвый мужчина даже помог купить пива (прилавок там за решеткой с несколькими окошками — видимо для защиты от несанкционированного доступа к продукции — и сразу понять, в какое окошко обращаться, было не так просто).

Чай и азиатская круговерть

В другом винном магазне — уже в Нувара-Элии — мы купили и арак! Это местный крепкий пальмовый напиток. На Шри-Ланке пился отлично!

Чайная фабрика Mackwoods

Конечно, мы захотели заехать на чайную фабрику! И Гуни завез нас в Mackwoods. Это самая настоящая фабрика, а совсем не туристическое разводилово! Сначала — экскурсия по фабрике с описанием производства от начала до конца, потом (бесплатное) чаепитие, потом (если хочется) покупка чая. Мы, безусловно, закупились! Более того, на Шри-Ланке мы распробовали черный чай, который там обычно пьют с молоком. Так вот это энергетик, успокоительное, афродизиак, и что еще хотите, в одном флаконе — в зависимости от вашего настроения! Кстати, в отелях частенько подавали вместо чая всякую бурду. А вот то, что мы купили в Mackwoods — не чай, а песня сознания!

Чай и азиатская круговерть

Кстати, и сам наш водитель там основательно затарился чаем!

Нувара-Элия

К Нувара-Элии мы подъехали, когда уже вечерело — ее панорама в лучах предзакатного солнца была волшебна!

Чай и азиатская круговерть

Гуни снова очень удружил нам с гестхаусом — стоящий на возвышенности дом полностью напоминал колониальную усадьбу. А тот факт, что были единственными постояльцами и ужинали семьей за огромным столом в обставленной весьма старинными вещами гостиной, только усиливал чувство сопричастности к колониальности!

Но перед этим мы с Аней, конечно, прогулялись по Нувара-Элии, чтобы ухватить еще немного «азиатской круговерти»!

Чай и азиатская круговерть

На следующее утро нас ждал национальный парк Horton’s Plains.