Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Стамбул — Турция Апрель 2014

И прах веков упал на прах святынь.
На славный город, ныне полудикий.
И вой собак звучит тоской пустынь
Под византийской ветхой базиликой.

И пуст Сераль, и смолк его фонтан,
И высохли столетние деревья…
Стамбул, Стамбул! Последний мертвый стан
Последнего великого кочевья!

И.Бунин, «Стамбул», 1905.

Как же иногда хочется чтоб, в сутках было 48 часов, нет, лучше 72 часа или даже больше — 100! И чтоб совсем не хотелось спать, так жалко тратить 6–8 часов на эту глупость, особенно если летать во сне не выходит. И какая смешная цифра 24 часа, это настолько мало, что хочется со злости колотить кулаком в стену. Ну дайте мне уже резиновое время! Захотел и раз — растянул, а потом еще и договорился, в какой момент оно сожмется обратно. Всего-то 24 часа бодрствования чтоб увидеть Стамбул, даже не пытаясь понять и вжиться в этот город, просто увидеть. С широко раскрытыми глазами, стараясь не упустить мелочей, ведь из самой мелкой мозаики всегда складываются самые красивые картины. 24 часа не считая время на сон, но еще оттуда надо вычесть время на кафе и рестораны, если не принять их за метод знакомства с городом. Хотя в Стамбуле, знакомиться с городом сидя в ресторанчиках одно удовольствие. Вот ты сидишь в мягком кресле на Галатском мосту, а совсем рядом с тобой блестят на солнце лески закинутых удочек, изредка мимо вниз, в воду Золотого Рога, проплывает грузило или наверх улетает извивающаяся и ошарашенная поимкой рыба. Или жесткий, но удобный плетеный стул в переполненной кафешке на набережной, у самой ограды Долмабахче, сидишь и смотришь на снующие по Босфору суда.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Вот что можно успеть за 24 часа в Стамбуле?

Мне удалось удивиться хрустальным балясинам парадной лестницы и громадности люстры в церемониальном зале Долмабахче.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Почти утонуть в запахе тюльпанов в парке Гюльханэ. Теперь я и готова произносить это название с таким же придыханием как девушка, объявляющая трамвайные остановки, Гюль-глубокий вдох — ханэ. И каких только тюльпанов там не было, и белые, и розовые, и темно-фиолетовые, и ярко алые, разных-разных цветов и форм. И плотный от их запаха, почти осязаемый, воздух.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Подняться на Галатскую башню. Пройти вокруг нее и до головокружения всматриваться в стрелы минаретов, черепичные крыши и сверкающую на солнце воду Босфора и Золотого Рога.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Спуститься в Цистерну Базилика. Найти там голову Горгоны Медузы и попытаться сосчитать колонны, удерживающие тяжелый свод.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Сразу после рассвета придти на площадь между Голубой мечетью и Айя-Софией, посидеть на совершенно пустых скамейках, послушать, как облетают розовые лепестки с цветущей у фонтана сакуры. Красота. Днем в бурлении толпы это совсем другое место.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Уже днем зайти в Голубую мечеть и Новую мечеть. Удивиться резвящимся на молельной части турецким детям.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Задохнуться от запаха специй на Египетском базаре. И задерживая дыхание, быстрее вынырнуть из его рядов.

Ввинтиться в достаточно плотную толпу на Истяклиле, уступить дорогу старинному трамвайчику, а может и всем двум трамвайчикам, курсирующим по этой пешеходной улице. Так и не смогла решить, какой Истяклиль мне больше нравится — утренний с толпой, бубликами-симитами и открытыми магазинами, или вечерний с иллюминацией, вкуснейшим запахом из кафе и уличными музыкантами.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Пройти, желая доброго утра всем редким встречным, по набережной — улице Кеннеди, считая кошек, собак и рыбацкие катерки. А еще на набережной Кеннеди стоит огромный памятник Ататюрку, смотрящий на Босфор.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Поглядеть, как утром на Босфоре рыбацкие катерки уходят с дороги гудящих сухогрузов, идущих в море.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

Оказывается, что за 24 часа можно успеть поглядеть многое, но еще больше остается неувиденным. Так что теперь я буду стремиться побить «рекорд» Ивана Бунина, побывавшего в Стамбуле не менее 13 раз.

Скучный технический отдел.

На конец апреля 2014 г.

Очередь в Долмабахче может занимать до 3х часов жизни, мы присоединились к соотечественникам, стоявшим в этой очереди раньше нас, и проскочили за 40 минут. Дворец открывают в 9–00 и закрывают в 17–00. Цена билета 30 лир. В это входит экскурсия на английском, по мере набора группы (не дольше 10–15 минут), по дворцу и посещение парка и гарема. Без гида по дворцу пройти нельзя. Фотосъемка запрещена. В гарем мы не пошли.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

В Голубую мечеть вход бесплатный, как и в любую действующую мечеть. Очередь прошли где-то за 30 минут, достаточно быстро. На входе выдают пакеты для обуви и, при необходимости, платки. В Новую мечеть прошли за 3 минуты)) платки надо иметь свои.

В Цистерну Базилику билет стоит 10 лир. Очередь где-то на 30–40 минут. Сюда лучше идти со штативом, хотя народу довольно много и комфортно расставиться не выйдет.

И прах веков упал на прах святынь. Стамбульское весеннее.

На Галатскую башню мы поднимались в 9–20, очереди почти не было, заняло 3 минуты. Башня открыта с 9–00 и до 17–00. Днем очередь вполне приличная, по плотности сопоставима с очередью в Цистерну, но с учетом маленькой площадки вокруг башни, должна двигаться медленнее.